Выявление музыкально одаренных детей
Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда. Поэтому задолго до рождения научной экспериментальной психологии практика диагностики музыкальных способностей уже имела свои традиции. Широкое распространение в ней получило положение о решающей роли музыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Признание человека способным или неспособным всецело зависело от наличия или отсутствия этих качеств. Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б.М. Теплов). Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальной деятельности.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей. Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости способности музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свидетельствует о наличии у него музыкально-слуховых представлений, но одновременно и об отсутствии скоординированности слуха и голоса. Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателями развитости способностей являются приобретенные навыки и умения. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навыках и умениях. Нужны специальные показатели, которые позволяют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства ритма также не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками и умениями. Необходимы показатели, включающие эмоциональность, выразительность движений и их соответствие ритму музыки. Игра на музыкальных инструментах может быть показателем развитости музыкально-слуховых представлений (и чувства ритма), только если мелодия подбирается по слуху, но не воспроизводится по показу или с применением цветовых и других обозначений.
Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей - ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б.М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что первая попытка ее решения датирована 1883г. Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?
Во-первых, потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека.
Во-вторых, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального.
В-третьих, потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.
В-четвертых, существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.
Прежде всего уточним роль диагностики музыкальных способностей, т. е. ответим на вопрос: для чего она нужна?
Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду.
Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.
Какие существуют сегодня подходы к диагностике музыкальных способностей дошкольников?
В диагностике, предложенной Н.А. Ветлугиной в пятидесятые годы прошлого столетия, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику детского сада. Так, например, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий.
Для диагностики исследователем использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме занятий с небольшой подгруппой детей (3 - 4 человека). Позднее для диагностики музыкальных способностей детей создавались специальные музыкальные инструменты и пособия, к которым, безусловно, следует отнести «Музыкальный букварь» (М., 1989), заслуживающий высокой педагогической оценки.
В настоящее время педагогом О.П. Радыновой конкретизированы и более четко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей. Ведущий диагностический метод О.П. Радыновой - это подгрупповые и индивидуальные задания для детей. Короткие тестовые задания, для детей среднего и старшего дошкольного возраста предлагает использовать и А.Н. Зимина.
Автор также дает несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов.
Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму.
Рассмотренные варианты диагностики музыкальных способностей относятся к традиционным. В диагностике музыкальных способностей проверяют и оценивают «не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения мелодии голосом; не музыкальную память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и, что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра»
Ведущими критериями музыкальности современного ребенка считается яркое эмоциональное переживание музыки, интерес к ней, желание заниматься музыкальной деятельностью.
В большей степени хотелось бы обратить внимание на диагностику музыкального опыта дошкольников, включающую в себя изучение:
· опыта эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке, т.е. интереса к музыке, детских музыкальных предпочтений и вкусов дошкольника, личностной включенности в музыкальную культуру;
· опыта знания музыки, т. е. музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции;
· опыта умений взаимодействовать с музыкой, а именно обобщенных способов музыкальной деятельности детей, необходимых в любом виде музыкальной деятельности (адекватно реагировать на характер музыки; осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать - декодировать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности); сюда же входят специальные (технические) умения детей - певческие, инструментальные, танцевальные, изучение которых осуществляется в процессе диагностики музыкальных способностей дошкольников и при целенаправленном наблюдении музыкальным руководителем детского сада в течение учебного года;
· опыта творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность, который накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности; сюда же входят интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах деятельности, попытки музыкального сочинительства.
Примерная диагностика художественного восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: изучить особенности художественного восприятия музыкальных произведений П.И. Чайковского (в единстве компонентов художественного восприятия музыки: эмоциональной отзывчивости; интереса к слушанию музыки; музыкальной эрудиции) детьми старшего дошкольного возраста.
Используемые методы диагностики: диагностические задания, наблюдение за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений, беседа-обсуждение.
Диагностическое задание 1
Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки.
Детям предлагается для прослушивания (1-1,5 мин) два отрывка: «Песня жаворонка» из «Детского альбома» и марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:
· сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость);
· воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;
· проявление у ребенка интереса к слушанию музыки;
· наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания);
· адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению.
Особенности восприятия фиксируются в протоколе. Качественные проявления оцениваются по 3-балльной системе (соответственно выше – одарённость):
· 1 балл - низкий уровень эмоциональной отзывчивости: ребенок отвлекается, не слушает;
· 2 балла - средний уровень эмоциональной отзывчивости: внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят не устойчивый характер;
· 3 балла - высокий уровень эмоциональной отзывчивости: показатели проявляются ярко, без инициативы взрослого.
Таким образом, суммарный балл по результатам слушания двух музыкальных отрывков позволит определить уровень эмоциональной отзывчивости дошкольников:
· 24 - 30 баллов - высокий;
· 20 - 24 балла - средний;
· до 20 баллов - низкий.
Диагностическое задание 2
Цель: изучение степени осознания детьми эмоционального настроя музыки, передаваемого через средства музыкальной выразительности.
После прослушивания отрывков (задание 1) с каждым ребенком индивидуально организуется беседа, в процессе которой, выбирая из предложенных слов, он определяет характер музыкального произведения (так как самостоятельный подбор слов для ребенка сложен). Для этого отобраны слова-эпитеты из «Словаря эмоционально-образного содержания музыки» (по О.П. Радыновой).
Марш из балета «Щелкунчик»
веселая игривая задорная звонкая забавная скачущая солнечная танцевальна
спокойная гордая мужественная грозная сердитая торопливая праздничная маршевая
отважная беспокойная стремительная осторожная уверенная прозрачная суровая грубая
«Песня жаворонка»
мечтательная ласковая задумчивая светлая легкая плавная печальная шутливая
звонкая жалобная протяжная неторопливая спокойная тревожная сдержанная
улыбающаяся тоскливая обиженная сердитая сказочная волшебная осторожная скачущая
Педагог просит ребенка обосновать свой выбор того или иного эпитета (почему ты так думаешь?).
Диагностическое задание 3
Цель: изучение особенностей музыкальной эрудиции (знаний в области музыки) дошкольников.
Проводится индивидуальная беседа с ребенком, в ходе которой задаются следующие вопросы.
1. Зачем людям нужна музыка?
2. Какие чувства выражает музыка?
3. Что ты любишь делать под музыку?
4. Что значит «классическая музыка»? Какую классическую музыку ты знаешь?
5. Каких композиторов ты знаешь?
6. Какая музыка у твоего любимого произведения?
7. Что в музыке можно передать с помощью быстрого темпа?
Низкий уровень восприятия
Ребенок проявляет активность только в некоторых видах музыкальной деятельности. Не узнает музыкальные произведения, которые слушались на занятиях ранее. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. Не может объяснить их назначение
Средний уровень восприятия
Ребенок понимает средства музыкальной выразительности, но не всегда может объяснить их использование. Не может проанализировать музыку. В своих ответах не уверен. Имеет музыкальные предпочтения, хорошо объясняет на примере любимых произведений свое понимание музыкального образа
Высокий уровень восприятия
Ребенок музыкально эрудирован. Знает музыкальные средства выразительности, может указать на некоторые из них. Дифференцированное восприятие носит осознанный, системный характер. Имеет представления о жанрах классической музыки
Соответственно выше - одарённость
Диагностическое задание 4
Цель: определение возможностей восприятия музыкального произведения и отражение воспринятого через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений.
Закономерная взаимосвязь между эмоциями и цветом (А.Н. Лутошкин и др.) позволяет ввести в качестве дополнительного диагностического материала ряд цветовых индикаторов эмоциональных состояний. Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии константное соответствие определенных цветовых оттенков различным тональностям эмоциональных состояний человека.
Детям предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения («Камаринская», «Болезнь куклы», «Утренняя молитва») выбрать карточку именно того цвета, каким бы они нарисовали данную мелодию. Задача ребенка - с помощью эмоционального кода воссоздать модальный цветовой образ музыкальной композиции.
Обобщенные результаты диагностики позволяют выделить следующие группы детей, отличающихся особенностями художественного восприятия музыкальных произведений П.И. Чайковского (в единстве компонентов - эмоциональной отзывчивости на музыку, интереса к слушанию, музыкальной эрудиции), а также детей одарённых.
Исходя из этой структуры музыкальности, важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей. Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике рекомендую технологию педагогического наблюдения. Составляя программу педагогического наблюдения можно выделить в ней следующие этапы.
1. Определение объекта педагогического наблюдения;
2. Постановка цели;
3. Определение предмета - единицы наблюдения.
4. Определение сроков проведения педагогического наблюдения.
5. Проведение процедуры наблюдения
6. Анализ полученных результатов