Программа и правила проведения

Вступительного испытания

Для поступающих в бакалавриат

Московского педагогического государственного университета

В 2016 году

Институт искусств,__музыкальный_факультет

________________44.03.01 Педагогическое образование _______________

направление подготовки

Дополнительное (музыкальное) образование в области эстрадно-джазового искусства

Профиль

ПРОГРАММА

Творческого экзамена

(исполнительская подготовка, теория музыки и сольфеджио)

для поступающих на бакалавриат по направлению 04.03.01 Педагогическое образование, профиль Дополнительное (музыкальное) образование в области эстрадно-джазового искусства

(очная форма, срок обучения 4 года)

I. Пояснительная записка

Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.

Цель вступительного испытания: выявление уровня музыкальной исполнительской и теоретической подготовки абитуриента, необходимого для освоения образовательной программы.

Задачи вступительного испытания:

- определить уровень музыкально-исполнительской подготовки абитуриента,

- определить уровень музыкально-теоретической подготовки абитуриента,

- выявить мотивацию абитуриента к педагогической, проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности в области эстрадно-джазового искусства.

Поступающий в должен:

знать:

- основные стили и жанры эстрадной и джазовой музыки,

- принципы построения и развития музыкального произведения,

- основные элементы музыкальной речи,

уметь:

- исполнять произведения эстрадной и джазовой музыки (вокальные или инструментальные),

- петь с листа сольфеджио,

- анализировать структуру музыкального построения,

владеть:

- навыками музыкально-исполнительской деятельности в области эстрадного и джазового искусства (вокального или инструментального),

- навыками чтения нот с листа сольфеджио,

- навыками слухового анализа элементов музыкальной речи.

Содержание программы

Вступительное испытание «Музыкальное искусство (исполнительская подготовка и сольфеджио)» комплексное» и состоит из двух разделов.

Первый раздел предполагает выявлениеуровня музыкально-исполнительской подготовки абитуриента.

Второй раздел предполагает выявление уровня музыкально-теоретической подготовки абитуриента.

Форма проведения воспитательного испытания.

Первый раздел вступительного испытания предполагает исполнение сольной программы.

Абитуриентам, имеющим вокальную подготовку в области эстрадного и джазового искусства необходимо подготовить программу, включающую в себя произведения следующих вокальных жанров:

- произведение зарубежных авторов на иностранном языке (эстрадная песня или джазовый стандарт с импровизацией или без),

- произведение отечественных авторов на русском языке в любом эстрадном или джазовом стиле,

- эстрадный романс или баллада,

- народная пеня а cappella.

Абитуриентам, имеющим инструментальную подготовку в области эстрадного и джазового искусства необходимо подготовить программу, включающую в себя

1. три разнохарактерных произведения зарубежных или отечественных авторов, демонстрирующих владение различными стилями и направления эстрадной и джазовой музыки,

2. классическую пьесу зарубежных или отечественных авторов (в обработке или без).

Абитуриентам, демонстрирующим подготовку на ударных инструментах, необходимо показать навыки владения аккомпанементом в различных стилях.

Программа исполняется в сопровождении концертмейстера, аккомпанирующей ритм-секции или под фонограмму «минус один».

Второй раздел — опрос по билету.

Содержание билета предполагает

- анализ одной из специально подобранных мелодий из прилагаемого нотного материала (определение тональности, вида (видов) мажора или минора, разделов формы (фразы, предложения, каденции), отклонений, модуляций, хроматических проходящих и вспомогательных звуков, интервалов (аккордов), встречающихся в процессе мелодического развертывания, ритмических формул (триоли, синкопы, пунктирный ритм);

- сольфеджирование музыкального примера с листа с настройкой по тонике (сольфежирование с листа мелодий с тактированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 с шестнадцатыми, восьмыми, четвертями, половинными ритмическими длительностями, пунктирным ритмом, триолями, синкопами; со скачками на диатонические ступени, хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности диатонического родства);

- слуховой анализ (в тональности): определение на слух в тональности диатонических (взятых поступенно и скачком) и хроматических (взятых поступенно) ступеней в разных регистрах; определение на слух однотональной последовательности из 6—7 интервалов (все диатонические и характерные, в том числе – тритоны); определение на слух однотональной последовательности из 6—7 аккордов (трезвучия всех ступеней и их обращения, D7 и его обращения, II7 и VII7 в основном виде) в предельно тесном расположении — по наименьшим интервалам от баса (после трёх проигрываний), можно называть аккорды или исполнить их на фортепиано.

III. Литература

Основная литература:

1. Вахромеев, В. А. Элементарная теория музыки [Текст] / В. Вахромеев. - Москва: Музыка, 2012. - 254 с.

2. Золина, Е. М. Сольфеджио : [Ноты] : диатоника, лад, хроматика, модуляция : учеб.пособие : 6-8 кл. / Е. Золина, Л. Синяева, Л. Чустова. - 2-е изд. - Москва: Классика-XXI, 2008. - 121 с.

3. Золина, Е. М. Сольфеджио : [Ноты]: муз.синтаксис, метроритм : учеб. пособие : 6-8 кл. / Е. Золина, Л. Синяева, Л. Чустова. - 2-е изд. - Москва: Классика-XXI, 2008. - 100 с.

4. Золина, Е. М.Сольфеджио [Ноты]: для детских музыкальных школ : 7-8 классы / Е. Золина. - Москва: Музыка, 2010. - 301 с.

Электронные ресурсы

1. Пчелинцев, А. В.Элементарная теория музыки: [Электронный ресурс]: теоретический курс в терминах: тесты: учебное электронное издание / А. В. Пчелинцев; Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке. - Москва: МГИМ имени А. Г. Шнитке, [2012]. - 1 CD-R.

Дополнительная литература:

1. Чугунов, Ю.Н. Эволюция гармонического языка джаза : Учеб. пособие для вузов по специальности "Музык. искусство эстрады" / Ю. Н. Чугунов ; Рос. акад. музыки им. Гнесиных . – Москва : Музыка, 2006 . – 165 с.

2. Чугунов, Ю.Н. Пятнадцать джазовых баллад / Аранжировка Ю. Чугунова . – Москва : Мега-Сервис, 1999 . – 31 с. : ноты .

3. Менабени, А.Г. Методика работы с детским голосом / А.Г. Менабени. – М., 1983.

4. Морозов В.П. Искусство резонансного пения: [Исследование] В.Д. Морозов. – М., 2008. – 494, [1] с. : ил., портр. – (Искусство и наука).

мультимедийные средства:

1. Карягина, А. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих/ А. Карягина. – С-Пб: Планета музыки, 2008.

2. Ригз, С. Пойте как звёзды/ С. Ригз. – М.: Музыка, 2008.

3. Степурко, О.М. Скэт импровизация/ О.М. Степурко. – М.: Камертон, 2006.

4. Beatty, C., Beatty, C. Daily Workout. – Musical-School, 2007.

5. Manning,B. The Complete Singing Success. – Musical-School, 2007.

6. Williams, R.G. Vocal Master Class. – Musical-School, 2007.

Наши рекомендации