Изобразительная деятельность. конструирование и ручной труд
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Во второй младшей группе еженедельно проводится одно занятие по рисованию, одно - по лепке и один раз в две недели - занятие по аппликации. Всего в месяц проводится 10 занятий.
К концу года дети могут:
• Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игру
шек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
В рисовании
• Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
• Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
• Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
• Правильно пользоваться карандашом, фломастерами, кистью и красками.
В лепке
• Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.
• Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
• Лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
В аппликации
• Создавать изображения предметов из готовых фигур.
• Украшать заготовки из бумаги разной формы.
• Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.
Основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, развитие стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Ожидаемые результаты к концу года:
• Дети знают, что все люди строят разные дома, мосты, машины, корабли, самолеты, игровые постройки для детей и пр.
• Имеют элементарные представления об архитектуре (различают избушки, теремки, церкви, дворцы, здания и башни современной архитектуры).
• Учатся осуществлять простейший сенсорный анализ, выделяя ярко выраженные в предметах свойства и качества.
• При рассматривании выделяют части построек, рассказывают, из каких деталей построена каждая часть, называя детали.
• Владеют элементарными конструктивными навыками (приставляют, прикладывают, делают простые перекрытия; огораживают небольшие пространства, чередуя строительные детали, устанавливая их на разные грани и полотно и на определенном расстоянии; создают постройки со свободным внутренним пространством; изменяют постройки в высоту, длину, ширину; заменяют детали; различают постройки по параметрам: большой - маленький, узкая - широкая и пр.).
• Имеют элементарные навыки пространственной ориентации (близко, внутри, сверху и пр.).
• Занимаются плоскостным конструированием (геометрическая мозаика).
• Строят из строительного материала и конструкторов, создают изображения из плоских геометрических фигур по собственному замыслу.
• Объединяют постройки по сюжету, совместно обыгрывают.
• Учатся разбирать постройки, складывать материал в коробки, убирать на место.
Предмет | Тема и цели занятий 1-й недели | Тема и цели занятий 2-й недели | Тема и цели занятий 3-й недели | Тема и цели занятий 4-й недели | |
Сентябрь | |||||
Рисование | Тема | Знакомство с карандашом и бумагой | Идет дождь | Привяжем к шарикам цветные ниточки | Красивый полосатый коврик |
Цель | Учить: - правильно держать каран даш; - рисовать карандашом; - видеть сходство штрихов с предметами. | Учить: - передавать в рисунке впе чатления от окружающей жизни; - видеть в рисунке образ явле ния. | Учить: - правильно держать каран даш; - рисовать прямые линии сверху вниз неотрывно; | Учить: - набирать краску на кисть, снимать лишнюю каплю; - промывать кисть в воде. Продолжить знакомство с цветами |
■Hi
Продолжение табл.
Развивать желание рисовать | Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии | - видеть в линиях образ предмета. Развивать эстетическое восприятие | |||
Лепка | Тема | Знакомство с глиной | Палочки | Разные цветные линии | Бублики |
Цель | Дать представление о свойствах пластилина (глины) - мягкий материал, легко раскатывается, сминается. Научить: - класть пластилин (глину) на доску, работать аккуратно; - отличать глину от пласти лина. Развивать желание лепить | Учить: - отщипывать небольшие ко мочки пластилина; - раскатывать их между ладо нями прямыми движениями | Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони | Учить свертывать палочку в кольцо. Развивать образное восприятие | |
Аппликация. Конструирование | Тема | Башенка и лесенка | Большие и маленькие мячи | Башенка и лесенка | Шарики катятся по дорожке |
Цель | Закреплять понятия высоты, цвета. Учить: - рассказывать, как будут строить; - строить по образцу | Учить: - выбирать большие и малень кие предметы круглой формы; - аккуратно наклеивать изо бражения. Закреплять представление о предметах круглой формы | Знакомить с разным строительным материалом. Учить анализировать постройку | Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью) | |
Октябрь | |||||
Рисование | Тема | Разноцветный ковер из листьев | Цветные клубочки | Разноцветные мыльные пузыри | Рисование по замыслу |
Цель | Учить: - правильно держать кисть; - изображать листочки спосо бом прикладывания ворса кис ти к бумаге. | Учить: - рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая фломастер (карандаш) от бумаги; | Закреплять: - умение рисовать предметы круглой формы разной вели чины; - знания цветов. | Учить самостоятельно задумывать содержание рисунка. Воспитывать желание рассматривать рисунки и радоваться им |
Продолжение табл.
' 1 | ■■-Ц • з | ||||
: ^. | ■-i.'T" ■ | Формировать образное •>'■■ представление > | — использовать карандаши разных цветов; - обращать внимание на красо ту разноцветных изображений | Развивать образные представления, воображение | |
■'•■-'" ''Лепка | Тема | Колобок | Подарок любимому котенку | Угостим друзей оладушками | Лепка по замыслу |
Цель | Вызывать желание создавать образы сказочных персонажей. Учить рисовать палочкой некоторые детали | Учить использовать ранее приобретенные навыки. Воспитывать доброе отношение к животным | Учить: - преобразовывать круглую форму в диск; - расплющивать шар пальчи ком | Закреплять: - умение передавать в лепке образы знакомых предметов. Учить: - самостоятельно определять, что хочется слепить; - доводить задуманное до конца | |
Аппликация. ' Конструирование | Тема | Башенки и лесенки | Большие и маленькие яблочки на тарелке | Дорожки | Аппликация «Консервируем фрукты» |
Цель | Учить осуществлять сенсорный анализ постройки. Дать представление об архитектурных постройках | Закреплять: - представление о различии предметов по величине; - правильные приемы наклеи вания | Учить: - строить дорожки, варьируя их в длину; - пристраивать кирпичики разными гранями | Учить: - свободно располагать изо бражение на бумаге; - различать предмет по форме предмета | |
■ ^ Ноябрь | |||||
И * 0) Я и .', ев са о о S Сч | Тема | Красивые воздушные шары | Разноцветные обручи | Чашка для молока, чтобы покормить кошку | Нарисуй, что хочешь, красивое |
Цель | Учить: - рисовать предметы круглой формы разной величины; - правильно держать каран даш. Развивать интерес к рисованию | Учить рисовать предметы круглой формы слитным непрерывным движением кисти. Закреплять: - знания цветов; - умение промывать кисть. Развивать восприятие цвета | Закреплять умение рисовать предметы круглой формы. Воспитывать заботливое отношение к животным, интерес к ним | Развивать: - умение самостоятельно за думывать содержание рисунка, осуществлять свой замысел; - развивать творчество и само стоятельность |
Продолжение табл.
Лепка | Тема | Крендельки | Пряники | Печенье | Лепка по замыслу |
Цель | Учить по-разному свертывать получившиеся колбаски. Формировать умение рассматривать работу, выделять сходства, различия, замечать разнообразие | Закреплять умение лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Развивать желание делать что-либо для других | Продолжить отрабатывать навыки лепки. Закреплять умение работать с пластилином | Учить называть вымышленные предметы. Развивать самостоятельность, творчество | |
Аппликация. Конструирование | Тема | Дорожка для Колобка | Разноцветные огоньки в домиках | Мебель для куклы | Аппликация на полосе. Шарики и кубики |
Цель | Закреплять знания о длине и цвете | Учить: - наклеивать изображение круглой формы; - уточнять название формы; - чередовать кружки по цвету. Закреплять знания цвета (красный, желтый, зеленый, синий) | Учить: - строить детали по образцу без показа приемов; - анализировать изделие | Познакомить с новой формой - квадратом. Учить: - сравнивать круг и квадрат; - наклеивать фигуры, чере дуя их. Уточнить знание цвета | |
Декабрь | |||||
Рисование | Тема | Снежные комочки, большие и маленькие | Деревья на нашем участке | Знакомство с дымковской игрушкой. Узор | Елочка |
Цель | Учить: - правильным приемам закра шивания, не выходя за контур, проводить кистью сверху вниз или слева направо; - повторять изображение, за полняя свободное пространст во листа | Учить: - создавать в рисовании образ дерева; - рисовать предметы, состоя щие из прямых вертикальных и наклонных линий; - располагать изображение по всему листу бумаги; - рисовать крупно во весь лист | Познакомить с народными дымковскими игрушками. Обратить внимание на узоры. Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвета | Учить: - передавать образ елочки; - пользоваться красками и ки стью (промывать кисть в воде и промокать ее о салфетку) |
Продолжение табл.
Лепка | Тема | Миски большие и маленькие | Башенка | Погремушка | Лепка по замыслу |
Цель | Продолжить учить отщипывать от пластилина большие и маленькие комочки. Закреплять умение сплющивать шар | Учить составлять предмет из нескольких частей. Закреплять умение лепить аккуратно | Учить: - лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и па лочки; - соединять части, плотно прижимая их друг к другу | Развивать умение самостоятельно обдумывать содержание лепки. Упражнять в разнообразных приемах лепки | |
Аппликация. Конструирование | Тема | Кресло и диван | Грузовик | Ворота | Пирамидки |
Цель | Дать понятия: «кресло короткое», «диван длинный». Учить самостоятельно выбирать изделие | Учить: - изображать предмет, состоящий из нескольких частей; -упражнять в правильном наклеивании. Закреплять знания о форме и величине. Развивать воображение | Учить: - изменять постройку в вы соту; - называть детали: кирпичики, кубики | Учить: - передавать в аппликации об раз игрушки; - изображать предмет из не скольких частей; - располагать детали в порядке уменьшающейся величины | |
Январь | |||||
Рисование | Тема | Новогодняя елка с огоньками и шариками | Украсим рукавичку-домик | Украсим дымковскую уточку | Рисование по замыслу |
Цель | Учить: - передавать образ нарядной елочки; - украшать ее. Познакомить с розовым и голубым цветом | Учить: - рисовать по мотивам сказки «Рукавичка»; - создавать сказочный образ. Развивать воображение, творчество | Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку. Вызывать радость от результата деятельности | Учить задумывать содержание рисунка | |
Лепка | Тема | Мандарины и апельсины | Вкусные гостинцы на дне рождения Мишки | Маленькие куколки гуляют по снежной поляне | Слепи свою любимую игрушку |
Цель | Закреплять умение лепить предметы круглой формы. Учить лепить предметы разной величины | Закреплять: - приемы лепки; - умение аккуратно обращать ся с материалами и оборудо ванием. ' | Учить: - создавать в лепке образ кукол; - лепить предмет, состоящий из двух частей: столбика (шуб ка) и круглой формы (голова) | Учить самостоятельно выбирать объект для лепки |
Продолжение табл.
Развивать воображение и творчество | |||||
Аппликация. * • ^'Конструирование | Тема | Ворота | Красивая салфетка | Ворота | Снеговик |
Цель | Учить: - строить ворота низкие, воро та высокие; - разбирать постройки, скла дывать материал в коробки | Учить составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны - маленькие кружки другого цвета | Учить: - изменять постройку, преоб разовывая ее в высоту, длину, ширину; - выделять части построек, рассказывать, из каких дета лей состоит | Закреплять: - знание о круглой форме; - знание о различении предме тов по величине. Учить составлять изображение из частей | |
Февраль | |||||
рисование | Тема | Мы слепили на прогулке снеговиков | Светит солнышко | Самолеты летят | Деревья в снегу |
Цель | Вызвать желание создавать в рисунке образы забавных снеговиков. Учить: - использовать материалы, которыми решили выполнить свои рисунки; - подбирать соответствующие цвета; - рассказывать о своем рисунке | Учить: - передавать в рисунке образ солнышка; - сочетать округлую форму с прямыми и загнутыми ли ниями | Закреплять: - умение рисовать предметы, состоящие из нескольких час тей; - проводить линии в разных направлениях. Развивать эстетическое восприятие | Учить: - передавать в рисунке карти ну зимы; - располагать на листе не сколько деревьев. Упражнять в рисовании деревьев | |
Лепка | Тема | Воробушки и кот (по мотивам подвижных игр) | Самолеты стоят на аэродроме | Большие и маленькие птицы на кормушке | Лепка по замыслу |
1- | Цель | Продолжить формировать умение отображать в лепке образы персонажей подвижной игры 1. | Учить: - лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы; - делить комок пластилина на глаз на две равные части | Формировать желание передавать в лепке образы птиц, правильно передавая форму частей тела, головы, хвоста. Развивать умение рассказывать о том, что сделали | Развивать умение задумывать содержание лепки, доводя замысел до конца |
Продолжение табл.
Аппликация. Конструирование | Тема | Домик | Подарок любимому папе | Мебель для кукол | Узор на круге |
Цель | Предложить выполнить усложненную конструкцию. Уделить особое внимание цветовому решению и украшению постройки. Учить «замыкать» пространство | Учить составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления | Закреплять: - представление о знакомых предметах; - умение правильно называть детали строительного набора. Учить играть с постройками | Учить: - располагать узор по краю круга; - составлять узор в определен ной последовательности. Развивать чувство ритма | |
Март | |||||
Рисование | Тема | Красивые флажки на ниточке | Нарисуйте, кто хочет, красивое | Книжки-малышки | Нарисуй что-то прямоугольное |
Цель | Познакомить с прямоугольной формой. Учить рисовать предметы прямоугольной формы | Учить видеть и выделять красивые предметы, явления. Закреплять умение рисовать разными материалами, выбирая их по своему желанию | Учить формообразующим движениям рисования четырехугольных форм непрерывным движением руки слева направо, сверху вниз. Развивать воображение | Учить отбирать для рисунка карандаши нужных цветов. Развивать чувство цвета, воображение | |
Лепка | Тема | Неваляшка | Маленькая Молла (по мотивам потешки) | Угощение для кукол, мишек, зайчиков | Мишка-неваляшка |
Цель | Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины. Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями | Учить: - лепить маленькую куколку: шубка - толстый столбик, го лова - шар, руки - палочки; - составлять изображение из частей | Развивать умение выбирать из названных предметов содержание своей лепки | Упражнять в изображении предметов, состоящих из частей круглой формы разной величины | |
Аппликация. Конструирование | Тема | Подарок для мамы | Цветы в подарок маме, бабушке | Загон для лошадок | Салфетка |
Цель | Формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное. Учить доводить работу до конца | Учить видеть и выделять красивые предметы, явления. Закреплять умение рисовать нужными материалами | Учить: - огораживать пространство высоким забором; - приему ставить кирпичики на длинную узкую грань | Учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы. Развивать чувство ритма |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
Апрель | |||||
Рисование | Тема | Разноцветные платочки сушатся | Домик для собачки | Красивый поезд | Рисование по замыслу |
Цель | Упражнять: - в рисовании знакомых пред метов квадратной формы; - расположении изображения по всему листу | Учить: - рисовать предметы, состоя щие из прямоугольной формы, круга, прямой крыши; - правильно передавать отно сительную величину частей предмета. Закреплять приемы закрашивания | Продолжить формировать умение изображать предмет, состоящий из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Развивать инициативу, воображение | Закреплять: - приемы рисования красками; - знание цветов. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие | |
ев и | Тема | Наш игрушечный зоопарк (коллективная работа) | Красивая птичка (по дымковской игрушке) | Миски трех медведей | Цыплята гуляют (коллективная композиция) |
Цель | Развивать интерес к лепке знакомых предметов. Закреплять приемы лепки | Учить лепить по образу народной игрушки. Закреплять: - прием прищипывания кон чиками пальцев (клюв, хво стик); - умение прочно скреплять части, плотно их прижимая | Учить: - лепить мисочки разного раз мера; - сплющивать и оттягивать края мисочки вверх. Закреплять умение лепить аккуратно | Учить изображать детали (клюв) | |
Аппликация. Конструирование | Тема | Ворота для машины | Скворечник | Домик | Скоро праздник придет |
Цель | Учить строить разнообразные ворота, разные по высоте | Учить: - изображать предметы, со стоящие из нескольких частей; - определять форму части (прямоугольная, круглая, тре угольная) | Учить: - строить домик, забор вокруг него; - обыгрывать различные си туации вокруг домика со зве рюшками и мелкими предме тами; | Учить: - составлять композицию оп ределенного содержания из готовых фигур; - самостоятельно находить ме сто флажкам и шарикам; - намазывать части изображе ния клеем, начиная с середины |
Окончание табл.
- формировать умение аккуратно разбирать постройки, раскладывать детали по виду и цвету | |||||
Май | |||||
Рисование | Тема | Картинка о празднике | Одуванчик в траве | Рисование красками по замыслу | Клетчатое платье для куклы |
Цель | Развивать: - умение на основе получен ных впечатлений определять содержание своего рисунка; - желание рассказывать о сво их рисунках. Упражнять врисовании красками | Вызвать желание передавать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов. Учить радоваться своим рисункам. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение | Развивать самостоятельность в выборе темы. Учить вносить элементы творчества, отбирать нужные краски | Учить рисовать узор, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий | |
Лепка | Тема | Угощение для кукол | Утенок | Вылепи, какое хочешь, животное | Лепка по замыслу |
Цель | Закреплять умение отбирать из полученных впечатлений то, что можно изобразить в лепке | Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания | Закреплять умение лепить животное (по желанию). Учить лепить предметы круглой и удлиненной формы, более точно передавая характерные признаки предмета | Продолжить развивать желание и умение самостоятельно определять содержание своего изделия | |
Аппликация. Конструирование | Тема | Заборчик | Цыплята на лугу | Конструирование из песка | Домик |
Цель | Учить огораживать большое пространство («озеро» для уточек). Закреплять умение рассказывать, как будут строить. Поощрять стремление конструировать по своему замыслу и представлению | Учить: - составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе; - изображать предмет, со стоящий из нескольких частей | Закреплять знание о свойствах песка. Учить строить башенку, домик для собачки, дорожки, скамейки, столы и т. д. | Учить составлять из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность. Закреплять знание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) |
t
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Развитие детей второй младшей группы позволяет проводить с ними планомерную работу по формированию основ музыкальной культуры на занятиях и в повседневной жизни.
Музыкальные занятия состоят из трех частей.
1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель- развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых
действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, исполь
зуются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей
и особенностей каждого ребенка.
Цель музыкального воспитания: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку; познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем; способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать (см.: Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008).
Слушание.
Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы -септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
Пение.
Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково). '
Песенное творчество.
Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения.
Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них).
Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.
Формировать навыки ориентировки в пространстве.
Развитие танцевально-игрового творчества.
Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах.
К концу года дети могут:
• Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
• Замечать изменения в звучании (тихо - громко).
• Петь, не отставая и не опережая друг друга.
• Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
• Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Форма организации музыкальной ' * деятельности | Программные задачи | Репертуар |
Сентябрь | ||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки. • Восприятие музыкальных произведений. | Развивать у детей музыкальную отзывчивость. Учить различать разное настроение музыки (грустное, веселое, злое). | «Весело - грустно» Л. Бетховена, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского, «Плакса, резвушка, злюка» Д. Б. Кабалевского. |
Продолжение табл.
• Развитие голоса | Воспитывать интерес к классической музыке. Различать низкие и высокие звуки | «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой |
Пение. • Усвоение песенных навыков. | Учить петь естественным голосом, без выкриков, прислушиваться к пению других детей. Правильно передавать мелодию, формировать навыки коллективного пения | «Ходит осень», «Танец мухоморчиков», «Танец огурчиков» Т. Ломовой |
Музыкально-ритмические движения. • Упражнения. • Пляски. • Игры | Упражнять детей в бодрой ходьбе, легком беге, мягких прыжках и приседаниях. Приучать детей танцевать в парах, не терять партнера на протяжении танца. Воспитывать коммуникативные качества у детей. Доставлять радость от игры. Развивать ловкость, смекалку | «Марш» М. Журбина, «Пружинка» Е. Гнеси-ной, «Легкий бег в парах» В. Сметаны. «Колобок», р. н. м.; «Танец с листочками» А. Филиппенко. «Дождик» Н. Луконина, «Жмурки с Мишкой» Ф. Флотова |
II. Самостоятельная музыкальная деятельность | Использовать попевки вне занятий | Колыбельная для куколки М. Красева |
III. Праздники и развлечения | Воспитывать эстетический вкус, создавать радостную атмосферу | Вечер игр «Осенние забавы» |
Октябрь | ||
1* Музыкальные занятия. Слушание музыки. • Восприятие музыкальных произведений. • Упражнения для развития голоса и слуха | Продолжить развивать у детей музыкальное восприятие, отзывчивость на музыку разного характера. Учить воспринимать и определять веселые и грустные произведения. Знакомить с произведениями П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского. Учить различать динамику (тихое и громкое звучание) | «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Игра в лошадки» П. И. Чайковского, «Упрямый братишка» Д. Б. Кабалевского, «Верхом на лошадке» А. Гречанинова. «Тихие и громкие звоночки», муз. Р. Рустамо-ва, ел. Ю. Островского |
Пение. • Усвоение песенных навыков | Формировать навыки пения без напряжения, крика. | «Ходит осень», «Дождик», р. н. м., обработка |
Продолжение табл.
Учить правильно передавать мелодию, сохранять интонацию | Т. Топатенко | |
Музыкально-ритмические движения. • Упражнения. • Пляски. • Игры | Упражнять детей в бодром шаге, легком беге с листочками. Учить образовывать и держать круг. Различать контрастную двухчастную форму, менять движения с помощью взрослых. Приучать детей танцевать в парах, не терять партнера. Учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену музыки. Учить играть, используя навыки пения | «Ножками затопали» М. Раухвергера; «Хоровод», р. н. м., обработка М. Раухвергера; «Упражнение с листочками» Р. Рустамова. «Колобок», р. н. м.; «Танец с листочками» А. Филиппенко. «Мишка» М. Раухвергера, «Дети и волк» М. Красева |
II. Самостоятельная музыкальная деятельность | Вызывать желание применять музыкальный опыт вне музыкальных занятий | «Кукла танцует и поет» |
III. Праздники и развлечения | Создавать атмосферу радости, воспитывать эстетический вкус. Вызывать желание участвовать в праздничном действии | «Зайка простудился» (кукольный спектакль) |
Ноябрь | ||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки. • Восприятие музыкальных произведений. * * • Упражнения для развития голоса и слуха | Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера. Учить различать жанры (песня, танец, марш). Накапливать багаж музыкальных впечатлений, опыт восприятия музыки. Узнавать знакомые произведения. Различать высокое и низкое звучание | Русские народные колыбельные песни. «Камаринская», р. н. п.; «Колыбельная» В. Моцарта, «Марш» П. И. Чайковского, «Вальс» С. Май-капара. «Чей домик?», муз. Е. Тиличевой, ел. Ю. Островского; «На чем играю?», муз. Р. Рустамова, ел. Ю. Островского |
Пение. • Усвоение песенных навыков | Продолжить формировать навыки пения без напряжения, крика. | «Новый год», муз. Ю. Слонова, ел. И. Михайловой; «Наступил новый год», «Дед Мороз», муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной |
Учить правильно передавать мелодию, сохранять интонацию. Петь слитно, слушать пение других детей | ||
Щзщксшъц0-]мтрущ^(>£р1щен1щ, ,r P, • Упражнения. 5 ,,, '•Пляски.- — - • Игры | У п р а ж н я т ь детей в различных видах ходьбы, привыкать выполнять движения в парах. Выполнять движения неторопливо, в темпе музыки. Учить танцевать без суеты, слушать музыку, удерживать пару в течение танца. Приучать мальчиков приглашать девочек и провожать после танца. Учить быстро реагировать на смену частей музыки сменой движений. Развивать ловкость, подвижность, пластичность | «Погуляем» Т. Ломовой, «Ритмичные хлопки» В. Герчик, «Кружение в парах» Т. Вилькорей-ской; «Элементы парного танца», р. н. м., обработка М. Раухвергера. «Раз, два, хлоп в ладоши» латвийская народная полька; «Пляска с сосульками», укр. н. м., обработка М. Раухвергера. «Игра с сосульками», «Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, Б. Антюфеева, ел. А. Барто |
II. Самостоятельная музыкальная деятельность | Ориентироваться в различных свойствах звука | «Игра с большой и маленькой кошкой» |
III. Праздники и развлечения | Доставлять эстетическое наслаждение. Воспитывать культуру поведения, умение вести себя на празднике | «Осенний праздник» |
Декабрь | ||
I. Музыкальные занятия. Слушание музыки: • Восприятие музыкальных произведений. !• '^п|йЙШнияг для развития голоса и слуха. i~".... Наши рекомендации
|