Тема урока: «Музыка осени» (урок обобщения)
Цель: формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие музыки.
Задачи:
- воспитание трепетного отношения к природе через эмоциональное восприятие музыки.
- развитие и углубление интереса к музыке и к музыкальной деятельности, развитие звуковысотного слуха, навыков вокального исполнения, эмоционального отклика на произведения разного характера, на произведения различных видов искусств.
Техническое и дидактическое оснащение урока: фортепиано, скрипка, аудиомагнитофон, портрет Г.В. Свиридова, иллюстративный материал (фотографии времен года), изображение скворца,
музыкальный материал Г.В. Свиридов - «Осенняя песня»; Ю. Слонов - «Осенью»; р.н.п. - «Осень, осень»; муз. М. Беленко, сл. А. Шибицкой - «Листики»; муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсена - «Скворушка прощается»; М. Яковлев - «Осенний вечер».
Ход урока:
Музыкальное приветствие: Учитель: Ребята, посмотрите, что изображено на доске? (на доске фотографии времен года) Какие времена года вы знаете? Какое сейчас время года? Выберите те изображения, которые не подходят осенней погоде.
Сегодня мы будем говорить об осени. Урок у нас не совсем обычный. Я приготовила вам сюрприз. Вы хотите познакомиться с Королевой Осенью? Для этого мне понадобится ваша помощь. Мы должны разучить закличку, и тогда Осень нас услышит и обязательно придет.
Вокально-хоровая работа: р.н.п. «Осень, осень». Входит Осень: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Я услышала ваше приглашение и пришла к вам в гости. А что вы обо мне знаете? Попробуйте отгадать мои загадки:
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса (осень).
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (осень).
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода (тучи и дождь).
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает?
И бормочет и поет, убаюкивает? (дождь).
Учитель: А какие приметы осени вы знаете? Сейчас вы услышите красивую музыку. Подумайте, почему композитор дал название произведению «Осенью»?
Восприятие музыки (Ю. Слонов «Осенью»),
Высказывания учеников о музыке
Учитель: Дорогая Осень, мы хотим с помощью движений показать тебе приметы природы того времени, когда ты начинаешь властвовать.
Повторное восприятие и пластическое интонирование на заданный сюжет («осенний пейзаж»)
Учитель: Ребята, а теперь я попрошу вас подарить поэтические сюрпризы, которые вы приготовили для нашей гостьи.
Чтение стихотворений об осени учеников
Учитель: Осень, о тебе сложено много песен. Одну из них мы хотим для тебя исполнить.
Исполнение песни в ансамбле учителем
(муз. М. Беленко, сл. А. Шибицкой «Листики»)
Осень: Ребята, вы сегодня много добрых слов обо мне сказали. И я тоже хочу рассказать вам о том, какой я бываю.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной… (И.А.Бунин)
Учитель: Осень бывает не только с листопадом и ярким убранством деревьев, она бывает и другой. А какой, пусть вам подскажет музыка.
Исполнение пьесы в фортепианном дуэте (М. Яковлев «Осенний вечер»), высказывания школьников о музыке
Учитель: Курский композитор Г.В. Свиридов (на доске появляется портрет) тоже сочинял музыкальные произведения об осени. Одна из его пьес называется «Осенняя песня». Если бы вы были композиторами, какая бы у вас получилась музыка с таким названием (варианты учеников).
Восприятие музыки (Г.В. Свиридов «Осенняя песня»), сравнительная характеристика предположений школьников и прозвучавшей музыки.
Учитель: Кто заметил, какой инструмент был главным в этом произведении, а кто ему помогал? (знакомство с музыкальным инструментом – скрипкой, демонстрация инструмента).
Учитель: Одной из примет осени является то, что некоторые птицы улетают на зимовку в теплые края. Улетают и скворцы (на доске появляется изображение скворца). М. Ивенсен написал стихи, которые называются «Скворушка прощается». Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы придумали к этим словам (чтение стихотворения, подбор обучающимися музыкальных характеристик). Композитор Попатенко создала песню на эти стихи. Совпадает ли ваша музыка с ее музыкой?
Педагогический показ песни (муз. Т.Попатенко, сл. М. Ивенсена «Скворушка прощается»), сравнительная характеристика предположений школьников о прозвучавшей песни.
Осень: Ребята, мне пора домой, в сказочный лес, где меня ждут его жители. У меня был хороший урожай в этом году. И я хочу преподнести вам некоторые свои дары (Осень раздает детям и гостям яблоки).
Учитель: Дорогая Осень, ребята тоже хотят тебе подарить свои пожелания и наполнить твою корзину яркими осенними листочками, которые они сами собрали.
Осень (дает творческое домашнее задание): Я попрошу вас дома зарисовать приметы осени, о которых сегодня вспоминали на уроке (Осень уходит под музыку).
Учитель: Ребята, и в конце нашего урока я попрошу вас разукрасить символическое дерево (на столе появляется букет из веточек) цветными листочками. Желтые листочки означают, что урок вам понравился, красные листочки означают вашу активность на уроке. Выберите тот листок, который считаете нужным и прикрепите его на дерево (подведение итогов учителем).
Обучающиеся покидают кабинет под музыку.
Урок музыки 2 класс
по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».
Цель: Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки).
Планируемые результаты: Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений; Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные: размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России, на основе вокально-хоровой работы.
Предметные: Умение воспринимать фольклорную музыку и выражать свое отношение к ее содержанию через вокально-хоровую деятельность, использую элементарные умения и навыки при воплощении художественно - образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах).
Тип урока: первичное усвоение новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация
Техническое обеспечение урока: аккордеон, ПК (ноутбук), экран и проектор.
Методы: деятельностный подход
Виды деятельности учащихся: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение.
Музыкальный материал: р. н. п. – «Проводы зимы» (Л.Зыкина); р.н.п. - «Масленица»; р.н.п. - «Блины»; Частушки…
Ход урока.
1.Организационный этап : - вход под музыку «Проводы зимы».
Музыкальное приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать?
Актуализация знаний.
Ребята вы сегодня на урок музыки заходили под веселую песню. Потому, что мне хотелось, чтобы у вас было хорошее настроение. Создалось у вас хорошее настроение?
Ребята, а давайте ещё раз внимательно послушаем эту песню, а чем она нам может рассказать? Так о чем же эта песня нам рассказала? (русская народная песня) Вам понравилась песня? Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку? И, что же эта за песня? Где чаще исполняют р.н. песни? (на праздниках, посиделках, на гуляньях). Ребята и нас скоро ожидает праздник, а вот какой - Отгадайте мою загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (Масленица)
3. Постановка цели и задач урока
Учитель: Так чему же будет посвящен наш урок? (правильно празднику Масленица) Вот сегодня мы и познакомимся с традициями и обычаями этого праздника, мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.
Ребята, а кто из вас бывал на таком празднике? Где вы были на этом празднике? И что же вы там видели?
Правильно этот праздник ежегодно празднуется в нашем городском парке в конце зимы, вначале весны. Презентация.
Ребята, а вы знаете, почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)
Учитель: Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)
Учитель: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.
Учитель: Кого ж надо было задобрить?
Дети: зимушку
А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы?
Это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней Длится праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая неделя. А кто их придумывал? (Народ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
Все дни масленой недели имеют свои названия: А узнать, как назывались эти дни недели, поможет нам символ праздника Солнышко.
Учитель: Ребята как называется первый день недели (Понедельник) - а по масленичному календарю ВСТРЕЧА. А встречались с Масленицей.
Учитель: В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали? (из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…
Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели .Давайте и мы с вами вместе встретим масленицу песней про блины.
Исполнение песни. Учитель: Блины имели особое значение. Какие вы блины любите? А как вы думаете, блины на празднике были символом чего и какие они были? Круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца. Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали кто быстрее. Ох, и вкусен первый блинок.
УЧИТЕЛЬ: После встречи наступал второй день недели. Как мы называем второй день, вторник – а по масленичному календарю - заигрыш. Как вы думаете, что же делали в этот день? (правильно) В этот день игры и потехи, а за них награда - сдобный и румяный масленичный блин.
Учитель: А в какие народные игры вы знаете?
А еще на масленицу играли в такие игры, как:
Катание с гор
Бой мешками
Ледяной столб
Снежный тир
Кулачные бои
Перетягивание каната
Жмурки
Приглашаю детвору на веселую игру – называется игра горелки.
р.н. игра «Горелки»
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два – не воронь
Беги как огонь!
Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене.
У: Чем мы во вторник занимались? (играли)
Вот и третий день недели подходит- как его мы называем среда, на Масленицу его «Лакомкой » зовут.
Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
И мы уже с вами знаем, что главное угощение на празднике?
Дети: Блины. А вот о блинах и масленице не только песни пели, но и поговорки слагали. Посмотрите у вас на партах карточки с ловами, вы сейчас вместе с соседом по парте, попробуйте составить поговорку (пословицу).
Работа в парах.
Какие же у вас поговорки получились. Ребята зачитывают поговорку. А как вы понимаете смысл этих поговорок.
Учитель: Вот и наступает четвертый день четверг широкий - середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ». Как вы думаете, что делали люди в этот день? Давайте посмотрим картины?
Учитель: Какие приметы праздника вы видите? ( Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)
Учитель: Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эти картины?
Дети:– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
Учитель: Как хочу вам загадать музыкальную загадку. Отгадайте? Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента? – Муз. фрагмент. В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)
А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть? подскажите мне…частушка. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).
Частушка - это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? (Они веселые, задорные, шуточные, когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)
Послушайте частушку.
Учитель: А теперь, мы её выучим и споем частушку. Я начну – вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь – будет песенка звенеть!
Частушки исполняем
Веселей играй, гармошка.
Масленица, не грусти!
Приходи весна скорее,
Зиму прочь от нас гони! Я сейчас вместе споем частушку, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах (раздаю музыкальные инструменты, вспоминая названия), (рубель, трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки)
А солнышко нас зовет вперед. Давайте вспомним как же называется пятый день недели (пятница), а шестой (суббота). Вывешиваются названия дней. «Тёщины вечёрки» И «Золовкины посиделки»
У: В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости
Всю неделю Масленицу славили, хвалили. Вечерами в гостях песни распевали.
Давайте вспомни песню «Масленица».
«Разрумяными блинами» (дети исполняют вместе учителем под фонограмму)
Учитель: Ребята мы еще не очень хорошо знаем второй куплет, доучим его.
Вот и наступает седьмой день (воскресенье) А воскресенье с Масленицей прощалась. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? (сжигали чучело в костре.)
Для чего сжигали? ( Как символ победы весны, сжигали лютую зиму). В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. А, кто знает, как называют в народе этот день? (Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение? А давайте сейчас вместе, громко, скажем «Простите нас пожалуйста».
У: Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.
Рефлексия (подведение итогов урока)
У: И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? где побывали? А мы сейчас проверим, были вы внимательны на уроке. Давайте отгадаем мои загадки:
Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки -… (блины)!
Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)
Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)
С каким древним праздником мы сегодня познакомились? (Масленицей).
Какие песни пели?
А блины на Масленице символ чего?
Дети: Символ солнца.
Учитель: Ребята, посмотрите, у каждого из вас сегодня на уроке был символ нашего праздника, – солнышко, на котором было написано ваше имя. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.
Учитель: А теперь нам пора Масленицу задобрить. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей работой, «Угостит» Масленицу блинком с вареньем. Кто не очень доволен, блинком с маслицем. А у кого трудности на уроке встречались, простым блинком.
Учитель: Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!
Ребята, вы славно все здесь занимались!
Хочу сказать спасибо вам!
А также угостить блинами
И пожелать здоровья вам!
До свидания!