Четвертый комплекс упражнений
Четвертый комплекс упражнений выполняется в течение одной недели.
Детям предлагается не просто повторять фразу совместно с логопедом или вслед за ним по данному образцу и схеме, а самостоятельно заканчивать предложение, называя предъявленную предметную картинку.
Все упражнения построены аналогично, но вначале меняются только предметные картинки, позже меняются отдельные слова во фразе, а затем – фраза целиком.
Например: «Маша ела кашу и банан», «Маша ела кашу и салат», «Мила ела кашу и банан», «Мама шила шубу и пальто» и т.д.
УПРАЖНЕНИЯ. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов с соединительным союзом И.
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).
Инструкция: «Посмотрите на схему. Произнесите вслед за мной: "МИЛА ЕЛА КАШУ"».
На доске рисуется схема:
Логопед прикрепляет в конце схемы картинку с изображением груши (банана и пр.) или демонстрирует муляжи. Схема приобретает следующий вид:
Логопед продолжает: «Что нарисовано на картинке? Правильно, груша. А теперь послушайте, как я скажу: МАША ЕЛА КАШУ И ГРУШУ . (Логопед выполняет вдох с одновременным движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская руку, произносит: "Маша ела кашу и...", показывает на картинку и заканчивает фразу: "...грушу".)
А теперь повторим все вместе».
В дальнейшем картинки заменяются и дети произносят фразу с новым словом самостоятельно.
Пятый комплекс упражнений
Пятый комплекс упражнений выполняется в течение двух недель.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме.
Используются строфы известных детям стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др.
Исходное положение: произвольное.
Логопед проговаривает фразы, например:
«Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик»
и зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается):
Инструкция: «Рассмотрите схему. Теперь посмотрите на меня. Я покажу, как мы будем выполнять упражнение». (Логопед выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и произносит: «Наша Таня...», затем медленно опуская руку, заканчивает фразу: «...громко плачет...».
Небольшая пауза (1-2 сек).
Логопед быстро поднимает руку, делает вдох через рот и произносит: «...Уронила в речку мячик», одновременно опуская руку.)
Дети сопряженно с логопедом произносят фразы 2-3 раза, а затем повторяют их самостоятельно – по сигналу логопеда (подъем руки).
УПРАЖНЕНИЕ 2. Произнесение нараспев четырех стихотворных фраз по схеме.
Используются известные детям стихотворения или отрывки из них.
Исходное положение: произвольное.
Логопед проговаривает фразы, например:
«Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч»
И зарисовывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается):
Инструкция: «Сейчас мы будем продолжать разучивать стихи. Обратите внимание на то, что теперь у нас четыре паровозика, и они едут друг за другом. (Соотнося каждое слово со схемой, логопед произносит каждую строку стихотворного текста, выполняя перед началом каждой строки быстрый ротовой вдох и подъем руки.)
А теперь произнесем все вместе:
ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ,
УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК.
ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ,
НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ ».
Тренировка произнесения стихотворных текстов продолжается на логопедических занятиях и дома. Рекомендуется разучивание новых стихотворений, проговаривание стихотворных текстов при маршировании, под музыку и пр.