Педагогический такт и его сущность
Слово такт в переводе с латинского, означает прикосновение, чувство меры, умение держать себя подобающим образом.
Педагогический такт - это важнейшее профессиональное умение учителя, без которого не может быть хорошего воспитателя. Оно связано с развитым чувством меры, но не ограничивается им. Простое усвоение законов, принципов, правил воспитания не делает еще учителя тактичным. Можно знать основы педагогики и психологии и не уметь общаться с детьми.
Такт является естественным выражением личности учителя. Это не внешняя форма умения владеть собой, а выражение его внутреннего, действительного отношения к учащимся в тоне, жестах, мимике, словах. Педагогический такт – явление неврожденное. Он приобретается в процессе педагогической деятельности учителя, изучения психологии учащихся и воздействия на них, является умением, без которого он никогда не будет хорошим воспитателем – практиком.
Учитывая непрерывное развитие личности ребенка, тактичный учитель никогда не закрепляет раз и навсегда установленное мнение о нем как о среднем или слабом ученике; не допускает безнадежных прогнозов о неисправимости, а всемерно способствует росту ученика, одобряя, вселяя в него уверенность в своих силах. Недооценка среднего или слабого ученика является грубым нарушением педагогического такта, оскорбляет ученика в его лучших стремлениях познать глубже предмет. Часто такой ученик не только останавливается на удовлетворительной оценке, но и снижает свою успеваемость.
Тактичный подход учителя к учащемуся на уроке в известной мере определяет отношение учащихся к учению. Тактичный учитель быстрее вызовет у них стремление работать, активно усваивать основы наук, развивает волевые качества учащегося, умение ставить и решать разного рода учебные задачи.
3.Индивидуальный план – основа воспитания и обучения
Составление характеристики и плана
В своей практической работе в музыкальной школе каждый педагог сталкивается с необходимостью составлять индивидуальные планы на каждого ученика. План – это больше чем список произведений, намеченных к изучению. Индивидуальный план ученика – это педагогический диагноз и анализ.
Ни для кого не секрет, что роль индивидуальных планов в работе педагогов и жизни учебных заведений довольно незначительна, отношение к ним часто бывает формальным. О них вспоминают только тогда, когда требуют их представить на подпись заведующему отделением. Одни педагоги держат план в голове, не спеша его фиксировать, другие ведут ученика «на ощупь» от пьесы к пьесе, не задумываясь о перспективе его развития. Некоторые педагоги дают ученикам одного и того же класса примерно один и тот же репертуар, лишь слегка его варьируя. Нередко бывает и так, что педагог записывает в индивидуальный план первые пришедшие на ум произведения.
Необходимый раздел индивидуального плана – характеристика. Но и она пишется, как правило, скупо, шаблонно, педагог пользуется несколькими эпитетами, слегка варьируя их в применении к различным ученикам. Задачи на ближайший период намечаются далеко не во всех планах или же формулируются негативно, как борьба с недостатками (например: развить музыкальность, повысить уровень техники).
Понятия «разумное планирование» и «индивидуальный подход к ученику» тесно связаны между собой. Где нет четко продуманного плана, там всегда налицо опасность сбиться на шаблоны. Если педагог, накопив опыт, не научиться предвидеть и направлять ученика, то он и не может совершенствоваться в своем трудном искусстве. От педагога требуется умение не только видеть явное, преобладающее сегодня, но и замечать и устанавливать робкое, неприметное – то, что сегодня пробивается, но чему принадлежит будущее. Это тем более важно, что от педагога зависит, насколько эти ростки расцветут или увянут.
При составлении индивидуального плана необходимо учитывать не только произведения для зачетов и экзаменов, но и те произведения, которые необходимо пройти в классе в порядке ознакомления, кроме того, необходимо включить в план репертуар для классных, шефских концертов, для открытых академических концертов, конкурсов.
Одной из распространенных педагогических ошибок является завышение трудности сочинений. Педагог, составляя индивидуальный план ученика, должен помнить о том, что трудными могут быть те произведения, которые близки индивидуальности ученика и которые ставят перед ним до известной степени уже знакомые задачи.
***
Рекомендуемая литература:
1 Л. Бондаревская. «Педагогический такт и его сущность». М., 1961
2 В. Маргулис. «Мысли и афоризмы пианиста». С.- П., 1992
3 А. Николаев. «Мастера советской пианистической школы». М., 1961
4. М.Фейгин. «Индивидуальность ученика и искусство педагога». М., 1975
Вопросы
1. В чем заключается сущность педагогического такта?
2. В чем разница между авторитарной педагогикой и методом индивидуального воспитания ученика?
3. Почему индивидуальный план ученика является по существу педагогическим диагнозом?
4. Назовите основные принципы индивидуального воспитания ученика.
5. В чем заключается особенность работы со средним по своим данным учеником?
Тестовые задания по предмету «Методика обучения игре на фортепиано»
1 вариант