Пропорции композиции причёски
Размерные соотношения элементов формы - это та основа, на которой строится вся композиция. При этом сравниваются две величины одного свойства, например длина или ширина сравниваемых частей прически, объем или площадь. Помимо соразмерности частей прически соотношения возможны по цвету, фактуре, массе, линиям и т. д.
Наиболее наглядно этот принцип просматривается в простых соотношениях, в которых числовая зависимость двух сравниваемых величин выражается дробью, где числитель и знаменатель представляют собой целые числа от 1 до 10.
На соотношении 1:1 строятся простейшие геометрические формы: квадрат, куб. Соотношения 1:2, 1:3, 1:4 и т. д. дают в прямоугольной форме (рис. 22) повторение квадрата целое число раз. Меньшая величина (квадрат) в этом случае называется модулем, т. е. единицей измерения большей величины (прямоугольника). Например, соотношение 1:4 означает, что в прямоугольнике укладываются четыре квадрата.
Рис. 22. Зависимость сравниваемых величин, выражаемая дробью
Создаваемые парикмахером-модельером формы причесок имеют теснейшую взаимосвязь с одеждой, следовательно, с телосложением человека, поэтому парикмахер-модельер должен иметь некоторые знания в области пластической анатомии, т. е. должен знать фигуру человека, формы и пропорции отдельных его частей.
В искусстве давно сложились различные каноны пропорциональных фигур, имеющие свои модули.
Каноном называется закономерность в пропорциях человеческого тела, принимаемая за идеальную. Модулем так называемого канона художников является высота головы (по высоте всей фигуры она укладывается 7,5 раза). Модельеры женской одежды пользуются несколько уточненным каноном: высота головы (от темени до подбородка) укладывается по высоте всей фигуры 8 раз.
В последнем, восьмом, делении учтена высота каблука, которая равна в среднем 4 см (рис. 23).
Рис. 23. Кратное соотношение частей человеческой фигуры
В классической пропорции голова по вертикали делится на четыре части: от темени до краевой линии роста волос, от краевой линии роста волос до переносицы, от переносицы до основания носа, от основания носа до подбородка. Каждая часть равна длине носа, т. е. длина носа является модулем в членении головы.
По горизонтали, или по ширине, отдельные части фигуры также находятся в определенных соотношениях между собой. Для каждой из этих частей характерны наиболее существенные величины, соответствующие всей пропорциональной системе канона: самая широкая часть головы, ширина шеи у основания, ширина плеч, ширина фигуры по линии груди, ширина по линии талии, ширина по линии бедер и т. д.
Тело человека в фасовом положении симметрично. Если мысленно провести вертикальную плоскость по линии позвоночника, то получатся две равные части. Однако у каждого человека имеются некоторые отклонения от симметрии, с возрастом они становятся более заметными. Возможны отклонения и от пропорционального сложения.
Парикмахер-модельер должен зрительно определить, какие наиболее существенные отклонения от пропорционального сложения имеются в конкретной фигуре или в лице, и принять их во внимание в своей работе.
Масштаб причёски
Величина прически во многом предопределяется и особенностями форм современной одежды (рис. 24).
Рис. 24. Зависимость величины прически от формы одежды
Пропорциональная прическа конкретного человека в рамках какого-либо исторического стиля или модного цикла определяется масштабностью. Каждый модный цикл задает свой масштаб размерных отношений, но так как каждый человек имеет свои индивидуальные особенности строения фигуры, головы, лица, то отношения согласованности основных элементов формы прически между собой строятся не на числовой связи, а несколько иначе. При сравнении каких-либо однородных элементов формы прически возможны три вида их сопоставления и связи: тождество, нюанс и контраст.
Тождество - полное сходство однородных элементов (равенство их) формы. Гармоническая связь в этом случае основана на полном сходстве (рис. 25, а).
Нюанс - отношение однообразных элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству. В нюансных отношениях сходство выражено сильнее, чем различие, и связь образуется на явно выраженном сходстве (рис. 25, б).
Контрастом называются отношения с сильно выраженным неравенством сопоставляемых однородных элементов формы. Связь в этом случае образуется в силу ясно выраженного различия и противопоставления (рис. 25, в).
Рис. 25. Соотношение основных элементов формы, основанное на тождестве (а), нюансе (б) и контрасте (в)
Тождество, нюанс и контраст в композиции используются как художественные средства построения единства элементов формы и их гармонической связи в определенном масштабе той или иной прически.
Принципы неравных отношений (нюанс, контраст) дают возможность членить форму на части по степени значимого в системе целого. Часть целого, большая по величине, объемности, массе, будет при прочих равных условиях доминировать над остальными частями. Часть целого, имеющая смысловое значение (модная деталь), главенствует над деталями, имеющими формальный характер. Размещение детали со смысловым значением на том или ином месте должно быть оправдано общей формой прически, формой лица, другими деталями, особенностями композиционного построения, причем масштабность в этом случае приобретает особенно важное значение, так как детали, прямо связанные с доминирующей деталью, образуют композиционный центр прически. В сложных моделях возможно наличие нескольких композиционных центров, соподчиненных друг другу. Каждый из них, являясь доминирующим на своем участке, должен быть гармонически связан с другими и подчиняться одному главному композиционному центру.
Общая композиция прически представляет собой сочетание отдельных прядей. Прядь волос одного направления - это комбинация волн, локонов или завитков, ритмически организованных в единое целое. Даже если в пряди по замыслу преобладают локоны и завитки, то по ним должны угадываться предопределяющие их волны.
Пряди, идущие в одном направлении, могут находиться рядом или следовать одна за другой, когда концы одной пряди накрывают начало другой. В этих случаях наиболее удобно соединять их по принципу волны. Можно также концы верхней пряди выработать в форме локона или завитка и положить его в волну нижней пряди (рис. 26, а). Для получения таких соединений используются бигуди одного диаметра или одинаковая техника накручивания кольцевых локонов.
Если же пряди имеют разное направление (предположим, концы встречаются), то наиболее естественным будет соединение по принципу локона, т. е. деталь, вырабатываемая на этом месте, чаще всего должна по рисунку напоминать локон или завиток (рис. 26, б).
Рис. 26. Соединение прядей одинакового (а) и разных (б) направлении
В том и другом случае детали, находящиеся на месте соединения, должны быть ощутимо соизмеримы друг с другом: толщина локона, лежащего в волне, должна быть похожа на ширину волны; диаметр завитка, выбивающегося из волны, не должен превышать ее ширины; соединяемые волны лежащих рядом прядей должны быть тождественны или отличаться незначительными нюансами (обязательно должны соединяться кроны, а ширина волн может, если тут имеется ритм, постепенно увеличиваться или уменьшаться).