Вопрос 3.Общие методы музыкального обучения.
В истории развития музыкальной педагогики теоретическому анализу логики организации музыкального обучения и воспитания посвящено очень мало работ.
Авторы и исследователи обращали свое внимание на:
· методические особенности преподавания музыки в школе,
· обучение игры на отдельных музыкальных инструментах,
· дирижирование,
· особенности методики преподавания гармонии и сольфеджио, которое оказывало содействие общему музыкальному развитию ребенка, его музыкальных способность и т.п.
Наиболее известными методическими системами и методиками обучения разным видам музыкальной деятельности в истории развития музыкальной педагогики из древнейших времен следует отметить такие:
Графическая и крюковая нотация – древнейшая форма нотной письменности и музыкального обучения, которая по некоторым свидетельствам пришла из Византии и окончательно сформировалась в ХІІ столетии на смену устной традиции обучения церковному пению.
Нотнолинейная система записи музыки – введённая в ХІ столетии итальянским музыкальным теоретиком Гвидо из Ареццо (995-1050). Разместив знаки на разноцветных линейках, он дал им точное звуковысотное значение, которое дало возможность записывать музыкальные тексты.
Цифровая нотация – разработанная Ж.-Ж.Руссо и в дальнейшем усовершенствованная Пъером Галеном (1786-1821), Еме Пари (1798-1866), ЕмилемШеве (1804-1864) представляла собой метод обучение пения с использованием записи звуков цифрами, относительно определенного тона (настройки).
Методическая система Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950) в основе музыкального обучения предусматривает триединство музыки, слова и движения как средства формирование личности. В основе его системы был метод эвритмики(связь музыки с движением), которое давало возможность выполнить основную задачу – научить детей двигаться в характере музыки, отображая ее темповые, динамические и метро-ритмические особенности.
Методическая система Карла Орфа (1895-1952) – изложенная в известном методическом пособии «Шульверк». Название происходит от двух немецких слов – «шулен» – учить и «веркен» – действовать. В основе его системы принцип элементарного музицирования с использованием разных видов музыкально-сценической деятельности. Сконструированный им специальный инструментарий, который использовался на уроках музыки стал основным методическим средством реализации его музыкально-педагогической системы.
Методическая система ЗолтанаКодая (1882-1967) состоит в применении хорового пения как главного вида деятельности в музыкальном воспитании «метод Кодая» предусматривает воспитание у учеников чувства порядка, ладового мышления с помощью разных упражнений развития звуковысотного слуха. Для этого в его системе широко предлагается использование относительной (ладовой) сольмизации.
В современных методических роботах, посвященных организации обучения игры на музыкальных инструментах, сольному или хоровому пению понятия метод обучения почти всегда отождествлялся с видом деятельности. Это вносило (и вносит) недоразумение в определения четкой терминологии, которая должна базироваться на классических философских определениях теоретических понятий, которые касаются познавательной и исследовательской деятельности.
В основе музыкального обучения и воспитания личности лежит эмоционально-образное усвоение его содержания, восприятие и осознание которого тесно связанные с музыкально-эстетичной деятельностью.
Исходя из логического анализа этой деятельности, ее организацию во время обучения можно условно разделить на две формы — репродуктивную и продуктивную.
Репродуктивная форма организации деятельности предусматривает стереотипное восприятие и усвоение материала, которая не требует никаких домыслов, раздумываний.
Это, например, – слушание музыкальных образцов с целью запоминания, лекций, рассказов, музыкальное выполнение партий в ансамбле (оркестре, хоре) под руководством дирижера, музыкальные упражнения с целью усовершенствования исполнительской техники (гаммы, вокализы, дирижерские двигательные упражнения) и т.п.
Продуктивная форма организации деятельности направленная на аналитическое восприятие и осознание ее содержания и потому предусматривает критическое отношение к музыкальному материалу с целью обретения собственного опыта, внесение элементов нового, самостоятельного, неповторимого в трактовке и практическом воспроизведении.
К этой форме можно отнести индивидуальные занятия, самостоятельную работу над изучением и выполнением музыкального произведения, выполнение задач по гармонии, полифонии, композиции, написание рефератов, рецензий и др.
Опираясь на это, можно сделать вывод, что при определении методов, которые бы охватывали общие требования музыкального обучения, необходимо учитывать тесное объединение конкретных взаимодействий преподавателя и ученика (студента) с формами организации и видами музыкальной деятельности, которая в результате и ведет к усвоению музыкальных знаний, умений и навыков.