Вопрос 1.Уровни педагогических исследований.

Структура всякого познания, в том числе и в области музыкальной педагогики, включает в себя два уровня исследования – теоретический и эмпирический.

Теоретический уровень связан с изучением опыта музыкального обучения и воспитания из теоретических источников и включает такие методы:

Изучение научно-теоретических и информационных источников. Научно-теоретический и информационный источники, как правило, изучаются в трех аспектах:

1. методологическом, что определяет основные принципы и способы организации исследуемого явления;

2. теоретическом, который дает возможность исследовать его основное содержания и границ теоретического изучения;

3. процессуальном (практическом), который излагает исследуемое педагогическое явление в условиях практики музыкального учебно-воспитательного процесса.

Анализ научной информации. С целью выявления особенностей, предусмотренных задачами исследования, научная информация может быть в мыслях расчлененная на содержательные части.

Синтез научной информации. Синтез научной информации по своему определению составляет противоположность анализу и потому имеет соответствующее применение при выполнении исследования.

Сравнение и обобщение. Эти методы позволяют определить родственность и отличие подходов авторов теоретических источников к изучению отдельных музыкально-педагогических явлений.

Обработка исследовательских результатов. Теоретические результаты исследований количественно и содержательно обобщаются с целью определения результатов.

Эмпирический уровень познания предусматривает изучение и анализ научной информации, добытой во время исследования конкретных музыкально-педагогических явлений. На этом уровне широко используются такие методы:

Наблюдение. Педагогическим наблюдением считается восприятие и осознание учебно-воспитательного процесса в естественных условиях. По форме организации и характера действий наблюдателя наблюдение может быть прямым и косвенным (опосредованным), открытым и закрытым.

Опрос. Различают несколько форм организации опроса. Это беседа (индивидуальная, групповая) — непосредственное непринужденное общение с лицами, которые исследуются в естественных условиях.

Интервью — в отличие от беседы здесь выясняются вопрос, которые раньше были запланированы исследователем. Анкетирование — отличается одновременной массовостью получения информации. По характеру анкеты разделяют на открытые — когда на вопрос предлагаются варианты ответов. Закрытые — когда на вопрос предлагается произвольный ответ.

Индукция. Операционно-деятельностный метод определения общего вывода на основе синтеза (объединения) отдельных конкретных фактов.

Дедукция. Операционно-деятельностный метод определения отдельных конкретных фактов на основе анализа (расчленения) общего вывода.

Моделирование. Практическая или теоретическая имитация реальной педагогической ситуации с целью проверки прогнозируемых выводов.

Эксперимент. Создание специальных реальных условий для проверки определенных методов и приемов музыкального обучения и воспитания. Соответственно цели исследования различают такие виды эксперимента:

· констатирующий — когда изучается эффективность использования традиционной методики;

· формирующий — когда искусственно создаются условия для внедрения методов и приемов, которые делают методику более эффективной.

Вопрос 2.Принципы музыкального образования.

Под принципами музыкального образования понимают основные теоретические идеи или требования, на которых базируется музыкальный учебно-воспитательный процесс.

К ним относятся:

· Доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от его пола, национальности и вероисповедания.

· Равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития.

· Гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей.

· Связь с национальной и мировой художественной культурой.

· Взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран.

· Свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания.

· Научность - музыкальное образование должно организовываться на основе передовых научно-методических достижений музыкально-теоретической мысли и практически-исполнительской деятельности.

· Ступенчатость и непрерывность - обеспечение условий для элементарно-начального, среднего и высшего музыкального образования.

· Креативность - создание всех необходимых условий для активного и максимально инициативного музыкального творчества.

Наши рекомендации