Вопрос 3.Исследования в области музыкальной педагогики.

Вариант 1.

Вопрос 1.Основные понятия музыкальной педагогики.

Музыкальная педагогика (англ. MusicPedagogy) - отрасль педагогической науки (педагогическая дисциплина), занимающаяся передачей учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства.

Объектом музыкальной педагогики является процесс музыкального образования и воспитания личности.

Предметом следует считать совокупность всех форм организации, методов, средств и других материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, которые складываются в целостный комплекс профессиональной подготовки и формирования личности музыканта.

Музыкальное обучение - это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение такими знаниями, умениями и навыками практической музыкально-эстетической деятельности, которые бы отвечали определенному уровню музыкального образования. Музыкальное обучение осуществляется как государственными заведениями так и негосударственными, или частными учреждениями, а также физическими лицами. В соответствии с этим, музыкальное обучение разделяется на любительское (непрофессиональное) и профессиональное.

Музыкальное воспитание - это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

Формы организации музыкального обучения и воспитания - внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, которые предопределяются видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников.

Это практические занятия (уроки), концерты, лекции, фестивали, конкурсы, экскурсии и др. Общие методы музыкальной учебы и воспитания - взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых происходит передача и усвоение музыкальных знаний, умений, навыков практической музыкальной деятельности и развитие личностных музыкально-эстетических качеств.

Характерным является то, что в классической педагогической науке категории обучения и воспитания имеют свои особенности, поэтому определение методов музыкального обучения и воспитания имеет свою специфику, обусловленную комплексным творческим характером учебно-воспитательного процесса.

Вопрос 2.История становления и развития музыкальной педагогики.Изучая историю музыкальной педагогики, следует, с одной стороны, иметь в виду ее теснейшую связь с развитием искусства, культуры, общества в целом. Вместе с тем нужно видеть и другую сторону явления: музыкальная педагогика имеет свою особую жизнь, свою логику. Она постоянно накапливает опыт, хранит и развивает художественные и педагогические традиции.

Между различными историческими этапами музыкально-педагогической практики устанавливаются отношения преемственности, приемы и методы музыкальной педагогики становятся историческим достоянием и живут как явления культуры. Вступая во взаимодействие с новыми явлениями музыкальной действительности, они испытываются ими, сохраняют действенность, если отвечают новым культурно-историческим условиям, или отмирают, если приходят в противоречие с ними. Этим, в частности, определяется борьба различных тенденций в музыкальной педагогике. Музыкально-педагогический процесс определенного исторического периода, его содержание и формы представляют собой органичное единство, обусловленное как воздействием внешних по отношению к нему факторов (ответ на запросы музыкальной культуры), так и имманентных законов развития музыкальной педагогики. (Имманентность (лат.immanens, «пребывающий внутри») - философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней.

Этим, в частности, обусловлен известный консерватизм музыкального образования, не поддающегося каждодневным веяниям, влияниям краткосрочной моды, но отвечающего на действительные запросы времени. Прогрессивные начинания в области музыкального образования нередко отмирают, не принимаются так называемой "педагогической рутиной".

Исторические формы музыкальной педагогики определяются степенью развития музыкальной культуры, ее типом, характером музыкальной активности членов того или иного общества.

Они зависят также от культуры общества в целом, от строя жизни, от организации труда и быта, от содержания духовной жизни общества.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Вариант 1.

Вопрос 1.Основные понятия музыкальной педагогики.

Музыкальная педагогика (англ. MusicPedagogy) - отрасль педагогической науки (педагогическая дисциплина), занимающаяся передачей учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства.

Объектом музыкальной педагогики является процесс музыкального образования и воспитания личности.

Предметом следует считать совокупность всех форм организации, методов, средств и других материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, которые складываются в целостный комплекс профессиональной подготовки и формирования личности музыканта.

Музыкальное обучение - это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение такими знаниями, умениями и навыками практической музыкально-эстетической деятельности, которые бы отвечали определенному уровню музыкального образования. Музыкальное обучение осуществляется как государственными заведениями так и негосударственными, или частными учреждениями, а также физическими лицами. В соответствии с этим, музыкальное обучение разделяется на любительское (непрофессиональное) и профессиональное.

Музыкальное воспитание - это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

Формы организации музыкального обучения и воспитания - внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, которые предопределяются видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников.

Это практические занятия (уроки), концерты, лекции, фестивали, конкурсы, экскурсии и др. Общие методы музыкальной учебы и воспитания - взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых происходит передача и усвоение музыкальных знаний, умений, навыков практической музыкальной деятельности и развитие личностных музыкально-эстетических качеств.

Характерным является то, что в классической педагогической науке категории обучения и воспитания имеют свои особенности, поэтому определение методов музыкального обучения и воспитания имеет свою специфику, обусловленную комплексным творческим характером учебно-воспитательного процесса.

Вопрос 2.История становления и развития музыкальной педагогики.Изучая историю музыкальной педагогики, следует, с одной стороны, иметь в виду ее теснейшую связь с развитием искусства, культуры, общества в целом. Вместе с тем нужно видеть и другую сторону явления: музыкальная педагогика имеет свою особую жизнь, свою логику. Она постоянно накапливает опыт, хранит и развивает художественные и педагогические традиции.

Между различными историческими этапами музыкально-педагогической практики устанавливаются отношения преемственности, приемы и методы музыкальной педагогики становятся историческим достоянием и живут как явления культуры. Вступая во взаимодействие с новыми явлениями музыкальной действительности, они испытываются ими, сохраняют действенность, если отвечают новым культурно-историческим условиям, или отмирают, если приходят в противоречие с ними. Этим, в частности, определяется борьба различных тенденций в музыкальной педагогике. Музыкально-педагогический процесс определенного исторического периода, его содержание и формы представляют собой органичное единство, обусловленное как воздействием внешних по отношению к нему факторов (ответ на запросы музыкальной культуры), так и имманентных законов развития музыкальной педагогики. (Имманентность (лат.immanens, «пребывающий внутри») - философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней.

Этим, в частности, обусловлен известный консерватизм музыкального образования, не поддающегося каждодневным веяниям, влияниям краткосрочной моды, но отвечающего на действительные запросы времени. Прогрессивные начинания в области музыкального образования нередко отмирают, не принимаются так называемой "педагогической рутиной".

Исторические формы музыкальной педагогики определяются степенью развития музыкальной культуры, ее типом, характером музыкальной активности членов того или иного общества.

Они зависят также от культуры общества в целом, от строя жизни, от организации труда и быта, от содержания духовной жизни общества.

Вопрос 3.Исследования в области музыкальной педагогики.

Исследование в педагогике —это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах и организационных формах.

Исследовательская деятельность педагогов музыкантов связана:

· с анализом,

· с рефлексией - (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны .

· с применением принципов и методов (постоянное наблюдение за процессом обучения и воспитания; анализ, обобщение попытки построить индивидуальную программу развития учащихся, исходя из их способностей и т.д. и т.п.),

В своем профессиональном совершенствовании каждому педагогу-музыканту необходимо учиться исследовать самого себя, анализировать (рефлексировать) свою профессиональную деятельность, осмысливать эффективность применяемых методов преподавания, анализировать результаты конструирования содержания музыкального образования и пытаться сформулировать для себя исходные установки, принципы этого исследования.

Содержание деятельности такого рода носит методологический характер.

Методологию педагогики музыкального образования можно рассматривать как область науки, включающую в себя:

1. знанияо принципах построения, формах и способах научно- исследовательской музыкально-педагогической деятельности;

2. системудеятельности, направленную на получение этих знаний и научное обоснование их эффективности.

Под исследованием в области музыкальной педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.

Вариант 2.

Наши рекомендации