Блок 1. Формат. Композиционный центр.

Тема 1.1. Беседа о композиции.

Цель:

• Ознакомить учащихся с предметом и понятием «композиция».

Задачи:

• Познакомить учащихся с понятием «композиция»,

• Познакомить учащихся с видами и жанрами станковой композиции,

• Познакомить учащихся с композиционными набросками, и объяснить значение в отображении явлений окружающей жизни.

Практическое задание:

• Просмотр и анализ работ художников по репродукциям, если есть возможность то это занятие можно провести в музее изобразительных искусств.

• Выполнение композиционных набросков на заданную учителем тему.

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.

У учеников: Листы бумаги, графитные карандаши, акварель, цветные карандаши (на выбор).

Время: 2 часа.

Тема 1.2. Композиционный центр. Способы выделен композиционного центра.

Цель:

• Объяснить учащимся связь идейно-смыслового содержания композиции и формальных изобразительных приемов.

Задачи:

• Познакомить учащихся с понятием «композиционный центр», и основным принципов станковой композиции - подчинение второстепенного главному,

• Объяснить различные способы выделения (главного), т.е. композиционного центра.

Практическое задание:

• Закомпоновать геометрические фигуры в заданный учителем формат, при этом в каждом отдельном случае выделяя композиционный центр (месторасположением, тоном, цветом, формой, размером).

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.

У учеников: Листы бумаги одинакового формата (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), графитные карандаши, акварель, цветные карандаши (на выбор).

Время: 4 часа.

Тема 1.3. Формат в композиции.

Цель:

• Объяснить учащимся связь идейно-смыслового содержания композиции и формальных изобразительных приемов.

Задачи:

• Познакомить учащихся с возможным расположением героев композиции в заданном формате, объяснить связь сюжета и формата, научить компоновать в листе.

• Познакомить учащихся с материалами, которыми выполняется станковая композиция.

Практическое задание:

• Закомпоновать линейное или силуэтное изображение листьев, цветов, бабочек и др. в определенный формат (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), на заданную тему.

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.

У учеников: Листы бумаги различного формата (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), тушь, перо, акварель, цветные карандаши (на выбор).

Время: 4 часа.

Блок 2. Роль изобразительных средств в передаче настроения в композиции.

Цель для всего блока:

• Объяснить учащимся связь идейно-смыслового содержания композиции и формальных изобразительных средств и приемов, которыми она выполняется.

• Научить использовать изобразительные средства для передачи замысла и настроения в композиции.

Тема 2.1. Значение тона в композиции. Силуэт.

Задачи:

• Закрепить знания и умения выделения композиционного центра,

• Закрепить знания и умения по выбору формата, и расположению в нем заданных объектов,

• Познакомить учащихся с понятием «силуэт»,

• Научить учащихся использовать сближенные и контрастные цветовые отношения для передачи настроения в композиции,

• Научить использовать тональный контраст для выделения композиционного центра,

• Научить применять различный тон силуэтов при построении пространства в композиции,

• Научить использовать тональные отношения для создания настроения в композиции.

Практическое задание:

• Тематический натюрморт из контрастных по тону предметов,

• Пейзаж с контрастными по тону объектами (силуэтное исполнение),

• Жанровая композиция на свободную тему (силуэтное исполнение).

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.

У учеников: Бумага 1/8 листа (различный формат по выбору уч-ся кроме круга и треугольника), тушь, перо, кисть.

Время: 8 часов.

Тема 2.3. Колорит в композиции. (Значение теплых, холодных и контрастных цветовых сочетаний для передачи замысла и настроения в композиции).

Задачи:

• Объяснить взаимосвязь цвета и настроения в композиции,

• Показать разнообразие оттенков одного цвета.

• Научить компоновать цветовые пятна в листе.

• Научить выделять главное в композиции цветом.

• Познакомить учащихся с психологическим воздействием цвета.

Содержание темы:

• Цветовая гамма - одно из средств передачи настроения в композиции. Гамма может быть контрастной и сближенной. Контрастной - по тону и цвету. Сближенной - по тепло-холодности (теплая, холодная гаммы), по насыщен цвета (сдержанная и насыщенная цветовые гаммы).

• Существуют три характеристики цвета:

Светлотность, т.е. тон цвета. Тон и цвет неразрывно связаны друг с другом. Цветовой тон - локальный цвет предмета. Насыщенность - яркость, чистота цвета.

• Мы воспринимаем цвет ассоциативно. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особен каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции и ассоциации. (Это используется в изобразительном искусстве, рекламе, технической семиотике). Так, оттенки одного и то цвета могут восприниматься по-разному.

• В зависимости от идеи композиции, цветовые пятна могут компоноваться по разному, в определенном ритме, акцентируясь на центре. Центр выделяется разными способами: месторасположением в листе, цветовым или тональным акцентом, степенью «сделанности».

Практическое задание:

• Упражнение №1. Построить в определенном формате абстрактную композицию из цветовых пятен в различных цветовых гаммах на различное настроение (кратковременное упражнение).

• Основное задание. Выполнить композицию на заданную тему с использованием определенной цветовой гаммы. Возможные темы: «Летние каникулы» (т гамма), «Зимние развлечения» (холодная гамма), «Дворец Снежной королевы" (холодная гамма), «Дом Кая и Герды» (теплая гамма), Маки на лугу (контраст).

Материалы:

У учителя: Репродукции картин художников, связанные с темой. Различные по колориту ка\ в том числе и абстрактные, с четко выявленным центром, примеры картин или фрагментов богатых по колористическому решению (большое количество оттенков одного и того же цвета) и методические пособия.

Репродукции картин: Гоген « Горы на Таити», «Сад в снегу», «Символический автопортрет с нимбами», «Дух мертвых бодрствует», Врубель «Сирень», «К ночи», «Царевна-Лебедь», Малявин «Хоровод», «Верка», «Поющие крестьяне», Суриков «Меншиков в Березове», «Боярыня Мор Клод Моне «Маннпорт», «Скалы в Бель- Иле», «Тополя», «Сирень, пасмурная погода»,»Пол( у Аржентея», «Бульвар Капуцинок», «Здания парламента в Лондоне. Эффект тумана», «Здание парламента в Лондоне. Закат», Коровин «Цветы и фрукты», «Сирень», Петров- Водкин «Се. «Натюрморт с зеркалом», «Черемуха в стакане», «Натюрморт с самоваром», Фальк «Бутылки и кувшин», «Натюрморт с фикусом»

Абстрактные композиции: Малевич «Супрематизм», «Принцип росписи стены», «Супрематизм № 50», «Полет в аэроплане», Кандинский «Акцент розового», «Казаки», «Лирическое», «Вверх",»Несколько кругов».

У учеников: Бумага формата А3, А4, геометрические фигуры разного размера, разных цветов, ножницы, клей, линейка, акварельные или гуашевые краски, кисти различной толщины.

Время: 10 часов.

Тема 2.4. Значение тона в цвете.

Задачи:

• Научить уч-ся использовать световую насыщенность цвета для создания настроения в композиции.

• Закрепить умения компоновки в листе различных цветовых пятен, и выделение композиционного центра.

Практическое задание:

• Композиция на свободную или заданную тему (на выбор натюрморт, пейзаж или станковая композиция), с использованием различных цветовых отношений и силы тона.

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.

У учеников: Бумага 1/4, 1/8 листа, гуашь или акварель на выбор уч-ся, кисти различной толщины.

Время: 6 часов.

Тема 2.5. Графические способы передачи пространства в композиции.

Задачи:

• Объяснить способы передачи пространства в композиции: с помощью воздушной перспективы, изменяя масштаб предметов (т.е. с помощью линейной перспективы), при помощи перекрытия одного плана другим и чередованием светлых и темных силуэтов.

• Научить располагать героев композиции на разных планах, и выделять композиционный центр посредством толщины линии, силы тона и степенью проработки.

Практическое задание:

• Тематический натюрморт (три плана) выполненный линиями,

• Пейзаж (три, четыре плана) выполненный линиями,

• Тематический натюрморт (три плана) выполненный локальными тональными отношениями,

• Пейзаж (три, четыре плана) выполненный локальными тональными отношениями.

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.

У учеников: Бумага 1/4, 1/8 листа, карандаши различной мягкости, акварель.

Время: 6 часов.

Наши рекомендации