Музыкальная жизнь россии 1850-1870-х годов

Внешне- и внутриполитические события в России. Демократизм русской культуры. Критический реализм. Крупнейшие литературные явления и литературная борьба. Передвижничество. Новые формы музыкально-общественной жизни. Создание Русского музыкального общества. Деятельность А.Г. Рубинштейна и Н.Г. Рубинштейна. Петербургская и Московская консерватории, Бесплатная музыкальная школа. «Новая русская школа», ее состав, практические задачи, история развития, историческая роль. Демократизм творчества «кучкистов». Критическая деятельность В.В. Стасова, Ц.А. Кюи, П.И. Чайковского.

Классика как качественно новая стадия русской музыки. Существенное расширение тематики, небывалая полнота отображения национальной действительности и масштабность художественных концепций. Высокий уровень драматизма, героики, психологизма, картинности, народно-эпической образности в произведениях классиков. Дальнейшее освоение национального фольклора, разработка новых его пластов и специфических средств (гармонии, формообразования). Новый синтез элементов русского фольклора и европейской музыкальной системы: более полное выявление специфики первых при сохранении второй в целом. Интерес к фольклору других народов (Восток, Испания, Италия).

Широкие связи с различными направлениями и жанрами западноевропейской музыки.

Сохранение существенной роли романтизма в русской музыке при новых достижениях критического реализма (М.П. Мусоргский). Небывалое разнообразие тематики и проблематики в русской музыке. Глубокое преобразование европейской системы музыкального языка, вытеснение ее норм закономерностями русской крестьянской песни. Многообразие связей русской классики с зарубежной музыкой. Возникновение различных творческих направлений – отличительная черта русской классики.

Петербургская школа. Народническая установка. Преимущественно внеличностная направленность творчества; особое значение эпической образности, развитие колористической и характеристической сторон музыки. Избирательное отношение к фольклору (подлинно русской признается лишь крестьянская песня). Активный интерес к фольклору других стран, ориентализм. Радикальное новаторство при избирательной ориентации на традиции (приоритетное значение традиций М.И. Глинки, влияние творчества А.С. Даргомыжского, Р. Шумана, Г. Берлиоза, Ф. Листа).

Московская школа. Чайковский как единственный ее представитель на данном этапе русской классики. Преобладание личностной проблематики, ведущая роль лирики. Опора, как на крестьянский, так и на городской фольклор при преимущественном значении второго; претворение многих городских бытовых жанров, романсовость как основа музыкального языка. Новаторство при внешней традиционности творчества. Традиции русской и зарубежной музыки.

Академически умеренный характер творчества А.Г. Рубинштейна, его ориентация на ранний немецкий романтизм и венский классицизм при ясно ощутимых связях с предшествующей русской музыкой. Особенности творческой позиции А.Н. Серова, близкого одновременно глинкинской и западноевропейской оперной традициям. Развитие оперных жанров (народная музыкальная драма М.П. Мусоргского, оперный эпос А.П. Бородина и Н.А. Римского-Корсакова, лирико-драматическая опера П.И. Чайковского). Возрождение на классическом уровне комической оперы (П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков).

Появление первого в России балета, достигшего уровня классической русской оперы («Лебединое озеро» П.И. Чайковского). Понимание балета как драмы, его симфонизация, использование традиционной хореографии с ее типами танцев («классическим», «характерным»). Первостепенное – наряду с оперой и романсом – значение симфонической музыки. Возникновение русской классической симфонии. Равная весомость жанров симфонии (А.П. Бородин, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков) и крупного одночастного произведения (М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский). Использование общеевропейских форм и методов развития и преобразование их под воздействием русского фольклора при существенной роли тематизма народно-песенного типа. Жанрово-эпическая и драматическая ветви русского классического симфонизма.

Возникновение русского классического концерта, связь его с общеевропейской традицией жанра (П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн). Внедрение в концерт тематизма национального склада и соответствующих принципов формообразования.

Возникновение русского классического квартета. Преодоление в фортепианной музыке рамок камерно-бытового музицирования, выход в сферу концертности («Исламей» М.А. Балакирева, «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского). Национальные особенности трактовки общеевропейских жанров.

Развитие камерной вокальной музыки в определившихся на предыдущем этапе направлениях: расширение тематики за счет социально-бытовых сюжетов (М.П. Мусоргский), эпоса (А.П. Бородин), фантастики (А.П. Бородин), философской проблематики (М.П. Мусоргский); обогащение лирической сферы, углубление психологизма (П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский); возрастание значения декламационности при чрезвычайном разнообразии приемов вокального письма; активные поиски в области фактуры фортепианной партии вплоть до внедрения в нее приемов народного многоголосия (М.П. Мусоргский); дальнейшая дифференциация жанров при ведущей роли лирического монолога и вокальной сцены.

А.Н. Серов (1820-1871) –один из основоположников русской музыковедческой науки, ученый, критик, композитор, общественный деятель. Сходство принципиальных эстетических установок А.Н. Серова и В.Г. Белинского; широта кругозора, понимание исторических закономерностей развития искусства. Просветительская направленность музыкально-критической и лекционной работы А.Н. Серова. Значение исследований в области русского и украинского фольклора. Защита достижений русской музыки, пропаганда западноевропейской музыкальной классики. Творческий путь.

Историческое значение оперного творчества композитора. Развитие жанров историко-героической («Юдифь»), легендарно-эпической оперы («Рогнеда»), бытовой драмы («Вражья сила»), влияние на последнюю театра Островского.

А.Г. Рубинштейн (1829-1894)– исполнитель, композитор, общественный деятель, педагог. Широкая концертная, просветительская, организаторская деятельность. «Исторические концерты», роль А.Г. Рубинштейна в организации Русского музыкального общества (РМО), дирижирование концертами РМО. А.Г. Рубинштейн как директор и педагог Петербургской консерватории. Творческий путь А.Г. Рубинштейна. Важнейшие жанры творчества композитора. Романтические традиции в фортепианных и камерных вокальных сочинениях. Историческое значение фортепианных концертов – первых в русской музыке.

«Демон» –лирико-романтическая опера, лучшее сочинение А.Г. Рубинштейна в оперном жанре. Историческое значение оперы «Демон» как одной из ранних лирических русских опер. Лирическая трактовка поэмы М.Ю. Лермонтова. Характеристика романсно-ариозного стиля музыки, восточные элементы музыкального языка.

Могучая кучка»

Историческое значение деятельности М.А. Балакирева (1836-1910)как главы «Могучей кучки», композитора, исполнителя, общественного деятеля, собирателя народных песен. Приверженность композитора эстетическим положениям М.И. Глинки. Значение работы над русской народной песней для выработки композиторского стиля; использование фольклора народов Закавказья. Ориентализм; большой интерес к современной романтической музыке (Берлиоз, Лист). Ведущая роль народно-жанрового и живописно-колористического начал. М.А. Балакирев – организатор и руководитель «Могучей кучки», его влияние на «кучкистов». Творческий путь М.А. Балакирева.

Симфоническое творчество.Основные произведения. Развитие принципов творчества М.И. Глинки. Тяготение к симфонизму жанрово-картинного типа. Программность. Преобладание тематизма народно-песенного склада, использование подлинных народных мелодий. Существенная роль вариационности, внедрение ее в сонатную форму. Приоритетное значение жанров увертюры и симфонической поэмы.

«Тамара» – симфоническая поэма. История создания. Красочность, живописность партитуры; использование песенных и танцевальных элементов музыки Закавказья. Особенности строения поэмы, музыкально-выразительные средства (в частности, гармонические). Историческое значение поэмы.

Фортепианное творчество.Важнейшие произведения. Роль М.А. Балакирева как одного из создателей русской фортепианной музыки. Концертно-виртуозный характер фортепианных произведений, их близость к пианизму Ф. Листа.

«Исламей» – фортепианная фантазия. Оригинальность замысла; концертно-виртуозный характер. Обогащение фортепианной литературы новыми образами, средствами, техникой; проявление принципов жанрово-картинного симфонизма. Ритмические, гармонические, фактурные особенности. Яркость восточного колорита и картинность письма. Глинкинские традиции использования и развития тем. Особенности строения, смешанная форма (сочетание сонаты и двойных вариаций), тональный план, звуковое богатство варьирования. П.И. Чайковский, Ф. Лист, Н.Г. Рубинштейн об «Исламее».

Камерное вокальное творчество.Романсы и песниМ.А. Балакирева, их периодизация. Круг поэтов, обращение к Кольцову, Лермонтову. Претворение традиций М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского (главным образом, в области лирического и бытового романса). Своеобразие камерного вокального стиля, напевная вокальная мелодия с элементами декламационности, изобразительность фортепианной фактуры. Значительное усиление картинно-красочного начала, особенно в романсах и песнях на восточную тематику («Песня золотой рыбки», «Грузинская песня», «Песня Селима»). Элементы эпического стиля «Песни разбойника». Многообразие типов лирического романса. Новые черты лирики: созерцательность («Взошел на небо»), широта развития и экспрессия («Приди ко мне»). Трагическое содержание ряда поздних романсов.

А.П. Бородин (1833-1887) – основоположник классической русской эпической симфонии и квартета. Значение научной и общественной деятельности А.П. Бородина. Трактовка композитором исторической темы с позиций прогрессивной эстетики 60-х годов XIX века. Жанровое разнообразие. Глинкинские традиции и национальная основа музыкального творчества; ориентация на классические жанры и формы. Претворение достижений современного европейского музыкального искусства. Творческий путь А.П. Бородина. Преобладание тематизма народно-песенного типа. Ведущая роль героико-эпического начала; лирика и юмор А.П. Бородина; ориентальная тема в его творчестве. Новизна языка, богатство гармонических идей (применение аккордов нетерцового строения, диссонирующие параллелизмы, своеобразная трактовка мажоро-минора и др.); высокое полифоническое мастерство. Классическая ясность, оптимизм, уравновешенность строя музыки.

Оперное творчество.«Князь Игорь» – выдающийся образец русской эпической, историко-героической оперы. Характерность историко-патриотической тематики для литературы и искусства эпохи создания «Князя Игоря». История написания оперы, завершение произведения Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым; Стремление А.П. Бородина к исторической достоверности, достоинства авторского либретто, его отличия от древнего литературного первоисточника. Показательность единственной оперы композитора для его стиля. Жанровые особенности оперы. Статичность образов. «Ария-портрет» как центр музыкальной характеристики персонажа. Применение старинных жанров. Значение народных сцен, разнообразие их характера при существенной роли эпического элемента. Воплощение основного конфликта оперы через противопоставление русской и восточной фольклорной окраски музыки. Повествовательная неторопливость движения действия. Черты сквозного развития при «номерной» композиции. Преемственные связи «Князя Игоря» с оперным творчеством Глинки. Значение «Половецких плясок» для истории русского балета. Значение «Князя Игоря» для русской эпической оперной и кантатно-ораториальной музыки.

Симфоническое творчество.А.П. Бородин – создатель (наряду с П.И. Чайковским) русской классической симфонии. Приоритетность жанра симфонии и его традиционная в целом трактовка. Героико-эпическое и жанровое начала как основа симфонизма А.П. Бородина. Традиционность формы симфонии. Разнообразие приемов развития тематизма (варьирование, мотивная разработка, синтезирование различных тематических элементов). Показательные особенности оркестровой фактуры для стиля композитора. Эволюция симфонизма А.П. Бородина в последний период творчества. Симфонические произведения композитора.

Симфония № 2 (си – минор, 1876 г.) – классический образец эпико-лирического симфонизма. Круг образов второй симфонии; известное сходство образов и приемов в симфонии и в «Князе Игоре»; программное истолкование симфонии В.В. Стасовым. Особенности строения цикла, образное содержание частей. Традиции второй симфонии в русской эпической музыке А.К. Глазунова, С.С. Прокофьева и других композиторов.

Камерное вокальное творчество.Жанровое разнообразие при небольшом количестве произведений; связи с оперным и симфоническим творчеством. Поэты – авторы текстов романсов и песен А.П. Бородина; использование композитором собственных текстов. Значение картинно-колористических и характеристических элементов. Своеобразное преломление традиционных песенно-романсных жанров: русской песни, лирического романса, восточного романса, баллады, элегии. «Для берегов отчизны дальной» – выдающийся образец русской элегии. Новые для русского романса сказочные и эпические произведения; оригинальность замысла и приемов письма в романсах «Спящая княжна» и «Морская царевна». «Песня темного леса» – образец эпического стиля в камерной вокальной музыке. Песни юмористического содержания.

Камерное инструментальное творчество.А.П. Бородин – один из создателей русского классического квартета. Традиционное понимание жанра. Показательность квартетов композитора для его позднего стиля. Камерные инструментальные произведения А.П. Бородина.

М.П. Мусоргский (1839-1881) – русский композитор, наиболее последовательно воплотивший принципиальные установки «Новой русской школы». Близость его искусства критическому реализму; влияние на творчество композитора романтической традиции. Жизненная правда в творчестве М.П. Мусоргского, демократизм и прогрессивность идей; связь его музыки с искусством крупнейших современных писателей и художников. Народ и личность как основные объекты творческого внимания. Интерес к эпохам социальных конфликтов, нравственная проблематика, глубина психологического анализа. Сочетание характеристического воспроизведения внешних сторон действительности с психологизмом. Исключительное разнообразие обрисованных композитором человеческих характеров, их социальная и бытовая конкретность, психологическая многогранность. Существенное значение образа народной массы, эпического начала. М.П. Мусоргский – мастер музыкальной трагедии. Творческий путь композитора.

Основные произведения, новые музыкально-сценические жанры, новизна драматургических приемов. Новаторство М.П. Мусоргского. Стремление к индивидуализации выразительных средств в соответствии с индивидуальной неповторимостью образа. Подчинение музыкальных принципов и приемов задаче конкретного воссоздания действительности.

Крестьянская песня и речь как истоки музыкального языка, синтез песенности и декламационности как основа мелодики. Раскрытие человеческих характеров через интонации речевого происхождения. Разработка композитором речитативной сферы. Новаторский характер гармонии и ритмики; отказ композитора во многих случаях от традиционной европейской функциональной гармонии и метрической системы. Индивидуализация формы; ведущая роль вариационности и сквозного строения.

Развитие традиций М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Значение творчества М.П. Мусоргского для развития музыкального искусства XIX – XX вв.

Оперное творчество.М.П. Мусоргский как оперный реформатор; идея реалистической музыкальной драмы как основа его реформы. М.П. Мусоргский – либреттист.

Сюжетное и жанровое разнообразие музыкально-драматических замыслов композитора. Судьба народа и его роль в истории – центральная тема; русская история – важнейший источник сюжетов; народная музыкальная драма – основной жанр. Новаторский характер массовых сцен. Смешение жанровых черт, переплетение разных сюжетных линий как характерные особенности оперной драматургии М.П. Мусоргского. Динамическая трактовка образов. Лейтмотивы, интонационные сферы, народно-песенные жанры как средства музыкальной характеристики персонажей. Сквозная композиция и проблема музыкальной формы. Соотношение вокальной и оркестровой партий. Эволюция оперного стиля М.П. Мусоргского к большей напевности вокальных партий. Оперное наследие композитора.

«Борис Годунов» – историческая музыкальная драма. Создание и постановки; редакции Н.А. Римского-Корсакова, П. Ламма, Д.Д. Шостаковича. Либретто, сравнение с литературным первоисточником, трактовка первоисточника с позиций художника 60-х годов XIX века; расстановка смысловых акцентов в 1-й и 2-й редакциях автора. Сюжет и идея произведения; сложность и новизна драматургии; переплетение нескольких сюжетных линий при одном определяющем конфликте народа и царской власти. Широкое применение приема совмещения планов и драматических контрастов. Строение, композиция оперы; своеобразие и новизна оперных форм, определяемых сценическим действием; лейтмотивы, их особенности и способы применения. Значение образа народа; сложение целостного образа из множества отдельных групп и героев со своими характерами и психологией; отдельные герои как воплощение существенных черт народа; широкий диапазон характеристик, единство трагического и комического. Динамика развития образа народа, формы, жанры, средства характеристики; хоровой речитатив. Образ царя Бориса; сценическая и музыкальная характеристика, ее психологическая сложность и неоднозначность, динамика развития. Значение «Бориса Годунова» в истории музыкально-театрального искусства.

«Хованщина» – народная музыкальная драма. История создания; редакции Н.А. Римского-Корсакова, М. Равеля и И.Ф. Стравинского, Д.Д. Шостаковича. Либретто, его литературные достоинства, многоплановость драматургии, переплетение нескольких сюжетных линий, сложность общественных и личных конфликтов. Широкий охват явлений действительности; борьба старой Руси и новой России – основная тема «Хованщины»; поиски М.П. Мусоргским в историческом прошлом ответов на современные проблемы. Многоплановый образ народа; величественная трагичность образа народа. Средства музыкальной характеристики стрельцов, московского люда, раскольников. Сложность характеров главных героев, обобщенность образов, психологически достоверное воссоздание внутреннего мира людей той эпохи. Сатирические образы. Строение оперы, роль оркестра, значение лейтмотивов. Новаторские черты в строении оперы; новизна оперных форм, относительно небольшая роль замкнутых построений, включение монологов и диалогов в общее течение сценического действия. Общий трагический облик «Хованщины».

Камерное вокальное творчество.Новаторство М.П. Мусоргского в области камерной вокальной музыки при нередком обращении композитора к традиционным романсовым темам и жанрам. Существенная роль жанра вокальной сцены. Соотношение вокальной и фортепианной партий; отказ композитора от традиционных формул аккомпанемента.Расширение привычных рамок камерной вокальной музыки, новая тематика, проявление черт критического реализма. Аналогии с творчеством Н.А. Некрасова, Т.Г. Шевченко, Н.В. Гоголя, В.Г. Перова. Развитие принципов А.С. Даргомыжского. Обращение к творчеству поэтов-современников; песни на собственные тексты. Важнейшие области камерного вокального творчества. Судьба обездоленных людей («народные картинки»), сочувствие человеческим страданиям, углубленный психологизм; произведения трагического содержания; произведения лирические, сатирические, юмористические; песни-монологи и песни-сценки. Вокальные циклы. Эволюция камерного вокального творчества композитора от «народных картинок» 60-х годов XIX века к тематике философско-символического и лирического плана в произведениях последнего периода. Поиски «осмысленно-оправданной» мелодии; индивидуализированность приемов письма. Влияние песен М.П. Мусоргского на творчество композиторов XX века, в том числе Д.Д. Шостаковича.

«Картинки с выставки»– образец зрелого стиля композитора. Время и история их создания. Основные сведения о художнике Н. Гартмане. «Картинки с выставки» – цикл миниатюр или сюита с рондообразными и вариационными признаками, единство развития в цикле. Характеристика музыкальных образов, основные жанровые группы «картинок». Фортепианный стиль, нетрадиционность письма. Новизна форм, обусловленная программой, значение в истории русской фортепианной музыки. Инструментовка М. Равеля.

Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908)– русский композитор-классик; историческое значение его многообразной деятельности. Определяющее значение установок «Новой русской школы» в творческом формировании Н.А. Римского-Корсакова. Влияние народного творчества: широкое использование подлинных русских народных напевов, разработка фольклора других стран. Претворение опыта русских композиторов; использование достижений западных мастеров (Р. Вагнер и др.). Творческий путь Н.А. Римского-Корсакова. Основные области творчества, ведущая роль оперной и симфонической музыки. Многообразие оперных жанров и сюжетов. Большое значение фантастики, образов природы, воспроизведение народных обрядов и быта; лирика, исторические картины; использование элементов восточной музыки. Преобладание эпического, повествовательно-картинного начала и мягкой элегичной лирики; особых характер драматических образов; комические, сатирические образы. Характеристика вокального стиля. Развитость оперных форм. Симфонизм в операх, особенно в произведениях позднего периода. Гармонические открытия композитора. Краткая характеристика оркестрового стиля. Выдающееся композиторское мастерство. Классическая ясность и чистота стиля. Ведущая роль вариационности, внедрение ее в традиционные для европейской музыки формы. Н.А. Римский-Корсаков – педагог, музыкальный писатель, ученый, редактор, собиратель народных песен, дирижер, общественный деятель.

Оперное творчество.Опера – главная сфера творческой деятельности Н.А. Римского-Корсакова. Жанровое разнообразие при тяготении к сказочно-эпическому жанру; особое значение традиции, идущей от оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Ведущая роль принципов эпической драматургии (сопоставление образов, широко развитая описательность, замедленный темп действия); проявление в некоторых операх принципов конфликтной драматургии. Различные решения проблемы музыкальной формы при характерном для опер композитора сочетании сквозного развития с завершенностью отдельных частей; возникновение крупномасштабных музыкальных структур, охватывающих большие сцены и целые оперные картины. Широкое применение лейтмотива, его специфика (лейтгармония, лейттембр). Различное соотношение вокальных и оркестровой партий в разных произведениях. Разнообразие композиционных решений. Эволюция оперного стиля Н.А. Римского-Корсакова.

«Снегурочка» – характерный образец сказочно-эпической оперы. История создания, место в творческой биографии композитора. Сказка А.Н. Островского, ее соответствие особенностям музыкальной драматургии Н.А. Римского-Корсакова. Сюжет и идея оперы, особенности жанра «Снегурочки». Фольклорные влияния в музыкальном языке, в драматургии, роль обрядовых сцен в раскрытии идеи сочинения. Система образов; характерная для драматургии Н.А. Римского-Корсакова «парность» женских образов; обобщающий характер и смысл образов. Основные черты музыкальной характеристики Снегурочки, развитие образа. Картины природы и быта, фантастические эпизоды; средства их музыкального воплощения, картинность музыкального языка, применение звукоизобразительности. Типы лейтмотивов, их развитие. Оперные формы.

«Царская невеста» – лирико-психологическая драма на исторической основе. Отличия «Царской невесты» от опер сказочного типа. Либретто, сюжет, драматическая напряженность действия. Классические черты сценической и музыкальной драматургии. Две группы действующих лиц, особенности их характеристик, пути развития образов. Вокальный стиль «Царской невесты»; разнообразные оперные формы; обилие законченных построений; большое значение ансамблей с развитой полифонией. Лейтмотивы, их особенности, методы применения и развития. Строение оперы в целом.

Симфоническое творчество.Развитие Н.А. Римским-Корсаковым принципов симфонизма М.И. Глинки и М.А. Балакирева. Разнообразие видов симфонической музыки композитора при общем картинно-жанровом характере симфонизма. Интенсивность звуко-цветового колорита. Программность как важная черта. Параллельность симфонического творчества оперному в отношении образного содержания и выразительных средств. Принципы эпической драматургии в симфонических произведениях. Тематизм народно-песенного склада, вариационность как преобладающий метод развития материала.

«Шехеразада» – симфоническая сюита. Восточная и фантастическая тематика без четких этнографических параллелей; программа. Эпическая основа симфонической драматургии сюиты. «Шехеразада» – ряд картин пейзажного, жанрового, фантастического, лирического характера. Роль повествовательности, музыкальной живописи, звукоизображения. Образные, тематические, тональные, темповые соотношения частей; единство тематического материала, характер использования и преобразования двух основных тем сюиты, роль вариационности. Оркестровое мастерство, виртуозное использование солирующих оркестровых инструментов.

Камерное вокальное творчество. Романсы. Преобладание лирики созерцательного характера, большая роль картинности. Слияние в вокальной партии кантиленности и декламационности при общей законченности мелодической линии. Изобразительность партии фортепиано, избегание композитором типовых формул аккомпанемента.

Наши рекомендации