Развитие и коррекция ручной моторики
Игра "Кати мяч"
Цель: развивать у детей координацию движений (в том числе Кистей и пальцев рук), обучать различным приёмам игры в мяч (катать мяч друг другу или взрослому, отталкивать мяч при катании), учить ориентироваться в пространстве.
Оборудование: мяч средней или большой величины.
Ход игры: один ребёнок или дети садятся на пол в кружок, взрослый катит мяч кому-нибудь из детей и говорит: "Лови!", побуждает детей катать мяч друг другу.
Игра "Кати мяч в ворота"
Цель: учить ребенка катать мяч в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания при катании, развивать координацию движений рук.
Оборудование: мяч средней величины, ворота.
Ход игры: взрослый показывает, как нужно прокатить мяч в ворота, радуется: "Попал!", побуждает ребёнка сделать так же, эмоционально одобряет его действия.
Аналогично организуется игра "Сбей кегли".
Игра "Лови мяч"
Цель: учить ребенка ловить мячи разной величины, развивать координацию движений рук и быстроту реакций.
Оборудование: мячи разной величины.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку ловить мяч. Другой взрослый показывает, как ребенок должен держать руки и ловить мяч.
Затем малыша учат ловить мяч от груди, сверху вниз, из-за головы.
В конце игры предлагается ребёнку выполнить действия самостоятельно, взрослый эмоционально одобряет его.
Игра "Целься и кидай"
Цель: формировать у детей навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений рук и ног.
Оборудование: доска, обтянутая ворсистым материалом и маленькие мячики - липучки.
Ход игры: детям предлагается метать шарики в доску. Взрослый показывает, как нужно замахиваться из-за головы, поощряет действия детей. Когда кончаются все шарики, дети отрывают их от доски, собирают в корзину.
Игра повторяется несколько раз.
Аналогично организуются игры "Попади в корзину", "Перекинь через верёвочку" и т.д. Затем можно усложнять игры, предлагая различные по тяжести мячики, мешочки.
Игра "Попади в цель"
Цель: учить ребенка захватывать предмет всей ладонью, бросать в цель, удерживая равновесие.
Оборудование: пластмассовая корзина, ватные шары (диаметр 5-7 см), детское баскетбольное кольцо.
Ход игры: взрослый показывает ребенку пластмассовую корзину, наполненную ватными шарами. Вместе рассматривают шары: круглые, мягкие. Шарами можно играть. Взрослый рассыпает шары по полу и предлагает малышу собрать их снова в корзину. При этом показывает, как нужно правильно брать шар пальцами и бросать, целясь в корзину.
После того, как все шары собрали, взрослый предлагает играть в новую игру, более сложную: "Танюша, вот кольцо, вот черта. Ты должна стоять вот здесь, у этой черты, старайся попасть в кольцо". После каждого попадания или попытки попасть ребенка нужно похвалить: "Танюша, молодец! Она крепко держит шар. Танюша хорошо бросает шар!"
В конце игры все шары собираются в корзину.
Игра "Дудочка"
Цель: учить ребенка содружественному движению рук и пальцев: выполнять "раскатывающие" движения пальцами обеих рук одновременно, удерживать тонкий, круглый предмет всеми пальцами обеих рук.
Оборудование: простой карандаш (лучше с ребристой поверхностью).
Ход игры: взрослый показывает ребенку карандаш и говорит: ''Это карандаш, им можно рисовать (показывает, как можно проводить, к примеру, линии карандашом). Карандаш волшебный. Он может петь, как дудочка - ду-ду-ду! Я научу тебя играть на дудочке. Мы возьмем карандаш в ладошки и будем его раскатывать, вот так (показывает раскатывающие движения ладонями), а теперь возьмем карандаш всеми пальчиками (обеих рук) вот так, приподнимем ручки (на уровне лица) и будем петь: "Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем во ду-ду (можно раскачивать в такт головой)". Сначала взрослый помогает ребенку удерживать пальцы на карандаше и подпевает, затем берет еще один карандаш и следит за тем, чтобы ребенок повторял за ним его движения: раскатывание карандаша, захват пальчиками, удерживание карандаша пальцами на уровне лица.
В конце игры взрослый хвалит ребенка.
Игра "Самолётик - самолёт"
Цель: учить детей выполнять действия по подражанию взрослому.
Ход игры: взрослый показывает детям, как играть в "самолёт": разводит руки в стороны, ладонями вверх, поднимает руки вверх -вдох, делает поворот в сторону. Произносит "ж-ж-ж", - выдох, стоит прямо, опустив руки, - пауза и т.д. Затем взрослый побуждает детей подражать его движениям, читает стишок:
Самолётик - самолёт (разводит руки в стороны)
Отправляется в полёт (ладонями вверх, - вдох)
Жу, жу, жу, (делает повороты вправо),
Жу, жу, жу, (влево - выдох)
Постою и отдохну (встаёт прямо, опустив руки).
Игра "Шумит лес"
Цель: учить ребенка выполнять действия по подражанию взрослому.
Оборудование: две палочки с лентами (длиной 20-30 см.).
Ход игры: взрослый предлагает малышу посмотреть в окошко, обращает его внимание на деревья, на то, как шумит ветер, колышутся от ветра ветки.
Обращается к ребенку: "Возьми палочки с ленточками - это листочки, а твои ручки - это веточки. Поднимаем ручки вверх и раскачиваемся - вот так, как деревья за окном". Взрослый читает стишок:
Дует ветер, задувает, наши веточки качает,
Вот как, вот как наши веточки качает.
Дует ветер, задувает! У-У! У-У!
Игра "Покатаем кукол на машине"
Цель: учить ребенка удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев рук при ходьбе.
Оборудование: машина (большая), две куклы.
Ход игры: взрослый предлагает малышу катать кукол на машине, ведет ребенка в игровой уголок и вместе с ним выбирает кукол, которых будут катать. Затем подводит малыша к машине и показывает, что удобней везти машинку за веревочку. Усаживают в кузов кукол, взрослый помогает малышу взять веревочку в руку со словами: "Танюша, держи крепко веревочку, машина поедет би-би-би!"
Катание кукол на машине можно сопровождать короткими потешками:
Куклы едут на машине би-би-би, би-би-би,
Им понравится кататься би-би-би, би-би-би!
Я веревочку держу, кукол я катаю,
На машине им кататься нравится, я знаю!
Эту игру можно повторять, усаживая в машину другие игрушки, а также, вкладывая веревочку попеременно в разные руки ребенка.
В конце игры взрослый должен похвалить малыша: "Молодец, Танюша, крепко держала веревочку, машина быстро ехала, куклам понравилось кататься!"
Игра "Упирайся как бычок"
Цель: учить ребенка крепко стоять на ногах, удерживаясь обеими руками за обруч.
Оборудование: обруч.
Ход игры: взрослый закидывает обруч за спину ребенка, помогает ему взяться руками за обруч, осторожно подтягивая его на себя. При этом говорит:
Упирайся, как бычок, и не падай на бочок!
Крепче ручками держись!
Ты за обруч ухватись!
В конце игры хвалит малыша: "Молодец, Антоша! Крепко держался на ножках!"