Комбинирование схем рифмовки

Комбинации одно-, дву- и многостиший можно применять внутри одного куплета, тем самым создавая разнообразие и удерживая внимание слушателя.

Одни эмси любят часто менять схему рифмовки, другие предпочитают быть более последовательными. KRS-One часто прибегает к комбинациям схем рифмовки, как можно услышать в его треке “MCs Act Like They Don’t Know” (071). То же относится и к Pharoahe Monch, как демонстрирует трек “Simon Says” (072).

R.A. the Rugged Man

Большинство рэпперов читают все куплеты по одной схеме, но есть такие как Pharoahe Monches или Busta [Rhymes], читающие разными флоу. В своих телегах я тоже читаю несколькими разными флоу.

Wordsworth

Не нужно бояться экпериментировать с новыми флоу. Многие зацикливаются на том, что они освоили. Но мне всё это только в удовольствие.

Mighty Casey

Можно столько вариаций придать своему флоу. Можно читать по четырёхтактовой, двухтактовой схеме [и т.д.] Например многостишия и одностишия часто эффективно применяются внутри одного куплета: нечётное число тактов связаных многостишием, венчаются последним тактом одностишия, формируя куплет с чётным числом тактов. Или более сложные комбинации: куплет начинается с двустишия, затем идёт многостишие на восемь тактов, за ним следует новое многостишие на пять тактов, которое завершается одностишием, что в общей сложности даёт куплет на шестнадцать тактов.

Отличающиеся схемы рифмовки могут частично связываться между собой, тогда получается, что некоторые слоги входят в более чем одну схему.

ПОЛНЫЙ КУПЛЕТ

Схема рифмовки длиной в один куплет связывает все такты одной рифмой. Подоборать такое количество рифмующихся слов и при этом не скомпрометировать замысел всего трека может оказаться сложной задачей.

Mighty Casey

Мне было бы трудно зарифмовать шестнадцать тактов одной рифмой.

Planet Asia

Рифмовка бывает двухтактовой, четырёхтактовой, а некторые могут зарифмовать всю телегу и всё равно звучать осмысленно, то есть буквально каждую строку, в середине, в начале, в конце и при этом звучать здраво.

Следующий образец взят из трека Busta Rhymes “Put Your Hands Where My Eyes Could See” (073) и демонстрирует два такта схемы рифмовки, охватывающей целый куплет:

it’s a must that you heard of us, yo, we murder- ous. A
lot of niggas is wondering and they curi- ous how…

Такты связаны составной рифмой “heard of us” – “murderous” – “curious”, которой связаны все шестнадцать тактов, придерживаясь одной и той же схемы рифмовки.

Ещё один образец – это куплет Kool G Rap в треке Sway & King Tech “The Anthem” (074) с альбома “This or That” .

Kool G Rap

В таком способе присутствует вызов, нужно уметь достаточно ясно излагать мысль, чтобы сочинить шестнадцатитактовый куплет на одну рифму и при этом не говорить что попало, а звучать осмысленно.

( В начале 90-х довольно популярной была схема, в которой каждый куплет оканчивался на одну и ту же рифму, как правило содержащуюся во фразе-рефрене, выражающей основную мысль трека, двухтактовой или однотактовой. Примерами этой схемы являются треки Ice Cube “It Was A Good Day” (075) и “You Know How We Do It” (076) и Scarface “Never Seen A Man Cry” (077) – прим. пер. )

Добавочные рифмы

Вдобавок к сновным рифмам, связывающим такты и служащим стиху каркасом, можно вставлять добавочные рифмы с целью разнообразить общее звучание текста.
Примером этой техники является отрывок куплета B-Real из трека OutKast “Xplosion” (078):

Dre, pass me the glass of wine so
I can pour it over my homies’ graves and mine for…

Слова “wine” и “mine” связывают две строфы, формируя двустишие. Вот те же два такта, но с выделенными добавочными рифмами:

Dre, pass me the glass ofwine so
I can pour it over my homies’ graves and mine for…

Слова “pass” и “glass” рифмуются между собой, но не со словами, дающими основную рифму, связывающую такты. Не будь эти два такта уже связаны, “pass” и “glass” могли бы сформировать одностишие, однако поскольку основная структура образована двустишием, они являются всего лишь декоративным элементом.

Число рифм в такте

Любая из схем рифмовки, описанных в предыдущем разделе, в каждом такте может включать многочисленные рифмующиеся элементы. Так двустишие не обязательно должно ограничиваться одной рифмой на такт, каждый такт может содержать несколько элементов, рифмующихся между собой, и при условии, что два такта связаны рифмой, все элементы считаются частью двустишия.

При этом число рифмующихся единиц в такте влияет на звучание текста. Многие тексты на заре хип хопа содержали довольно мало рифм на такт. Вот пример из классического трека Run-DMC “Sucker MCs” (079):



      Two
years a- go a friend of mine
asked me to say some emcee rhymes, so I…

Единственные рифмующиеся элементы – это “mine” в первом такте и “rhymes” – во втором.

По мере развития хип хопа, некоторые эмси стали начинять свои строчки всё большим количеством рифм.

Masta Ace

Вплоть до появления [Ракима] у всех, кто читал рэп, рифмовались только последние слова в каждой строчке, их связующее звено. Раким показал нам, что можно добавлять вставные рифмы, когда на одну строчку приходится больше одного рифмующегося слова, и что рифмоваться не обязательно должно только последнее слово. Потом появился Big Daddy Kane, который рифмовал уже не три, а множество, семь-восемь слов в предложении.

В качестве иллюстрации текста с многочисленными рифмами рассмотрим двустишие из куплета Kool G Rap в треке “Know Da Game” (080) с альбома Frankie Cutlass “Politics & Bullshit” , в котором приняли участие также “Mobb Deep” и “M.O.P.” :

concrete. Get blown at home or what- ever zone you roam, get two
flown to your dome, blow chromo- somes out your flesh and bones

В первом такте присутствуют четыре рифмующихся слога (“blown”, “home”, “zone” и “roam”), а во втором их семь (“lown”, “dome”, “blow”, “chrom-,” “-o-,” “-somes” и “bones”), что в общей сложности даёт целых одиннадцать рифмующихся слогов в двух тактах.

Termanology

Я стараюсь рифмовать по два слова на такт, в отличие от рэпперов, рифмующих только по одному слову. Это намного трудней, потому что ты фактически удваиваешь число рифм. Рэпперов, которые умеют это делать, не так уж и много, Kool G Rap, Eminem… Немногие на это способны.

Rah Digga

Я люблю рифмовать целыми фразами, строчками, если есть возможность. Вместо двух слогов на две строчки, я люблю рифмовать четыре, пять, шесть, семь слогов, вплоть до строчки целиком, если у меня получается, и так часто, как только это мне удаётся. Я думаю, если посвящать своим текстам достаточно времени, то можно достичь такого результата, вместо того, чтобы ограничиваться простым флоу.

Некоторые эмси варьируют число рифм на один такт в разных частях трека, добавляя больше рифм в определённых его частях.

Dray, Das EFX

Я всегда стараюсь начинать со сдержанного флоу, а потом, в шестой, седьмой, восьмой строке… где-то к середине трека я перехожу на более сложный.

Добавить больше рифм в определённых местах может побудить также музыкальное сопровождение, под которое ты читаешь ( при условии, что текст сочиняется под готовый бит – прим. пер. ).

El Da Sensei

Музыкальное сопровождение в любом случае заставит тебя скорректировать флоу, смотря по тому, как продюсер его задумал. Если в каких-то местах он вставил барабанную дробь или добавил удар снэра, это может заставить тебя в этих местах удвоить рифму. С моей точки зрения это то, что приковывает внимание слушателя, когда флоу меняется на протяжении всего трека, это главный фактор.

Расстановка рифм

Рифмы можно размещать где угодно в такте, хотя наиболее принятое место – это четвёртая доля. Вот как это выглядит на примере из трека LL Cool J “I Can’t Live Without My Radio” (081):

      My
radio, be- lieve me, I like it loud. I’m the
man with a box that can rock the crowd. Walking…

Даже в случае с одностишиями, один из рифмующихся слогов часто припадает на четвёртую долю. Однако добавочные рифмы обычно разбросаны в разных местах такта для разнообразия.

Отдельные эмси даже свою основную схему рифмовки предпочитают не ориентировать на четвёртую долю, а располагать по всему такту. Planet Asia говорит: “Можно рифмовать в тех местах, в которых рифмы обычно не размещаются.” Вот образец такого подхода, взятый из “Yellow Brick Road” (082) Eminem, где основная рифма падает на другие доли:

so much they called me a drifter. Some- times I’d
stick up a thumb just to hitchhike, just to get…

Кроме того, рифмы могут падать не только на четыре ударные доли, но также на слабые доли. Следующий пример взят из куплета Method Man в треке “Shame on a Nigga” (083) Wu-Tang Clan:

head from the shoulders. I’m better than my competor,
you mean com- petitor, what- ever. Let’s get together.

Поскольку рифмующиеся слоги не совпадают с сильными долями, выделяющимися в музыкальном сопровождении, они не так заметны, как те, что совпадают. Это создаёт менее чеканящий, более разговорный тип флоу. (рифмы на слабые доли были распространены во флоу в конце 80-х – начале 90-х, их можно обнаружить например в текстах Guru из “Gang Starr” – прим. пер.)

Кроме того, рифмы могут переходить с одной доли на другую, или даже на следующий такт, они не обязательно должны располагаться на какой-то определённой позиции. Ниже приведён отрывок из трека Nas “N.Y. State of Mind” (084):

Rappers, I monkey flip em with the funky rhythm I be
kicking. Mu- sician, in- flicting compo- sition…

Составная рифма “funky rhythm”, например, начинается перед четвёртой долей и оканчивается на следующей слабой доле, а составная рифма “I be kicking” начинается в первом такте и переходит на второй.

Зачастую на следующий такт рифмы переходят, если они длинные и составные, не умещаясь на одном такте. Когда рифма переходит на следующий такт, схема рифмовки определяется, исходя из структуры того такта, на который рифма перешла. В том случае, если тот же рисунок рифмовки повторяется в следующем такте, оба такта объединяются в двустишие (как представлено предыдущим примером из текста Наса, где та же схема рифмовки продолжается рифмами “musician”, “inflicting” и “composition”, что даёт основания приобщить второй такт к первому в рамках двустишия). Но если в следующем такте вводится новая схема, то перешедший элемент считается частью предыдущего такта, как в следующем примере из текста Notorious B.I.G. “Ready to Die” (085):

Tef- lon is the ma- terial for the im-
perial. Mic ripper, girl stripper, the Henny sipper.

Рифма “material” – “imperial” переходит на следующий такт, но считается частью схемы рифмовки заданной в первом такте, поскольку во втором такте введена новая схема (одностишие, представленное рифмой “ripper” – “stripper” – “sipper”).

Простой способ заставить рифмы возникать в неожиданных местах – это написать текст со стандартным размещением рифм, а во время исполнения сдвинуть куплет, так чтобы он начинался с другой доли такта.

Tajai, Souls of Mischief

Бывает я напишу текст, а потом сдвину его, и он начинает звучать как что-то супер-авангардистское, а ведь всё, что я сделал – это только чуть сдвинул его, добавил пару слов в начале и убрал в конце.

В то же время простая расстановка рифм, и простые схемы рифмовки в принципе, в определённых ситуациях могут оказаться более удачным выбором. Если смысловое наполнение особенно мощное, более прямолинейная и устойчивая схема рифмовки, как та, при которой рифмы размещаются на четвёртой доле, будет предпочтительней как средство подчеркнуть содержание. С другой стороны, если на треке ты ставишь целью блеснуть своим флоу, применяй более разнообразное размещение рифм и более сложные схемы рифмовки.

R.A. the Rugged Man

Я думаю, что как эмси ты должен стремиться освоить обе стратегии: записывать треки, в которых схема рифмовки постоянно меняется, несколько таких, и для контраста продемонстрировать, на что ты способен в том, что касается содержания. Я думаю, это удаётся очень хорошо Рэдмэну. Он может быть поэтичен в одном треке, читая всё одним и тем же флоу, как например в “Rated R” (086), и супервиртуозным в других треках, таких как “Green Island” (087), “Redman Meets Reggie Noble” (088) и “Tonight’s Da Night Remix” (089), где он разобрался со всеми типами флоу, известными человечеству. Red – мастер таких вещей, поэтому по моему мнению, когда речь идёт об умении продемонстрировать обе стороны, Redman – идеальный эмси.

(В южном хип хопе во второй половине 90-х и на заре его восхождения к славе, в то время, когда он ещё отличался креативностью и нетривиальностью, популярной была схема расстановки рифм, при которой ключевая рифма, завершающая строку текста приходится на вторую долю такта, а не на четвёртую, а на третьей доле располагается цезура. То есть такт текста на две доли опережал такт музыкального сопровождения, или же на две доли запаздывал, в зависимости от того, откуда куплет начинался, с затакта или с четвёртой доли первого такта. Эта схема придаёт флоу характер повествовательности. Ранние примеры этой схемы можно обнаружить во многих треках 2Pac, например “Temptations” (143). Следующий пример взят из трека Dirty “Where Da Luv” (090):

    You ain’t got no love, if you don’t like our
music ? Then get offfrom round me. You ain’t got to speak to me, I ain’t
mad about it… so why you frownin‘? But if you got beef with me we can
cook it up if it’s necessary. I was born and raised in Ala-
bama so your showdon’t scare me…    

Ту же схему, заимствованную у Camp-Lo с оригинальной версии трека “Feelin’ It” (091), использовал Jay-Z на одноимённом треке (092) в своём альбоме “Reasonable Doubt”.

    I keep it realer than
most I know your feelin it Cristal on ice I like to
toast I keep on spillin it Bone crushers I keep real
close I got the skillfor this On my back the fliest
clothes lookin illand shit    

- прим.пер. )

Ритмика

Всякие интересные ритмические рисунки – это именно то, что привлекает слушателей в рэпе. Рэп – чрезвычайно ритмичная форма вокала.

- Aesop Rock -

Ритмикой, или метром, называется способ размещения слогов по долям и разнообразные рисунки, создаваемые различными комбинациями количества слогов. Ритм делает тексты музыкальными и интересными. Это то самое, что превращает текст в собственно рэп, отличая от простого вольного декламирования под бит.

Tech N9ne

[Моё освоение] рэпа началось с ритмики. Мои тёти и дяди были очень музыкальными и научили меня выстукивать ритмы на обеденном столе и вилками с ложками по стеклянным стаканам, мою матушку тоже.

Поскольку в хип хоп текстах делается акцент на новые и интересные флоу и замысловатые ритмах, для реализации которых требуется множество слогов, они как правило содержат больше слов, чем тексты композиций в других жанрах.

Evidence, Dilated Peoples

Вот почему рэп, я думаю, уважают представители других жанров и поющая братия – потому что они могут тянуть ноту как угодно долго и ограничиться буквально несколькими словами в изложении основной мысли. “Я тебя люблю”, “Ты – моя судьба”, “Мы вместе навсегда” и “Я из-за тебя лишился сна”… и это весь куплет, если правильно растягивать ноты. Но рэпперы так не могут, тут же нет и половины строфы.

Многих слушателей хип хоп изначально привлёк своими диковинными ритмами, а их любимые артисты – это те, кто отличается тонким чувством ритма. Слушатель способен оценить виртуозность ритма, даже без того, чтобы понимать смысл слов.

Chuck D, Public Enemy

Рэпом я увлёкся потому, что меня заинтриговали ритмы, которые я слышал на миксах ребят из Бронкса, то, как они преподносили свои тексты.

Evidence, Dilated Peoples

Как по мне, смысл не главное. И доказывает это тот факт, что мне нравится рэп на других языках, или традиционный дэнсхолл рэггей – я не понимаю слов, но могу оценить ритмы и звучание, которые меня в них и привлекают.

Владение разнообразными ритмами также считается ценным качеством для эмси.

Fredro Starr, Onyx

Есть рэпперы как Jay-Z, мастера флоу, он может читать быстро, может медленно. Biggie был мастером флоу, 2Pac был мастером флоу. Они могли читать разными способами.

Сочинение ритмов

Ритм для текста артисты сочиняют разными способами, но многие пользуются общепринятыми базовыми методами.

Наши рекомендации