Каким было твое знакомство с хип хоп музыкой? Чем она тебя заинтересовала?
Много хип хопа у меня было на слуху в конце 80-х, мои родители вообще большие меломаны, так что я многое слышал пока взрослел. Думаю, что серьёзно я увлёкся хип хопом году в 1990-м, и слежу за ним до сих пор. Разумеется для своего исследования я должен был прослушать много олдскула и музыки времён золотой эры, а также вникнуть во временной контекст, в котором эта музыка создавалась.
Меня всегда привлекали биты и рифмы, я люблю когда под жирный грязный засэмплированный бит дико техничный эмси вытворяет свою акробатику с флоу и темами. Это не значит, что я плохо отношусь к клубному стилю, потому что считаю у всего есть своя ниша, но я люблю слышать какой-нибудь новый бешеный флоу, подачу, тематику или способ её изложения.
В книге представлен такой широкий спектр рэпперов и их точек зрения на искусство рифмовки. Как выглядел процесс обработки всей этой информации?
Вначале я составил длинный список всех тех, кого бы я хотел опросить, а потом занялся организацией встреч с каждым из них. Несомненно я хотел заполучить таких классиков жанра как Public Enemy и Kool G Rap наряду с такими более молодыми артистами как Clipse и Royce Da 5’9”, а также объединить подземку и мэйнстрим, всех, начиная от Immortal Technique и заканчивая Will-I-Am.
С накоплением информации, которой они делились, возникали новые вопросы и идеи, и книга составлялась в процессе. Самым болезненным занятием было принимать решение о том, что исключить, потому что интервью насчитывали полмиллиона слов, буквально, содержали столько историй, как решить что лишнее?
Были ли такие, кто отказался участвовать, когда ты к ним обратился? И у тех, кто согласился, было ли трудно получить информацию конкретно о том, как они формулируют свои идеи и какие техники используют?
Не помню никого, кто бы тупо отказал, типа “Меня в этой книге не будет”, но до некоторых, особенно популярных артистов, приходилось пробиваться через посредников, которые то не отвечали, то отвечали, что артист в студии или на гастролях, или ещё что-нибудь. На самом деле я был удивлён, что мне удалось заполучить так много людей, потому что ведь никто не был обязан давать мне интервью.
Большинство эмси, особенно известные лирики такие как Crooked I, Kool G Rap, Tech N9ne и R.A. The Rugged Ma дали мне развёрнутые интервью и поделились кучей ценной информации. Мне кажется, чем более они были увлечены своим ремеслом, тем больше они готовы были мне о нём рассказать. Никто не отказывался раскрывать секреты, к тому же я думаю, что через полчаса ответов на вопросы они всё равно бы проговорились, ха-ха. Сложно было только в тех случаях, когда чьи-то ответы были слишком туманными, но у меня в запасе было конкретных вопросов достаточно для того, чтобы они могли сформулировать свои методы.
Книга разбита на четыре части: содержание, флоу, сочинение, подача и каждая содержит главы. Какие ты бы выделил два элемента, обязательных для эмси, чтобы он тебе нравился? Как ты думаешь, существуют ли эмси, которые в равной мере владеют всеми элементами эмсиинга?
Лично я фанат флоу и подачи, потому что у меня музыка стоит на первом месте, так что если эмси ватный, мне будет трудно вслушаться в содержание. Как говорили некоторые эмси “пусть твоя читка хоть рак вылечивает, если она звучит хреново, всем на неё плевать”. При этом, если флоу уже присутствует, то содержетельность, игра слов несомненно поднимают рэп на более высокий уровень, но для меня флоу и подача – главное, если ты читаешь мимо бита и запинаешься, такой рэп никуда не годится.
Я думаю, что большинство эмси заточены либо на флоу, либо на содержание, или на одних треках читают с фантастическим флоу, а на других выделяют смысловое наполнение. Думаю есть множество людей отлично владеющих и тем, и другим, но я не считаю, что для того, чтобы называться классным эмси нужно обязательно быть мастером обоих аспектов. Точно так же можно быть великолепным блюзовым гитаристом, но не уметь играть на классической гитаре – это не значит, что ты никудышный гитарист, просто у тебя узкая специализация.
Показалось ли тебе, что отдельные элементы жанра, раскрытые в книге, считаются более важными в определённых регионах? (напр. не придавали ли рэпперы с Восточного побережья фристайлу большее значение, чем рэпперы с Юга)
Я не заметил такой тенденции на региональном уровне, но эмси, делающие упор на содержательности и политической сознательности акцентировали важность содержания, эмси, отличающиеся хорошей подачей, говорили, что важно то, как ты владеешь голосом, эмси с виртуозным флоу говорили то же самое о флоу. Я думаю, что в каждом регионе хватает эмси всех типов, поэтому мне кажется, что в этом смысле невозможно сделать обобщение.