Iii. 48. музыкальная культура средневековья
III.51. КЛАССИЦИЗМ В МУЗЫКЕ
I. Ответь на вопросы:
1. Что означат термин “классицизм”?
2. В какие века сформировался и до какого времени господствовал этот стиль?
3. Кто такие венские классики?
4. Какие общие черты стиля объединяют классиков несмотря на различие творческих индивидуальностей?
5. Наиболее значительным достижением композиторов венской классической школы стало утверждение музыкальной темы как художественного образа, заключающего в себе богатые возможности развития. К созданию какой музыкальной формы это привело?
6. В творчестве венских классиков рождается сонатно-симфонический цикл. Кого называют “отцом” симфонии и почему?
7. В чем сущность сонатной формы? Почему ее называют высшей музыкальной формой?
8. Какова историческая роль К.В.Глюка? Что сочинял Глюк?
9. С какими городами и странами была связана деятельность К.В.Глюка?
10. В какой опере есть сцена с фуриями, какими новаторскими чертами она отличается?
11. Назови первое реформаторское произведение К.В.Глюка.
II.1. Найди сходство в строении сонатного аллегро и фуги и их главное различие.
2. Назови основные и дополнительные разделы сонатной формы. Нарисуй в тетради ее схему.
3. Вспомни тональное соотношение Г.п. и П.п. в экспозиции и репризе сонатной формы.
4. Сонатно-симфонческий цикл - наивысшее достижение венских классиков в области инструментальной музыки. Охарактеризуй части классического сонатного и симфонического циклов.
III. Вставь пропущенные слова:
Венская классическая школа - творческое направление, сложившееся в Австрии во второй половине XVIII века. К нему принадлежат три великих композитора:______________, ______________, ________________.
Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка. В музыке _____________ преобладают светлые радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы. Этот композитор писал в разнообразных жанрах, но наиболее значительный вклад он внес в область инструментальной музыки и оратории. В музыке _______________ преобладает лирико- драматическое начало. Он обогатил оперу и инструментальную музыку. В музыке ______________ - героический пафос борьбы, преодоления, победы. Ведущий жанр - симфония и соната. ________ - немецкий композитор, сосредоточивший свои творческие усилия на жанре оперы также относится к эпохе классицизма ( он классик, но не венский!)
IV.Угадай фрагменты:
V.Составь кроссворд из фамилий и сочинений композиторов-классиков.
VI.Найди и отметь отличительные черты реформы оперы, проведенной Глюком.
“Лозунгом его стали жизненная правда, простота и естественность. В своих новых операх он проводил эти принципы неуклонно, отказываясь от всего, что напоминало увлечение аристократии театральной мишурой. Он отказался от запутанной интриги, от грандиозных декоративных сцен - битв, наводнений, землетрясений, только внешней помпезностью потрясавших публику, отказался от изысканных колоратур, украшавших арии на протяжении столетия. Все свое внимание Глюк перенес на внутренний мир действующих лиц, обрисовывая его с суровой простотой, соответствующей духу античного искусства. В его спектаклях музыка была подчинена драме…
Просто, скупо и предельно выразительно воплотил композитор в опере “Орфей” трагическую историю легендарного певца древности. Ни одной лишней сцены, ни одного персонажа, не имеющего отношения к основной драматической линии, нет в этой опере. Лаконичные, песенного типа арии и выразительные речитативы чередуются здесь с хоровыми сценами, представляющими подлинно новое слово в оперном искусстве. Хор и балет живут в “Орфее” активной сценической жизнью, не только украшая действие, но деятельно в нем участвуя. Это - либо подруги и друзья Орфея, оплакивающие Эвридику и совершающие над ней похоронный обряд, либо грозные фурии, в диком танце преграждающие герою вход в подземное царство, либо, наконец, легкие бесплотные тени, утешающие Эвридику в Елисейских полях. Строгая целесообразность музыкально-сценических приемов и безыскусственный драматизм языка сделали в ту пору “Орфея” действительно произведением уникальным. Опера эта и до сих пор волнует поэтичностью и классической ясностью образов и форм. (Е.Черная “Беседы об опере”)
Древнегреческий миф прославлял великую силу музыки, покорившей даже бессмертных богов. Для Глюка Орфей стал не мифическим героем, а живым человеком. Воплощая в музыке его судьбу, Глюк словно заглянул в душу Орфея, раскрыл скорбь, верность и мужество его страдающего сердца. Начало оперы отличается от начала античной легенды. Уже случилось непоправимое - Эвридика, жена Орфея мертва. В 1 действии мы видим Орфея у гробницы юной Эвридики. Пастухи и пастушки, утешавшие Орфея, удаляются. Орфей остается один. Он не может примириться с мыслью о смерти Эвридики. Его ария “Где ты, любовь моя?” полна нежной светлой любви. Ария на протяжении сцены повторяется дважды, каждый раз с новыми словами, выражающими печаль и тоску Орфея. Но если в законченной по форме арии главенствует одно настроение, одно состояние, то в трех речитативах героя последовательно показан переход от безнадежности и отчаяния к решимости бороться с силами ада. В одном из своих писем композитор так определил задачи, которые он ставил, работая над оперой: “Голос, инструменты, все звуки, даже самые паузы должны стремиться к единой цели - выразительности; связь между словами и пением должна быть настолько тесной, чтобы текст казался также созданным для музыки, как и музыка для текста”. Давайте проследим за тем, какими музыкальными средствами автор осуществил эти задачи в опере. В первом речитативе выразительно пропето каждое слово; интонации мольбы, скорби (ниспадающие ходы на секунду) пронизывают каждую фразу. Их выразительность усилена приемом “эхо”: конец каждой фразы повторен оркестром. Минорные краски речитатива оттеняют светлый мажор арии. Она повторяется после первого и второго речитатива.
В следующем речитативе - мольбе Орфея - уже слышится отчаяние, появляются резкие интонации, широкие интервальные ходы. Особенно напряженно, как образ страдания, звучит уменьшенная септима. В третьем речитативе (“Ужель прелестный юный возраст…”) отчаяние перерастает в протест. Орфей дерзко бросает вызов силам смерти. В его речитативе появляется волевой пунктирный ритм, возбужденная речь отмечена резкими диссонантными ходами на тритон, уменьшенную септиму; предельна и динамика - fortissimo. Так преобразуется в опере речитатив. Хор и балет также стали важными действующими лицами спектакля. Их появление развивает действие, а не приостанавливает его.
2 действие происходит у врат Аида (Ада). Звучит грозный хор фурий. Они охраняют вход в мрачное царство мертвых и не пускают туда Орфея. В суровой унисонной мелодии хора, в ее неумолимо повторяющемся ритме слышна властная поступь самой судьбы. За хором следует неистовая пляска фурий. Сцена Орфея с фуриями, объединяющая общим действием солиста, хор, оркестр, балет, построена на контрастном чередовании драматических и лирических эпизодов. Подобно этой сцене сквозным развитием объединены все действия оперы. Во 2 действии звучит одна из прекраснейших мелодий Глюка. Она была создана для сцены в Элизиуме - царстве блаженных теней (душ праведников), куда попадает Орфей, разыскивая Эвридику. Следует призрачный танец теней. В этой балетной сцене мы и слышим вдохновенную и горестную мелодию флейты.
Третье, последнее действие содержит развязку драмы: Орфей нарушил обет, данный Амуру, и, повинуясь мольбам Эвридики, взглянул на нее. Эвридика умирает. Орфей в отчаянии - звучит его ария “Потерял я Эвридику”. В этой арии благородное выражение печали (несмотря на мажорный лад) создается главным образом нисходящими секундовыми интонациями в конце каждой фразы. Эта ария написана в форме рондо, в обоих эпизодах по сравнению с рефреном скорбное настроение выражено ярче благодаря более медленному темпу и нисходящим секундовым интонациям “вздохов”, кроме того второй эпизод написан в миноре. “ ( Осовицкая З., Казаринова А. “В мире музыки”)
ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ XVIII ВЕКА
I. Выбери правильный ответ:
1. Родина жанра “опера” - а)- Франция, б)- Германия, в)- Италия
2. Немецкий композитор, автор знаменитой оперы “Орфей и Эвридика” - а)- Гайдн, б)- Глюк, в)- Моцарт
3. Композитор, не создавший ни одной оперы - а)- Бетховен, б)-Бах, в)- Моцарт, г)-Гайдн
4. Композитор, создавший единственную оперу - “Фиделио”... а)- Бетховен, б)- Бах, в)- Моцарт, г)- Гайдн
5. Великий австрийский композитор, достигший в своих операх органичного слияния музыки и драмы, реалистичности и яркости в воплощении характеров... а)- Бетховен, б)- Бах, в)- Моцарт, г)- Гайдн
6. У скольких князей Эстергази служил Гайдн?..(а)- у двоих, б)- у троих, в)- у четверых
7. Гайдн - автор… а)- “12 лондонских симфоний”, б)- “6 французских сюит”, в)- “6 английских сюит”, г)- “6 русских квартетов”
8. “Сотворение мира” и “Времена года” композитора __?____ написаны в жанре… а)- концерта, б)- цикла фортепианных пьес, в)- Оперы. г)-оратории
9. В своих симфониях Гайдн в качестве 3 части использовал… а)-гавот, б)- менуэт, в)- скерцо
10. Кому принадлежат следующие слова: “Вечный солнечный свет в музыке имя тебе Моцарт”… а)- А. Рубинштейн, б)- В.Улыбышев, в)- П.Чайковский
11. Сочинение Моцарта, написанное на традиционный латинский текст для заупокойной службы… а)- Месса, б)- Пассионы, в)- Реквием
12. Моцарт посвятил Гайдну свои… а)- 6 квартетов, б)- сонату № 11, в)- Симфонию № 40
13. Произведение Моцарта, третьей частью которого является “Рондо в турецком стиле”… а)- Симфония №40, б)- соната № 11, в)- “Маленькая ночная серенада”
14. В области симфонической музыки __?________ впервые использовал хор и певцов-солистов в финале симфонии… а)- № 3, б)- № 9, в)- № 6
15. Количество сонат в творческом наследии Бетховена… а)- 50, б)-32, в)- 23
II Подчеркни правильный ответ:
1.Вивальди, Бетховен, Лассо - композиторы эпохи барокко.
2.Бах, Гендель, Вивальди - родоначальник жанра сольного концерта.
3.Бах, Гендель, Вивальди - был аббатом.
4.Гендель, Глюк, Бетховен - автор большого количества опер и ораторий, был выдающимся исполнителем на органе и клавесине.
5.Бах, Гендель, Гайдн … написал ораторию “Самсон”.
6.Симфонии, увертюры, кончерто гроссо составляют основу оркестровой музыки Генделя.
7. Гендель, Вивальди, Гайдн - ровесник Баха.
8. Гендель, Бах, Бетховен не сочинил ни одной оперы.
9. Фуга, соната, симфония - ведущий жанр творчества Баха, который как метод музыкального мышления и тематического развития, проник почти во все другие жанры его творчества.
10. Глюк, Бах, Моцарт..- является автором “Хорошо темперированного клавира”, “Страстей по Матфею”, Мессы си минор.
11. Гайдн, Моцарт, Бетховен - это венские импрессионисты, романтики, классики.
12. Бах, Моцарт, Бетховен … создал 32 фортепианные сонаты.
13. Гайдн, Моцарт, Бетховен… создал более 100 симфоний.
14. Гайдн, Моцарт, Бетховен… внес значительный вклад в развитие оперы.
15. Гайдна, Моцарта, Бетховена… называют “отцом симфонии и квартета”.
16. Сонатная форма, вариации, сложная 3-х частная форма…основана на конфликтности двух тем
17. Гайдн, Моцарт, Бетховен… написал симфонии “Прощальную”, “Медведь”,”Детскую”,”С тремоло литавр”.
18. Гайдн, Моцарт, Бетховен… - автор симфонии с хором.
19. Сонатно-симфонический цикл - наивысшее достижение… романтиков, композиторов эпохи барокко, венских классиков.
20. Бах, Гайдн, Моцарт создал… Реквием.
21. Великая французская революция конца 18 века оставила неизгладимый след в сознании… Баха, Бетховена, Гайдна.
III. 48. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Ответь на вопросы:
а) как называли в это время странствующих музыкантов?
б) кто такой Гвидо Ареццо и какова его роль? Объясни суть его “изобретения”
в) что такое григорианский хорал?
г) как называли авторов стихов светских песен?
д) как называются 2-3-х голосные полифонические пьесы?
2. Прочитай отрывок из “Энциклопедического словаря” и выпиши, что нового принесло в музыку Средневековье.
“Музыкальная культура средневековой Европы развивалась с __?___ до __?____ века. Это был долгий период крестовых походов, соперничества церкви с властью королей и феодалов, столетней войны Англии и Франции и многих других исторических событий. Основа музыкального быта того времени - искусство странствующих артистов, которые умели сочинять песни, веселые сценки, были циркачами, играли на всевозможных инструментах. Они были участниками праздников, свадеб, ярмарок, торжеств по случаю военных побед, пиршеств и коронаций.
С IX в. начинают записывать музыку специальными нотными знаками на пергаменте. Большинство из ранних нотных записей - одноголосные церковные песнопения, исполнявшиеся хором в унисон или солистами. Вскоре появляются записи образцов светского музыкального искусства. Это песни трубадуров, труверов и миннезингеров. К IX -X вв. относятся и первые записи полифонических произведений. Позднее, в XIII в., появились трехголосные пьесы - мотеты. Мотет на столетия становится одним из самых распространенных музыкальных жанров. Автор мотета брал известный напев и присочинял к нему по правилам того времени еще один, два или три голоса. Подобным же образом создавалась и музыка для церковного ритуала, например, многоголосная месса.
На этой полифонической основе и на песнях трубадуров и труверов складывалось и творчество композиторов последнего периода средневековья. Он оставили образцы полифонических песен различных жанров и форм: рондо, баллады, мадригалы, в которых изысканная светская поэзия была положена на музыку нового склада, отличающуюся яркостью и живостью”. ( И.Куберский, Е.Минина)
3. Выбери правильный ответ:
а) в музыке средние века - это… (1. - I - X века, 2 - VI - XIV века, 3. - IX - XIV века)
б) искусство в средние века активно развивалось… (1. - в народе, 2. - в рыцарских замках, 3. - в церкви)
в) Григорианский хорал так назван по имени Григория… (1.- известного народного музыканта, 2. - церковного композитора, 3. - папы Римского)
г) авторы-исполнители одноголосных песен на севере Франции… ( 1. - миннезингеры, 2. - труверы, 3. - трубадуры, 4. - мейстерзингеры)
4.Реши кроссворд:
По горизонтали: 2.Папа Римский, которому приписывают реформирование церковной музыки
3. Музыкант, прислуживающий трубадуру
7. Рыцарь севера Франции, автор светских песен
10.Странствующий музыкант из простонародья
11.Имя монаха, заложившего основы нотного письма
12. Излюбленный жанр устного народного творчества
По вертикали: 1. Средневековый музыкант в Германии
4. Жанр церковной музыки
5.Известный церковный органист, прозванный “Великим”
6.Вид церковного песнопения
8. Строгое церковное песнопение, вид григорианского хорала
9. Хоровое песнопение в Германии
III. 49. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.
I. Ответь на вопросы:
1. Как иначе называется эпоха Возрождения?
2. Что возрождали деятели этой эпохи?
3. В каких двух направлениях интенсивнее всего развивалась музыка в это время?
4. Какие основные жанры церковной полифонической музыки можешь назвать?
5. Какие национальные музыкальные школы появляются в эту эпоху? (назови их главных представителей)
6. Что такое месса?
7. Где и когда появилась и как называлась первая опера?
8. Какие инструменты были особенно любимы в эпоху Возрождения?
9. Когда появились клавишные инструменты и какие были у них названия в разных странах?
10. Что возрождали участники камераты графа Барди, создавая “драму с музыкой”?
II. Выбери правильный ответ:
1. эпоха Возрождения продолжалась с…(а) - 14 по 16 века, б) - 13 по 18 века, в) - 16 - 17 века)
2. Окегем, Депре, Лассо - представители… (а) - итальянской музыкальной школы, б) - нидерландской полифонической школы, в) - французской полифонической школы)
3. Слово “мадригал” переводится как… (а) - “песнь толпы”, б) - “сельский напев”, в) - “песня на родном (материнском) языке” )
4. Палестрина сумел в мессе достичь… (а) - сочетания искусно сплетенных 8 - 16 голосов, б) - прозрачного звучания с ясно слышимыми текстами)
5. Название первой в истории музыки оперы… (а) - “Эвридика”, б) - “Орфей”, в) - “Дафна”, г) - “Ариадна”)
III. Вставь пропущенные слова:
Опера родилась в ___?____. Первый публичный спектакль был дан во Флоренции в октябре __?___ года на свадебных торжествах во дворце Медичи. Группа высокообразованных любителей музыки вынесла на суд высоких гостей плод своих давних и настойчивых исканий - “Сказание в музыке” об Орфее и Эвридике.
Текст представления принадлежал ___?___ Оттавио Ринуччини, музыка - Якопо __?__, прекрасному органисту и певцу, исполнявшему в спектакле главную __?__. Оба они принадлежали к кружку любителей искусств, собиравшихся в доме графа Джованни __?___, “устроителя развлечений” при дворе герцога Медичи. Эта ___?_____ объединяла не только музыкантов, но также литераторов и ученых, интересовавшихся теорией искусства и стремившихся содействовать его развитию…
…Уже тогда, на пороге XVII __?___, перед создателями ___?__ как первоочередная задача встала проблема воплощения душевного мира человека. Она-то и направила их поиски по пути сближения музыкального и сценического искусств.
В Италии, как и повсюду в Европе, музыка издавна сопутствовала театральным зрелищам: пение, танец, игра на инструментах широко использовались и в массовых, площадных, и в изысканных дворцовых _____?______.
Вводилась музыка в действие импровизационно, без прямой связи с ним - для усиления эмоционального эффекта, ради смены впечатлений, а чаще всего с целью развлечь __?____ и тем самым освежить восприятие дальнейших сценических событий. Драматической нагрузки она не несла. Значительно более весомой оказалась ее __?____ в придворных спектаклях XVI века: сценическое действие ( а оно включало в себя наряду с диалогами пантомиму и балет) обогатилось здесь сложным хоровым и инструментальным сопровождением. Создавали его профессиональные ___?__________,рассчитывая на силы придворных музыкантов-исполнителей. Писали они свободно, не избегая технических трудностей и стремясь сообщить__?____ черты театральной выразительности: передать настроение сцены или ___?_________ рисунком подчеркнуть напряженность действия. В ряде моментов это им удавалось; но подлинной драматической связи между музыкой и сценой все же не возникало.
Во многом ограничивала _____?__________ всеобщая приверженность к __?_______ - многоголосному письму, господствовавшему в профессиональном искусстве несколько столетий и теперь, в XVI веке, достигшему высокого совершенства: богатство оттенков, динамика и полнота звучания, обусловленные сплетением множества певческих и инструментальных __?_______, являлись бесспорным художественным завоеванием эпохи. Однако в сценических условиях достоинства многоголосия нередко оборачивались иной стороной: смысл __?___, многократно повторяемого в хоре разными голосами и разное время, чаще всего ускользал от _____?_______; мало того, если с помощью полифонии легко было добиться театральной выразительности музыки в оживленной многолюдной сцене, то в монологах, раскрывавших личные отношения ____?___, хоровое исполнение их реплик вступало в вопиющее противоречие с правдоподобием зрительного образа; тут не спасала даже самая выразительная пантомима.
Стремление преодолеть это противоречие и привело участников кружка __?______ к тому открытию, которое легло в основу оперного искусства - к созданию монодии - так именовалась в Древней __?____ выразительная мелодия, исполняемая солистом певцом в сопровождении ____?_________. Общей мечтой членов __?______ было возродить ___?__________ трагедию, то есть создать представление, которое, подобно античным спектаклям, органично объединяло бы драму, ____?____ и танец. В ту пору увлечение искусством Эллады охватило передовую итальянскую интеллигенцию: всех восхищали демократизм и человечность античных образов. Подражая греческим образцам, гуманисты Возрождения стремились преодолеть узкие аскетические традиции и дать в искусстве полнокровное отражение действительности…
Изучая приемы античного стихосложения, музыканты пытались представить себе, как подобная речь должна была звучать в пении. Они знали, что в _?_______ трагедии ритм мелодии зависел от ритма стиха, а интонация отражала чувства, переданные в тексте, что сама манера вокального исполнения у древних представляла собой нечто среднее между пением и обычной ____?__. Эта связь вокальной мелодии с человеческой речью казалась прогрессивно настроенным членам кружка ___?______ особенно заманчивой, и они ревностно пытались возродить принципы античных драматургов в своих произведениях. После долгих поисков и опытов над “озвучиванием” итальянской речи они научились не только передавать в мелодии различные ее ___?___________- гневные, вопросительные, ласковые, призывные, молящие - но и свободно связывать их между собой.
Так родилась вокальная мелодия нового типа - полунапевного, полудекламационного характера, предназначенная для сольного исполнения в сопровождении ____?______. Члены кружка дали ей название “речитатив”, что в переводе означает “речевая мелодика”. Теперь они получили возможность, подобно грекам, гибко следовать за текстом, передавать различные его оттенки, и могли осуществить свою мечту - перекладывать на _?_______ драматические монологи, привлекавшие их в античных текстах. Успех инсценировок такого рода внушил членам кружка _?____ мысль создать ряд музыкальных представлений с участием солистов и хора. Одно из них “_____?_____” композитора _____?____, и было поставлено на придворных свадебных торжествах в ______?_____ году. ( Е.Черная “Беседы об опере”)
IV. Перечисли светские жанры вокальной музыки.
V.Исправь ошибки:
Месса - это нециклическое вокальное произведение на текст определенных разделов одноименного главного богослужения православной церкви. Перевод слова “месса” -“посылаю, отпускаю”. Месса как богослужение совершается на итальянском языке. Некоторые разделы мессы читаются, другие поются (соло и хором). Основных песнопений в мессе шесть:
1 - “Господи, помилуй”,
2 - “Слава”,
3 -“Верую во единого Бога”,
4 - “Даруй нам мир”,
5 - “Свят бог Саваоф”,
6 - “Агнец божий”.
VI.Реши кроссворд:
По горизонтали: 2. Жанр светской вокальной музыки
3. Итальянский композитор - автор инструментальных пьес
5. Автор первой дошедшей до нас оперы, поставленной в 1600 г.
8 . Одна из частей мессы
10. Жанр музыки, появившийся во Флоренции на рубеже 16-17 веков
14. Представитель нидерландской композиторской школы
16. Католическое богослужение
18. Клавишный инструмент
По вертикали: 1. Клавишный музыкальный инструмент
4. Жанр инструментальной музыки
6. Излюбленный жанр многоголосной вокальной музыки
7. Любимый струнный щипковый инструмент
9. Персонаж одной из первых опер
11. Другое название эпохи Возрождения
12. Популярный струнный смычковый инструмент
13. Крупнейший представитель итальянской музыкальной школы
14. Название первой несохранившейся оперы
15. Представитель нидерландской композиторской школы ( подсказка: он автор произведения “Пение птиц”)
17. Крупнейший представитель нидерландской композиторской школы
III. 50. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ХVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХVIII ВЕКА. ЭПОХА БАРОККО.
I. Ответь на вопросы:
1. что означает термин “барокко”?
2. Какие черты свойственны музыке барокко?
3. Каких можешь назвать виднейших композиторов - авторов опер в разных странах?
4. Какой вклад внес А. Скарлатти в музыку?
5. Как называется самая известная опера Г. Перселла и ее самый знаменитый эпизод?
6. Какие два вида опер появились в Италии в это время?
7. Какие инструменты получили наибольшее распространение в эту эпоху?
8. Кто создал жанр сольного программного концерта, как он называется?
9. Кто такой Д.Скарлатти, каков его вклад в музыку?
10. Что такое кончерто-гроссо? Где впервые он появился? Кто является основоположни- ком этого жанра? Чем он отличается от сольного концерта?
11. Что ты знаешь о Генделе? В каких жанрах он сочинял музыку?
12. Что является стержнем оратории: арии или хоры? Сравни с оперой.
II. Объясни смысл слова “бельканто”
( подсказки: “В своей статье “Голос из другого века”, посвященной великой певице Марии Каллас, Теодоро Челли разъяснил: “До начала XIX века лучшими мастерами вокального искусства считались особые виртуозы - кастраты - сопранисты и контральто, из которых в своем большинстве вышли знаменитые учителя пения. Они были признанными мастерами фиоритурного стиля, царившего на протяжении всего XVIII века, стиля, где основные мелодии обильно снабжались различными украшениями, руладами, арпеджио, гаммами, трелями, двойными форшлагами, хроматическими гаммами… Этот стиль, составивший славу оперного искусства, получил название “бельканто”. ( Л.Мархасев “В легком жанре”)
“Под бельканто подразумевалось умение плавно исполнять широкие певучие мелодии, рассчитанные на большой диапазон голоса и мастерское владение регистрами и дыханием. Мелодии обычно изобиловали виртуозными украшениями, в которых при беглости должна была сохраняться та же плавность исполнения” (Е.Черная “Рассказы об опере”)
III. Вставь пропущенные слова и определи тип оперы, о котором рассказано в отрывках.
“Опера - ____?___ - “______ ________” - сложилась как жанр в Неаполе во второй половине XVII века и быстро завоевала все сцены Европы. Сюжеты этих опер брались из древнегреческих _?___, героических эпизодов истории, возвышенных и трогательных средневековых легенд. Их действующими _?_____ являлись боги, герои, цари, рыцари. В этих операх не было ярких индивидуальных образов, настоящего драматического действия - всего того, что вызывает в нашем представлении само слово “__?__”. Опера-_____?____ создавалась как чередование различных душевных состояний. Ее важнейшая часть - __?______, передающая эти состояния: _?___-жалоба ( так называемое ламенто) или __?___ гнева и мести, скорбная медленная или радостная бравурная… Либретто строилось по определенной схеме, в которой каждому действующему _?__ непременно давались _?___ каждого типа, чтобы он мог разносторонне проявить себя. И эти _?____ оказывались столь обобщенными, что часто их можно было переносить из одной оперы в другую, что часто и делали _____?_________, писавшие по десятку и более опер в сезон”.(Л.Михеева “Путешествие в Мангейм”)
“Каждый из трех персонажей оперыдолженспеть по пять арий: ария должна быть патетической, бравурной, декламационной, среднего характера, блестящей. Две поются главным действующим лицом в первом акте, две во втором, одна в третьем. Вторая актриса и второй дискант не могут иметь более рех арий, а остальные лица должны довольствоваться одной, самое большее - двумя ариями.
Автор текста должен снабдить композитора разнообразными нюансами, составляющими светотень музыки: он должен следить за тем, чтобы две патетические арии никогда не следовали одна за другой. Столь же осмотрительно должен он распределять арии бравурные, драматические, полухарактерные, менуэты и рондо” (великий итальянский комедиограф К.Гальдони “Мемуары”)
“Итак. Что же представляла собою структура итальянской _?______ по прошествии первого столетия? В сущности, это была цепь арий, ярко и полно воплощавших сильные человеческие ___?_______, но отнюдь не передававших процесса развития событий. Само понятие сценического действия было в ту пору иным, чем сейчас: _?___ представляла собой пестрое последование картин и явлений, не имевших строгой логической связи. На ___?______ воздействовала именно эта пестрота, быстрая смена обстановки, времени, фееричность зрелища. В музыке оперы ____?___________ тоже не стремились к связности целого, довольствуясь тем, что создавали ряд законченных, контрастных по содержанию _?____ эпизодов. Этим объясняется и то, что речитативы, явившиеся у флорентийцев основой драматургии, в Неаполе начали утрачивать свое _?___. В начале XVIII века выдающиеся оперные ___?________ даже не считали необходимым выступать в речитативах “секко”: они поручали их статистам, а сами в это время прогуливались по сцене, отвечая на восторженные приветствия поклонников.
Так постепенно утвердилась в опере диктатура _?___,имевшего право требовать от композитора любых переделок и любых вставок по своему _?__________. Не к чести __?______ они нередко злоупотребляли этим правом: одни настаивали на том, чтобы опера, в которой они _?___, обязательно заключала в себе сцену в темнице, где можно было исполнить скорбную __?____,стоя на коленях и протягивая к небу скованные руки; другие предпочитали исполнять выходной монолог верхом на лошади; третьи требовали, чтобы в любую _?____ вставлялись трели и пассажи, особенно хорошо им удававшиеся. Всем подобным ____?________ композитор должен был угождать. К тому же певцы, как правило, имевшие в ту пору солидную теоретическую подготовку, начали произвольно вносить изменения в последний раздел арии (так называемую репризу) и уснащали ее колоратурами, подчас такими обильным, что мелодию ___?_______ трудно было узнать.
Итак, высшее мастерство пения “бельканто” - дело рук самих композиторов, со временем обернулось против них; синтез драмы и музыки, к которому стремились родоначальники жанра - _____?________, так и не был достигнут. Оперный спектакль в начале XVIII века скорее напоминал “концерт в костюмах”, чем связное драматическое зрелище”. (Е.Черная)
IV.1Объясни, кто такие французские клавесинисты, в каких жанрах они сочиняли музыку?
2 Расскажи от отличительных чертах итальянской оперы буффа.
3 Подумай, в чем состоят главные отличия оратории и кантаты от оперы?
4. Перечисли названия клавишных инструментов в разных странах.
5. Расскажи об устройстве клавесина и клавикорда.
6. О творчестве какого композитора эти строки?
Одним из самых талантливых последователей Люлли был _______ _____________ (1668 - 1733). ________ происходил из семьи потомственных музыкантов: на протяжении целых двух столетий его предки занимали должность штатных органистов в парижской церкви Сен-Жерве. Однако сам композитор отдавал явное предпочтение клавесину. Именно в области клавесинного творчества могучее дарование _________ ___________ раскрылось наиболее полно, ярко и многогранно.
Многие клавесинные миниатюры композитора - это выразительные музыкальные портреты современников, исполненные мягкого юмора и тонкой поэтичности. Среди них есть и женские образы - “Госпожа Вовер”,”Мими”,”Королева”,”Сестра Моника” и яркие, колоритные харакеры-типажи - “Простушка”,”Величественная”.
В пьесах звукоподражательного характера (“Тик-ток-шок”, или “Обойщики”,“Птички щебечут” и другие ) проявляется огромный изобразительный талант композитора. Забавны и остроумны его карикатурные зарисовки - например, “Старые волокиты”,”Казначейши былых времен”.
V. Выбери правильный ответ:
1. название оперы во Франции…(1. - seria , 2. - лирическая трагедия, 3. - buffa)
2. основоположником итальянской органной школы стал… (1. - Фрескобальди, 2. - Букстехуде, 3. - Палестрина )
3. автор сонаты “Дьявольские трели”… (1. - А.Корелли, 2. - Д.Тартини, 3. - А.Вивальди)
4. название первой оперы К.Монтеверди…(1. - “Дафна”, 2. - “Эвридика”, 3. - “Орфей”.)
5. прозвище Ф.Куперена… (1. - “Великий”, 2. - “Великолепный”, 3. - “Большой”)
6. автор оркестрового произведения “Музыка на воде” …(1. - Г.Перселл, 2. - Д.Скарлатти,
3. - Г. Гендель )
VI.Закончи предложения, вставив пропущенные слова.
Знаменитые итальянские скрипичные мастера______________,_________________, ______________________ жили в городе _______________.
Музыку для струнных инструментов писали в это время известные итальянские композиторы _____________, ___________, ___________________ .
Первой