Актеры, сидящие в зале, выходят на сценическую площадку. Под гитару, скрипку и бубен поют куплеты из романса «Две гитары» и двигаются на основе цыганской стилистики.
На фоне пластики выходит в игровой зал Черт-1-ый студент, надевает на голову кепку. Половой (Данил) в фартуке , полотенце на руке, выносит поднос с графином и ставит его на круглый столик. 2-е стопки из буфете ставит рядом с графином. Затем берет газету с комода и кладет её для Раскольникова на квадратный стол. Половой выдает кии для игроков-студентов.
Студенты начинают играть на фоне пластического этюда.
Затем участники этюда занимают свои места в зале. Гитарист, перейдя на другую опорную точку, продолжает тихо играть на гитаре в зрительном зале.
№ 17.Тихий звук зала и гитары (усиливать в паузах и микшировать на тексте). Звук бильярдных шаров – озвучивает Данил.
1-ый СТУДЕНТ-ЧЕРТ. Алена Ивановна… Богата, как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает… Наших много у ней перебывало.
2-ой СТУДЕНТ. Алена Ивановна?... Славная она, – у ней всегда можно денег достать… Только стерва ужасная: злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь…
У старухи есть младшая, сводная сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка…Она работает на сестру день и ночь, в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шьёт на продажу, даже полы мыть нанимается, и всё сестре отдаёт...Главное, что Лизавета была поминутно беременна..
(с жаром) Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести. (горячо) Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?
1-ый СТУДЕНТ. (внимательно слушает) Ну, понимаю...
2-ой СТУДЕНТ. Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! ...
Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? ...
№ 18. Peteris Vasks – Distant Light (начало)
Игра в бильярд продолжается (озвучка) (Данил).
ЧЕРТ-1-ЫЙ СТУДЕНТ. (игра с цилиндром за спиной Раскольникова) Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. (2-ой студент передает черту-студенту кий)
№ 19. Звуки кабака
1-ый СТУДЕНТ.Конечно, она недостойна жить, – но ведь тут природа...
2-ой СТУДЕНТ. Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!
1-ый СТУДЕНТ.Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!
2-ой СТУДЕНТ. Ну!
1-ый СТУДЕНТ. Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?
2-ой СТУДЕНТ. Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут и дело…
2-ой студент отдает кий 1-ому половому и садится на свое место.
1-ый СТУДЕНТ. А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости!..
№20. Peteris Vasks – Distant Light (начало) Переход света на Раскольникова.
2-ой половой садится на стул. Черт -1-ый студент надевает цилиндр, который берет с комода.
Раскольников за стульями в зале. Черт на лестнице .
РАСКОЛЬНИКОВ. (Вспоминает – … Но почему именно теперь пришлось мне выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове моей только что зародились… такие же точно мысли?
ЧЕРТ. Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести...
РАСКОЛЬНИКОВ. Странное совпадение... как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание свыше…
ЧЕРТ.В семь часов, старуха, на которую готовится покушение, будет дома одна-одинехонька…
№ 9. Переход света. Раскольников и Чёрт в луче света.
РАСКОЛЬНИКОВ. Идти мне было немного; я даже знал, сколько шагов от ворот моего дома.
ЧЁРТ. ...Ровно семьсот тридцать ...
РАСКОЛЬНИКОВ. Из каморки дворника, бывшей от меня в двух шагах, из-под лавки направо что-то блеснуло мне в глаза…
ЧЁРТ. Ты осмотрелся кругом – никого. На цыпочках подошел к дворницкой, сошел вниз по двум ступенькам и слабым голосом окликнул дворника.
РАСКОЛЬНИКОВ. Так и есть, нет дома! Где-нибудь близко, впрочем, на дворе, потому что дверь отперта настежь»...
ЧЁРТ. Ты бросился стремглав на топор… Это был топор... (Кладёт на пол топор)
РАСКОЛЬНИКОВ. Я вытащил его из-под лавки, где он лежал между двумя поленами; тут же, не выходя, прикрепил его к петле, обе руки засунул в карманы и вышел из дворницкой...
ЧЁРТ. Никто не заметил!...
Раскольников на мгновение остановился…
ЧЁРТ. «Не рассудок, так бес!»
Р№20-а. Peteris Vasks – Distant Light - forte – микшировать и снять
Раскольников сел на стул в зале, Черт исчез в разрезе задника…
№ 10.Переход света.
ЧЕРТ. № 11.Черт вывозит из разреза занавеса на веревочке детскую лошадку …
НАВАЖДЕНИЕ ПЯТОЕ.
№ 21. Музыкальный акцент
АКТЕРЫ .«Вечерний звон» - флейта и звучание массовки без слов — Данил и актеры - piano
ПУЛЬХЕРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА. (вяжет спицами , увидела лошадку, встает со своего стула, клубок катится за нею,наклонилась, подняла его)
(публике) Пульхерия Александровна Раскольникова, вдова…
(идёт к круглому столику, садится рядом со столом… Раскольников достает письмо, аккуратно распечатывает его, достает листочки письма. Читает…вдруг останавливается…вспоминает голос матери…)
ПУЛЬХЕРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА . Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего?... Боюсь я, ….в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие?... Если так, то я за тебя молюсь… Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы! Прощай, или, лучше, до свидания! Обнимаю тебя крепко-крепко и целую бессчетно.
Твоя до гроба Пульхерия Раскольникова».
(Свет микшировать. Пульхерия садится на своё место в зале, клубок катится по сцене)…