Зтм - (на зтм вводить звуки)
№1. Звуки Петербурга (Шарманка №5, параллельно пролетка, телега)
№ 1. Вводится синий свет уличного фонаря и тёплый свет на опорные световые точки — 30%.
На маленьком круглом столе справа — стоит подсвечник, рядом с ним лежит книга-Ф.М. Достоевский «Преступление и Наказание» На стилизованном комоде лежит книга «БИБЛИЯ», здесь же располагается справа- цилиндр, слева- шляпка Сони, зонтик. На столе слева подсвечник с оплывшей свечой, миска и ложка.
№2 Микшировать и снять № 1
Вместе с вводом света звучит куплет песни «Вечерний звон» в исполнении К. Елоховой или Я.Ульяновой (гитара — исп. С. Лизнев).
№ 3. Искаженный ЛЕЙТМОТИВ на тему «Вечерний звон».
На площадку в плотности воздуха выходят, сидящие в зале персонажи спектакля: в шляпках, шалях, котелках и картузах; с драными зонтиками, бесформенными баулами, тросточками, веерами,корзинами, узлами - это призраки Петербурга. Актеры, в процессе пластического этюда, используют выходы во все три двери зала, расширяя территорию перекрестка. Проходка по кругу вокруг «условного фонаря». Из центральной двери появляется черт, он снимает с крючка лестницы цилиндр, одновременно с ним -Порфирий берет книгу с круглого столика, раскрывает переплёт, читает: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», роман. Черт (надевая на себя цилиндр) : сцены-наваждения, затем идет к фотоаппарату, выносит его. Вспышка магния —
№2 СВЕТОВАЯ ВСПЫШКА со ЗВУКОМ
вся массовка на мгновение застывает.
Черт: Наваждение первое: …Черт исчезает в центральную дверь с фотоаппаратом.Движение актеров в пластике продолжается. С введением искаженного лейтмотива…
Порфирий пристально вглядывается в фигуру Раскольникова, выходящего из левой двери зала. Раскольников органично вплетается в поток движущихся персонажей безумного Петербурга. Следом за Родионом идет черт. Он, опережая его, передвигает вешалку, как бы раскрывая вход в комнату Родиона. Затем исчезает в разрезе задника. (одновременно с ними, массовка в пластике садится на свои места в зале)
№ 4. Искажённый лейтмотив микшировать и снять.
№ 3. Уличный фонарь отключить. Переход света.
РОДИОН, снимая с себя пальто…(обращается к Порфирию) Родион Романович Раскольников, бывший студент – юридического факультета петербургского университета…
ПОРФИРИЙ. (поднимается из-за своего стола):Порфирий Петрович, следователь, здешний пристав следственных дел…
Порфирий обратил своё внимание на Настасью…
№ 5. Проезжающая пролетка по мостовой (издалека — рядом и отъезжающая)
… Настасья поднялась со своего места в зале…
№ 4. Переход света (свет микшировать на Раскольникова и вводить на Порфирия и Настасью) –
НАСТАСЬЯ. (встает со стула, обращаясь к Порфирию, который прохаживается по площадке. Настасья, кухарка и служанка... Я вошла в два часа с супом. Он лежал как давеча. Чай стоял нетронутый. Я даже обиделась и со злостью стала толкать его. Чего дрыхнешь! – вскричала я… Он приподнялся и сел, но ничего не сказал и глядел в землю. Болен аль нет?– спросила я, и опять не получила ответа. Ты хошь бы на улицу вышел, тебя хошь бы ветром обдуло. Есть-то будешь, что ль?... После, – слабо проговорил он,– ступай!– и махнул рукой Я постояла еще немного, с состраданием посмотрела на него и вышла. (Настасья и Порфирий садятся на свои места в зале)
№ 5 Переход света (луч на Раскольникова) –
(вместе с переводом света – вешалка – опорная точка) № 6. – Звук восточной музыки (тихо)
РАСКОЛЬНИКОВ. Мне все грезилось, и всё странные такие были грезы:всего чаще представлялось, что я где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе.
Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают.
Я же всё пью воду прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…
Надевает пальто, пристраивает свои ощущения под «условный топор»…
№ 7. Звук № 6 микшировать и снимать – вводить звук проезжающей пролетки по мостовой (издалека, под окнами и убывающий звук)
Надевает пальто, пристраивает свои ощущения под «условный топор»…
РАСКОЛЬНИКОВ. Боже! - да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор... Господи, неужели?…
Явление черта
ЧЕРТ. (Садится на стул у круглого стола)Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся…
РАСКОЛЬНИКОВ. А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю.
ЧЕРТ. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаешь, что ничего не делаешь.
РАСКОЛЬНИКОВ. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая… о царе Горохе.
ЧЕРТ.Так, ради фантазии сам себя тешешь; игрушки!...
Черт исчезает
РАСКОЛЬНИКОВ.Да, пожалуй, что и игрушки!
№ 6. Переход света. № 8. Тихий звук шарманки №3, раздающийся со двора.
Свет на Настасью. Она стремительно поднимается с места и выходит на площадку. Раскольников не может отойти от своих мыслей… Он увидев её, достал деньги из кармана пальто и бросил их на стол…
Событие – объект – переступить черту
РАСКОЛЬНИКОВ.Вот, Настасья, возьми, пожалуйста, сходи и купи мне сайку...
НАСТАСЬЯ. Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?
РАСКОЛЬНИКОВ. Я делаю…
НАСТАСЬЯ. Что делаешь?
РАСКОЛЬНИКОВ. Работу…
НАСТАСЬЯ. Каку работу?
РАСКОЛЬНИКОВ. (серьёзно) Думаю...
НАСТАСЬЯ. Денег-то много, что ль, надумал?...
РАСКОЛЬНИКОВ. За детей медью платят. Что на копейки сделаешь!
Снял пальто и пошел к вешалке...
НАСТАСЬЯ. А тебе бы сразу весь капитал?
Он странно посмотрел на нее. (Окончательное решение о предстоящем событии)
РАСКОЛЬНИКОВ. Да, весь капитал, – твердо отвечал он, помолчав.
НАСТАСЬЯ.Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна... За сайкой-то ходить али нет?
РАСКОЛЬНИКОВ.Как хочешь.
Взяла деньги со стола, миску, всё поставила на комод…
НАСТАСЬЯ. Да, забыла! к тебе ведь письмо вчера без тебя пришло.
№ 9. (Акцент) - Peteris Vasks – Distant Light(с 1:45) или Данил на флейте «Вечерний звон» (можно запись флейты) -
РАСКОЛЬНИКОВ. Письмо! ко мне! от кого?
НАСТАСЬЯ.От кого, не знаю. Три копейки почтальону своих отдала. Отдашь, что ли?
РАСКОЛЬНИКОВ. Так неси же, ради бога, неси! Господи!…
НАСТАСЬЯ. (убегает, берет со стула конверт, возвращается) (Отдает письмо. Раскольников стремительно идет к окну. Настасья ждет)... Отдашь, что ли?
РАСКОЛЬНИКОВ. Настасья, уйди, ради бога; (находит в пальто монету) вот твои три копейки, только, ради бога, скорее уйди!
Письмо дрожало в руках его; он не хотел распечатывать при ней: ему хотелось остаться наедине с этим письмом. Когда Настасья вышла в дверь, он быстро поднес его к губам и поцеловал; потом долго еще вглядывался в почерк адреса… Настасья села на свое место в зале. Раскольников медлил; даже присел на стул.. .он как будто боялся чего-то.
№ 10. Отдаленный бой напольных часов — семь раз - и затем часы начинают тикать... (микшировать и снимать № 9.
Раскольников вздрогнул, очнулся, приподнял голову, спрятал письмо... подошел к окну.
ЧЕРТ.(беретс круглого стола книгу, листает её страницы и ёрничая читает:Вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: «Седьмой час давно!»
Раскольников «сообразил время»... Раскольников надевает на себя пальто, проверяет наличие свртка-заклада и садится на стул в зале…
ЧЕРТ.(продолжает читать…"В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в Столярном переулке...» Черт следит за передвижением Раскольникова…
ЧЕРТ. НАВАЖДЕНИЕ ВТОРОЕ
№ 11Акцент – лейтмотив
Чёрт поставил стул - сиденьем на зал. Чёрт исчезает в разрезе занавеса. Из зала выходит Раскольников, садится на подготовленный для него стул Порфирий в зале.
РАСКОЛЬНИКОВ. Я напрягал все усилия, чтобы все сообразить и ничего не забыть... Во-первых, надо было петлю сделать (демонстрирует петлю) и к пальто пришить, – дело минуты.
ПОРФИРИЙ.(со стула)Петля назначалась для топора. (Встает и работает в зале)
РАСКОЛЬНИКОВ. (с вызовом) Нельзя же было по улице нести топор в руках. А если под пальто спрятать, то все-таки надо было рукой придерживать, что было бы приметно... Покончив с этим, я просунул пальцы в маленькую щель, между моим «турецким» диваном и полом, пошарил около левого угла и вытащил давно уже приготовленный и спрятанный там заклад.
ПОРФИРИЙ. Этот заклад был...
РАСКОЛЬНИКОВ.Впрочем, вовсе не заклад, а просто деревянная, гладко обструганная дощечка, величиной и толщиной не более, как могла бы быть серебряная папиросочница. ..
ПОРФИРИЙ. Это для того, чтобы на время отвлечь внимание старухи, когда она начнет возиться с узелком…(садится на свое место)
РАСКОЛЬНИКОВ. И улучить, таким образом, минуту….Только что я достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: «Седьмой час давно!»
Резкий перебив светом.
№ 12. Музыкальный акцент
ЧЕРТ (выходит из разреза задника, снимает с себя цилиндр, кладет на комод. НАВАЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕ.