Сцены-наваждения по страницам романа Ф.М Достоевского «Преступление и наказание»

ДЕЛО ССЫЛЬНОКАТОРЖНОГО

РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

Сцены-наваждения по страницам романа Ф.М Достоевского «Преступление и наказание»

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

ЗТМ - (на ЗТМ вводить звуки)

№1. Звуки Петербурга (Шарманка №5, параллельно пролетка, телега)

№ 1. Вводится синий свет уличного фонаря и тёплый свет на опорные световые точки — 30%.

На маленьком круглом столе справа — стоит подсвечник, рядом с ним лежит книга-Ф.М. Достоевский «Преступление и Наказание» На стилизованном комоде лежит книга «БИБЛИЯ», здесь же располагается справа- цилиндр, слева- шляпка Сони, зонтик. На столе слева подсвечник с оплывшей свечой, миска и ложка.

№2 Микшировать и снять № 1

Вместе с вводом света звучит куплет песни «Вечерний звон» в исполнении К. Елоховой или Я.Ульяновой (гитара — исп. С. Лизнев).

№ 3. Искаженный ЛЕЙТМОТИВ на тему «Вечерний звон».

На площадку в плотности воздуха выходят, сидящие в зале персонажи спектакля: в шляпках, шалях, котелках и картузах; с драными зонтиками, бесформенными баулами, тросточками, веерами,корзинами, узлами - это призраки Петербурга. Актеры, в процессе пластического этюда, используют выходы во все три двери зала, расширяя территорию перекрестка. Проходка по кругу вокруг «условного фонаря». Из центральной двери появляется черт, он снимает с крючка лестницы цилиндр, одновременно с ним -Порфирий берет книгу с круглого столика, раскрывает переплёт, читает: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», роман. Черт (надевая на себя цилиндр) : сцены-наваждения, затем идет к фотоаппарату, выносит его. Вспышка магния —

№2 СВЕТОВАЯ ВСПЫШКА со ЗВУКОМ

вся массовка на мгновение застывает.

Черт: Наваждение первое: …Черт исчезает в центральную дверь с фотоаппаратом.Движение актеров в пластике продолжается. С введением искаженного лейтмотива…

Порфирий пристально вглядывается в фигуру Раскольникова, выходящего из левой двери зала. Раскольников органично вплетается в поток движущихся персонажей безумного Петербурга. Следом за Родионом идет черт. Он, опережая его, передвигает вешалку, как бы раскрывая вход в комнату Родиона. Затем исчезает в разрезе задника. (одновременно с ними, массовка в пластике садится на свои места в зале)

№ 4. Искажённый лейтмотив микшировать и снять.

№ 3. Уличный фонарь отключить. Переход света.

РОДИОН, снимая с себя пальто…(обращается к Порфирию) Родион Романович Раскольников, бывший студент – юри­дического факультета петербургского университета…

ПОРФИРИЙ. (поднимается из-за своего стола):Порфирий Петрович, следователь, здешний пристав следственных дел…

Порфирий обратил своё внимание на Настасью…

№ 5. Проезжающая пролетка по мостовой (издалека — рядом и отъезжающая)

… Настасья поднялась со своего места в зале…

4. Переход света (свет микшировать на Раскольникова и вводить на Порфирия и Настасью) –

НАСТАСЬЯ. (встает со стула, обращаясь к Порфирию, который прохаживается по площадке. Настасья, кухарка и служанка... Я вошла в два часа с супом. Он лежал как давеча. Чай стоял нетронутый. Я даже обиделась и со злостью стала толкать его. Чего дрыхнешь! – вскричала я… Он приподнялся и сел, но ничего не сказал и глядел в землю. Болен аль нет?– спросила я, и опять не получила ответа. Ты хошь бы на улицу вышел, тебя хошь бы ветром обдуло. Есть-то будешь, что ль?... После, – слабо проговорил он,– ступай!– и мах­нул рукой Я постояла еще немного, с состраданием посмотрела на него и вышла. (Настасья и Порфирий садятся на свои места в зале)

№ 5 Переход света (луч на Раскольникова) –

(вместе с переводом света – вешалка – опорная точка) № 6. – Звук восточной музыки (тихо)

РАСКОЛЬНИКОВ. Мне все грезилось, и всё странные такие были грезы:всего чаще представлялось, что я где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе.

Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут це­лым кругом; все обедают.

Я же всё пью воду прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным кам­ням и по такому чистому с золотыми блестками песку…

Надевает пальто, пристраивает свои ощущения под «условный топор»…

№ 7. Звук № 6 микшировать и снимать – вводить звук проезжающей пролетки по мостовой (издалека, под окнами и убывающий звук)

Надевает пальто, пристраивает свои ощущения под «условный топор»…

РАСКОЛЬНИКОВ. Боже! - да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму то­пор... Господи, неужели?…

Явление черта

ЧЕРТ. (Садится на стул у круглого стола)Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся…

РАСКОЛЬНИКОВ. А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю.

ЧЕРТ. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаешь, что ничего не делаешь.

РАСКОЛЬНИКОВ. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая… о царе Горохе.

ЧЕРТ.Так, ради фантазии сам себя тешешь; игрушки!...

Черт исчезает

РАСКОЛЬНИКОВ.Да, пожалуй, что и игрушки!

№ 6. Переход света. № 8. Тихий звук шарманки №3, раздающийся со двора.

Свет на Настасью. Она стремительно поднимается с места и выходит на площадку. Раскольников не может отойти от своих мыслей… Он увидев её, достал деньги из кармана пальто и бросил их на стол…

Событие – объект – переступить черту

РАСКОЛЬНИКОВ.Вот, Настасья, возьми, пожалуйста, сходи и купи мне сайку...

НАСТАСЬЯ. Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?

РАСКОЛЬНИКОВ. Я делаю…

НАСТАСЬЯ. Что делаешь?

РАСКОЛЬНИКОВ. Работу…

НАСТАСЬЯ. Каку работу?

РАСКОЛЬНИКОВ. (серьёзно) Думаю...

НАСТАСЬЯ. Денег-то много, что ль, надумал?...

РАСКОЛЬНИКОВ. За детей медью платят. Что на копейки сделаешь!

Снял пальто и пошел к вешалке...

НАСТАСЬЯ. А тебе бы сразу весь капитал?

Он странно посмотрел на нее. (Окончательное решение о предстоящем событии)

РАСКОЛЬНИКОВ. Да, весь капитал, – твердо отвечал он, помолчав.

НАСТАСЬЯ.Ну, ты помаленьку, а то испужаешь; страшно уж очинна... За сайкой-то ходить али нет?

РАСКОЛЬНИКОВ.Как хочешь.

Взяла деньги со стола, миску, всё поставила на комод…

НАСТАСЬЯ. Да, забыла! к тебе ведь письмо вчера без тебя пришло.

№ 9. (Акцент) - Peteris Vasks – Distant Light(с 1:45) или Данил на флейте «Вечерний звон» (можно запись флейты) -

РАСКОЛЬНИКОВ. Письмо! ко мне! от кого?

НАСТАСЬЯ.От кого, не знаю. Три копейки почтальону своих отдала. Отдашь, что ли?

РАСКОЛЬНИКОВ. Так неси же, ради бога, неси! Господи!…

НАСТАСЬЯ. (убегает, берет со стула конверт, возвращается) (Отдает письмо. Раскольников стремительно идет к окну. Настасья ждет)... Отдашь, что ли?

РАСКОЛЬНИКОВ. Настасья, уйди, ради бога; (находит в пальто монету) вот твои три копейки, только, ради бога, скорее уйди!

Письмо дрожало в руках его; он не хотел распечатывать при ней: ему хоте­лось остаться наедине с этим письмом. Когда Настасья вышла в дверь, он быстро поднес его к губам и поцеловал; потом долго еще вглядывался в почерк адре­са… Настасья села на свое место в зале. Раскольников медлил; даже присел на стул.. .он как будто боялся чего-то.

№ 10. Отдаленный бой напольных часов — семь раз - и затем часы начинают тикать... (микшировать и снимать № 9.

Раскольников вздрогнул, очнулся, приподнял голову, спрятал письмо... подошел к окну.

ЧЕРТ.(беретс круглого стола книгу, листает её страницы и ёрничая читает:Вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: «Седьмой час давно!»

Раскольников «сообразил время»... Раскольников надевает на себя пальто, проверяет наличие свртка-заклада и садится на стул в зале…

ЧЕРТ.(продолжает читать…"В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под ве­чер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в Столярном переулке...» Черт следит за передвижением Раскольникова…

ЧЕРТ. НАВАЖДЕНИЕ ВТОРОЕ

№ 11Акцент – лейтмотив

Чёрт поставил стул - сиденьем на зал. Чёрт исчезает в разрезе занавеса. Из зала выходит Раскольников, садится на подготовленный для него стул Порфирий в зале.

РАСКОЛЬНИКОВ. Я напрягал все усилия, чтобы все сообразить и ничего не забыть... Во-пер­вых, надо было петлю сделать (демонстрирует петлю) и к пальто пришить, – дело минуты.

ПОРФИРИЙ.(со стула)Петля назначалась для топора. (Встает и работает в зале)

РАСКОЛЬНИКОВ. (с вызовом) Нельзя же было по улице нести топор в руках. А если под пальто спрятать, то все-таки надо было рукой придерживать, что было бы приметно... Покончив с этим, я просунул пальцы в маленькую щель, между моим «турецким» диваном и полом, пошарил около левого угла и вытащил давно уже приготовленный и спрятанный там заклад.

ПОРФИРИЙ. Этот заклад был...

РАСКОЛЬНИКОВ.Впрочем, вовсе не заклад, а просто деревянная, гладко обструганная дощечка, величиной и толщиной не более, как могла бы быть серебряная папиросочница. ..

ПОРФИРИЙ. Это для того, чтобы на время отвлечь внимание старухи, когда она начнет возиться с узелком…(садится на свое место)

РАСКОЛЬНИКОВ. И улучить, таким образом, минуту….Только что я достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: «Седьмой час давно!»

Резкий перебив светом.

№ 12. Музыкальный акцент

ЧЕРТ (выходит из разреза задника, снимает с себя цилиндр, кладет на комод. НАВАЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕ.

НАВАЖДЕНИЕ ПЯТОЕ.

№ 21. Музыкальный акцент

АКТЕРЫ .«Вечерний звон» - флейта и звучание массовки без слов — Данил и актеры - piano

ПУЛЬХЕРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА. (вяжет спицами , увидела лошадку, встает со своего стула, клубок катится за нею,наклонилась, подняла его)

(публике) Пульхерия Александровна Раскольникова, вдова…

(идёт к круглому столику, садится рядом со столом… Раскольников достает письмо, аккуратно распечатывает его, достает листочки письма. Читает…вдруг останавливается…вспоминает голос матери…)

ПУЛЬХЕРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА . Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего?... Боюсь я, ….в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие?... Если так, то я за тебя молюсь… Вспо­мни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал мо­литвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы! Прощай, или, лучше, до свидания! Обнимаю тебя крепко-крепко и целую бессчетно.

Твоя до гроба Пульхерия Раскольникова».

(Свет микшировать. Пульхерия садится на своё место в зале, клубок катится по сцене)…

Переход света.

№ 23.Колокольный звон (pianissimo).

РАСКОЛЬНИКОВ.(сидит на полу, рядом с у лошадкой)Страшный сон приснился мне…

Приснилось мое детство…

Я лет семи и гуля­ем мы в праздничный день, под вечер... Дорога всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная. Идет она, извиваясь, далее и шагах в трехстах огибает вправо городское кладбище… (ведущее обстоятельство – убийство лошадки). Среди кладби­ща каменная церковь, с зеленым куполом, в которую я раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по моей бабушке, умершей уже давно и которую я никогда не видал.

При этом всегда они бра­ли с собой кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом. Я любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и старого священника с дрожащею го­ловой. Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и малень­кая могилка моего меньшого брата, умершего шести месяцев и которого я тоже совсем не знал и не мог помнить: но мне сказали, что у меня был ма­ленький брат, и я каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почти­тельно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее...

№ 24. Колокольный звон уводится

И вот снится мне: мы идём с отцом по дороге к кладбищу и проходим мимо кабака; я держу отца за руку и со страхом оглядываюсь на кабак…

АКТЕРЫ. Тихо звучит бубен, балалайка и пьяное пение голоса «Каравай...»— всё это озвучивают актеры («Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!

АКТЕРЫ - Каравай, каравай, кого хочешь убивай...» - пение и звуки- резко снять…)

Все пья­ны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки…

Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была малень­кая, тощая саврасая крестьянская клячонка...

№ 25. (Запись шума толпы) –

АКТЕРЫ. Громко звучит бубен, балалайка и пьяное пение: «Каравай...»— всё это озвучивают актеры (микшировать на репликах)

Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песня­ми, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и си­них рубашках, с армяками внакидку.

Актеры работают со своих мест.

МИКОЛКА. (А. Вотинов) «Садись, все садись! – всех довезу, садись!»

Толпа:

У. Мокрушина. Этака кляча да повезет!..

Е. Безгодов. Да садись, чего! Слышь, вскачь пойдет!

МИКОЛКА. А. ВотиновСадись, всех довезу! Говорю, садись! Вскачь пущу! Вскачь пойдет! (И он берет в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску).

№ 26. Звук телеги…

ТОЛПА.

А. Коэн. Она вскачь-то уж десять лет поди не прыгала.

Д. Егорова. Запрыгает!

С. Лизнёв. Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, зготовляй!

Н. Шатов. И то! Секи ее!...

Все смолкают…Слышен звук телеги…

РАСКОЛЬНИКОВ. Садись! Все садись! – кричит Миколка, – всех повезет. Засеку! – И хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения...

Папочка, папочка, – кричал я отцу, – папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!

- Песню, братцы! – кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают.

Громко звучит бубен, балалайка и пение: «Каравай...»— всё это озвучивают актеры (микшировать на репликах) — на фоне звука телеги

Все на сцене…

МИКОЛКА. – Секи до смерти! ... Засеку!..

ТОЛПА:

А. Минькина. Да что на тебе креста, что ли, нет, леший!

Д. Суворков Видано ль, чтобы така лошаденка таку поклажу везла...

Р. Бояршинов Заморишь!

МИКОЛКА.Не трошь! Мое добро! Что хочу, то и делаю. Садись еще! Все садись! Хочу, чтобы беспременно вскачь пошла!.. По морде ее, по глазам хлещи, по глазам!

Толпа смолкает…Звук телеги… Воспоминание сна Раскольниковым…

РАСКОЛЬНИКОВ. …Я бегу подле лошадки, забегаю вперед, вижу, как ее секут по глазам, по самым глазам! Я плачу… Один из секущих задевает меня по лицу; я не чув­ствует, ломаю свои руки, кричу…А чтобы те леший! – вскрикивает в ярости Миколка. Он бросает кнут, наги­бается и вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берет ее за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской. Мое добро! – кричит Миколка и со всего размаху опускает оглоблю. Разда­ется тяжелый удар.

Телега и отдаленные реплики….

П. Шарапов. Топором ее, чего! Покончить с ней разом...

МИКОЛКА. Добивай!..

РАСКОЛЬНИКОВ. Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало – кнуты, палки, оглоблю – и бегут к издыхающей кобыленке. Миколка становится сбо­ку и начинает бить ломом зря по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вз­дыхает и умирает…

РАСКОЛЬНИКОВ. Папочка! За что они… бедную лошадку… убили! – всхлипываю я… Я хочу перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпаюсь…

Боже! - да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму то­пор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой теп­лой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кро­вью… с топором… Господи, неужели?

№ 27. Крики пьяной толпы и звук телеги затихают. Все уходят на свои места.

ЧЁРТ сосвоего места в зале подходит к лошадке-везёт лошадку в разрез задника. НАВАЖДЕНИЕ СЕДЬМОЕ.

№ 28. (14)Переход света. Музыкальный акцент .

Раскольников в луче света

ЧЁРТ. (с лошадкой) Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать

Черт кладёт на комод

№ 29.( с № 29 до убийства процентщицы - короткие и редкие акценты с разбивкой по всем кускам)

Раскольников в луче света.

Раскольников слушает звуки на лестнице

Дверной коло­кольчик у двери процентщицы..Раскольников поднимает колокольчик, звонит… .РАСКОЛЬНИКОВ И АЛЕНА ИВАНОВНА В ДВУХ ЛУЧАХ. Раскольников ещё раз дергает веревку колокольчика. Нет ответа.

Раскольников позвонил в третий раз, но тихо, солидно и без всякого нетерпения. Возня Алёны Ивановны с замками, с дверной цепочкой.

Свет из центральной двери резко осветил Алену Ивановну…Она пристально всматривается в Раскольникова.

РАСКОЛЬНИКОВ. Дверь отворилась на крошечную щелочку, и два вострые и недоверчивые взгляда уставились на меня из тем­ноты.

АЛЕНА ИВАНОВНА. Алёна Ивановна, процентщица, коллежская секре­тарша...

Он взялся за дверь и потянул ее к себе, чтобы я как-нибудь не взду­мала опять запереться. Увидя это, я не выпустила ручку замка, так что он чуть не вытащил меня, вместе с дверью, на лестницу

Процентщица, как снаряд, вылетела навстречу Раскольникову.

РАСКОЛЬНИКОВ. Здравствуйте, Алена Ивановна, – я вам… вещь при­нес… да вот лучше пойдемте сюда… к свету…Ведет её на свет фонаря – световой круг….берет у круглого стола стул

Ведет Алену Ивановну к лучу фонаря у стола квадратного

АЛЕНА ИВАНОВНА. Господи! Да чего вам?.. Кто такой? Что вам угодно?

РАСКОЛЬНИКОВ. Помилуйте, Алена Ивановна… знакомый ваш… Рас­кольников… вот, заклад принес, что обещался намедни… (откатывает от неё стол….

Игра вокруг стола…

РАСКОЛЬНИКОВ.Да что вы так смотрите, точно не узнали? Хотите бери­те, а нет – я к другим пойду, мне некогда.

АЛЕНА ИВАНОВНА. Да чего же ты, батюшка, так вдруг… что такое?

РАС­КОЛЬНИКОВ. Серебряная папиросочница: ведь я говорил прошлый раз.

(Алена Ивановна протянула руку в сторону протянутого в руке Раскольнико­ва заклада…Она не стремится взять сверток…

АЛЕНА ИВАНОВНА. Да чтой-то вы какой бледный? Вот и руки дрожат! Искупался, что ль, батюшка?

РАСКОЛЬНИКОВЛихорадка, поневоле станешь бледный… коли есть нече­го...

СТАРУХА. Что такое?

РАСКОЛЬНИКОВ. Вещь… папиросочница… серебряная… посмотрите.

Резко берет сверток…

СТАРУХА. Да чтой-то, как будто и не серебряная…

Повернулась лицом к свету, но спиной к Раскольникову…

Ишь навертел. Да что он тут навертел!

РАСКОЛЬНИКОВ. Ни одного мига нельзя было терять более. Я вынул то­пор совсем, взмахнул его едва себя, чувствуя, и почти без усилия, почти ма­шинально, опустил на голову обухом…

№15. Яркая вспышка. Мгновенное ЗТМ.

№ 30.( Ксенакес, Мюрай ) Искаженные звуки «Вечернего звона» ЗТМ (процентщица садится на стул)

(Раскольников сел на своё место в зале)

№ 16. Медленно вводит­ся синий свет на процентщицу, сидящую на стуле.

На месте происшествия - Зосимов и Порфирий. Они ведут след­ственный эксперимент. Заметов отмечает контур, «условно лежащей на полу старухи». Порфирий что-то отмечает в своем досье, сидя у круглого стола…

ПОРФИРИЙ. Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост... В одной руке еще продолжала держать «заклад».

ЗАМЁТОВ. Тут он изо всей силы ударил раз и другой, все обухом, и все по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь.

№ 31. Звуки часов

АЛЕНА ИВАНОВНА. Он положил топор на пол, подле меня, и тотчас же полез ко мне в карман, стараясь не замараться текущею кровию, – в тот са­мый правый карман, из которого я в прошлый раз вынимала ключи. Ключи он вынул и тотчас же он побежал с ними в спальню.

№ 32. Оркестр из часов (тихо) – «вразброс» по тексту

№ 33- а - Микшировать и снять № 35.

АЛЕНА ИВАНОВНА. (в руках у Алены Ивановны связка крестов и об­разок, с ними она и будет бродить впоследствии). Вдруг он заметил на моей шее снурок, дернул его, но снурок был крепок и не срывался; к тому же намок в крови. Он попробовал было вытащить так, из-за пазухи, но что-то мешало, застряло. В нетерпении он взмахнул было опять топором, чтобы рубануть по снурку тут же, по телу, сверху…

№ 34.Тихое церковное пение

(пауза) … и не посмел, и с трудом, испачкав руки и топор, после двухминутной возни, разрезал снурок, не касаясь топо­ром тела, и снял; он не ошибся – кошелек… На снурке были два креста, ки­парисный и медный, и кроме того, финифтевый образок…

№ 34-а. - Микшировать и снять № 36.

Алена Ивановна уходит с площадки, садится на свое место в зале (ПАУЗА).

№ 17. Синий луч снять

№ 35. Звук проезжающей пролетки

Порфирий, оценивая, сидящего в зале Раскольникова, встаёт со своего места. Стул, на котором он сидел, отодвигает в сторону, давая понять, что он ждет встречи с ним…Раскольников садится.

РАСКОЛЬНИКОВ.Я полез под кровать, зная, что укладки обыкновенно ставятся у старух под кроватями. Так и есть: стояла значительная укладка... Зубчатый ключ как раз пришелся и отпер… Но только что я пошевелил тряпье, как вдруг из-под шубки вы­скользнули золотые часы. Я бросился все перевертывать. Действительно, между тряпьем были перемешаны золотые вещи – вероятно, всё заклады, вы­купленные и невыкупленные, – браслеты, серьги, булавки и прочее Нимало не медля, я стал набивать ими карманы панталон и пальто, не разбирая и не рас­крывая свертков и футляров; но я не успел много набрать …

№ 36. Микшировать и снять пролетку

Раскольников хотел пойти на своё место в зале, но что-то его остановило, он вспомнил…

ПОРФИРИЙ (из зала). НАВАЖДЕНИЕ ВОСЬМОЕ.

№ 37. Микшировать и снять пролетку

№ 38. Звукошумовой акцент (Peteris Vasks – начало

№ 18. Ирреальный свет на Лизавету.(Она встаёт со своего места в зрительном зале с узлом в руках. Лизавета.

ЛИЗАВЕТА.(вспоминает) Увидав его выбежавшего, я приподняла руку, раскрыла было рот, но все-таки не вскрикнула и медленно, задом, стала отодвигаться от него в угол, присталь­но, в упор, смотря на него, но все не крича, точно мне воздуху недоставало, чтобы крикнуть. (Садится на свой стул).

№19. Яркая вспышка. Мгновенное ЗТМ…

№ 38. Звукошумовой акцент (Peteris Vasks – forte – микшировать и снять

Раскольнико сидит в в зале.

№ 39. Отдельные и короткие акценты с № 39 по №41

№ 20. Свет из дверей.

Зосимов и Порфирий ведут эксперимент, входя и выходя из разных дверей зала, переговариваясь на ходу.

ЗОСИМОВ. Удар пришелся прямо по черепу, остриём, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба…

ПОРФИРИЙ. Почти до темени. Она так и рухнулась… И если бы в ту минуту он в состоянии был правильнее видеть и рассуждать; если бы только мог сообразить все трудности своего положе­ния, все отчаяние, все безобразие и всю нелепость его… то очень может быть, что бросил бы все и тотчас пошел бы сам на себя объявить, и не от страху даже за себя, а от одного только ужаса и отвращения к тому, что он сде­лал.

(Порфирий разворачивается спиной на зал, затем возвращается к зрителю.)

№ 40.

Впрочем, заглянув на кухню и увидав на лавке ведро, наполовину полное воды, он догадался вымыть себе руки и топор. Руки его были в крови и лип­ли. Топор он опустил лезвием прямо в воду, схватил лежавший на окошке, на расколотом блюдечке, кусочек мыла и стал, прямо в ведре, отмывать себе руки… Затем все оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке, протяну­той через кухню...

(Сел на своё место)

№ 41. Звуковой акцент (Peteris Vasks – начало

РАСКОЛЬНИКОВ. (выходит в «световой круг»). Я стоял, смотрел и не верил глазам своим: дверь, наружная дверь, из прихожей на лестницу, та самая, в которую я давеча звонил и вошел, стояла отпертая, даже на целую ладонь приотворенная: ни замка, ни запора, все время, во все это время!...

Мучительная, темная мысль поднималась во мне – мысль, что я сумасшествую и что в эту минуту не в силах ни рассудить, ни себя защитить, что вовсе, может быть, не то надо делать, что я теперь де­лаю… «Боже мой! Надо бежать, бежать!» - и бросился в переднюю

№ 42. Звуковой акцент (Peteris Vasks – начало – forte – микшировать и снять

(Садится на своё место в зале)

№ 21. Медленно снимать свет – свет в зале

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

№1. Звуки Петербурга (Шарманка №5, параллельно пролетка, телега)

№ 1. Вводится синий свет уличного фонаря и тёплый свет на опорные световые точки — 30%.

На маленьком круглом столе справа — стоит подсвечник, рядом с ним лежит книга. На стилизованном комоде лежит книга «БИБЛИЯ», здесь же располагается справа- цилиндр, слева- шляпка Сони, зонтик. На столе слева подсвечник с оплывшей свечой.

ПОРФИРИЙ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Наваждение девятое

Звучит куплет из песни «Вечерний звон» (поют К. Елохова или Ярослава Ульянова по гитару. Черт выстраивает из стульев ( 8 ) ряд спинками на зрителей.

№2.Лейтмотив «Вечерний звон»

На площадку выходят все персонажи спектакля в шляпках, шалях, котелках и картузах; с драными зонтиками, бесформенными баулами, тросточками, веерами, узлами - это призраки Петербурга.

Пластический этюд. С фотоаппаратом появляется ЧЕРТ. Вспышка магния (два раза с озвучкой)— при разворотах в профиль и анфас Родиона Раскольникова - мужчины надевают на головы арестантские шапочки и садятся на стулья спиной на зал. Массовка застывает при первой вспышке фотоаппарата. Раскольников садится на стул, стоящий в центре. Движение массовки продолжается.

ПОРФИРИЙ.(Из массовки)НАВАЖДЕНИЕ ДЕВЯТОЕ.

Все остальные участники садятся на свои места в зале

№ 3. Отдельные локальные акценты по всей сцене с каторжанами и переход света – на фоне звука вьюги

Свет синий

ПОРФИРИЙ.(Резкий переход света. Порфирий, выходит в зрительный зал в луче света, который пробивается из распахнутой центральной двери. У него в руках папка).

Дело ссыльнокаторжного Родиона Романовича Раскольникова… (садится на своё место в зале)

ГОЛОС ПОРФИРИЯ(в записи на фоне спин каторжан)…Сибирь. На берегу широкой, пу­стынной реки стоит город, один из административных центров России; в го­роде крепость, в крепости острог

РАСКОЛЬНИКОВ (в записи). (выходит на зал и за спинки стульев) Я смотрел на каторжных товарищей своих и удивлялся: как тоже все они любили жизнь, как они дорожили ею! Именно, мне показа­лось, что в остроге ее еще более любят и ценят и более дорожат ею, чем на свободе... Наиболее стала удивлять меня та страшная, та непроходимая про­пасть, которая лежала между мною и всем этим людом. Казалось, я и они были разных наций. Я и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприяз­ненно.

РАСКОЛЬНИКОВ. Меня же самого не любили и избегали все. Меня даже стали под конец нена­видеть – почему? Я не знал того…

1-ый АРЕСТАНТ(Д. Суворков) Ты барин! Тебе ли было с топором ходить…

2-ой АРЕСТАНТ.(А. Вотинов) Не барское вовсе дело.

РАСКОЛЬНИКОВ.На второй неделе великого поста пришла мне очередь говеть вместе с своей казармой. Я ходил в церковь молиться вместе с други­ми.

Из-за чего, я и сам не знал того, – произошла однажды ссора; все разом напали на меня с остервенением.

Сговор и мгновенный разворот озверевшей толпы арестантов.

1-ый АРЕСТАНТ. (А. Вотинов) Ты безбожник!

2-ой АРЕСТАНТ. (Е. Безгодов) Ты в бога не веруешь!

1-ый АРЕСТАНТ. (А. Вотинов)Убить тебя надо.

РАСКОЛЬНИКОВ. Один каторжный бросился было на меня в решительном исступлении; Я ожидал его спокойно и молча: бровь моя не шевельнулась, ни одна черта моего лица не дрогнула. Конвойный успел вовремя стать между мною и убийцей – не то пролилась бы кровь...

Я никогда не говорил с ними о боге и о вере, но они хо­тели убить меня.

Все садятся на свои места в зрительном зале, сняв арестантские шапки.

№ 4. Снять № 3

………………………………………………………………………………………….

№ 5. Музыкальный акцент

№ 6. Запись атмосферы суда

Резкий переход света. Порфирий, спиной на зрительный зал, появляется в луче света, который пробивается из распахнутой центральной двери. Он вспоминает судебный процесс.

№ 7. Шум зала в суде. Звук колокольчика прерывает шум зала. Голос: Прошу всех встать! Суд идёт!….

ПОРФИРИЙ. (разворачивается лицом на зал) Судопроизводство по делу Родиона Романовича Раскольникова прошло без больших за­труднений. Преступник твердо, точно и ясно поддерживал свое показание, не запутывая обстоятельств, не смягчая их в свою пользу, не искажая фактов, не забывая малейшей подробности. Он рассказал до последней черты весь про­цесс убийства:… разъяснил загад­ку об убийстве Лизаветы.

№ 8. Запись атмосферы суда

Шум в зале суда, звук судебного колокольчика. Тишина (музыкальный ак­цент).

ПОРФИРИЙ. И в заключение Раскольников указал камень во дворе, на Вознесенском проспекте, под воротами, под которым найдены были вещи и кошелек. Одним словом, дело вышло ясное. Следователи и судьи очень удив­лялись, между прочим, тому, что он спрятал кошелек и вещи под камень, не воспользовавшись ими… он ни разу не открыл кошелька и не знал даже, сколько именно в нем лежит денег…

РАСКОЛЬНИКОВ. Наваждение десятое.

№ 9.Переход света. Акцент.

№ 11. Звук кабака.

В луче света Раскольников. Воспоминание Рас­кольникова. Родион наблюдает за Мармеладовым, который находится в некотором беспокойстве, ерошит волосы, подпирая голову двумя руками.Они оба беспрерывно поглядывают друг на друга. Наконец, Мармеладов прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твердо проговорил. Встал с бутылкой и ста­каном. Подходит со своим стулом.

МАРМЕЛАДОВ. Мармеладов Семен Захарович, состою титулярным советником... А осме­люсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором прилич­ным? Ибо хотя вы и не в значительном виде, но опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного.

Раскольников обратил на него внимание. Садится на некотором расстоянии от него, ставит штоф на пол.

Осмелюсь узнать: слу­жить изволили?

РАСКОЛЬНИКОВ.– Нет, учусь…

МАРМЕЛАДОВ. – Студент, стало быть, или бывший студент!... Так я и ду­мал! (торжественно) Милостивый государь! …Позвольте, молодой человек, случалось вам… гм… ну хоть испрашивать денег взаймы безнадёжно?

РАСКОЛЬНИКОВ – Случалось… то есть как безнадёжно?

МАРМЕЛАДОВ То есть безнадёжно вполне-с, заранее зная, что из сего ни­чего не выйдет. Вот вы знаете, например, заранее и досконально, что сей че­ловек, сей благонамереннейший и наиполезнейший гражданин, ни за что вам денег не даст, ибо зачем, спрошу я, он даст? Ведь он знает же, что я не отдам. Из сострадания? …И вот, зная вперед, что не даст, вы все-таки отправляетесь в путь и…

РАСКОЛЬНИКОВ – Для чего же ходить?

МАРМЕЛАДОВ – А коли не к кому, коли идти больше некуда! …Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!... Ибо едино­родная дочь моя по желтому билету живет-с…) Позвольте, молодой че­ловек: можете ли вы… Но нет, изъяснить сильнее и изобразительнее: не мо­жете ли вы, а осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утверди­тельно, что я не свинья?...Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь…

Молодой человек не отвечал ни слова. Мармеладов вспоминает…

№ 12. «Вечерний звон»

На сцену выходит Катерина Ивановна в шали накинутой на плечи.

в благородном губернском дворянском институте воспитывалась…

КАТЕРИНА ИВАНОВНА.Катерина Ивановна, жена Мармеладова, мачеха Сони.В благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила...

Со своего места на сцену выходит Соня. В руках она держит «своё шитьё».

Ты, Соня, не поверишь, ты и вообразить себе не мо

Наши рекомендации