ТЕМА 8 . Транспозиция. Секвенция.
Транспозиция - это перенесение произведения или его части из одной тональности в другую. Существуют различные способы транспонирования музыкального материала:
1. ладотональный это перенос музыкального материала на определенный интервал. При этом изменяются ключевые знаки и ноты;
2. транспозиция на хроматический полутон. При этом изменяются ключевые и случайные знаки;
3. транспозиция с заменой ключей. При этом изменяются ключевые знаки и буквенное обозначение нот.
Транспозиция применяется
- в модулирующих секвенциях;
- при записи партий транспонирующих инструментов, таких , например, как валторна in F, кларнет in A, труба in B, Es;
- при транспонировании вокальных сочинений с учетом тесситуры исполнителя;
- при транспонировании инструментальных произведений с учетом диапазона инструмента.
Секвенция – это перемещение мелодического или мелодико-гармонического оборота на другую высоту. В секвенции сохраняются: ритмический рисунок, количество звуков (аккордов), интонационные (структурные) соотношения. Мелодико-гармонический оборот, лежащий в основе секвенции называется мотив секвенции. Перемещения мотива называются звенья секвенции.
Виды секвенций:
а) тональная / диатоническая – это секвенция, звенья которой не выходят за пределы данной тональности;
б) модулирующая \ хроматическая – это секвенция, каждое звено которой звучит в новой тональности.
ТЕМА 9. Мелизмы.
Мелизмы, или украшения – это мелодически устойчивые обороты-формулы, которые обозначаются особыми условными знаками. В музыкальной записи мелизмы встречаются со средних веков.
Основные виды мелизмов:
1. короткий (неакцентированный) форшлаг. Исполняется: до музыки Бетховена – за счет основной длительности; с музыки Бетховена – до нее. Записывается мелкой длительностью, с XIX века – перечеркнутой, со штилем вверх и лигой. Встречаются двойные, тройные форшлаги, которые могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими мелизмами в вокальной и инструментальной музыке;
2. долгий (акцентированный) форшлаг. Характерен для инструментальной и вокальной музыки XVII-XVIII веков. Исполняется за счет основной длительности, равен ее половине; если основная длительность с точкой, то равен ее 2\3. Записывается мелкой неперечеркнутой длительностью со штилем вверх и лигой;
3. мордент – состоит из чередования двух основных звуков и вспомогатель-ного между ними. Характерен для инструментальной музыки. Исполняется за счет основной длительности. Бывает: простой (с верхним вспомогательным звуком), перечеркнутый (с нижним вспомогательным звуком), двойной, тройной. Записывается особым знаком;
4. группетто – это мелодический оборот, в котором чередуются основные звуки с верхним и нижним вспомогательными. Записывается особым знаком. Знак альтерации над группетто относится к верхнему вспомогательному звуку, под группетто – к нижнему. Исполняется: в музыке XVII- 1 половины XVIII века – четыре звука с верхнего вспомогательного; со 2 половины XVIII века (Моцарт) – пять звуков с основного. Применяется в вокальной и инструментальной музыке;
5. трель – быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звуков. Обозначается - tr. Исполняется за счет основной длительности;
6. арпеджиато – исполнение звуков аккордовой вертикали поочередно.
Выразительное значение мелизмов состоит в том, чтобы подчеркнуть отдельные тоны мелодии путем их обыгрывания или опевания. Мелизмы встречаются в народной и профессиональной музыке разных стран, способствуют мелодическому варьированию, импровизационности исполнения.
ТЕМА 10. Хроматизм. Альтерация.
Хроматизм – это полутоновое изменение диатонических ступеней лада. Хроматические звуки являются производными от основных. Хроматически может быть изменена любая ступень.
Хроматическая гамма – это гамма, которая состоит из полутонов. Это не самостоятельный лад, а усложнение мажора или минора.
Правописаниехроматических гамм связано с системой родства тональностей:
при записи хроматического мажора вверх не изменяются 3 и 6 ступени, вниз – 1 и 5 ступени;
при записи хроматического минора вверх и вниз не изменяются 1 и 5 ступени.
Хроматизм – это понятие мелодическое, в отличие от альтерации, которая является понятием гармоническим.
Альтерациябывает:
а) внутриладовая или ладовая – альтерация, при которой хроматически изменяются неустойчивые ступени лада с целью обострения их тяготения к устойчивым.
При этом в мажоре: 2 ступень может повышаться и понижаться, 4 – повышается, 6 – понижается;
в миноре: 2 ступень может понижаться, 4 – повышается и понижается, 7 – повышается.
Разрешаются альтерированные интервалы и аккорды по ладовым тяготениям;
б) модуляционная – альтерация, при которой изменяются любые ступени лада. Модуляционная альтерация используется при отклонениях и модуляциях, т.е. при выходе за пределы данной тональности.
Внося дополнительные острые полутоновые тяготения, хроматизм дает новый колорит лада. Народная музыка диатонична, поэтому излишняя хроматизация удаляет мелодию от народных истоков. Вместе с тем отдельные элементы хроматизма делают мелодию более выразительной, экспрессивной. Хроматические элементы могут также использоваться при создании определенных музыкальных образов, например, «завывание ветра».