Средства речевой выразительности

Помните известную русскую пословицу:"Без труда не выловишь и рыбку из пруда"?
Как вы думаете, почему я её цитирую?
Да потому что невозможно подготовиться к заданию А3, не прилагая к этому никаких усилий!

Всё дело в том, что для правильного выполнения этого задания в первую очередь необходимо знать определения следующих средств речевой выразительности:


1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясьв непроглядную тьму.

2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов призаками и свойствами человека.
Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.


3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, напечальные поляны льёт печально свет она.


НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:


а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.


б) сравнительным придаточным предложением
Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.


в) сущ. в Т.п.
Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.


5. Гипербола – преувеличение.
Например: Я тебе миллион раз говорил.


6. Литота – преуменьшение.
Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.


7. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Например: Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке…


8. Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Например: Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие…


9. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.Например: Сейте разумное, доброе, вечное


10. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
Например: Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.


11. Инверсия – необычный порядок слов. При необычном порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Например: Вот нахмурил царь брови чёрные…
(Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)


12. Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа.
Например: На кого не действует новизна?


13. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.
Например: О Русь моя! Жена моя!


14. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем.
Например: ленивый, ленится, лентяй


15. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса


16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Например: реветь, дочурка, продажный

17. Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания
Например: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

18. Метонимия - образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под "флагами" подразумеваются "корабли"

19. Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же
слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Например: Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

20. Оксюморон - сочетание несочетаемого.
Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма

Памятка для учащихся "Как писать сжатое изложение" Вам нужны ошибки при написании сжатого изложения на экзамене? Нет? Я так и знала! Тогда вам следует воспользоваться этой ПАМЯТКОЙ.   ПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста) 1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст?). Способы (как сделать): · по началу текста; · по ключевым словам; · по ключевым эпизодам; · по поступкам или размышлениям героев (автора); · по заглавию текста. 2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?) Способы (как это сделать): · по настроению, которое вызывает прочтение текста; · по отношению автора к событиям, героям; · по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции). 3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста. Способы (как сделать): · в повествовании - по началу событий, ходу его, самого острого момента сюжета, концу; · в описании - по предмету речи и его значимым, существенным признакам; · в рассуждении - по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу. 4. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Способы (как сделать): · по выделению главной мысли в абзаце; · по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью; · по ключевым слова и ключевым предложениям абзаца. ВТОРОЙ ЭТАП (второе прочтение текста) 1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части. Способы (как сделать): · по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить). 2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение,упрощение). 3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Способы (как это сделать): использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста: · лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы; · лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы. Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения: · необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом; · не объединять микротемы в один абзац; · каждый абзац начинать с красной строки; · объём изложения - 90-100 слов; · пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.  
Исходный текст Сжатый текст
И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас,мыл палубу после очередного рейса. И Куприн работал наравне со всеми.

 Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Исходный текст Сжатый текст
Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Какая сила толкала его менять профессии? Или: Что побуждало его часто менять профессии?

 Замена предложения или его части указательным местоимением

Исходный текст Сжатый текст
Почему тек часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его делать это?

 Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением, наречием с обобщающим значением.

Исходный текст Сжатый текст
Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его заниматься другими профессиями? Или:Что заставляло его осваивать так много профессий?

 Замена сложноподчинённого предложения простым.

Исходный текст Сжатый текст
Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен… Поступая в рыболовецкую артель, Александр Иванович выдержал экзамен…

Исключения

 Исключение отдельных членов предложения.

Исходный текст Сжатый текст
Всё было значительно проще: он был очень любопытным илюбознательным человеком. Всё было проще: он был очень любознательным человеком.

 Исключение повторов (некоторых однородных членов).

Исходный текст Сжатый текст
Всё было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Всё было проще: он был очень любознательным человеком.

 Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.

Исходный текст Сжатый текст
Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова. Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова.

Слияния

 Образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же.

Исходный текст Сжатый текст
Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Наши рекомендации