Основные принципы посадки и постановки рук при игре на инструменте народного оркестра.
Билет №1
1 Цели, задачи, содержание учебно-методического комплекса «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса».
Методика- система приемов и методов, применяемых пед. Деятельности для достижения цели. Метод — систематизированная совокупность приемов и действий, необходимых для решения определенных задач. Метод направлен на решение общей задачи. Прием- вариант применения данного метода. Курс методики посвящен теоретическим вопросам воспитания и обучения, взаимоотношений учителя и ученика, развития муз-творческих способностей. По специфике методика классифицируются общепедогогическую (общую) и специальную (частную). В отличии от частной, общая включает в себя общие методы и приемы, применяемые во всех специальностях. Методы делятся на : наглядно-иллюстративные и вербальные. Наглядно-иллюстративные — демонстрация картинок, схем, показывать постановку рук, посадку. Вербальные методы — монолог, диалог, беседа. Главной целью методики является теоретическая и практическая подготовка студента к проф. Деятельности в качестве педагога, научить передавать ценный духовный опыт из поколения в поколение и развивать положительные черты и свойства каждого ребенка. Задачи методики- пробуждение интереса к педагогической деятельности, знакомство с основами пед. деятельности, изучение принципов общих и авторских методик, воспитание сознательного отношения к педагогической работе, воспитание специалиста обладающего репертуаром ДМШ и умеющим в нем ориентироваться, изучение методической литературы и основных учебных пособий, изучение особенностей детей младших и старших классов, знакомство с современными проблемами педагогика. Методика как предмет,содержит в себе: 1. История возникновения и развитие. 2. Принципы дидактики и их конкретное выполнение. 3. Методы развития музыкальных способностей учащегося. 4.Методы работы с начинающими. 5.Методы самостоятельной работы учащегося. 6.Методика проведения уроков. 7. Изучение особенностей учащихся младших и старших классов. 8. Сравнительный анализ различных школ и метод. Пособий. 9. Изучение средств муз. Выразительности. 10. Изучение методов усвоения и проверки ЗУНов. 11. Приемы и методы муз. Развития ученика. 12. Изучение методов повышения мотивации. 13. Основные принципы переложения для народных инструментов. 14. Ведение основной пед. Документации. Хочется заметить связь методики с другими науками: психология — ощущение, восприятие, чувства, характер, темперамент, способности; педагогика — образование, воспитание, обучение подрастающего поколения; история исполнительства — ход развития исполнительства на инструменте; эстетика — воспитание чувства прекрасного; анатомия — строение тела; физиология — нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от нее.
Билет
1.Сущность связи: композитор - исполнитель - слушатель. Творческий подход учащегося к авторскому замыслу.
Основные виды музыкальной деятельности очень взаимосвязаны — вплоть до взаимопроникновения. В самом деле для того чтобы музыка была воспринята, она должна прозвучать, должна быть исполнена, не говоря уже о том, что она должна быть кем то написана. Таким образом, имеет место взаимодополняемость сочинения, исполнения и восприятия, где каждый вид деятельности предполагает наличие двух других, а субъектов деятельности связывают двусторонние отношения: композитор сочиняет музыку, обязательно представляя себе как реальное ее исполнение, так и реакцию аудитории. Слушатель воспринимает исполняемое, а через него и сочиненное. Исполнитель, занимая промежуточное положение, по отношению к композитору выступает сначала как слушатель, затем как бы присваивает себе полученное от композитора и от его имени представляет музыку слушателю. Особенность ситуации состоит в том, что ни один из участников не выступает в качестве носителя только своей функции. Дело в том что композитор обязательно — пусть только в воображении — исполняет сочиненное и при этом является его первым слушателем; исполнитель столь же обязательно должен услышать сочинение( опять таки пусть только внутренним слухом), а при исполнении каждый добавляет в произведение что-то свое, являясь как бы соавтором; наконец слушатель, только тогда слушатель когда он соисполнитель и соавтор, когда он вместе с исполнителем идет тем путем, который определил для них композитор. Предмет муз деятельности — муз произведение. От первых композиторских предположений до слушателя произведение проходит долгий путь, который условно делится на 4 этапа: 1. Замысел композитора, 2. Фиксация замысла композитором в виде нотного текста, 3. на основании текста, исполнитель создает звучащий вариант, 4. Слушатель воспринимает произведение. Первый и последние два этапах произведение вариантное — замысел может меняться, исполнительские трактовки всегда разные, наконец еще больше различаются слушательские представления. И только написанный текст — неизменен. И все же авторский текст — это лишь первоначальный вариант жизни произведения. С помощью нотной системы закрепляется и передается только предметная сторона содержания. Всем профессиональным музыкантам свойственна самобытная, ритмическая организация игры — агогика. И хотя свободная агогика может быть предусмотренна в произведении (темпо рубато), ее конкретное осуществление полностью находится во власти исполнителя. Единственное, в чем возникают противоречия с авторским текстом, являются выписанные знаки динамической и ритмической нюансировки. Очень часто исполнитель берут из текста идею и стиль нюансировки, но осуществляют ее по своему. Проблема нахождения темпа — одна из важнейших в муз исполнительстве. Отношение исполнителя к темпу во многом определяет его отношение в целом к тексту. Однако есть те критерии которые при исполнении должны оставаться неизменны: жанр произведения, стиль автора, образ произведения. Это три кита на которых строится возможность исполнительского варианта..
2.Основные принципы постановки правой руки при игре на инструменте.постановка рук, то есть формирование навыков свободных и рациональных движений на клавиатуре. Начинать можно с подготовительных упражнений без инструмента. Следует помнить, что любое действие рук производится сокращением определенной группы мышц. Необходимо добиваться того, чтобы сокращение одних мышц не вызывало напряжения других, не участвующих в работе. Задача педагога — разделить работу различных групп мышц исполнительского аппарата. Следующие упражнения помогут учащимся сделать движения различных частей рук независимыми друг от друга...Исходное положение: руки свободны. Поднять и вытянуть их перед собой. Затем одна рука остается в горизонтальном положении, а другая в расслабленном состоянии падает вниз и качается подобно маятнику.2. Руки опущены вниз и полностью расслаблены. Резко сжать в кулак пальцы левой руки, а затем, расслабляя мышцы, разжать кулак. В это время правая рука полностью свободна.3. Положить правую руку на стол. Поднять предплечье вверх параллельно плоскости стола. В этот момент работают мышцы плеча. Кисть и пальцы должны быть полностью расслаблены.4. Правая рука лежит на столе, пальцы полусогнуты и касаются стола. Поднять предплечье, сгибая руку в локте (кисть при этом свободна, в верхнем положении несколько провисает), затем опустить.5. Обе руки положить на стол, пальцы полусогнуты. Поднимать и опускать кисти обеих рук.6. Руки и пальцы в том же положении. Учимся поднимать и опускать каждый палец, сначала не разгибая, затем выпрямляя его.7. Руки и пальцы в том же положении. Делаем легкие поочередные удары первым и пятым пальцами, затем вторым и четвертым за счет поворотов кисти. Движения пальцев при этом минимальны
Билет
1Роль начального периода обучения в формировании музыкально- исполнительских навыков ученика.Способность — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.
Задатки — это качества, благодаря которым успешно развиваются способности. Они врожденные. Это объясняет, почему при равных условиях обучение у одних учеников способности развиваются быстрее, чем у других. Музыкально-исполнительские способности — это способности, которые позволяют стать исполнителем. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений. На первых уроках складывается впечатление от знакомства с музыкой, которое оказывает сильное влияние на последующее музыкальное развитие ученика. С первых уроков нужно приобщать ученика к искусству, приучать внимательно вслушиваться в муз речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание должно осуществляться на художественном, доступном материале. На начальном этапе используются различные средства — это прежде всего рассказ, пояснение, иллюстрация. На ряду с учебными задачами, например, знакомство с муз грамотой, на начальном этапе необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика — слуха, ритма, памяти. Навык — 1. умение, приобретенное упражнениями, опытом, привычкой. 2. привычная реакция на какое либо раздражение, возникающее в результате многократного опыта. Способность — 1. природное дарование, склонность к усвоению чего либо, 2. возможность, умение делать что-либо, 3. состояние, качество, свойство, дающее возможность исполнять ту или иную работу. Одаренность — качественно своеобразное личностное сочетание способностей. Талант — высокая степень одаренности. Характеризуется выдающимся совершенством, высокой работоспособностью, оригинальностью.
Гениальность — это качественно наивысшая степень проявления одаренности и таланта. Характеризуется уникальностью, высочайшим творчеством, часто являются первооткрывателями. Донотный период — является первым этапом обучения музыке. Первые шаги в музыкальном воспитании ребенка начинаются с знакомства с инструментом. На первых уроках следует уделять внимание развитию слуха. Для этого следует познакомить ребенка с регистрами, поиграть в угадалки: ученик говорит куда движется мелодия, какими шагами, а также заниматься подбором на инструменте. Ритмическую организацию развиваем благодаря детским считалкам — Андрей — воробей, василек — василек, дин — дон — выразительно прочитать стихотворение, потом прохлопать в ладоши, определить длинные и короткие слоги-хлопки и получить понятие длинных и коротких звуков. Освоив это сразу играем на одном звуке, с аккомпанементом. Этот вид работы дает возможность заниматься и первыми навыками звукоизвлечения. Стоит уделять внимание читке с листа, как правило, педагоги стремятся как можно больше пройти в начале материала, и ученики заучивают часть его с рук учителя, при этом теряется способность читать с листа. Нужно давать новое задание при условии точного, осмысленного закрепления пройденного материала. В этот период следует соединять обучение игре с теоретическими знаниями, а так же большое внимание уделять постановке рук и посадке, приемам звукоизвлечения, свободе рук, ощущению веса, независимости пальцев, красоте звука, осмысленность и эмоциональную включенность. Донотный период — это фундамент на котором строится все обучение игре на инструменте. Весь материал который воспринимает ученик должен быть доступным, Понятие штрихов, динамики, выразительности игра в ансамбле обязательны с первого урока.
2.Основные принципы постановки левой руки при игре на инструментеИсходное положение: руки свободны.1 Поднять и вытянуть их перед собой. Затем одна рука остается в горизонтальном положении, а другая в расслабленном состоянии падает вниз и качается подобно маятнику.
2. Руки опущены вниз и полностью расслаблены. Резко сжать в кулак пальцы левой руки, а затем, расслабляя мышцы, разжать кулак. В это время правая рука полностью свободна.3. Положить правую руку на стол. Поднять предплечье вверх параллельно плоскости стола. В этот момент работают мышцы плеча. Кисть и пальцы должны быть полностью расслаблены.4. Правая рука лежит на столе, пальцы полусогнуты и касаются стола. Поднять предплечье, сгибая руку в локте (кисть при этом свободна, в верхнем положении несколько провисает), затем опустить.5. Обе руки положить на стол, пальцы полусогнуты. Поднимать и опускать кисти обеих рук.6. Руки и пальцы в том же положении. Учимся поднимать и опускать каждый палец, сначала не разгибая, затем выпрямляя его.7. Руки и пальцы в том же положении. Делаем легкие поочередные удары первым и пятым пальцами, затем вторым и четвертым за счет поворотов кисти. Движения пальцев при этом минимальны…..Так следует не забывать ,что постановка рук так же зависит от физиологии. Длинные пальцы –значит больше собранности т т.д
Билет
Развитие творческих способностей учащихся ДМШ в процессе обучения.
Музыкально-исполнительские способности — это способности, которые позволяют стать исполнителем, Помимо способностей есть задатки,, качества личности, талант и гениальность. Способность — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.
Задатки — это качества, благодаря которым успешно развиваются способности. Они врожденные. Это объясняет, почему при равных условиях обучение у одних учеников способности развиваются быстрее, чем у других.
Одаренность — качественно своеобразное личностное сочетание способностей.
Талант — высокая степень одаренности. Характеризуется выдающимся совершенством, высокой работоспособностью, оригинальностью.
Гениальность — это качественно наивысшая степень проявления одаренности и таланта. Характеризуется уникальностью, высочайшим творчеством, часто являются первооткрывателями.
Качества личности — обобщенные свойства личности, включающие в себя: темперамент, эмоциональное развитие, характер, воспитание, морфологию (анатомические особенности строения тела, координация между руками, между слухом и голосом), общую эрудицию, интелект. Музыкально-исполнительские способности содержат в себе музыкальные и исполнительские способности. К исполнительским относятся физические способности. Для музыканта важно строение, подвижность и управляемость рук, пальцев, губ, дыхания. Носят спицифический характер. Предрасположенность к двигательной координации — одно из важных условия овладения техникой.
К музыкальным относятся ритм, слух, память (затем муз мышление и творческое воображение).Музыкальность — комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в учинике муз вкуса, способностей полноценного восприятия музыки, подготовки из него, музыканта-профессионала. Музыкальные способности подразделяются на общие и специальные. Общие — способность ведения полноценных домашних занятий с учетом задания педагога, связь воображения со знанием муз грамоты, чувство ответственности, воля, целеустремленность, самостоятельность. Необходимо прививать обще культурные ценности. Специальные: слух, ритм, память, внимание, воображение, ассоциативное мышление, творческая активность, направленные на воплощение муз образов. Память — способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, также запас хранящихся в сознании впечатлений. Музыкальная память — способность запоминать и узнавать музыку, исполнять ее без нот. Виды памяти: слуховая, зрительная, моторно-двигательная, смысловая, логическая, эмоциональная. Слух — основа музыкального мышления и оценочной деятельности. Восприятие длительности, громкости звука еще не есть обладание муз слухом, а значит главное в муз слухе — определение звуковысотности. Виды муз слуха: абсолютный, относительный, ладовый, тембровый, физический (восприятие физических свойств звука: высота, сила, длительность, тембр). Приемы развития слуха: игра на инструменте «вслепую», игра по слуху, транспонирование, сольфеджирование, разучивание нот, без инструмента, подбор аккомпанемента, варьирование, сочинение мелодий, произведений. Ритм — соотношение длительностей звуков в их последовательности. Метр — равномерное чередование сильных и слабых долей в такте. Исполнение музыки активно воспитывает, разносторонне «упражняет» музыкально-ритмическое чувство, создает естественную, исключительно благоприятную среду для его развития и кристаллизации. Приемы работы над ритмом: Просчитать исполняемую музыку. Это помогает разобраться в ритм структуре малознакомой музыки, облегчает соизмерение различных длительностей; он же попутно выделяет метрические опорные доли. 2. Начертание ритм-схем. Дают наглядно представление о том или ином, сложном метро-ритмическом узоре. 3. Простукивания — прохлопывание метро-ритмических структур. Специально акцентируют внимание на ритмический момент. 4. Дирижирование. Дирижируя, учащийся, как правило, с эмоциональной обостренностью реагирует на развертывание музыкальной мысли во времени. 5. Ускорение и замедления являются довольно распространенными ученическими недостатками. Выравниванию музыкального движения способствует сопоставление различных фрагментов пьесы (неблагополучных по темпу) с ее начальными тактами. 6. Совместный счет вслух, иногда «простукивание» со стороны, дающее ориентир ритмически неупорядоченной игре. 7. Игровой показ педагога. В одних случаях он, продемонстрировав своего рода эталон, поможет устранить те или иные ритмические погрешности, в других — оживит монотонное, вялое по движению ученическое исполнение
.2. Основные приёмы игры на инструменте. Исполнение колористическихприёмов игры...Приёмы игры включают в себя:Приёмы звукоизвлеченияПриёмы игры мехомШумовые эффектыПриёмы игры мехом включают в себя:Разжим – сжим. Все остальные приёмы построены на различных сочетаниях разжима-сжима. Умелая смена меха – один из важнейших качественных показателей исполнительской культуры баяниста, аккордеониста. Необходимо помнить, что музыкальная мысль во время смены меха не должна прерываться. Лучше всего менять мех в момент цезуры, но на практике это не всегда удаётся, особенно в полифониях. В полифонии иногда приходится менять мех даже на тянущемся тоне.В таких случаях необходимо:Дослушать длительность ноты перед сменой меха до конца.Мех менять быстро, не допуская цезуры.Следить, чтобы динамика и после смены меха была одинаковая.Менять мех лучше перед сильной долей. (Смена меха будет менее заметна).Тремоло мехом.Этот приём встречается наиболее часто. Исполняется быстрым, равномерным чередованием разжима и сжима. Во время работы необходимо постоянно контролировать ощущение свободы, раскованности левой руки и сбрасывать статическое напряжение – только тогда будет возможно длительное тремолирование. Инструмент должен мехом стоять на левой ноге, грифом упираться в правую ногу. Лучше всего тремолировать почти на полном сжиме с небольшим запасом меха. Наибольший эффект достигается движением левой руки не вперёд – назад (разжим – сжим) а влево – вниз и вправо – вверх, т.е. по диагонали.Приём игры тремоло мехом в медленном темпе является штрихом detache. Тремоло бывает дуольным, триольным, квартольным.Рикошет мехом.Этот приём впервые был использован в финале 2-й сонаты В.Золотарёва. Характерными моментами этого приёма является равномерное чередование ударов верхней и нижней частью меха. В качестве исходной позиции при освоении рикошета надо слегка развести мех и не нажимая клавиш поочерёдно ударять верхней или нижней частью. Левая рука – влево – вниз, вправо – вверх. Существует 3-х дольный и 4-х дольный рикошет, так же возможен 5-ти и 6-ти дольный.Триоли мехом.Вибрато.Этот приём в большой степени распространён на струно – смычковых инструментах. В отличии от звуковысотного колебания у струнных, вибрато на баяне аккордеоне является колебанием динамики. Принцип действия: мелкими толчками воздействуя на мех добиться изменения интенсивности подачи воздуха в резонаторное отверстие. Существует три способа исполнения:Вибрато кистью правой руки, большой палец упирается гриф. Игровой аппарат свободен.Мелкое дрожание правой руки достигается движением локтевой части. Вибрато мелкое, применяется только в конце произведения или его части, применяется на короткий временной отрезок т.к. быстро устаёт рука.Вибрато открытой кистью левой руки. Рука свободна но кисть должна быть упругой. Вибрато мелкое и крупное.Приёмы игры мехом обретает всё большую популярность в исполнительской практике баянистов и аккордеонистов. Они значительно обогатили арсенал художественно – выразительных средств инструмента. Кроме приёмов игры мехом существуют шумовые эффекты: удар по грифу, меху, корпусу инструмента, шум отдушника, пощёлкивание регистрами, постукивание уголками меха и т. д. А так же класиер .и нетемперированное глиссандо.
Билет №13. Планирование и организация учебного процесса в ДМШ. Виды документации правила её грамотного оформления.документация: индивидуальныен планы, дневник, журнал. При составлении графика работы очень важна четкая регламентация сроков выполнения объема работы(тех зачет, прослушивание к концерту, конкурсу, экзамен, концерт). Индивидуальньный план ученика составляет педагог.В план входит основной учебно- репертуарный материал(т.е методическая часть, 1 класс- посадка, постановка, инструктивный материал- упражнения, гаммы, этюды. освоение основных приемов. Репертуар- пьесы. Репертуар должен быть относительно данного ученика соответствовать его способностям и включать в себя различные по жанру, стилю, форме произв.уже с 1 класса. Обязательно план должен опираться на возрастания трудностей конкретно взятого ученика и внутри себя самого распределять степень сложности между пьесами. Должен быть быть баланс. Включать в план произведения завышенной трудности. В учебном плане ставить оценки за экзамены, за четверть по всем предметам. В индивидуальном плане записывать хар-ку ученика с момента поступления в муз.школу…далее через пол год в выводе что изменилось, в какую сторону, и дальнейшая работа над чем должна проходить в большой степени. В выборе репертуара педагог должен опираться на психологические и педагогические принципы. Это значит что для экзаменов и концертов репертуар разный. План должен соответствовать программе муз.школ. Это должно быть отражено в индивидуальном плане. Вывод: план выполнен полностью, неполностью….не выполнен. 2.Значимость обретения навыков «чтение с листа», «игра по слуху», «транспонирование» в процессе обучения игре на инструменте.Бесспорно, для каждого музыканта очень важны эти навыки. Чтение с листа – многогранный процесс, в котором происходит следующее: зрительная концентрация внимания и памяти, развитие слуха и слуховых представлений, воспитание чувства ритма, развитие активного внимания, развитие внимания и логического мышления. Для этого необходима быстрота и точность действия игрового аппарата исполнителя. 2 этапа чтения: глазами и на инструменте. Разбор произведений и чтение с листа – разные виды деятельности, хотя видим ноты впервые везде. При разборе логичны остановки, в чтении нет. При чтении с листа необходима строго спланированная и грамотно выстроенная работа. Ускоренное восприятие нотной записи способствует умение быстро распознавать наиболее распространенные ритмо-интонационные комплексы, а также – типичные мелодические и гармонические обороты.Чтение с листа разделяется на 2 вида : восприятие по горизонтали и вертикали. Предпосылкой ускоренного восприятия нот по горизонтали является умение быстро расчленять текст на законченные фразы. Основное средство в малых масштабах – повторность построений, другой способ расчленение – ритмические остановки ( длинная нота, пауза). Навык ускоренного восприятия текста – фотографирование. В виде игры давать запомнить нотный текст, затем, закрыв текст, сыграть. Вариант навыка: закрывать текст во время игры того что у же сыграл, тем самым подгоняя ученика заглядывать вперед. Непосредственно перед игрой необходим анализ: тональность, размер, стиль, определение трудностей. Игра по слуху.Для успешной игры по слуху нужна ясность муз-слуховых представлений, крепкая память и достаточная степень овладения инструментом. . Способствуют выработке нужных качеств уроки сольфеджио (сольфеджирование, слуховой анализ, диктант). Владеющий этим навыком быстрее осваивает репертуар, увереннее чувствует себя за инструментом. . У них воспитывается муз память и худ вкус, развивается гармонический слух и муз мышление. Занятия по подбору на слух начинаются с упражнений, целью которых является нахождение в мелодии аккордовых звуков. Отделение их от неаккордовых, лишь украшающих мелодию звуков. Полученные навыки переносятся затем на подбор простейшего аккомпанемента, состоящего из основных аккордов лада, к мелодиям нар песен. Подбор осуществляется в С, а; затем в переменном ладу, закрепляются навыки в различных тональностях. Успешно овладевшие навыком простого аккомпанемента, могут совершенствоваться в подборе более сложного, с привлечением обращений, с использованием аккордов побочных ступеней. Так же можно дать такое задание: «Попробуй сыграть эту песенку от любой белой клавиши. Если ты услышишь, что она звучит как- то неправильно, то поищи нужный звук среди черных клавиш». Хочется отметить, что часто малыши еще не слышат разницы между правильным и фальшивым звучанием. Однако ничего страшного нет в том, что учитель будет подсказывать на первых порах, где ошибка. Главное, чтобы ребенок смог исправить ее самостоятельно. Транспонирование— перекладывание пьесы из одной тональности в другую. Это важный вид работы, который заставляет ученика мыслить, а не просто заучивать готовые чужие мысли. Данный вид работы помогает ребенку прочно усваивать пройденный материал, осмысливать его, быстро и четко исполнять на инструменте. К данному виду работы ребенка необходимо приучать с самых первых уроков, параллельно с игрой по нотам. Транспонирование дает возможность детям воспринимать игру без нот естественно, так же как и игру по нотам. Транспонирование по нотам является естественным продолжением подбора по слуху несложных песенок и попевок на начальном этапе обучения. Приступая к транспонированию, ученик должен быть знаком с основами музыкальной грамоты, такими понятиями, как лад, тоника, тональность, ступени лада, диез, бемоль..Транспонирование развивает мышление учащегося, очень хорошо тренирует память, поскольку этот вид работы учит детей запоминать текст не бессознательно и чисто механически, а грамотно, осознавая его структуру и составляющие части. Когда ребенок запоминает текст подобным образом, у него существенно сокращается время выучивания произведения на память и почти не бывает срывов на экзаменах из-за забытого текста. Поэтому работа по транспонированию является полезной и необходимой для учащихся.
Билет №1
1 Цели, задачи, содержание учебно-методического комплекса «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса».
Методика- система приемов и методов, применяемых пед. Деятельности для достижения цели. Метод — систематизированная совокупность приемов и действий, необходимых для решения определенных задач. Метод направлен на решение общей задачи. Прием- вариант применения данного метода. Курс методики посвящен теоретическим вопросам воспитания и обучения, взаимоотношений учителя и ученика, развития муз-творческих способностей. По специфике методика классифицируются общепедогогическую (общую) и специальную (частную). В отличии от частной, общая включает в себя общие методы и приемы, применяемые во всех специальностях. Методы делятся на : наглядно-иллюстративные и вербальные. Наглядно-иллюстративные — демонстрация картинок, схем, показывать постановку рук, посадку. Вербальные методы — монолог, диалог, беседа. Главной целью методики является теоретическая и практическая подготовка студента к проф. Деятельности в качестве педагога, научить передавать ценный духовный опыт из поколения в поколение и развивать положительные черты и свойства каждого ребенка. Задачи методики- пробуждение интереса к педагогической деятельности, знакомство с основами пед. деятельности, изучение принципов общих и авторских методик, воспитание сознательного отношения к педагогической работе, воспитание специалиста обладающего репертуаром ДМШ и умеющим в нем ориентироваться, изучение методической литературы и основных учебных пособий, изучение особенностей детей младших и старших классов, знакомство с современными проблемами педагогика. Методика как предмет,содержит в себе: 1. История возникновения и развитие. 2. Принципы дидактики и их конкретное выполнение. 3. Методы развития музыкальных способностей учащегося. 4.Методы работы с начинающими. 5.Методы самостоятельной работы учащегося. 6.Методика проведения уроков. 7. Изучение особенностей учащихся младших и старших классов. 8. Сравнительный анализ различных школ и метод. Пособий. 9. Изучение средств муз. Выразительности. 10. Изучение методов усвоения и проверки ЗУНов. 11. Приемы и методы муз. Развития ученика. 12. Изучение методов повышения мотивации. 13. Основные принципы переложения для народных инструментов. 14. Ведение основной пед. Документации. Хочется заметить связь методики с другими науками: психология — ощущение, восприятие, чувства, характер, темперамент, способности; педагогика — образование, воспитание, обучение подрастающего поколения; история исполнительства — ход развития исполнительства на инструменте; эстетика — воспитание чувства прекрасного; анатомия — строение тела; физиология — нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от нее.
Основные принципы посадки и постановки рук при игре на инструменте народного оркестра.
Посадка в бытовом, житейском понимании предполагает ощущение полной раскованности, комфорта, при котором ни руки, ни ноги, ни сам корпус человека не находтся в состоянии преддействия или целенаправленного действия. Сидеть нужно на передней половине жесткого стула; если бедра при этом располагаются горизонтально, параллельно полу, то можно считать, что высота стула соответствует росту музыканта. Баянист имеет три основные точки опоры: опора на стул и опора ногами на пол – ноги для удобства опоры лучше слегка расставить. Необходимо ощущать еще одну точку опоры – в пояснице! Корпус при этом следует распрямить, грудь подать вперед. Именно ощущение опоры в пояснице придает легкость и свободу движениям рук и туловища.
Постановка рук формируется в процессе усвоения всего комплекса музыкально-исполнительских навыков: в работе над гаммами, арпеджио, а также над этюдами, пьесами и т.д. Каждая рука имеет свои индивидуальные особенности. Постановка рук баяниста за время существования гармоники очень изменилась. Основным критерием правильной постановки рук является природная естественность и целесообразность движений. Если мы в свободном падении отпустим руки вдоль туловища, то пальцы приобретут полусогнутый вид. Такое их положение не вызывает ни малейшего напряжения в области кистевого аппарата. Согнув руки в локте, мы обретаем исходную позицию для игры на инструменте. Важно обратить внимание на то, чтобы кисть правой руки не повисала безвольно, а являлась бы естественным продолжением предплечья. Тыльная сторона кисти и предплечье образуют почти ровную линию.