| Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
I неделя | 1 занятие | 1. Учить слышать изобразительность в музыке Слушаем музыку природы (программный репертуар). | 1. Учить детей согласовывать движения с ритмом и характером музыки | 1. Познакомить детей с танцем «Полька» |
2 занятие: «Музыка, изображает животных, птиц» Знакомство с музыкальными элементами звукоподражания. | 2. Различать средства музыкальной выразительности, создающие образ: динамика, регистр, интонация | 2. Рассказывать детям о композиторе Свиридове Г.В. Учить различать колыбельный жанр (ласковый, спокойный) | 2. Учить различать форму музыкальных произведений, опираясь на смену характера музыки |
II неделя | 1. Формировать представление детей о языке музыке: регистр, динамика, темп Образцы вокальной и инструментальной музыки ( по программе) | 1. Учить различать оттенки настроения в произведениях с похожими названиями «Дождик», «Грустный дождик» | 1. Учить различать смену характера, форму музыкального произведения. Обогащать их высказывания об эмоциональном содержании музыки | 1. Подготовка к новогодним праздникам |
2.Учить, различать средства музыкальной выразительности, предавать характер в движении (программный материал «Музыка и движение»). | 2. Вызывать эмоциональный отклик на песню печального, грустного характера; развивать умение высказываться о содержании музыки (программный репертуар) | 2. Учить связывать средства музыкальной выразительности с содержанием музыки | 2. Слушаем песни, инсценировки о зиме. |
III неделя | 1. Учить детей слушать изобразительность в музыке. Образы и элементы звукоподражания. («Кошка», «Машина», «Кукла» идр.) | 1. Учить определять характер контрастных музыкальных произведений, связать с ним соответствующую по настроению картину, стихотворение ( программный репертуар) | 1. Учить детей сравнивать произведения с близкими названиями | 1.Активное восприятие и воспроизведение музыки (праздничный вариант) |
2.Учить различать выразительные средства в музыке ( грустно – весело, быстро – медленно). | 2. Учить узнавать песню по выступлению, различать изобразительные моменты, средства музыкальной выразительности (темп, динамику) | 2. Учить распознавать черты танцевальности в песенной музыке. | 2.Активное восприятие и ритмическое воспроизведение музыки (Праздничный вариант). |
IV неделя | 1делиться впечатлениями после прослушивания (по музыкальному букварю) | 1. Тематическая беседа-концерт «Осень» учить различать вольную и инструментальн. музыку | 1. Учить различать настроение в пьесах с близким названием: «Солдатский марш», «Марш оловянных солдатиков» | Новогодние праздники |
2.Учить чувствовать характер музыки, различать изобразительность, передавать характер в движении (программные сборники) Целевой результат: формирование музыкальной отзывчивости через эмоциональные музыкальные действия. | 2. Дать детям представление о различном характере народных песен (плясовые, хороводные, колыбельные) | 2. Учить различать изобразительность, средства музыкальной выразительности, создающие образ |
| Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
I неделя | Каникулы | 1.Различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, танцевальный характер в начале и конце пьесы | 8 марта | 1.Учить детей инсценировать песню, используя образные и танцевальные движения | 1.Учить сравнивать разные по характеру произведения одного жанра |
2.Учить слышать и отмечать разницу в характере сходных частей | 2.Рассказать детям о трубе и барабане. Дать послушать их звучание в записи | 2.Учить определять форму музыкальных произведений. Передавать характер в движении. |
II неделя | 1. | 1.Рассказать о С.С. Прокофьеве. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку нежного характера | 1.Рассказать о том, что музыка передает черты характера человека | 1.Дать представление о том, что один музыкальный инструмент может изобразить игру других инструментов | 1.Учить детей подбирать по тембру музыкальные инструменты для оркестровки пьесы |
2.Учить детей сравнивать контрастные по характеру произведения с одинаковыми названиями | 2.Учить различать смену характера музыки, изобразительность, передающие образ | 2.Учить различать темп, динамику, регистр, гармонизацию передавать характер музыки в движении | 2.Учить распознавать в музыке жанр марш |
III неделя | 1.Учить различать яркие интонации, средства выразительности: регистр, динамику, звуковедение. (программный музыкальный репертуар) | 1.Закрепить умения различать средства музыкальной выразительности, создающие образ. Передавать в рисунках характер музыки | 1.Учить различать выразительные интонации музыки, сходные с речевыми | 1.Развивать представление детей о средствах в музыке (тембр, динамика) | |
2.Учить различать форму произведений, выражать впечатления в слове, в рисунках ( программный муз. репертуар) | 2.Находить сходные и различные по настроению образы в разных видах искусства | 2.Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыке задорного, шутливого характера | 2.Учить определять жанр и характер музыкального произведения, сравнивать пьесы одного жанра |
IV неделя | 1.Рассказать о А. И. Хачатуряне. Развивать умения высказываться о характере музыке | Подготовка к 8 марта | 1.Различать части песни (вступление, припев), смену характера в куплетах | 1.Учить более полно определять характер маршей, выделять части | |
2.Узнавать знакомое произведение по фрагменту. Закреплять различении частей пьесы (программный репертуар) | 2.Находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки песни | 2.Выражать в движении смену настроения в музыке |
Музыкальный репертуар , сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом и может изменяться, дополняться в соответствии с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
| Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
I неделя | Учить детей слышать изобразительность музыки передающей движения разных персонажей . (программный материал) «Медвежата», « Полянка» р.н.м., «Колыбельная» Левидов. | Учить различать настроение в музыке «Осень» Кишко, « Ах, ты береза» р.н. мел. | Учить находить тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания музыки (дудочка, металлофон, барабан). | Познакомить с композитором Д. Шостаковичем. Учить определять жанр произведения |
Учить различать средства выразительности, изобразительность музыки «Воробушки» М. Красев. «Грустное настроение» Штейндбель | Дать представление о разновидности песенного жанра – русском романсе «Соловей» П.Чайковский. «Зимняя дорога» Алябьев.»Первый снег» муз. Филлипенко. | Учить в марше выделять 3 части, в связи со сменой настроения « Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский. «Плач куклы» Попатенко. |
II неделя | Учить различать средства музыкальной выразительности и передавать настроение музыке в движении « Барабанщик» М. Красев, программный музыкальный репертуар) | Учить сравнивать произведения с похожими названиями, различать оттенки в настроении | Дать представление о жанре «романс» в инструментальной музыке | Выражать в движении смену настроения музыки, средства музыкальной выразительности (динамика, регистр) |
Учить различать настроение контрастных произведений « Скакалки» А.Хачатурян, « Колыбельная» Е.Теличеева. | Познакомить с романсом в исполнении оркестра | Учить сравнивать разные по характеру произведения одного жанра « Колокольчики звенят» В. Моцарт. «Колыбельная» «Е. Тиличеева. |
III неделя | Продолжать учить двигаться под музыку, передавая характер персонажей «Зайчата», «,Медведь» ,«Хитрая лиса». | Учить сравнивать музыкальные произведения, стихи, картины, близкие и контрастные по настроение « Осень» Кишко. «» Петрушка» И. Брамс. | Познакомить с композитором П.И. Чайковским, вызвать эмоциональный отклик на танцевальную музыку Вальс. Полька («Детский альбом») | Учить определять форму музыкальных произведений. Передавать характер музыки в движении (быстро – медленно; весело – грустно). |
Учить различать средства музыкальной выразительности: звуковедение, темп, акценты (хороводная и плясовая музыка) | Познакомить детей с разновидностями песенного жанра ( песни композиторов и народные песни) | Различать тембры народных инструментов (гармошка, баян, барабан). | Учить оркестровать пьесы, выбирая тембры инструментов (детский оркестр) |
IV неделя | Учить сравнивать произведения с одинаковым названием. Инсценировать песню «Зайчата» р. н. мел. | Закреплять представление детей о жанрах народной песни (хороводные, плясовые) | Различать части пьесы в связи со сменой характера музыки (инструментальная музыка) | Новый год |
Учить различать: регистр, темп, характер интонаций | Познакомить с обработкой народных мелодий: оркестровой, фортепианной ( активное слушание - музицирование) | Продолжать учить сравнивать пьесы с одинаковым названием, но разным характером танцевальности |
| Январь | Февраль | март | Апрель | Май |
I неделя | Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку шутливого характера «Шутка» Майкапар | Учить различать смену настроения в музыке, форму произведений « Как у наших у ворот».р.н. мел. | 8 марта праздник | Воспитывать чувство красоты (природы поэтического слова, музыки ) Детский альбом . П. Чайковский | Передавать характер музыки в движении, «Дождь идёт» Арсеева. |
Учить различать средства музыкальной выразительно-сти (громко – тихо) | Продолжать учить сравнивать пьесы с одинаковым названием «Смелый наездник» Кабалевский. | Учить различать изобразительность в музыке | Учить слышать изобразительность в музыке «Медвежата» Тиличеевой. |
II неделя | Расширять представления о чувствах человека, выражаемых в музыке «Колокольчики звенят» Моцарт | Учить слышать изобразительность в музыке, различать характер образа | Учить различать настроение контрастных произведений, смену настроений внутри пьесы «Весна» Тиличеевой | Учить различать смену характера в музыке, оттенки настроений музыке, стихах «Болезнь куклы» Чайковского. | Учить сравнивать пьесы с похожими названиями |
Учить детей различать смену настроения и их оттенки в музыке (фрагменты вокальной и инструментальной музыки) | Учить различать форму произведения, опираясь на различения звуковедения ( фрагменты программной вокальной и инструментальной музыки) | Продолжить учить подбирать музыкальные инструменты для оркестровки мелодии | Учить различать оттенки настроения в пьесах с похожими названиями ( программные произведения) | Продолжать учить сравнивать пьесы с похожими названиями ( программные произведения) |
III неделя | Познакомить с новым жанром «ноктюрн» | Учить различать и определять словесно разные настроения в музыке: ласково, весело, грустно (программная вокальная и инструментальная музыка) | Обратить внимание на выразительную роль регистра в музыке | Учить определять характер музыки: веселый, шутливый, озорной (программная вокальная и инструментальная музыка) | |
Учить различать изобразительность в музыке (программная музыка по теме « Игрушки – персонажи») | Учить передавать в движении разный характер пьес Интеграция разделов « Восприятие» и «Музыкально – ритмические движения» | Дать детям представление о непрограммной музыке Современный детский репертуар. | Определять средства музыкальной выразительности, создающий образ: динамика, акценты ( по страницам знакомых произведений) |
IV неделя | Учить различать форму музыкального произведения | Подготовка к 8 марта | Различать смену характера малоконтрастных частей пьес | Закрепить умения различать вступления и коду, части пьесы | |
Учить сравнивать пьесы с одинаковым названием | | Продолжать работу с непрограммными произведениями | Закрепить умение оркестровать музыку Играем в оркестре. | |
В старшей группе образец планирования представлен с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, и «Камертон» Э.П.Костиной.
| Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
I неделя | Учить различать характер песен близких по названию | Праздник осени | Учить различать варианты исполнения одного произведения | Познакомить с менуэтом |
Учить различать оттенки настроения | Учить сравнивать произведения с похожими названиями | Познакомить с разными вариантами народных песен и их обработками | Учить сравнивать одноименные пьесы, находить сходства и отличия |
II неделя | Учить различать оттенки грустного настроения | Учить сравнивать малоконтрастные произведения, близкие по содержанию | Углублять представления об обработке русской песни, Сравнивать обработки одной песни сделанные разными композиторами | Вызвать чувство красоты, восхищения природой, музыкой |
Учить различать изобразительность музыки | Композитор (поэт, художник) может изобразить разное состояние природы, передать настроение | Учить определять черты жанра «Марш» | Различать характер произведений близких по названию |
III неделя | Учить различать средства выразительности, создающие образ | Учить сравнивать контрастные произведения, близкие по названиям | Учить распознавать черты маршевости в других жанрах | Учить различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведении |
Учить передавать в движении характер музыки, оркестровать песню | Учить различать характер музыки и средства выразительности | Познакомить с Д.Д. Кабалевским | Подготовка к новогоднему празднику |
IV неделя | Учить различать изобразительность музыки | Учить различать изобразительность музыки, форму музыкального произведения | Учить различать отдельные средства выразительности: регистр, направление интонаций, кульминация | |
Учить различать средства выразительности, создающие образ | Учить различать тембры инструментов симфонического оркестра | Развивать музыкальное восприятие, способность эмоциональной отзывчивости на музыку | |
| Январь | Февраль | март | Апрель | Май |
I неделя | Учить различать изобразительность в музыке | Формировать представление об изобразительных возможностях музыки | Утренник посвященный 8 марта | Учить чувствовать настроение, выражено в музыке, в поэтическом слове | Познакомить с народным инструментом волынкой |
Учить различать динамику, регистр, темп | Познакомить с вальсом из балета «Лебединое озеро» | Учить различать в музыке выразительные интонации, сходные с речевыми | Учить различать музыкальную форму, смену настроений |
II неделя | Учить сравнивать одноименные пьесы | Познакомить с музыкой танцев балета «Лебединое озеро» | Расширить представление детей об оттенках настроений, выраженных в музыке | Учить сравнивать одноименные произведения | Учить сравнивать одноименные пьесы, различать разные жанры |
Учить различать черты маршевости, танцевальности | Обогащать представления о разных чувствах, выраженных в музыке | Учить вслушиваться в музыкальные интонации, находить кульминации | Познакомить с концертом «Весна» А. Вивальди | Дать представление о способности музыки изображать колокольное звучание |
III неделя | Учить чувствовать настроение музыки | Учить различать средства музыкальной выразительности, интонации музыки, близкие к речевым | Различать оттенки настроений, выраженных в музыке | Познакомить с тамбурином – разновидности барабана | Учить различать музыкальные средства выразительности |
Развивать творческое воображение, умение выразить в слове, в рисунке характер музыки | Учить различать форму музыкальных произведений. Слышать кульминацию | Расширить представление о чувствах человека, выраженных в музыке | Рассказать о духовом инструменте флейта | Сравнивать пьесы, передающие разные настроения |
IV неделя | Познакомить с балетом «Лебединое озеро» П.И. Чайковского | Подготовка к дню 8 марта | Учить замечать смену настроений и их оттенки в музыке | Учить передавать характер музыки в игре на инструменте | |
Учить узнавать прослушанные ранее фрагменты | Познакомить с ноктюрном | Познакомить с клавесином |
| | | | | | | | |