Разрешение квартовых септаккордов
Квартовые септаккорды применяются чаще в своем основном виде (то есть когда образующие их звуки расположены по квартам), и наиболее употребительным из них является малый квартсептаккорд. Как и всякий другой аккорд, он имеет свои обращения, но поскольку квартсептаккорд трехзвучен* [Иногда в нем удваивается (точнее, дублируется октавой выше) нижний тук, в результате чего возникает реальное четырехголосие, но трезвучная природа квартового септаккорда от этого не нарушается.], то обращений у него только два, о которых было сказано выше (см. стр. 155, пример 211). Здесь лишь отметим, что квартсептаккорд бывает разных модификаций (малый, большой с тритоном — ув. 4 — внизу или вверху), отчего и внутренняя структура их обращений будет соответственно меняться. Например:
244
Б. 7/4 б. 5/4 б. 5/2
Б. 7/4 б. 5/4 б. 5/2
Малый квартсептаккорд в натуральном мажоре может быть построен на II, III, V, VI и VII ступенях, а в натуральном миноре — на I, II, IV, V и VII ступенях (то есть там, где встречаются малые септимы).
Большой квартсептаккорд с тритоном (ув. 4) внизу строится на IV ступени натурального мажора и VI ступени натурального минора, а большой квартсептаккорд с тритоном вверху строится на I ступени натурального мажора и III ступени натурального минора (то есть там, где находятся большие септимы).
Разрешение квартсептаккордов производится (как и обычно) на основе ладофункциональных связей и тяготений. Например:
245
II7/4 T6 III7/4 T6 V7/4 T(-5) V7/4 T6/4 VI7/4 T(-5) VI7/4 T VII7/4 T
246
Обращения квартсептаккорда используются значительно реже, а разрешаются по тем же принципам, что и основной вид (разумеется, с учетом конкретных условий)* [Предлагаемые разрешения квартовых септаккордов используются и в музыкальной литературе (см. пример 216). Однако, будучи характерными для современной музыки, квартсептаккорды могут иметь и иные («ненормативные») разрешения.]
Разрешение нонаккордов
Нонаккорд является диссонирующей бифункциональной гармонией, только диссонантность его по сравнению с септаккордами усилена двумя новыми интервалами — ноной и еще одной септимой, образующейся во внутренней структуре аккорда.
Любой нонаккорд может быть взят как в полном (пятизвучном), так и в неполном (четырехзвучном) виде. В неполном нон-аккорде обычно отсутствует квинтовый тон — наименее яркий звук, ибо он не является определяющим для данной гармонии, — что в общем мало отражается на фонизме целого комплекса:
247
D9 D9(-5) II9 II9(-5)
Как и всякая неустойчивая гармония, нонаккорд стремится к своему разрешению. Простейшие варианты его разрешения сводятся к следующему:
1. Доминантнонаккорд (как и любой другой нонаккорд) может перейти в септаккорд той же ступени, на которой он сам построен, посредством внутрифункционального разрешения. Для этого звук ноны опускается на ступень вниз в приму доминантсептаккорда, л остальные звуки остаются на месте. В таком случае полный нонаккорд переходит в полный (и тоже пятизвучный — за счет удвоения примы) септаккорд, а неполный нонаккорд — в неполный же (без квинты) септаккорд:
248
D9 D7 D9(-5) D7(-5)
Полученный в результате септаккорд разрешается по уже известным правилам.
2. Нонаккорд может быть разрешен и непосредственно в трезвучие, лежащее чистой квартой выше (или квинтой ниже), подобно разрешению Dg — Т. В этом случае полный нонаккорд разрешается в полное трезвучие со следующим голосоведением: четыре верхних голоса движутся как и при разрешении вводного септаккорда, а бас идет скачком на квинту вниз (или кварту вверх) от примы нонаккорда к приме трезвучия:
249
D9 T II9 D
Таким образом, в трезвучии удваиваются и прима, и терция и образуется реальное пятиголосие.
Неполный нонаккорд разрешается с таким же голосоведением: септима и нона идут на ступень вниз, терция — на ступень вверх, а бас движется скачком на кварту вверх (или квинту вниз), но поскольку в неполном нонаккорде отсутствует квинтовый тон, то в трезвучии разрешения удваивается только лишь прима и оно будет изложено четырехголосно:
250
D9(-5) T II9(-5) D
Однако этим возможности разрешения нонаккордов не исчерпываются. В принципе любой нонаккорд может быть разрешен не только аутентическим, но и плагальным способом наподобие того, как это было показано выше в отношении септаккордов: