Процесс памяти заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении информации, получаемой человеком на протяжении жизни в различных видах деятельности.
Память обслуживает все виды многообразной деятельности человека, в различных случаях имеют место различные виды памяти.
Виды памяти:
1.по характеру психической активностиразличают двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую память.
2.В зависимости от целей деятельностипамять делят на непроизвольную и произвольную
3.По продолжительности сохранения материала в памятиразличают кратковременную, долговременную и оперативную память.
Хорошая музыкальная память - это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания.
Основные виды музыкальной памяти.
При запоминании музыкального произведения мы используем двигательную, эмоциональную, зрительную, слуховую и логическую памяти.
Двигательная (или моторная) память- это способность запоминать и воспроизводить различные движения, их последовательность, темп, ритм, быстроту. Двигательная память является основой для формирования практических исполнительских навыков, заучивания по позициям, общих форм движения, секвенционного развития и т.д.
Одна из ловушек, в которую попадаются многие музыканты, разучивая новую вещь наизусть, - это запоминание произведения в результате его многократных повторений. Основная нагрузка при таком способе заучивания ложится только на двигательную память.
Для того, чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу все виды музыкальной памяти, а именно:
- Слуховую память, которая является основной для работы в любой области музыкального искусства; при помощи слуховой памяти мы запоминаем различные звуки (речевые, музыкальные) и можем их воспроизвести;
- Зрительную память – благодаря данному виду памяти мы воспринимаем различные зрительные образы, и удерживаем их. Смотря в ноты, мы запоминаем текст зрительно и потом во время игры наизусть представляем его мысленно перед глазами;
- Логическую память – связанную с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мысли композитора, логики развития гармонического и мелодического плана, строения формы и т.д.
- Эмоциональную память – способность запоминать эмоции, чувственные состояния и воспроизводить их во время исполнения произведения.
Основными компонентами музыкальной памяти являются слуховая и двигательная памяти. Остальные же виды являются вспомогательными, но от этого не менее ценными. Надо понимать, что все виды памяти действуют как во время запоминания, так и во время воспроизведения, и их трудно разделить, потому что они действуют КОМПЛЕКСНО. Поэтому важно развивать все виды памяти.
Память – это сложный познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.
Запоминание- это процесс запечатления воспринятой информации, например, нотного текста.
Слова «запоминание» и «память» нередко используют как синонимы: если человек быстро и точно запоминает, то его память считают хорошей. На самом деле запоминание — относительно самостоятельный процесс памяти со своими закономерностями. Для хорошей памяти также важны и удержание информации в памяти ( процесс сохранения) и умение воспроизвести, вспомнить, актуализировать эту информацию ( процесс воспроизведения).
Однако первостепенным является всё же запоминание. От того, насколько запоминание было качественным, крепким, прочным - зависит и воспроизведение информации.
Выделяют такие виды запоминания, как произвольное и непроизвольное, механическое и осмысленное запоминание.
Непроизвольное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Непроизвольно запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями.
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные приемы запоминания.
Какой вид запоминания - произвольный или непроизвольный - является более предпочтительным в выучивании произведения наизусть?