На тему: «Игротека Сочиняйки»
Герасева В.А.
воспитатель МКДОУ «Детский сад №24»
г. Шадринск
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Задачи:
1. Совершенствовать представления детей о характере музыки, её содержании, средствах музыкальной выразительности.
2. Развивать музыкально-сенсорные способности детей, творческую активность.
3. Совершенствовать навыки в индивидуальном и коллективном пении с сопровождением и без него.
4. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, эмоциональный отклик на выраженные в них чувства и настроения.
Оборудование: столы, музыкально-дидактические игры, шкатулка, музыкальный центр, диски с записями музыкальных произведений, лапти.
Ход занятия:
Под музыку П.И. Чайковского «Марш» из балета «Щелкунчик» дети входят в зал. Их встречает музыкальный руководитель.
Воспитатель.К нам в группу пришло письмо, в котором находилось приглашение в «Игротеку».
Музыкальный руководитель.Откуда пришло вам письмо? Кто подписал приглашение в «Игротеку»?
Дети. Сочиняйка!
Музыкальный руководитель.Тогда проходите, пожалуйста. Сочиняйка вас ждет.
Выходит Сочиняйка (взрослый, одетый в рубаху с воланами, фрак, на голове - цилиндр).
Сочиняйка. Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я пригласил вас в свою «Игротеку», так как думаю, что вы любите играть в музыкально-дидактические игры. Я прав? (Ответы детей.)
Сочиняйка. Предлагаю разделиться на две команды и посоревноваться между собой.За каждое правильно выполненное задание команды получат очки в виде цветочков в букеты. Кто заработает больше очков, у того и получится самый пышный букет!
Музыкальный руководитель.Ребята, давайте придумаем названия командам.
Выбираются названия: «Нотки», «Музыкальная шкатулка».
Дети садятся вокруг двух столов, вместе с ними музыкальный руководитель и Сочиняйка.
Проводится музыкально-дидактическая игра для развития звуковысотного слуха «Узнай песенку по двум звукам».
Дети упражняются в различении интервалов.
Музыкальный репертуар:
«Птица и птенчики», «Качели», «Труба», «Спите, куклы», «Гармошка», «В школу», муз. Е.Тиличеевой.
Музыкальный руководитель. Сочиняйка, какая красивая шкатулка стоит у тебя на столе!
Сочиняйка.Эта шкатулка не простая, а волшебная, в ней лежат картинки тоже не простые, а музыкальные. По ним можно узнать знакомые вам песни.
Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие музыкальной памяти «Узнай песню по картинке».
Дети по соответствующей картинке говорят название песни и напевают её.
Музыкальный репертуар:
«Осень», муз.В.Иванникова, сл. М.Грюнер;
«Подарок маме», муз. Е.Ботярова, сл. Г.Виеру;
«Солнышко», муз. Т.Попатенко, сл. Н.Найдёновой;
«Не летай, соловей», рус.нар.песня в обработке А.Егорова;
«Если снег идёт», муз. В.Семёнова, сл. А.Внукова;
«Песенка про двух утят», муз. Е.Попляновой, сл. Н.Пикулевой.
Сочиняйка.Я очень люблю сочинять песенки! А вы? (Ответы детей.)Тогда давайте сочиним песню про зайку!
Дети участвуют в выполнении творческого задания «Сочини песенку»
Музыкальный репертуар:
«Зайка, зайка, где бывал?», муз. М.Скребковой, сл. А.Шибицкой.
Музыкальный руководитель.Я буду петь первую фразу песни «Зайка, зайка, где бывал?», а вы попробуйте сочинить вторую фразу.
Дети сочиняют: - я на скрипочке играл;
- на полянке травку рвал;
- на лужайке в мяч играл;
- я морковку покупал;
- я цветочки маме рвал;
- я с зайчихой танцевал;
- с Сочиняйкой я играл и т.д.
Сочиняйка. Ребята, а вы шагать и бегать под музыку умеете? (Ответы детей.) А руками «шагать» умеете? (Ответы детей.)
Музыкальный руководитель.Я знаю как – по лесенке!
Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного восприятия «Лесенка».
Дети различают поступенное движение мелодии, состоящей из трёх-пяти звуков, вверх и вниз, отмечая его положением руки.
Музыкальный репертуар:
«Лесенка», муз. Е.Тиличеевой.
Сочиняйка.У меня имеется чудесный мешочек, в котором лежат разные интересные предметы. Хотите узнать какие? (Ответы детей.) Тогда выходите по одному человеку из каждой команды и доставайте эти чудесные предметы. (Последними дети достают лапти.)
Проводится музыкальная игра «Лапти».
Музыкальный репертуар:
«В деревне было в Ольховке», рус.нар. песня.
Музыкальный руководитель.Один плачет, другой – хохочет,
Угадайте, кто захочет!
Сочиняйка.А вот мы с ребятами сейчас и постарается угадать. У меня есть театральные маски, изображающие разное настроение: Пьеро всегда грустит, а Арлекина любит веселиться.
Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие гармонического восприятия, определение характера и настроения музыки «Весело – грустно».
В процессе игры звучит музыка М.Равеля «Печальные птицы».
Музыкальный руководитель.Ребята, закройте глаза и передайте при помощи рук настроение этой мелодии.
Дети дирижёрскими жестами передают грустный характер музыки, а затем показывают соответствующую картинку с театральной маской.
Затем звучит музыка И.С. Баха «Шутка».
Музыкальный руководитель предлагает детям точно также передать настроение этой мелодии. Дети дирижёрскими жестами передают весёлый, бодрый характер музыки и показывают соответствующую картинку с театральной маской.
Музыкальный руководитель.Ребята, вспомните, пожалуйста, какой характер у грустной музыки?
Дети.Минорный.
Музыкальный руководитель.А у весёлой музыки какой характер?
Дети. Мажорный.
Сочиняйка.В моей «Игротеке» есть ещё одна интересная игра.
Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие ритмического восприятия «Ритмическое лото».
Дети упражняются в различении ритмических рисунков песен.
Музыкальный репертуар:
«Петушок», рус. нар. прибаутка в обработке М.Красева;
«Дождик», рус. нар. песня в обработке Т.Попатенко;
«Скок, скок, поскок», рус. нар. песня в обработке И.Арсеева;
«Во поле берёза стояла», рус. нар. песня в обработке Н.Римского-Корсакова;
«Как у наших у ворот», рус. нар. песня в обработке В.Агафонникова.
Воспитатель.Сочиняйка, нам с детьми очень понравилась твоя «Игротека». Какие в ней интересные игры! Мы тебя благодарим за приглашение и дарим тебе свой танец.
Дети исполняют танец «Разноцветная игра».
Музыкальный репертуар:
«Разноцветная игра», муз. Б.Савельева, сл. Л.Рубальской.
Сочиняйка.Спасибо за подарок, мои дорогие друзья! Я тоже хочу подарить вам букеты, которые получились из ваших цветочков, заработанных в виде очков. Посмотрите, какими красивыми и пышными они получились! Обе команды успешно справились с непростыми заданиями. Молодцы! Ну, а сейчас нам пора прощаться. До новых встреч!
Дети выходят из зала.
Литература:
1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Для детей младшего возраста. – М.: Музыка, 1987.
2. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов.- М.: Просвещение, 1986.
3. Русские народные песни. Мелодии и тексты.- М.: Музыка, 1984.
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой»
Гладышева И.В.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.
ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:
· Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции(кукла-игрушка, кукла-оберег).
· Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.
· Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – скрутки».
РАЗВИВАЮЩИЕ:
· Развивать мелкую моторику рук.
· Развивать внимание, творческие способности детей.
· Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
· Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.
· Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
· Воспитывать терпеливость, усидчивость.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: безликая, скрутка, оберег.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Педагог.Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?
Ответы детей:Здравствуйте.
Мы рады вас видеть.
Добро пожаловать.
Проходите, пожалуйста.
Педагог.Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ».
А теперь: Уши слушают – и все слышат.
Глаза смотрят – и всё видят.
Ноги – руки не мешают.
А голова хорошо думает.
О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Волосы льняные,
Глазки голубые.
И обуты ножки
В синие сапожки.
На красавице - пальто.
Догадались? Это кто? (кукла)
Есть ноги, а не ходит.
Есть рот, но не говорит.
Доставляет детям радость, но сама
радоваться не может.
Кто это? (кукла)
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. (кукла)
Я своей подружке Кате
Одеваю утром платье.
Одеваю ей сапожки
На резиновые ножки
И веду по переулку
Утром Катю на прогулку. (кукла)
Педагог. Скажите, а для чего нужны куклы? Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса). Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть, как его открыть:
-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок!
- Кто запомнил заветные слова?
- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.
Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).
Педагог. Скажите, а такие куклы у вас есть?
- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)
Посмотрите на современную куклу и на эти... А теперь, подумайте и скажите, отличаются ли эти куклы друг от друга?Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)
Педагог.Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала: тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.
- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?
Правильно, который всегда под рукой.
- А сейчас поиграем в игру: «Какая кукла»
Дети становятся на ковре полукругом, воспитатель кидает мяч и говорит:
Педагог. Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
-из резины...
- из дерева...
- из ткани...
- из соломы...
- из бересты...
- из пластмассы...
- из бумаги...
- Поиграли, отдохнули, а сейчас, ребята, я предлагаю вам, перенестись в то время и окунуться в ту атмосферу. Я предлагаю девочкам одеть платочки, а мальчикам завязать пояски. Присаживайтесь поудобнее.
- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях
кукла сидит во все стороны глядит.
И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обереговые куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.
Вот ребята, мы с вами услышали 2 новых слова: безликая и оберегать.
- Как называли такую куклу?
- Почему у куклы не было лица?
-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обереговых куклах.
ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела
два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на
ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт»
ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл,такая кукла излечивала от болезней.
ЗЕРНОВУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до нового посева. Считалось, что такая игрушка оберегает силой МАТУШКИ ЗЕМЛИ.
- А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная)
- Вспомните, что дала матушка Василисе?
- Зачем она дала куколку?
- Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.
-Давайте, мы с вами попробуем сделать обереговую куклу своими руками.
-Посмотрите, какая интересная куколка. Это кукла скрутка. После рождения младенца, такую куклу вешали над колыбелькой. Считалось, что эта куколка отгоняет всякую злую силу и оберегает ребенка. Когда малыш подрастал, ему отдавали куклу играть. Для изготовления кукол Скруток обычно использовали яркие разноцветные ткани и нитки, поэтому они получались яркими и веселыми. Ребенку они заменяли погремушки, так как часто их делали связками по три или пять куколок.
- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю, и у вас получится. В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.
- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – скрутку.
Делают её из двух ярких кусочков ткани.
Сначала берем полоску ткани для туловища. Каждую длинную стороуыще раз сгибаем пополам к середине и получаем длинную скрутку для туловища куклы.Полученную скрутку перегибаем пополам и, отступив от сгиба примерно на одну треть, перевязываем ниткой туловище. Получилась головка куклы.
Берем полоску ткани для рук и скручиваем тугой рулон вдоль короткой стороны.
Получилась скрутка для ручек. С каждой стороны перетягиваем скрутку ниткой, отступив от краев примерно 1 см. Таким образом оформляем ладошки у куклы.
Теперь скрутку – рулон вкладываем между полосками скрутки-туловища под головой куколки. Перевязываем куклу по талии ниткой.Завязываем поясок. Вверх куклы можно продеть нитку, чтобы куклу можно было подвесить.
Вот все куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
Педагог.Как называется кукла?
- Что сначала делают, потом и т.д.?
- Полюбуйтесь, какие замечательные куклы получились.
- Подумайте и скажите, оберегоные куклы от чего оберегали?
(оберегать детей от болезней, от напастей)
- Правильно, а ещё такую куклу, если ребёнок спал, мать подвешивала в люльку к младенцу, чтобы спал крепко и приговаривала: «Сонница – бессонница не играй моимдитятком, а играй этой куколкой».
-Давайте споём колыбельную своим куколкам:«Ой,люшеньки».
Педагог. Ну что, ребята, наша куколка заснула.Скажите, что вы нового узнали?
-Почему народная кукла была безликой?
-Чем отличается современная кукла от тряпичной?Обратите внимание на девушку в синем сарафане. Я предлагаю вам, если понравилось наше сегодняшнее творчество, украсить сарафан жёлтыми цветами.
-Скажите, что вам больше всего понравилось?
Пришла пора всем куколкам
В дорогу собираться.
А с вами мне, ребята
Пришла пора прощаться
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что было создано с любовью их руками!
- Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания!
Конспект
интегрированной непосредственно – образовательной деятельности