Немного о методах обучения на занятиях логоритмикой
В своей практической работе педагоги и логопеды используют множество методов, каждый из которых имеет целый комплекс разнообразных приемов. Логопедическая ритмика пользуется наглядными, словесными и практическими методами, и в домашних условиях есть смысл воспользоваться этим педагогическим опытом, поскольку многолетняя практика подтвердила его действенность и эффективность.
На занятиях с маленькими детьми наглядный метод обучения, прежде всего, предполагает непосредственную демонстрацию того, как нужно выполнять то или иное упражнение. Малышу интересно бывает вслед за взрослым показать, как птичка машет крыльями, как скачет зайчик, как ходит мишка и т.д.
Для лучшего усвоения образов взрослый может постепенно начать использовать картинки или фотографии с изображёнными на них животными, а также подключить соответствующее каждому животному музыкальное сопровождение, усиливающее целостное восприятие.
Словесные методы обучения помогают ребенку понять поставленную задачу и включают в себя следующие приёмы, к Объяснение. Демонстрируя новые движения, взрослый не
только показывает, но и обязательно рассказывает ребенку
о том, что вот есть птичка, она поет вот так: «Чик-чирик», -а есть мишка, он ревёт вот так: «Э-э-э», - и т.д.
2. Словесное указание. Когда ребенку предлагается наглядная демонстрация с объяснением, чтобы воспроизвести нужное движение, ему необходимо бывает получить дополнительную «подсказку» или уточнение. Например: «ручки поднимаем вверх» или «а теперь ручки сжали в кулачки». Это и есть словесные указания. Педагоги часто называют их словесной инструкцией, а иногда - просто просьбой. Важно, чтобы такие указания излагались доступным ребенку языком, были точны и лаконичны.
3. Беседа. Предлагая малышу новые упражнения или подвижные игры, стоит рассмотреть с ним подходящую игрушку или картинку, обратить его внимание на характерные признаки того или иного образа. Например: «Вот киска. Мяу-мяу! Киса! Смотри, как она выгибает спинку. Ну-ка, давай тоже выгнем спинку! Теперь ты выгни спину, как киска, а я тебя поглажу по спинке», - и т.д.
4. Команды, распоряжения и сигналы.Вспомните, пожалуйста, считалочки, которыми вы начинали игру в детстве, или так называемые игровые зачины. Помните? «Кто бу-удет играть в интересную игру-у, а в какую - не скажу-у...» - это и есть зачин, интрига, призывающая играть вместе. Ну и всем знакомое «Раз, два, три-и-и!» - это ведь тоже команда, голосовой сигнал к началу действия.
После того, как взрослый всё рассказал и показал ребенку, а ребенок вместе с ним попытался воспроизвести то, что ему предлагается, наступает время игры. Это и есть практический метод обучения, он представляет собой своеобразную проверку: усвоил ли малыш то, что ему терпеливо показывали и рассказывали, и сможет ли он практически это использовать. Рассматривали и показывали киску, медведя и зайку? Малыш уже умеет скакать, как зайка, выгибать спинку, как киска, и идти вперевалочку, как мишка? Отлично! Теперь может получиться
увлекательная для малыша игра. К примеру, рассадите с ребенком на стулья или на диван кукол и покажите им концерт, то есть продемонстрируйте вместе с ребенком, как пришел мишка и заревел, а потом он позвал кошку, она пришла, выгнула спинку, помяукала и т.д. Можно также использовать другой практический прием - ввести в игру элемент соревнования: «Ну-ка, кто из нас лучше поскачет, как зайка?» или «А кто лучше споет, как птичка?»
Есть еще несколько принципиально важных моментов, без которых трудно представить себе успешные обучающие занятия с маленькими детьми вообще и с малышами с синдромом Дауна в частности.
1. Эмоционально окрашенная подача игрового материала. Речь взрослого должна быть ласковой, приветливой, бодрой и выразительной. Взрослому обязательно надо следить за темпом речи, он должен быть достаточно медленным; любые комментарии, объяснения или указания должны быть четкими, немногословными и понятными малышу.
2. Для занятий необходимо использовать адекватные возрасту ребенка, яркие, привлекательные, лаконичные и понятные ему картинки и игрушки. Материал для занятий логоритмикой должен быть доступен пониманию ребенка, то есть знаком по обычным жизненным ситуациям и другим развивающим занятиям. Если предлагается новая игрушка или картинка, необходимо сначала познакомить с ней ребенка и убедиться, что он понял, о чем идет речь.
Новые слова и действия обязательно многократно повторяются вслед за взрослым, а потом и самостоятельно. Необходимо следить за тем, чтобы произносимое слово соотносилось с предметом и действием.
3. Во время занятия необходимо следить за своевременной
сменой видов деятельности, чтобы ребенок не уставал и мог
сохранять внимание на происходящем.
4. Каждое занятие предполагает повторение пройденного материала, в который постепенно включаются новые элементы.
6. Занятия логоритмикой должны проводиться регулярно.
7. Ребенок и взрослый должны располагаться удобно и чувствовать себя комфортно.
8. Взрослому обязательно следует поддерживать и поощрять любую попытку ребенка включиться в предлагаемую игру. Малышу всегда важно понимать, что его старания замечены, что он успешен!
Занятия логоритмикой целесообразно строить по принципу от простого - к сложному. Ребенок постепенно приобретает и закрепляет определенные навыки, включая в них ранее освоенные умения.
Теперь остановимся подробнее на самых значимых для детей с синдромом Дауна в возрасте от трех до семи лет умениях и навыках, которые позволяет развивать и совершенствовать логоритмика.
Двигательная сфера
Хотя дети с синдромом Дауна к возрасту трех лет уже умеют достаточно уверенно ходить, мы продолжаем работать над совершенствованием этого навыка, стараясь его разнообразить и усложнять, чтобы двигательная компетентность малышей продолжала возрастать.
В процессе логоритмики мы обязательно занимаемся:
— дальнейшим развитием навыка ходьбы;
— тренировкой чувства равновесия при ходьбе, беге и прыжках;
— тренировкой способности ориентироваться в пространстве;
«- развитием способности детей движению в заданном темпе;
— умением координировать свои действия по сигналу;
— умением менять направления движения со сменой музыки или ритма;
— навыками манипулирования предметами как без музыкального сопровождения, так и под музыку;
— умением действовать в паре со взрослым, а затем и с другим ребенком;
— развитием быстроты, силы, ловкости;
— развитием произвольных движений кистей и пальцев рук.