Предмет и методы музыкальной психологии
Круг проблем музыкальной психологии достаточно широк. В него входит все, что связано с музыкальными способностями, музыкальным творчеством и любым видом музыкальной деятельности, музыкальным воспитанием и образованием. Сегодня можно отметить уже довольно развитые области знания внутри музыкальной психологии: психологию музыкального творчества, психологию музыкального воспитания и др. Современная наука дает следующее определение музыкальной психологии: это «дисциплина, изучающая психологические условия, механизмы и закономерности музыкальной деятельности человека, а также их влияние на строение музыкальной речи, на формирование и историческую эволюцию музыкальных средств и особенностей их функционирования» [Назайкинский Е., 1978. С. 480].
Категории музыкальной психологии связаны не только с общей психологией и музыкознанием, но и с педагогикой, акустикой, эстетикой, социологией, историей. В результате развития дисциплины складываются следующие аспекты музыкальной психологии: педагогический (музыкальное воспитание, общее и профессиональное музыкальное образование), музыкально-теоретический (формирование и эволюция средств музыкальной выразительности), социологический (бытование музыки в социуме), собственно психологический и медицинский (оздоровляющее влияние музыки на человека и животных). Методология музыкальной психологии также носит комплексный характер. Прежде всего она опирается на методы общей психологии: интроспекцию
(самонаблюдение), лабораторный эксперимент и измерение, конкретные методы (интервьюирование, анкетирование, тестирование). В методе интроспекции таится опасность возникновения субъективного элемента. Лабораторный метод в ряде случаев помогает получить точную классификацию. Однако в музыкально-психологических исследованиях он порой бывает мало результативен, как, например, при исследовании творческого процесса композитора (подобные эксперименты ставились в США). Конкретные методы также требуют критического осмысления, точной интерпретации, к примеру, цветовой тест Люшера, использованный А. Н. Папениной при изучении музыкального восприятия [Папенина А., 2006]. В музыкальной психологии применяются также методы эстетики, педагогики, музыковедения. Это может быть аналитический метод (например, целостного или ценностного анализов, сложившихся в музыкознании), описательный, сравнительный анализы. Вводятся также методы естественных и точных наук. Методологический подход может быть комплексный и системный.
В настоящее время отечественной и зарубежной наукой накоплен значительный теоретический материал. В области изучения музыкального слуха, помимо Г. Гельмгольца, из зарубежных ученых большой вклад внесли Э. Мах, К. Штумпф, М. Мейер, из отечественных -Е. А. Мальцева, Н. А. Гарбузов, Б. М. Теплов, Ю. Н. Рагс, М. С. Старчеус и др. В разработке теории музыкального восприятия принимали участие Э. Курт, А. Веллек, Г. Ревес, С. Н. Беляева-Экземплярская, Е. В. Назайкин-ский и др. В исследовании музыкальных способностей значительна роль француза Б. Эндрью, американца К. Сишора, немца Т. Ламма, российских ученых С. М. Май-капара, Е. А. Мальцевой, Б. М. Теплова, В. К. Белоборо-довой, Н. А. Ветлугиной, Д. К. Кирнарской, Г. М. Цыпина, С. М. Мальцева и др.
Разработка проблем музыкальной психологии в области социума связана с именами зарубежных исследователей П. Фарнсуорта, А. Софэка, А. Зильбермана, Г. Бесселера, российских - В. С. Цукермана, А. Н. Сохо-ра, Г. Л. Головинского, Г. И. Панкевича и др. Ими изучались вопросы мотивации в формировании музыкальных вкусов, бытования тех или иных музыкальных жанров и стилей, взаимосвязь социальной психологии и массового музыкального сознания и т. д.
В последние десятилетия активный интерес вызывает изучение психологии творческого процесса композитора, психологии интерпретации, психологической подготовки музыканта к концертному выступлению. Разным аспектам творческого процесса композитора посвящены работы Н. Л.Фишмана, А. А. Гозенпуда, В. В. Протопопова, М. Г. Арановского, Е. В. Вязковой, Л. 3. Кора-бельниковой, Е. И. Чигаревой, А. А. Волкова, В. М. Блока, А. П. Милки, А. И. Климовицкого и др. В области изучения творческого процесса музыканта-исполнителя большой интерес представляют труды Н. П. Корыхало-вой, Т. В. Чередниченко, В. Ю. Григорьева, Л. Л. Бочка-рева и др.
В настоящее время музыкальную психологию относят к области музыкознания.