Эмоционально-волевой тренинг
«ПРИКОСНОВЕНИЕ»
Дидактические задачи:развитие эмпатии, коммуникативных навыков, чувства темпа.
Игровой материал:зажженная свеча в подсвечнике.
Музыкальный материал:Упражнение «Передача платочка», музыка Т.П. Ломовой[20] (см. Приложение), или любая музыка в умеренном темпе с четкой и ясной фразировкой.
Методика проведения. В центре зала стоит зажженная свеча в подсвечнике, звучит спокойная музыка.
Дети садятся в круг на колени (подсвечник оказывается в центре круга) и под музыку приветствуют друг друга прикосновением ладошек. Правая ладонь лежит на левой ладони соседа справа, левая ладонь лежит на правой ладони соседа слева. Движение (прикосновение) «передается» по кругу на сильную долю.
Педагог: «Мы почувствовали друг друга и готовы вместе играть».
«ЗВЕРИ ЛЕСНЫЕ»
Дидактические задачи: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений.
Методика проведения. Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался: кто там?».
Дети выполняют мимический этюд.
«ЗДРАВСТВУЙ!»
Дидактические задачи: развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции.
Методика проведения. Дети входят в зал друг за другом, встают в круг.
Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом».
Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова:
«Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»
В конце фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.
«БАБОЧКА»
Дидактические задачи: развитие мимической моторики, навыков саморегуляции, воображения.
Игровой материал: фонарик.
Методика проведения. Педагог дает инструкцию: «Сегодня теплый, летний день, лучики ласково гладят вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка и садится к вам на брови. Бабочка хочет покачаться на бровях, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Сдуем бабочку (направленный сильный выдох вверх — ф-ф). Бабочка улетела, а солнышко светит то в правый глаз (зажмурить правый глаз), то в левый глаз (зажмурить левый глаз)». Педагог, используя свет фонарика, помогает детям представить солнечные лучи.
«УПРЯМЫЙ МОТОЦИКЛ»
Дидактические задачи: коррекция эмоционального состояния, развитие зрительно-моторных координации.
Музыкальный материал: «Автомобиль», музыка М. Раухвергера[21]. (См. Приложение.)
Методика проведения. Дети встают в пары. Первый «держит» руль, спиной опираясь на руки второго игрока. Второй управляет им, передвигая его по всему залу. Второй участник озвучивает движение, имитируя звуками момент запуска, ускорение, замедление.
Педагог регулирует смену ролей сигналами светофора. На красный свет движение прекращается, и игроки меняются местами.
«ВОЖДЕНИЕ ЗА НОС»
Дидактические задачи: развитие эмпатии, произвольности движений, коммуникативных навыков.
Музыкальный материал: «Старинный танец», музыка Д. Кабалевского[22]. (См. Приложение.)
Методика проведения. Участники игры танцуют в медленном темпе в парах, расположившись лицом друг к другу, водя партнера за воображаемую ниточку, которая идет от руки к носу. Игра прекращается с остановкой музыки, затем ведущий и ведомый меняются местами и упражнение повторяется.
«ТЕНЬ»
Дидактические задачи: развитие эмпатии, умения определять самочувствие партнера и передавать его состояние с помощью движений.
Музыкальный материал: «Танец», музыка Д. Шостаковича[23]. (См. Приложение.)
Методика проведения. Дети делятся на пары, в которых один ребенок изображает человека, а другой его тень. Педагог инструктирует детей: «Человек ходит по залу как по лесу: собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочек. Тень ходит за спиной человека и повторяет в точности все его движения. Может ли тень веселиться, если человек задумчив, грустен? Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и в том же настроении. Повторяя движения, нужно пытаться проникнуть в мысли человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие».
«БРЕВНЫШКИ»
Дидактические задачи: воспитание тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения при помощи телесных контактов.
Музыкальный материал: попевка на двух нотах.
Методика проведения. Педагог руководит действиями детей, продевая на двух нотах слова:
Крутись, вертись, крутись, вертись,
Дружка коснись и поклонись.
Лежа на спине, дети образуют круг таким образом, чтобы их руки оказались в центре. Каждый участник перекатывается на бок и дотягивается до своего соседа, который тоже разворачивается в его сторону. Они приветствуют друг друга прикосновением. После этого каждый перекатывается на другой бок, чтобы «поздороваться» с еще одним соседом. Педагог замедляет или ускоряет темп песни в зависимости от того, как скоро участники смогли поприветствовать друг друга.
«БРА — БРЭ — БРИ — БРО — БРУ»
Дидактические задачи: регуляция мышечного тонуса, снятие эмоционального напряжения, тренировка артикуляционной моторики.
Музыкальный материал: марш, интонационная поддержка на одном звуке.
Методика проведения. Дети свободно передвигаются по залу под звуки марша. С окончанием музыки встают в пары. Педагог предлагает детям изобразить злость («поругаться»). Нахмурившись, дети продевают на одной ноте слоги: «Бра — брэ — бри — бро — бру», глядя друг другу в глаза. На слог «бру» дети соединяют свои ладони с ладонями партнера и добиваются унисонного звучания: «У-у-у». Затем участники игры должны помириться, улыбнуться.
«СОННЫЙ ПОЕЗД»
Дидактические задачи: развитие эмпатии, слухового восприятия, координации в пространстве, чувства темпа и ритма.
Музыкальный материал: двухчастная форма (спокойная и ритмичная музыка).
Методика проведения. Дети сидят на стульях. Звучит спокойная музыка. Выбираются 2 ведущих, которые будут машинистами поездов. Они идут вдоль стульев, протягивая руку сидящим. Любой может принять приглашение и последовать за ними. Каждый новый участник встает в цепочку и двигается за своим ведущим. Машинисты дают сигнал к отправлению: «Отправляться нам пора. Да?» Дети отвечают: «Да!» и под ритмичную музыку двигаются по залу с закрытыми глазами, держась друг за друга. Глаза открыты только у машинистов.
«НА СОЛНЫШКЕ»
Дидактические задачи: снятие умственного напряжения, развитие саморегуляции мышечного тонуса, воображения.
Музыкальный материал: «Сказочка», музыка С. Майкапара[24] (см. Приложение), театральный шум «Ветер».
Методика проведения. Звучит музыка. Дети лежат на полу на боку или на животе. Педагог: «Закройте глазки и представьте, что вы — маленькие черепашки, лежите на желтом песочке возле прозрачного ручейка. Греет солнышко, черепашкам тепло и хорошо. Ручки, ножки расслаблены, шейка мягкая. Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашкам стало холодно и неуютно, они спрятали ручки, ножки, шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее, изображая панцирь), а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, (5-10 сек). Но вот туча улетела, выглянуло солнышко, опять тепло и хорошо. Черепашки согрелись, шея, ручки, ножки согрелись, стали мягкими, вновь появились из-под панциря. Спина расслабляется, дети отдыхают»[25].
Креативный тренинг
«шляпы»
Дидактические задачи: создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций.
Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей.
Музыкальный материал: «Неторопливая прогулка», музыка Р. Леденеева[26] (см. Приложение), или любая спокойная музыка.
Методика проведения. Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!» Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три — стряхни!»
Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками.
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАТОК»
Дидактические задачи: развитие грациозности движений, умения импровизировать, создание пластичных образов.
Игровой материал: разноцветные газовые платки, детали различных театральных костюмов.
Музыкальный материал: «Лодочка», музыка Т. Хренникова[27]. (См. Приложение.)
Методика проведения. Группа делится на две равные части. Дети первой группы держат в руках газовые платки и придумывают фигуру, изображая статую. Для выразительности и оригинальности они могут использовать детали различных костюмов.
Первый вариант.
Дети из второй группы, прогуливаясь по залу под музыку, останавливаются перед понравившейся фигурой и копируют ее с целью оживить статую. Ребенок, наиболее точно скопировавший образец, занимает место статуи и отдает партнеру газовый платок. Роли меняются, игра повторяется.
Второй вариант.
Участники второй группы не копируют предложенные фигуры, а стараются дополнить их. Таким образом, парами создаются танцевальные импровизированные композиции.
«А ЧТО НА ЗАВТРАК?»
Дидактические задачи: развитие воображения, коммуникативных навыков.
Игровой материал: мячики, кубики, веревочки, деревянные палочки.
Методика проведения. На ковре лежат различные предметы. Дети берут себе любой предмет, встают в круг и в порядке очереди предлагают отведать свое блюдо.
Ребенок кладет на общий поднос свой предмет, например веревочку, и предлагает остальным: «Съедим на завтрак макароны?»
Все дети: «Съедим на завтрак макароны!» (выделяют интонационно слово «съедим»).
«ПОКУПАТЕЛЬ И ПРОДАВЕЦ»
Дидактические задачи: создание пластических образов с опорой на речевой материал, активизация словарного запаса по лексической теме, употребление прилагательных, согласованных с существительными в роде и числе.
Игровой материал: карточки с изображением посуды.
Музыкальный материал: «Бег», музыка Е. Тиличеевой[28] (см. Приложение), или любая музыка в быстром темпе.
Методика проведения. Дети сидят в кругу на корточках, перед каждым лежит картинка с изображением товара, например посуды. Предварительно выбирается Продавец и Покупатель.
Продавец кричит: «Продаю посуду, продаю посуду!»
Покупатель ходит по кругу, осматривает товар, останавливается около одного ребенка.
Продавец нахваливает товар: «Смотри, какой чайник красивый, блестящий, можно воду кипятить, можно цветы поливать...»
Чайник (встает): «Да, да, да, я такой, вот какой!» (изображает себя, создает пластический образ).
Покупатель: «Покупаю!»
Чайник и Покупатель становятся спинами. После слов педагога: «Раз, два, три, беги» — Покупатель и Чайник обегают круг, двигаясь в различных направлениях под музыку в быстром темпе. Покупатель старается занять место Чайника. Игра повторяется несколько раз.
«ТАНЕЦ ЛОСКУТКА»
Дидактические задачи: развитие воображения, интонационной выразительности, концентрация слухового внимания.
Игровой материал: лоскуток.
Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка» Т.П. Ломовой[29]. (См. Приложение.)
Методика проведения. Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают лоскуток по кругу. Когда звучание музыки прерывается, участник, у которого в этот момент оказался лоскуток, должен быстро придумать и назвать одежду, которую имитирует лоскуток, а остальные участники, переспросив, должны очень удивиться.
Например:
— Пальто.
— Пальто?
— Да-да, пальто!
Темп музыки влияет на скорость передачи лоскутка. Когда музыка начинает звучать вновь, игра продолжается.
«ЗВУКОВЫЕ КАРТИНКИ»
Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, инициативности и оригинальности мышления.
Игровой материал: магнитофон, музыкальные инструменты.
Методика проведения. Звучит магнитофонная запись театральных шумов:
— звуков природы;
— технических звуков;
— шума города.
Выбираются три разнохарактерных примера. (Например: шум дождя, гудок парохода, удары топора.)
Первый этап.
Дети определяют источники звуков, имитируют их.
Второй этап.
Дети подбирают характерные для вышеназванных звуков изобразительные символы и составляют партитуру (пунктирные, волнистые линии, спираль и т.п.).
Третий этап.
Вокальное и инструментальное озвучивание партитуры.
«ТАНЕЦ ЧАСТЕЙ ТЕЛА»
Дидактические задачи: развитие инициативности, смелости принятия решения, пластичности движений, чувства темпа и ритма.
Музыкальный материал:«Регтайм», музыка С. Джеплина[30] (см. Приложение), или любая ритмичная музыка.
Методика проведения.Участники под ритмичную музыку стремятся максимально использовать в танце названную ведущим часть тела. Ведущим может стать любой участник. Чтобы согласованно переключаться на новое движение, участники должны следить за всеми танцующими, любой из которых может указать следующий объект для импровизации.
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕС»
Дидактические задачи:развитие музыкально-слуховых представлений, инициативности поведения, ассоциативного мышления, воображения.
Игровой материал:шумовые или ударные инструменты.
Методика проведения.
Первый этап.
Детям предлагается вспомнить, какие деревья растут в парке, в лесу.
На первом этапе дети исполняют на шумовых инструментах «лесные звуки», а с окончанием музыки изображают любое дерево.
Каждому дереву соответствует определенное положение рук и подбирается инструмент для звуковой характеристики этого дерева.
«Дуб» — руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки.
«Осина» — пальцы растопырены, руки согнуты в локтях, подняты вверх, кисти дрожат.
«Береза» — руки подняты вверх, кисти рук наклонены в стороны.
«Елка» — руки опущены вниз, вдоль бедер, кисти приподняты.
Второй этап.
Игра «Ритмическое эхо» с использованием звучащих жестов.
Дети хлопают, шлепают, топают названия деревьев (после показа картинки) и подбирают созвучное «характеру» деревьев звучание инструментов. После чего звучит музыкальная композиция, и дети сопровождают музыку игрой на инструментах, звучание которых было подобрано предварительно.
Третий этап.
Дети делятся на две команды — «деревья» и «птицы». Деревья сопровождают «игрой» на инструменте движение птиц. Игру можно проводить под фонограмму.
«КАЛЕЙДОСКОП ФИГУР»
Дидактические задачи: создание пластических образов в соответствии с заданным ритмом.
Методика проведения. Дети, сидя в кругу, придумывают и воспроизводят различные пластические фигуры, стараясь не повторить предыдущую. Образы фантазии сначала задаются педагогом, затем свободно развиваются в воображении каждого ребенка. Возможна временная организация этого упражнения при помощи метронома (изменение фигуры происходит под удары метронома в медленном темпе или под удары в бубен). Необходимо чередовать статические фигуры с полным расслаблением.
«ЧЕПУХА»
Дидактические задачи: развитие ритмичности движений, фантазирования, словесного творчества.
Музыкальный материал: двухдольная ритмичная музыка.
Методика проведения. Дети сидят в кругу с игрушками в руках. На сильную долю игрушки передаются по кругу. С окончанием музыки движение прекращается. Педагог говорит: «Вот прилетел бесшумно шорох (имитация звука различными способами), новостей принес он ворох».
Дети сочиняют и рассказывают по кругу небывальщину о своей игрушке. Например: «К нам в гости пришла сегодня рыбка в шляпе, а у нас петух в школу пошел...»
«ВЕРЕВОЧКА»
Дидактические задачи: развитие воображения, фразовой речи.
Игровой материал: клубок шерстяных ниток, отрезки нити по количеству детей.
Методика проведения. В зависимости от изучаемой лексической темы выбирается действующее лицо (персонаж) игры. Например, змея. Педагог: «Что же змея любит?» Дети сидят в кругу, и каждый участник, наматывая свою веревочку (змею) на общий клубок, придумывает, что любит его змея («Моя змея любит охотиться, греться на солнышке, ловить мышей, кусаться, ползать, выступать в цирке»). В результате клубок возвращается к ведущему.
«БУРЧАЛКИ»
Дидактические задачи: воспитание способности к вокальной импровизации.
Игровой материал: предметы посуды, выполненные из различных материалов: стекла, хрусталя, керамики, глины, дерева, железа.
Методика проведения. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа озвучивает определенный предмет, например глиняный горшок, хрустальный стакан, железную кастрюлю, керамическую миску, деревянную ложку.
По сигналу педагога группа начинает исполнять вокальную импровизацию, пытаясь голосом передать характерные тембровые особенности звучания предмета.
Тематическое планирование
Планирование занятий по логопедической ритмике осуществляется по тематическому принципу. Прохождение каждой лексической темы может длиться от 2 до 4 недель в зависимости от возраста детей, уровня развития группы в целом и от сложности изучаемой темы. Приведенный ниже перечень тем занятий по логопедической ритмике основан на рекомендациях Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга по планированию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении (варианты программ, разработанные логопедами Санкт-Петербурга)[31].
Временной отрезок | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Сентябрь 4-я неделя | «Любимые игрушки» («Птичка с погремушкой») | «До свиданья, лето» («Летние Звуки») | «Осенние краски» («Грибы», «Ягоды», «Деревья») | «Летняя симфония» («Деревья», «Грибы», «Ягоды») | |
Октябрь 1-я неделя | «Грустная сороконожка» («Игрушки», «Одежда») | «О дождике и настроении» («Признаки осени») | «О чем рассказал старый дуб» («Признаки осени») | «Путешествие кленового листочка» (Ч. 1) («Признаки осени») | |
2-я неделя | «Едем в гости к ежику» («Признаки осени») | «Ежик -портной» («Фрукты») | «Во саду ли, в огороде...» («Овощи», «Фрукты», «Ягоды») | «Путешествие кленового листочка» (Ч. 2) («Овощи», «Фрукты») | |
3-я неделя | «Забавные вещицы» («Предметы туалета») | Сказка «Пых» («Овощи») | Сказка «Щи из топора» («Овощи», «Фрукты») | Сказка «Чиполлино и его друзья» («Овощи», «Фрукты») | |
4-я неделя | «Озорные друзья» («Игрушки») | «Дождик шлепает по лужам» («Признаки осени») | «Сарафан надела Осень» («Перелетные птицы») | «Лягушка-путешественница» («Перелетные птицы») |
Продолжение таблицы
Ноябрь 1-я неделя | Сказка «Когда можно плакать» («Домашние животные») | «Путешествие в сказку «Башмачки» («Домашние животные») | «Дед Егор зовет во двор» («Домашние животные и их детеныши») | «Как поспорили волк и пес» («Домашние животные и их детеныши») |
2-я неделя | «Кто сказал мяу?» («Домашние животные») | «Мы не можем друг без друга» («Домашние животные») | Сказка «Дорога на мельницу» («Дикие животные») | «Солнечный луч в ноябре» («Признаки поздней осени», «Дикие животные») |
3-я неделя | Сказка «Про девочку, которая плохо кушала» («Посуда») | «Трали-Вали» («Посуда») | «У нас в гостях инопланетяне» («Посуда») | «В пещере Людоеда» («Посуда», «Продукты») |
4-я неделя | Сказка «Теремок» («Продукты питания») | Сказка «Как звери варили компот» («Продукты питания») | «Наше меню» («Продукты питания») | «Какие бывают гости?» («Продукты питания») |
Декабрь 1-я неделя | «Снежная дорожка» («Признаки зимы») | «В гостях у Снеговика» («Признаки зимы») | «Фея Зима» («Признаки зимы») | «Спутники зимы» («Признаки зимы») |
2-я неделя | Сказка «Рукавичка» («Дикие животные») | «Верное средство» («Дикие животные») | Сказка «Проказы старухи Зимы» («Дикие животные») | «Путешествие по зимнему лесу» («Дикие животные») |
3-я неделя | «Елочный хоровод» («Елочные игрушки») | «Кто в домике живет?» («Игрушки») | «Ах, эта Дюдюка!» («Игрушки») | «Волшебное кольцо» («Игрушки») |
4-я неделя | «Новогодние забавы» («Новый год») | «Приключения маленькой Бабы Яги» («Новый год») | «Путешествие в новогоднюю сказку» | Новогодняя сказка «О чем грустит Домовенок» |
Январь 1-я неделя | «Самый лучший праздник» («Новогодние игры») | «Мороз трещит и колется» («Зимние забавы») | «Эх, качусь я с горки...» («Зимние забавы») | «Два Мороза» («Зимние забавы») |
Продолжение таблицы
2-я неделя | Сказка «Ежик и Ершик» («Дикие животные») | «Приключения детей и зверей в зимнем лесу» («Дикие животные») | Сказка «Как лиса пробралась в курятник» («Домашние птицы») | Сказка «Гадкий утенок» («Домашние птицы») |
3-я неделя | «Ку-ка-ре-ку, или Как петушок свою песню искал» («Домашние животные») | «Котенок по имени Гав» («Домашние животные») | «Синичкин календарь» («Зимующие птицы») | «Птичья кладовая» («Зимующие птицы») |
Февраль 1-я неделя | «Сказки бабушки Маланьи» («Домашние птицы») | «Веселая карусель» («Домашние птицы») | «Полосы и пятнышки» («Животные жарких стран») | «Эти забавные животные» («Животные жарких стран») |
2-я неделя | Сказка «Три медведя» («Мебель») | «Путешествие по старому дому» («Мебель») | «Пау-пау-паучок» («Ткани и одежда») | «Марья-искусница» («Ткани, одежда») |
3-я неделя | «Водичка, водичка, умой мое личико» («Человек; части тела») | «Расти, коса, до пояса» («Человек; части тела») | «Живая шляпа» («Головные уборы, обувь») | «Сказка старого башмака» («Обувь», «Головные уборы») |
4-я неделя | «Меня зовут Чебурашка» («Части тела») | «Носик, привет, привет!» («Части тела») | «Три богатыря» («День защитника Отечества») | «Карта путешествий» («День защитника Отечества») |
Март 1-я неделя | «К бабушке на оладушки» («Семья») | «Родной дом» («Семья») | «В доме моем» («Семья») | «Что всего дороже» («Семья») |
2-я неделя | «Волк и семеро козлят на новый лад» («Праздник бабушек и мам») | «Красная Шапочка и ее друзья» («Мамин праздник») | «Добрые советы» («Мамин праздник») | «Задушевный разговор» («Мамин праздник») |
3-я неделя | Сказка «О том, как Гном покинул дом» («Семья») | «А что у вас?» («Профессии») | «Озорной ветер» («Профессии наших мам») | Сказка «Мамы всякие важны» («Профессии наших мам») |
Продолжение таблицы
4-я неделя | «Шкатулка с секретом» (повторение тем: «Предметы туалета», «Игрушки») | «Волшебный клубочек» («Наш город») | «Поездка в Диснейленд» («Транспорт») | «Вчера и сегодня» («Транспорт») | |
Апрель 1-я неделя | «Весенний ветерок» («Признаки весны») | «Мы за солнышком идем» («Признаки весны») | Сказка «О чем плачет сосулька» («Признаки весны») | «Путешествие капельки» («Признаки весны») | |
2-я неделя | «О чем поют воробушки. ..» («Признаки весны», «Птицы») | «Птичий базар» («Перелетные птицы») | «С ветром наперегонки» («Перелетные птицы») | «Как птицы царя выбирали» («Перелетные птицы») | |
3-я неделя | «Веселый паровозик» («Транспорт») | «Едем, летим или плывем?» («Транспорт») | «Мы едем, едем, едем» («Транспорт», «Петербург») | «Экскурсия по Петербургу» («Транспорт», «Петербург») | |
4-я неделя | «Давайте познакомимся» («Профессии») | Сказка «Как поссорились иголка с ниткой» («Профессии») | Сказка «Откуда берутся вещи?» («Профессии», «Инструменты») | Сказка «Мегаполис» («Профессию), «Инструменты») | |
Май 1-я неделя | «Солнце и тучка» («Цветы») | «Дождь играет в прятки» («Цветы») | «Песенка весенних минут» («Первоцветы») | «Приятная весть» («Первоцветы») | |
2-я неделя | «Жалоба гнома» (повторение тем: «Домашние и дикие животные») | «Путешествие на воздушном шаре» («Наш город») | «Путешествие в страну Фантазий» (обобщение пройденных тем) | «Дважды два четыре» («Школа») | |
3-я неделя | Сказка «Муха строит новый дом» («Насекомые») | Сказка «Честное гусеничное» («Насекомые») | Сказка «Старик Годовик» (обобщение по теме «Времена года») | Сказка «Снегурочка» (обобщение по теме «Времена года») | |
4-я неделя | «На лужайке у реки» («Лето») | «Девочка чумазая» («Лето») | «Дед Мороз и лето» («Лето») | «Карнавал звуков» («Лето») | |
Июнь 1-я неделя | «Жуки-музыканты» («Насекомые») | «В траве сидел кузнечик» («Насекомые») | Сказка «Почему бабочки летают?» | «Комариные советы» («Насекомые») | |
2-я неделя | «Раз ромашка, два ромашка...» («Цветы лета») | «Ох и Ах идут в поход» («Цветы лета») | «Полевая школа» («Цветы лета») | «Цветик-семицветик» («Цветы лета») | |
Примерные конспекты занятий по
логопедической ритмике для дошкольников с
общим недоразвитием речи
Конспект занятия по логопедической ритмике
в младшей группе
Тема: «Весенний ветерок».
Игровой материал:резиновые птички по количеству детей, бусинки (птичий корм), деревянные палочки (прутики), «радуги», цветные ленточки, металлофон, глиняная свистулька.
Таблица
Разделы занятия | Ход занятия по логопедической ритмике |
1. Организация начала занятия. Игрогимнастика «Ходьба по кругу» | Звучит «Марш» Н. Богословского[32]. Дети в темпе марша входят в зал за педагогом по кругу. По окончании музыки останавливаются перед стульчиками. |
2. Вокальное музицирование «Приветствие» | Педагог: «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!» (показывает «лесенку» правой рукой). «А теперь ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу. |
3. Дыхательно-артикуляционный тренинг «Ветер, ветер...» | Звучит фонограмма «Вой ветра». Дети: «Это шумит ветер». Педагог: «У Весны ветер ласковый и нежный, теплый. У Зимы — холодный, резкий, колючий. Вдох производится носом, выдох ртом — без напряжения. Для создания образа теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть. |
4. Игрогимнастика «Ветер и ветерок» | Педагог: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев.» Дети берут в руки прутики и по образцу поднимают руки вверх и качают ими, выполняя наклоны корпуса с небольшой амплитудой. Музыкальный руководитель исполняет пьесу «Лендлер», музыка Бетховена. Педагог: «А теперь налетел сильный ветер... А вот опять легкий ветерок». Дети в соответствии с музыкальными фразами качают руками с различной амплитудой. Педагог: «Вот ветер стих. Ш-ш-ш-ш» — опускает руки. Дети повторяют действия педагога. |
Продолжение таблицы
Разделы занятия | Ход занятия по логопедической ритмике | |
5. Эмоционально-волевой тренинг «Звери лесные» | Педагог: «Сильный ветер разбудил зверей в лесу. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался: кто там?». Дети выполняют мимический этюд. | |
6. Вокальное музицирование «Птичка» | Звучит пьеса «Птичка», музыка А. Аренского[33]. Педагог: «Прислушайтесь, кто это к нам прилетел?» Дети: «Это птичка». Педагог с детьми встают в круг и поют песенку с использованием имен всех детей. Птичка поочередно оказывается на ладонях каждого из детей. Музыкальный руководитель сопровождает пение игрой на глиняной свистульке. «Птичка прилетела, на ладошку села. Нашему Никите песенку пропела: — Ля—ля — ля —ля, вот и песенка вся». | |
7. Пальчиковая гимнастика «Покормим птичку» | Педагог: «Давайте ее покормим» - рассыпает по полу зернышки. Дети подбирают их и вкладывают в клювик птичке, пропевая по образцу: «Клю-клю-клю». Педагог: «Посмотрите, у нас под ногами лежат веточки. Сделаем из них гнездо для птичек и отправимся дальше с весенним ветерком». Дети конструируют из палочек гнездо и укладывают туда всех птичек. | |
8. Ролевое стихотворение «Лошадка» | Педагог: «Чтобы успеть за ветерком, превратимся в лошадок. Влево, вправо повернись и в лошадок превратись. Педагог с детьми рассказывает стихотворение, сопровождая текст движениями: | |
Я копытами стучу и скачу, скачу, скачу. Грива вьется на ветру. Но! Но! Но! Тпру-у-у-у!!! | Руки у груди, кисти сжаты в кулаки, идут «на месте», высоко поднимая ноги. Качают головой влево и вправо. Вибрация губ. | |
9. Игроритмика «Лошадка» | Под музыку, по образцу педагога дети исполняют музыкально-ритмическую композицию «Едем к бабушке в деревню», постановка А.И. Бурениной[34]. |
10. Игровой массаж «По песочку, по болоту» | Педагог с детьми усаживаются на колени в круг и произносят слова, сопровождая их движениями: Лошадки скакали по камушкам, по песочку, быстрые, скользящие движения ладонями, по болоту. Держат щеки пальцами, Ритмичные удары растягивая их и резко сжимая, по коленкам; добиваясь хлюпающего звука. |
11. Речевая игра «Солнышко и дождик» | Педагог: «Наш шаловливый ветерок принес тучку с теплым дождиком, хочет солнышко спрятать и нас намочить». Дети вместе с педагогом говорят: Светит солнышко в окошко, Не промочите вы ножки, Выходите погулять, Порезвиться, поиграть! Звучит «Вальс» Д. Шостаковича[35], дети свободно двигаются по залу. Педагог: По деревьям и по крышам Дождик прогуляться вышел! Звучит тема Дождя («Дождик» А. Александрова)[36]. Дети убегают, прячутся под зонтик педагога. |
12. Игроритмика «Разноцветная игра» | Педагог: «После дождя появилась радуга». Раздает радуги (игрушки), дети исполняют с ними танец «Разноцветная игра», музыка Гладкова, постановка А.И. Бурениной[37]. |
13. Подведение итогов | Педагог: «Где мы сегодня побывали? С кем мы путешествовали? Кто нам встретился? В кого мы превращались?» Дети отвечают на вопросы, педагог дает оценку деятельности каждого из детей. |
14. Организация окончания занятия. Игрогимнастика «Вслед за радугой» | Педагог: «Радуга укажет нам дорогу из леса» (раскладывает разноцветные ленточки в порядке их расположения в радуге). Дети по цветным ленточным дорожкам «змейкой» идут по залу под «Марш», музыка Н. Богословского[38]. |
Конспект занятия по логопедической
ритмике в средней группе
Тема: «Прогулка в Диснейленд».
Игровой материал:резиновые игрушки, колокольчики, карточки с ритмическими рисунками, маленькие пластмассовые трубочки.
Таблица
Разделы занятия | Ход занятия | |
1. Организационный момент. Эмоционально-волевой тренинг «Здравствуй» | Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе. | |
2. Дыхательно-артикуляционный тренинг «Гудок» | Педагог: «Сегодня мы отправимся в путешествие». Звучит театральный шум «Поезда». Дети определяют, на чем они поедут, считают, сколько паровозиков их повезут, и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижерским жестом: «У-у!» | |
3. Игроритмика «Скоро поезд отойдет» | Несколько ведущих (машинистов) формируют свои паровозики. Двигаясь по залу, ведущие изображают паровозы, приглашают детей прокатиться. Они исполняют польскую народную мелодию «Скоро поезд отойдет»: Тут и там, тут и там На перроне шум и гам. Вот гудок в путь зовет, Скоро поезд отойдет. По окончании музыки ведущие останавливаются перед выбранными партнерами и хлопают в ладоши. Партнеры повторяют заданный ритмический рисунок; партнер становится сзади ведущего, кладет ему руки на плечи. Пары продолжают двигаться по залу под музыку топающим шагом. | |
4. Игровой массаж «Здесь живет...» | Педагог: «Посмотрите, как много вокруг игрушек. Куда же мы приехали?» Дети предлагают варианты ответов: «Город Игрушек, Страна Игрушек, Страна Друзей, Детский Мир...». Педагог: «Выберите ту игрушку, которая вам нравится, и подойдите к ней». Дети знакомятся с игрушками и рассказывают им о себе: | |
Продолжение таблицы
Здесь живет Хмурилка Здесь живет Дразнилка, Здесь живет Смешилка, Здесь живет Страшилка. Это — носик Бибка! А где твоя улыбка? | Нахмуриться, указательными пальцами свести брови. Упражнение «Буратино». Высунуть язык, глаза широко открыты. Руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт. Указательные пальцы сведены на кончике носа. Указательные пальцы на щеках, ребенок улыбается. | |
5. Игрогимнастика «Диснейленд» | Педагог предлагает изобразить выбранные игрушки. Дети копируют позу игрушки. Педагог оценивает правильность движений. | |
6. Вокальное музицирование «Ты кто?» | Педагог: «Теперь вы превратились в сказочных героев. Пропойте мне свое имя. Ты кто?» Дети пропевают свои имена. Педагог: «В Диснейленде можно покататься на качелях, каруселях, играть с друзьями». | |
7. Игрогимнастика «1, 2, 3» | Педагог ударяет в бубен один, два или три раза, дети в зависимости от количества ударов перестраиваются в пары, тройки или стоят врассыпную. | |
8. Вокальное музицирование «Музыкальные качели» | Последний сигнал содержит два удара. Дети встают в пары и выполняют упражне< Наши рекомендации
|