Люди ночи, люди луны, люди земли и воды, люди солнца

В течение 12 лет сотни людей проводили цветовыбор, выбирали картины. Наконец выявились наиболее привлекательные для каждого цветовыбора ключевые образы. Это не означает, что все люди опреде­ленного цветовыбора выбирали только этот образ. Речь идет о том,

117

что в течение многолетних опытов некоторые изображения оказались более желанными в случае определенного цветовыбора.

1. Люди, поставившие на первое место в тесте Люшера черный И серый цвета, наиболее часто выбирали трагический образ челове­ческого лица, часто с закрытыми глазами.

Выбор черного цвета совпадал с предпочтением трагического лика Пиеты Микеланджело — мадонна с полузакрытыми глазами оплакивает своего погибшего сына.

Неожиданным оказался выбор людей, отобравших первым серый цвет, — они часто выбирали картину Шевкуненко, где изоб­ражена девушка с жестом отстранения, у нее закрыты глаза.

Возможно это отражение эмоций серого, черного цветовыбо­ра — «У меня трагические проблемы, оставьте меня в покое».

Это суровое лицо и закрытые глаза — суть образного восприя­тия мира такими людьми.

Человек уходит от мира в свои непростые проблемы.

Единый эмоциональный трагичный образ отличал выбор этих мрачных цветов, что позволяет назвать людей такого цветовыбора — люди ночи.

Живые лица

Диагностические картины

Ко мне привели девушку 16 лет — недавно она была в состоянии, близком к самоубийству. Ее глаза смотрели внутрь, она находилась в оцепенении, слова цедила с трудом. Девушка поставила тест Люшера, и, конечно, первым был выбран черный цвет.

Среди сотни репродукций она выбрала «Пиету» Микеланджело, где трагическая мадонна смотрела на погибшего сына, и скорбное бесчувствие ее прекрасного лица напоминало слова Чехова о красоте человеческого горя.

Оцепенение, серая одежда, нечто монашеское в облике девушки вызывало сочувствие, желание помочь и оживить этот камень.

Те, кто поставил первыми черный и красный цвет — знаки гнева и чрезмерного возбуждения, — часто выбирают среди картин работу Гойи «Колосс или паника». На этой картине в панике разъезжаются кареты, экипажи, потому что на горизонте маячит фигура разъярен­ного чудовища, оно ведет с кем-то битву и вот-вот обернется.

Часто первым ставят черный цвет люди, злоупотребляющие нар­котиками. Они также нередко выбирали эту тревожную картину. 118

Очевидно, тревога и агрессивность этой работы близка их эмо­циональному состоянию.

Есть несколько картин, которые они часто предпочитают, — это «Мрачный орел, нависший над миром» (японская графика), рабо­та сюрреалиста Магритта,где стоит гигантская рюмка, в которой разместилось облако.

Дело дошло до того, что если человек выбирал одну из этих картин, я узнавал у лечащихврачей, имел ли этот больной контак­ты с наркотиками, - это всегда подтверждалось.

Я провожу сеанс интеллигентной женщине. Ее отличает утон­ченный «кус, культура.

Однако в период обследования она выбрала одну из роковых кар­тин.

Я спрашиваю врача: -- Извините за вопрос, он не вяжется с ин­теллигентностью нашей пациентки. У нее никогда не было попытки принимать наркотики?

Врач ответила: — Это наша с ней тайна. Это произошло давно

— у нее был случай приема наркотиков. Об этом никто не знает.

Я тоже узнал эту тайну, ее раскрыл выбор картины сюрреали­ста Магритта с ее тревожно парадоксальный восприятием.

Джинн из кувшина и страдающий Микеланджело

Ко мне входят женщина сорока лет и пятнадцатилетняя девоч­ка. Женщина взяла девочку из приюта. Удочерив ребенка, она полага­ла, что скоро около нее будет облагороженное добротой и любовью существо, быстро впитывающее в себя интеллигентность.

Своевольная девочка проигрывает сюжет из сказок Шехерезады о кувшине с. джинном: джинн долго ждал освобождения, но перестал надеяться и заранее возненавидел своего будущего освободителя за то, что тот так долго заставил себя ждать.

За все обиды своего детства, лишенного мамы, ребенок выража­ет негодование и боль чудесной спасительнице.

Мама выбирала среди репродукций картин, дочка — среди фото животных. Прошло несколько минут, и они вошли в зал, каждая держала в руках «свой» образ. У мамы — трагическая «Пиета» Ми-келанджело — воплощение окаменевшего горя и страдания. У дочери

— ехидное существо, язвительно ухмыляющаяся лягушка. Перед нами проблема и два ее облика.

2. Неожиданным и сходным оказался выбор у людей коричне­вого ифиолетового предпочтения.

119

Оказалось, что их часто привлекает изображение лунной ночи. Психологическая программа по итогам изучения ответов цветовыбора, желанных афоризмов и музыки суммирована в словах— «память» (коричневый цветовыбор) и «фантазия, греза» (фиолетовый цветовыбор).

Выбранный образ живописи соответствует этим программам.

Мир памяти и фантазии находится не здесь, это миражный мир. Надо уйти от внешнего мира, чтобы их реализовать.

История о сриолетовом и коричневом цветовыборе Много лет назад ко мне в гости пришли 2 человека. Одна была искусствовед из Эрмитажа, автор книг по искусству. Вторая — врач, очень любящий живопись - даже маленькой дочке она часто показывала свои любимые картины импрессионистов. Они обе поставили первым цветом фиолетовый.

Они выбрали разные картины — но на обеих картинах был Лун­ный пейзаж.В одном случае это была японская графика с огромной луной над водой и летящими птицами, в другом — работа Левитана с луной над деревьями, окаймляющими водные пространства.

Эти психологические цветовые программы людей такого цве­товыбора можно назвать программами людей Луны.

3. Если мы назовем людей коричневого и фиолетового цветовы­бора «люди луны», то выбор желтого и красного цвета позволяет назвать такую группу «люди Солнца».Им близки образы слепящего солнца и залитой огненным светом комнаты.

Люди этого цветовыбора реализуют психологическую про­грамму радостного приобщения к миру и энергии, овладевающей миром. Юнг называет таких людей «экстраверты». Они имеют установку «вовне», к миру, устремляются в мир, принимая и зах­ватывая его. Перед ними вся Вселенная, а не собственное лицо с закрытыми глазами.

Взявшие первым желтый цвет часто выбирали картину Сажина «Солоноворот» — где огромное желтое солнце катилось по миру.

Красный цветовыбор периодически сопровождался интересом к картине Жуковского, где прекрасная барская гостиная была за­лита ярким солнечным цветом, где пламенели солнечные лучи на бархате и красной мебели.

Людям красно-желтого цветовыбора была мила картина Леви­тана «Март».

120

4. Остались два цвета — спокойные синий и зеленый.

Они соответствуют программам иобразам созерцания (синий цвет) и размышления (зеленый цвет). Их объединяет понятие «ин­троверт» — обращенный к себе.

Люди синего цветовыбора снежностью отбирали картину Куин-джи, где маленький репей, похожий на человечка на краю обрыва, как бы созерцал синеву моря, переходящего в синеву неба. Эти две слитые синие стихии притягивали глаз.

Зеленый цветовыбор притягивал внимание к картине Левитана «Березовая роща». Зритель оказывался в зеленом плену, внутри березовой рощи, в успокаивающей зелени деревьев и травы.

Образы выбранных картин соответствуют психологическим программам выбора цвета: небо и вода (синий цветовыбор), лес (зе­леный цветовыбор). Это люди реального мира — земли и воды.

Не надо забывать, что цвета, о которых идет речь, — это цвета Солнца. 4 цвета спектра - это виды солнечной энергии, составля­ющие солнечный цвет.

Смена дня и ночи, смена времен года, появление и исчезновение солнца является основой нашей жизни, постоянным и важнейшим впечатлением для нас — детей Солнца.

Образы дня и ночи, солнца и луны, воды и леса, света и тьмы А это главные, важнейшие, то есть архетипические, образы нашего подсознания. Возможно, что для горцев таким же архетипическим образом были бы виды гор.

Образы ближнего космоса связаны со всей нашей жизнью и могут быть мерой и аналогом всевозможных жизненных явлений. Также образы оказались глубинно связаны с выбором цветов по Люшеру.

Следует подчеркнуть, что мы говорим о тенденции, которая выявилась в процессе многолетних наблюдений.

Если к нам приходила группа людей, то какие-либо из архети-пических картин обязательно выбирались, причем в десятки раз чаще других картин.

Наши рекомендации