Люди ночи, люди луны, люди земли и воды, люди солнца
В течение 12 лет сотни людей проводили цветовыбор, выбирали картины. Наконец выявились наиболее привлекательные для каждого цветовыбора ключевые образы. Это не означает, что все люди определенного цветовыбора выбирали только этот образ. Речь идет о том,
117
что в течение многолетних опытов некоторые изображения оказались более желанными в случае определенного цветовыбора.
1. Люди, поставившие на первое место в тесте Люшера черный И серый цвета, наиболее часто выбирали трагический образ человеческого лица, часто с закрытыми глазами.
Выбор черного цвета совпадал с предпочтением трагического лика Пиеты Микеланджело — мадонна с полузакрытыми глазами оплакивает своего погибшего сына.
Неожиданным оказался выбор людей, отобравших первым серый цвет, — они часто выбирали картину Шевкуненко, где изображена девушка с жестом отстранения, у нее закрыты глаза.
Возможно это отражение эмоций серого, черного цветовыбора — «У меня трагические проблемы, оставьте меня в покое».
Это суровое лицо и закрытые глаза — суть образного восприятия мира такими людьми.
Человек уходит от мира в свои непростые проблемы.
Единый эмоциональный трагичный образ отличал выбор этих мрачных цветов, что позволяет назвать людей такого цветовыбора — люди ночи.
Живые лица
Диагностические картины
Ко мне привели девушку 16 лет — недавно она была в состоянии, близком к самоубийству. Ее глаза смотрели внутрь, она находилась в оцепенении, слова цедила с трудом. Девушка поставила тест Люшера, и, конечно, первым был выбран черный цвет.
Среди сотни репродукций она выбрала «Пиету» Микеланджело, где трагическая мадонна смотрела на погибшего сына, и скорбное бесчувствие ее прекрасного лица напоминало слова Чехова о красоте человеческого горя.
Оцепенение, серая одежда, нечто монашеское в облике девушки вызывало сочувствие, желание помочь и оживить этот камень.
Те, кто поставил первыми черный и красный цвет — знаки гнева и чрезмерного возбуждения, — часто выбирают среди картин работу Гойи «Колосс или паника». На этой картине в панике разъезжаются кареты, экипажи, потому что на горизонте маячит фигура разъяренного чудовища, оно ведет с кем-то битву и вот-вот обернется.
Часто первым ставят черный цвет люди, злоупотребляющие наркотиками. Они также нередко выбирали эту тревожную картину. 118
Очевидно, тревога и агрессивность этой работы близка их эмоциональному состоянию.
Есть несколько картин, которые они часто предпочитают, — это «Мрачный орел, нависший над миром» (японская графика), работа сюрреалиста Магритта,где стоит гигантская рюмка, в которой разместилось облако.
Дело дошло до того, что если человек выбирал одну из этих картин, я узнавал у лечащихврачей, имел ли этот больной контакты с наркотиками, - это всегда подтверждалось.
Я провожу сеанс интеллигентной женщине. Ее отличает утонченный «кус, культура.
Однако в период обследования она выбрала одну из роковых картин.
Я спрашиваю врача: -- Извините за вопрос, он не вяжется с интеллигентностью нашей пациентки. У нее никогда не было попытки принимать наркотики?
Врач ответила: — Это наша с ней тайна. Это произошло давно
— у нее был случай приема наркотиков. Об этом никто не знает.
Я тоже узнал эту тайну, ее раскрыл выбор картины сюрреалиста Магритта с ее тревожно парадоксальный восприятием.
Джинн из кувшина и страдающий Микеланджело
Ко мне входят женщина сорока лет и пятнадцатилетняя девочка. Женщина взяла девочку из приюта. Удочерив ребенка, она полагала, что скоро около нее будет облагороженное добротой и любовью существо, быстро впитывающее в себя интеллигентность.
Своевольная девочка проигрывает сюжет из сказок Шехерезады о кувшине с. джинном: джинн долго ждал освобождения, но перестал надеяться и заранее возненавидел своего будущего освободителя за то, что тот так долго заставил себя ждать.
За все обиды своего детства, лишенного мамы, ребенок выражает негодование и боль чудесной спасительнице.
Мама выбирала среди репродукций картин, дочка — среди фото животных. Прошло несколько минут, и они вошли в зал, каждая держала в руках «свой» образ. У мамы — трагическая «Пиета» Ми-келанджело — воплощение окаменевшего горя и страдания. У дочери
— ехидное существо, язвительно ухмыляющаяся лягушка. Перед нами проблема и два ее облика.
2. Неожиданным и сходным оказался выбор у людей коричневого ифиолетового предпочтения.
119
Оказалось, что их часто привлекает изображение лунной ночи. Психологическая программа по итогам изучения ответов цветовыбора, желанных афоризмов и музыки суммирована в словах— «память» (коричневый цветовыбор) и «фантазия, греза» (фиолетовый цветовыбор).
Выбранный образ живописи соответствует этим программам.
Мир памяти и фантазии находится не здесь, это миражный мир. Надо уйти от внешнего мира, чтобы их реализовать.
История о сриолетовом и коричневом цветовыборе Много лет назад ко мне в гости пришли 2 человека. Одна была искусствовед из Эрмитажа, автор книг по искусству. Вторая — врач, очень любящий живопись - даже маленькой дочке она часто показывала свои любимые картины импрессионистов. Они обе поставили первым цветом фиолетовый.
Они выбрали разные картины — но на обеих картинах был Лунный пейзаж.В одном случае это была японская графика с огромной луной над водой и летящими птицами, в другом — работа Левитана с луной над деревьями, окаймляющими водные пространства.
Эти психологические цветовые программы людей такого цветовыбора можно назвать программами людей Луны.
3. Если мы назовем людей коричневого и фиолетового цветовыбора «люди луны», то выбор желтого и красного цвета позволяет назвать такую группу «люди Солнца».Им близки образы слепящего солнца и залитой огненным светом комнаты.
Люди этого цветовыбора реализуют психологическую программу радостного приобщения к миру и энергии, овладевающей миром. Юнг называет таких людей «экстраверты». Они имеют установку «вовне», к миру, устремляются в мир, принимая и захватывая его. Перед ними вся Вселенная, а не собственное лицо с закрытыми глазами.
Взявшие первым желтый цвет часто выбирали картину Сажина «Солоноворот» — где огромное желтое солнце катилось по миру.
Красный цветовыбор периодически сопровождался интересом к картине Жуковского, где прекрасная барская гостиная была залита ярким солнечным цветом, где пламенели солнечные лучи на бархате и красной мебели.
Людям красно-желтого цветовыбора была мила картина Левитана «Март».
120
4. Остались два цвета — спокойные синий и зеленый.
Они соответствуют программам иобразам созерцания (синий цвет) и размышления (зеленый цвет). Их объединяет понятие «интроверт» — обращенный к себе.
Люди синего цветовыбора снежностью отбирали картину Куин-джи, где маленький репей, похожий на человечка на краю обрыва, как бы созерцал синеву моря, переходящего в синеву неба. Эти две слитые синие стихии притягивали глаз.
Зеленый цветовыбор притягивал внимание к картине Левитана «Березовая роща». Зритель оказывался в зеленом плену, внутри березовой рощи, в успокаивающей зелени деревьев и травы.
Образы выбранных картин соответствуют психологическим программам выбора цвета: небо и вода (синий цветовыбор), лес (зеленый цветовыбор). Это люди реального мира — земли и воды.
Не надо забывать, что цвета, о которых идет речь, — это цвета Солнца. 4 цвета спектра - это виды солнечной энергии, составляющие солнечный цвет.
Смена дня и ночи, смена времен года, появление и исчезновение солнца является основой нашей жизни, постоянным и важнейшим впечатлением для нас — детей Солнца.
Образы дня и ночи, солнца и луны, воды и леса, света и тьмы А это главные, важнейшие, то есть архетипические, образы нашего подсознания. Возможно, что для горцев таким же архетипическим образом были бы виды гор.
Образы ближнего космоса связаны со всей нашей жизнью и могут быть мерой и аналогом всевозможных жизненных явлений. Также образы оказались глубинно связаны с выбором цветов по Люшеру.
Следует подчеркнуть, что мы говорим о тенденции, которая выявилась в процессе многолетних наблюдений.
Если к нам приходила группа людей, то какие-либо из архети-пических картин обязательно выбирались, причем в десятки раз чаще других картин.