Синий цвет принимается, а зеленый отрицается
На фоне чувства нестерпимого давления на волю, обиды — чрезмерность синей программы уступчивости при ослаблении зеленой программыволи может создать образ мазохиста (наблюдение
Люшера).
Народные поговорки гласят: будешь сладким — расклюют. Слишком добрый — значит, глуп. Слишком сладкий и добрый — такова чрезмерность психологической программы синего цвета.
Чрезмерно синий цвет в безнадежной попытке своей синевой заменить энергию красного, волю зеленого, надежду желтого приводит к беспомощности и неприспособленности к жизни, появляется установка на соглашение, уступки, чрезмерный конформизм, вплоть до жестокого образа Люшера мазохист.
Вывод изэтих наблюдений один - энергетически слабый синий цвет не может заменить другие программы, его слабость еще более акцентируется при их отрицании.
Психологический портрет чрезмерности воплощения зеленого цвета Люшер определил образом павлин.
Перед нами — подлинные слова, которые отличали людей с проявлением чрезмерности зеленой психологической программы:
1) самоутверждение, напряжена воля;
2) эгоцентризм, тщеславие, властность;
3) педантизм, морализирование.
Посмотрим подробнее, что происходит при чрезмерности этой
цветовой программы.
Если зеленый цвет заменяет синюю программу мягкости и доброты, мы видим черты независимости, утверждения себя сневротическим оттенком ожесточенного неприятия критики. Появляются черты, которые Люшер связал с образом садизма.
Посмотрим на варианты такого психологического состояния. Если зеленый цвет пытается заменить красную программу мы видим человека, упрямо отстаивающего свое мнение, при этом ослабленность энергетизма приводит к чувству обиды. Можно назвать такое сочетание - хорошая мина при плохой игре. Зеленый цвет заменяет отрицаемый желтый цвет Если напряженный зеленый заменяет желтую программу оптимизма, то на фоне разочарованности, страха новых неудач возникает
37
педантизм. Радостную программу общения желтого цвета «Зеленый актер» бездарно заменяет отрицанием критики.
Чрезмерно зеленый с его холодной интеллектуальной гордыней компенсирует слабый синий цвет, но безуспешен в замене отрицаемого желтого цвета — тягу желтого цвета к общению он реализует невротическим отрицанием критики.
Попытка зеленой программой заменить энергию красного цвета приводит к упрямству в отстаивании мнения в сочетании с безнадежностью и обидой. Чрезмерность реализации программы зеленого цвета превращает человека в жесткое холодное существо с установкой на силу своей личности и интеллекта.
В зеркале афоризмов отражена эта чрезмерность:
Если ты такой умный, почему ты не богат? — гласит надпись
в американском кабачке.
Не хвастай что умный — встретишь более умного.
цветовые портреты
Я мною лет знаю эту женщину: она - начальник отдела в институте, серьезный исследователь, крупный специалист в своей области.
Ее облик вызывает уважение. Интеллект и достоинство просвечивают в строгих чертах лица. Но есть одна проблема — сотрудники просто в отчаянии от нее.
Постоянные требования чрезмерных усилий, ненормированный труд, бесконечные претензии, гордыня, жестокая ирония и педантизм сочетаются с безжалостным отношениям к трудовым пчелкам, которые делают все ею задуманное.
Они всегда остаются без обещанного вознаграждения. Сама она много работает и при этом полагает, что их вклад несоизмерим с ее усилиями. Поэтому львиная доля вознаграждения забирается безжалостным шефом вопреки всем законам, человеческим и божеским.
Высокий профессионализм и требования к качеству работы сочетаются с истязанием бесконечными заданиями, при этом внутренний холод и даже жестокость образуют неповторимый психологический портрет.
Чтобы понять этого «сфинкса», однажды я попросил ее сделать цветовыбор. Конечно, она выбрала первым зеленый цвет, а последним желтый. Значит, она боится будущего, поэтому ей надо иметь гарантии. Отсюда — бесконечные невротические претензии и стиль работы.
Отсутствие солнечной программы желтого цветовыбора проявилось и поражением общения с людьми, унынием и отсутствием 38
человечности. (Адлер говорил, что невротик — прежде всего эгоист. «Если тебе плохо иди к людян», — полагал Чайковский.)
Через несколько лет я снова встретил ее. Она перенесла много стрессов и потрясений. Теперь на 1-м месте в ее цветовыборе стоял синий цвет, упрямый зеленый стоял на 2-м месте, а солнечный цвет опять отрицался и занял последнее место цветовыбора.