Воздействие 3-го уровня: изменения уровня громкости.
В течении песни меняется ее громкость: от тихой до громкой, точно так же меняется громкость каждого звука. Когда вы двигаете фейдер во время проигрывания песни, влияние, которое вы создаете этим – очень интенсивное. Причем, если вы двигаете фейдер в точке изменения громкости, такой как вступление хора или обрыва соло-партии, то это влияние не такое интенсивное, как если бы вы делали то же самое в середине партии. Ваши действия фокусируют внимание слушателя на том, что вы делаете. Поэтому это должно быть сделано максимально музыкальным образом – в месте, где меняется темп или где происходят другие изменения.
Громкость микса в целом также возрастает и понижается. Мастер-фейдеры обычно не трогают, кроме как в начале и в конце песни. Плавное возрастание громкости в начале песни создает очень мягкое вступление. The Beatles использовали это в «Eight Days A Week». Я также слышал песни, где громкость микса в целом то возрастала, то снова падала – и так несколько раз. Очень классный эффект получается, если резко сбросить, или, наоборот, резко поднять громкость в середине песни. Такое воздействие может быть очень эффективным. Плавное снижение громкости (fade out) определенной секции инструментов, а также плавное возрастание громкости (fade in) также может «разбудить» слушателя.
В дополнению к движению фейдеров для создания воздействия громкостью, вам также необходимо корректировать уровни громкости, для того чтобы она была ровной. Компрессоры/лимитеры могут справиться с этой задачей, но они также могут сделать звук ненатуральным. Таким образом, чтобы выровнять громкость во время звучания микса, вам может понадобиться двигать фейдеры.
Если вы выделите какой-либо звук в начале песни, выдвинув его с помощью увеличения громкости на передний план, он останется в нашей памяти до конца песни, даже если вы впоследствии снизите громкость. Поэтому вы можете создавать психоакустические эффекты, выделяя громкостью различные звуки, а затем помещая их на задний план. Таким образом вы создадите иллюзию, что все звуки в миксе громкие и чистые. Но если кто-нибудь войдет в комнату во время середины прослушивания, то он с этим не согласится.
Хотя изменение громкости микса может влиять очень сильно, вы можете также влиять более утонченно (и иногда более эффективно) делая небольшие изменение громкости в различных частях песни. Например, можно немного увеличить громкость гитары во время припева, увеличить громкость дробника и его реверба во время сольного брейка, приподнять басгитару и бочку во время импровизации в конце песни. Такие небольшие изменения в громкости могут добавить серьезной магии в ваш микс.
Эти три уровня влияния – распределение громкости, шаблоны громкости и движение громкости – все это делается с помощью фейдеров громкости в миксе.
Компрессоры/лимитеры
Так же, как и фейдеры громкости, компрессоры/лимитеры оказывают воздействие на музыку и песни. Компрессоры/лимитеры часто используются по техническим причинам, например, чтобы получить лучшее соотношение сигнал/шум (уменьшить шипение). Тем не менее, в этой секции обсуждается, как они могут быть использованы для создания музыкальных и эмоциональных компонент, как и другие инструменты в миксе.
Воздействие 1- го Уровня. – Индивидуальное размещение компрессора/лимитера и относительные установки.
Звуки должны компрессироваться, основываясь на своем динамическом диапазоне. Например, «кричащий» тип вокала (Aretha Franklin, Axl Rose, Janis Joplin, Pavarotti) обычно компрессируется больше, из-за большой разницы между самым громким и тихим звуками. Как бы то ни было, существуют и звуки, которые компрессируются менее «традиционно», чем это было принято за годы практики записи и микширования.
Во-первых, компрессируется большинство звуков акустических инструментов. Вокал и бас-гитара компрессируются почти всегда. Многие инженеры компрессируют бочку для большего «присутствия» (presence), хотя есть и такие, кто не верит в компрессию бочки. Если барабанщик хорош, и контролирует каждый «шлепок» по бочке, в компрессии нет необходимости. Тем не менее, компрессия обостряет атаку удара о бочку.
Многие инструменты компрессируются только в том случае, если они помещаются в микс (в противоположность звучанию соло). Например, редко, когда компрессируют солирующее фортепиано; но фортепиано, как правило, компрессируют, когда они звучат в миксе, особенно плотном. Акустические гитары также, как правило, компрессируются в миксе. Вообще, как было замечено выше, чем более заполнен микс, тем больше компрессируются отдельные звуки. Это делается для того, чтобы минимизировать большое количество движения, натуральных колебаний громкости каждого звука. Мы можем оперировать только ограниченным количеством источников звука.
Также, обычно, самый громкий и самый тихий звуки – компрессируются больше, чем остальные в миксе. Это делается из-за того, что существует определенный предел громкости звука в миксе, после которого он становится «неправильным». Наоборот, если звук в миксе – слишком тихий, он просто не будет слышен. Соло-гитары обычно компрессируются больше, из-за того лишь, что некоторые люди любят ощущать мощь и интенсивность их звука. Запомните, одна из основных функций компрессора/лимитера – делать звук более «присутствующим» (present).
Воздействие 2- го Уровня. – Шаблоны размещения компрессора/лимитера.
Общая компрессия микса, очевидно, гораздо более заметна, чем индивидуальная. Есть два способа ее применения. Первый основан на добавлении определенной компрессии к каждому звуку индивидуально, так как некоторые звуки могут вообще не компрессироваться. Второй основан на компрессии всего микса в целом. Этот процесс, в основном применяемый при мастеринге CD, компрессирует только самые громкие звуки в миксе. А в первом случае, когда звуки компрессируются индивидуально, они компрессируются все, а не только самые громкие.
Вне зависимости от того, каким образом применяется, или рассчитывается, компрессия, определенные виды музыки выработали свои довольно строгие традиции того, как в них должна применяться компрессия. Например, большинство музыки в стиле «поп» имеют больше общей компрессии, чем стили «кантри» и «панк». Это воспринимается многими как увеличение «глянца». Вы можете увидеть количество общей компрессии на стрелочных индикаторах кассетных дек. Стрелки почти не дергаются на сильно компрессированном материале.
Ритм-н-блюз и middle-of-the-road также компрессируются больше, чем другие стили. Акустические стили, такие как bluegrass и акустический джаз чаще всего не компрессируются вовсе. Опять-таки, правила могут нарушаться. Большое количество электронной музыки (использующей синтезаторы и драм-машины) часто звучат более компрессировано, так как многие синтезированные звуки компрессируются уже до того, как поместить их в синтезатор. Также, множество музыки hip hop и техно сильно компрессировано.
Теперь необходимо обращать внимание на общее количество компрессии в песнях, которые вы слушаете, для того чтобы выработать свои собственные предпочтения о том, какого рода компрессия вам нравится.
Воздействие 3- го Уровня. – Динамика: Изменение установок компрессора/лимитера (уровней и параметров).
Изменения в количестве компрессии, соотношении, времени атаки и спада редко осуществляется в середине песни. Это обычное дело при микшировании голосов в кино, видео, рекламе. Повествования, дикторский текст компрессируются сильнее, чем диалоги, например. Так как компрессия создает эффект звучания чего-либо более «присутствующим», она обычно используется для создания эффекта движения чего-либо от более отдаленной позиции до более ближней, и наоборот. Один из самых динамичных эффектов – изменить компрессию от полного ее отсутствия до лимитирования. Звук как будто выпрыгивает на вас.
Обычно, изменения в установках делаются во время музыкальных переходов песни – в начале куплета, припева, проигрыша, вступления – так что изменения не кажутся такими уж шокирующими. Как бы то ни было, интересным эффектом может быть изменение установок во время солирующего вокала и вообще, чьего-либо соло. Это очень сильный динамичный эффект – если он музыкально соответствует песне.
НОЙСГЕЙТЫ
Воздействие 1-го Уровня. – Индивидуальное размещение нойсгейта и относительные установки.
Использование нойсгейтов первоначально основано на технических предпосылках: борьба с низкоуровневыми шумам и утечкой звука от других инструментов в помещении. Единственное продолжение этой традиции – использование нойсгейта для укорачивания звучания – отсечка атаки и релиза. Другими словами, нойсгейт не используется часто. Это не значит, что нойсгейт – плохой эффект, или что он не должен быть использован; просто его не часто используют.
Воздействие 2-го Уровня. – Шаблоны размещения нойсгейта.
Вообще, использование нойсгейтов в миксе дает более точное позиционирование музыкальных образов между динамиками, так как он помогает изолировать звуки и избежать вычета фазы. Большое количество популярной музыки микшируется с использованием нойсгейтов. Музыкальные стили, которые наиболее фокусированы на ясности, такие как Steely Dan, чаще других используют нойсгейт.
С другой стороны, многие инженеры предпочитают не использовать большое количество нойсгейтов, особенно на ударных. Использование меньше нойсгейтов делает звук более «живым» в глазах (ушах) инженеров.
Воздействие 3-го Уровня. – Динамика: Изменение установок нойсгейта.
Установки (параметры) нойсгейта редко меняются во время микса. Как бы то ни было, применение этого создает иллюзию все более и более «чистого» микса, с более точными музыкальными образами. Вы также можете использовать нойсгейт для укорачивания продолжительности звуков все более и более – например, в песне про потерю веса или сжимающуюся реальность.
СЕКЦИЯ В.
Воздействие эквализации.
Если вы долгое время занимались звукозаписью, то понимаете, что границы творчества с помощью эквалайзера довольно узки. С громкостью, например, у вас больше свободы. А с эквалайзером, если вы сможете сделать звук «правильным», то вы уже будете счастливы.
То, что мы считаем натуральной эквализацией для каждого инструмента в каждом музыкальном стиле – коренится в нашем сознании. Яркость, плотность, полнота каждого инструмента в наше время точно определены. В действительности, если мы вообще не эквализируем инструменты, основываясь на этих традициях, то считается, что инструменты звучат «неправильно» или излишне «новаторски».
Поскольку границы творчества лимитированы, то важно взглянуть на это поближе – так сказать, прояснить наш взгляд на эти вещи. Это все равно, что взглянуть на частоты сквозь увеличительное стекло. Как только вы «увеличите» «плохую» или «хорошую» эквализацию, вы можете увидеть эти границы. Вы можете творить, не доходя до крайностей. Часто это означает, что нужно внести в эквализацию минимальные изменения, не задирая сильно ручки эквалайзера. И, конечно же, ваша креативность должна быть в рамках музыкального стиля, песни и группы исполнителей.
Как и в случае с громкостью, существует три уровня воздействия, создаваемого эквалайзером. Во-первых, относительная яркость, средние, низкие каждого отдельного инструмента (по отношению к остальным) имеют определенное значение. В действительности, каждый инструмент имеет свою собственную традицию в том, что считать нормальной эквализацией. Если мы эквализируем инструмент, выходя за традиционные рамки, то мы создаем уникальное воздействие, которое влияет на общее восприятие музыки или песни. Еще большее воздействие создает комбинация эквализаций всех инструментов в миксе. И еще более мощное воздействие создается изменением эквализации инструментов во время звучания песни. Оно еще более интенсивно, чем изменение громкости во время звучания.
ДИНАМИКА ЭКВАЛИЗАЦИИ
Воздействие 1-го Уровня. – Индивидуальное размещение эквалайзера и относительные установки.
Так же, как и в случае с фейдерам громкости, существует большой и сложный мир взаимоотношений эквализаций инструментов в миксе. Есть два основных способа, с помощью которых индивидуальная эквализация звука создает музыкальное и эмоциональное воздействие. Во-первых, индивидуальная эквализация звука может быть сделана либо «натуральной», либо «модной»(interesting). Во-вторых, то, как эквализируется каждый отдельный звук по отношению к остальным, создает воздействие, которое может быть использовано в песне.
НАТУРАЛЬНЫЙ ЭКВАЛАЙЗЕР
В начале, целью использования эквалайзеров было – сделать звук натуральнее, таким, как звучит инструмент в помещении, где он находится. Разве может быть что-нибудь натуральнее этого, так ведь? Единственной проблемой является то, что «натуральное» совсем не является таковым. В наши дни термин «натуральное» определяется тем, как это звучит на CD и радио. Мы слишком увлеклись такими понятиями как «свежий», «яркий», «чистый», и, кроме того, «полный», «сочный», «большой». Поэтому, придать звуку «натуральности» может означать – сделать его пустым и однообразным, согласно современным стандартам. Все, что мы слышим по радио и на CD – гораздо «ярче» и «живее», чем в действительности. Если звук недостаточно «ярок», то он не считается «правильным».
Наиболее общая ошибка – использование эквалайзера для того, чтобы сделать звук боле «чистым» и «обособленным» от остальных звуков микса до такой степени, что теряется сама натуральность звучания. Такая проблема часто возникает, когда инженер пытается исправить ошибки аранжировки, когда слишком много инструментов представлены в одном и том же частотном диапазоне. Например, вы добавляете немного средних, чтобы сделать звук более присутствующим и разборчивым. После этого вы начинаете слышать детали звука в миксе – вроде бы, все в порядке. Проблема возникает на следующий день, когда все это слушается слишком «средне-частотно» и «сигнально». Таким образом, когда бы вы ни использовали эквалайзер для «улучшения» звука – дважды проверьте, натурально ли он звучит в соло. Вы можете обнаружить, что нужно идти на компромисс, если инструмент звучит ненатурально. Может быть, нужно найти какие-то установки общего эквалайзера, которые звучат более-менее натурально и более-менее разборчиво.
Далее перечислим список наиболее часто встречающихся инструментов и их типичную эквализацию, чтобы дать вам понятие того, что же ожидается от определенных музыкальных стилей или песен. Естественно, что эта эквализация полностью зависит от особенностей конкретных инструментов и микрофонов. В идеальном случае, с «правильными» микрофонами, вам нужна минимальная эквализация, если вообще нужна.
БОЧКА
Есть три типичных звучания, к которым приходят большинство инженеров:
1. «мертвый стук», который получается с использованием одного (рабочего) пластика и какого-нибудь тяжелого заполнителя бочки (подушка с песком, кирпич, и т.п.).
2. «резонирующий звон» - получается с применением двух пластиков и маленьким отверстием на фронтальном пластике.
3. «гулкий удар» - два пластика без отверстия (обычно применяется в рэп, хип-хоп и техно)
Первый и второй типы звучания обычно делают большое количество мути, около 10dB, в районе 300 Гц, и иногда – подъем высоких в районе 5000-6000 Гц.
Третий тип обычно делают с одним небольшим мутным «горбом» - в районе 300 Гц, и другим – где-то между 40 и 100 Гц. Высокие – в районе 6000 Гц, могут быть более сглаженными, чтобы получить свободу атаки.
Существует много других типов эквализации бочки, но эти – самые распространенные.
ДРОБНЫЙ БАРАБАН
Дробник обычно делают с небольшим горбом высоких в районе 5000-6000 Гц. Иногда добавляют низких – в районе от 60 до 100 Гц для придания «тонко» звучащему барабану «сочности». Иногда необходимо удалить мутность в районе 300 Гц. Некоторые дробники имеют резкий шлепок в районе от 800 до 1000 Гц, который необходимо прибрать, чтобы смягчить звук.
ХАЙХЭТ
Часто необходимо убирать почти все низкие, чтобы устранить «утечку» бочки. Если у вас есть фильтр низких частот, вы можете убрать все низкие вплоть до 300 или даже 700 Гц. Обычно это также устраняет «мутность», вызванной «утечкой» от всей остальной ударной установки. Иногда полезно добавить немного сверхвысоких в районе 10 000 Гц. для придания яркого, шипящего верха. И, что также часто необходимо, надо вырезать все «лишние» частоты в среднем диапазоне – между 1000 и 4000 Гц. Если вы перестараетесь – хайхэт будет звучать слишком скучно, в этом случае вам может помочь узкая полоса вырезаемой частоты.
БАС
На некоторых гитарах бывает необходимо вырезать мутность в районе 300 Гц. Опять таки, если вы переборщите – бас будет звучать слишком скучно и «тонко». Также часто бывает необходимо поднять высокие (гораздо больше, чем вы можете подумать) – в районе 2000 Гц. Также иногда бывает забавно поэкспериментировать с низом в районе 40 Гц. для придания басу большей «опоры».
ГИТАРА
Гитаре обычно бывает необходимо придать большей яркости в диапазоне от 3000 до 6000 Гц. Иногда необходимо вырезать мутность в районе 300 Гц.
ВОКАЛ
Вокал – вещь сугубо индивидуальная. Обычным считается НЕ эквализировать вокал во время записи, потому что очень сложно найти такие же параметры во время сессий наложения. Еще одна причина – вокал эквализируют очень немного, в любом случае. Не только потому, что мы сверхчувствительны в среднем диапазоне, но и потому, что мы сверхчувствительны к «натуральности» вокала. Мы знаем, что вокал должен звучать лучше, чем любой другой звук в мире. Поэтому будьте особенно аккуратны с любой эквализацией вокала.
Вокал часто приподнимают на несколько децибел в районе от 5000 до 6000 Гц. Часто также бывает необходимо вырезать «муть» в районе 300 Гц. и «лишние» частоты в пределах от 3000 до 4000 Гц. Раздражающее звучание может исходить как от самого звука, его гармонических составляющих, так и от плохого, дешевого микрофона. Также полезно использовать фильтр низких частот для того чтобы отсечь низкие до 60 Гц, - случайные шумы и низко звучащие инструменты.
НЕОБЫЧНАЯ ЭКВАЛИЗАЦИЯ
Конечно же, найдутся и такие, кто не будет следовать традициям исторически сложившихся способов эквализации. Некоторые люди довольно интуитивны. Я имею в виду вот что - каким образом первые звукоинженеры узнали, как нужно эквализировать звук? Первый способ – стараться делать так, чтобы запись звучала «натурально». Но что имеется в виду под «натурально», когда все звуки исходят из куска металла? А что такое «натурально» по отношению к массе «ненатуральных» звуков, испускаемых синтезаторами?
Эквализация звука часто основана на «необычности», чем на «натуральности». Итак, перефразируем вопрос: как сделать так, чтобы звук звучал необычно?
«Необычность» возникает в различных ипостасях. Один способ – вообще не пытаться делать звуки «натуральными». Другой – эквализировать звук так, чтобы максимально показать его сложность. Это означает использование эквалайзера для выявления всех «ненормальностей», «пиков» звука. Взгляните на этот спектральный анализ звука.
Рис. 169. Спектральный анализ звука с частотными пиками
Заметьте пики возле 20 Гц, 6000 Гц, и 10000 Гц. Если вы прослушаете этот звук, вы в первую очередь услышите эти три наиболее громкие частоты. Эквалайзером вы можете прибрать эти частоты, чтобы услышать более общий спектр. Звук станет более сложным, более необычным. Когда звук более сложный, «комплексный», это улучшает повторяющееся прослушивание, потому что, чем больше вы вслушиваетесь, тем больше слышите. Это самая большая цель для всех продюсеров – сделать звук как можно более «комплексным», избавляя его от пиков.
С другой стороны, всегда существует контркультура (слава богу). Многие возвращаются от комплексности звучания в сторону простых звуков. Например, Phil Collins записал песню со звуком барабана 808, самым дешевым и убого звучащим электронным барабаном в мире. Это доказывает то, что «необычность» субъективна.
Но, вне зависимости от того, как вы эквализируете звук – «необычно» или «натурально», важно быть уверенным, что эквализация «работает» с остальными звуками в миксе. Как было замечено выше, звук должен содержать «правильные» низкие, высокие и средние, относительно всех остальных звуков. Как и в случае с «балансировкой соотношения громкостей», более чем желательно сбалансировать эквализацию всех инструментов так, чтобы они хорошо смешивались. И иногда желательно, чтобы определенные инструменты в миксе имели необычные верха, низа или середину. В действительности, можно сделать звуки более-менее подобными друг другу. Солирующие инструменты можно делать более «острыми», чтобы они завладевали вниманием. Инструментам можно придать дополнительные басы, чтобы сделать музыку более танцевальной или просто «разбудить» слушателя.
Особенности эквализации звуков и их соотношение с остальными звуками микса – еще один способ музыкального воздействия в руках инженера для достижения совершенного микса, хотя совершенство не имеет пределов.
Воздействие 2-го уровня. – Шаблоны эквалайзера.
Комбинация всех параметров эквалайзеров в песне создает гораздо более сильное воздействие, чем установки каждого индивидуального эквалайзера на трек. В действительности, все установки эквалайзеров – одно из самых важных воздействий, потому что они критичны для корректного звучания миксов любого музыкального стиля. Когда кто-либо прослушивает микс, первое, что он слышит – общую эквализацию.
Инженер эквализирует каждый инструмент таким образом, чтобы песня звучала в соответствии с особенностями своего стиля. Например, кантри имеет натуральную общую эквализацию. Heavy metal имеет дополнительные средние. Rap и hip hop имют дополнительные низа.
Тип песни также может определять основную эквализацию микса. Например, вы можете сделать песню о заключенных звучащей гораздо более остро, чем песню о светлой и чистой любви.
Кроме того, некоторые инженеры предпочитают свой собственный стиль. Такие инженеры эквализуют микс способом, который они сами когда-то обнаружили. Существуют несколько типичных общих эквализаций для различных музыкальных стилей. Ниже показаны эти типичные кривые эквалайзера.
Рис. 170. Общая эквализация для Heavy metal.
Рис. 171. Общая эквализация для джаза.
Рис. 172. Общая эквализация для кантри.
Рис. 173. Общая эквализация для рэп и хип-хоп.
Воздействие 3- го уровня. – Изменения эквалайзера.
Так как мы довольно ограничены в экспериментах с эквалайзером, то изменение эквализации во время звучания песни очень заметно. Если это изменение не соответствует песне, то оно может быть довольно отталкивающим. И, напротив, если оно соответствует песне – то довольно эффективным.
Менять эквализацию в проигрыше песни – самый натуральный способ применения такого воздействия. Jethro Tull использовали это в песне «Aqualung», когда голоса начинают звучать, как будто они разговаривают по телефону. Pink Floyd также использовали это в песне «Wish You Were Here», когда акустическая гитара начинает звучать как бы из маленького ящика.
Если вы меняете эквализацию в начале или в конце какой-либо части песни, то это не так заметно, как если бы вы сделали это в середине. Наверное, самый ужасающей эффект – это когда вы начинаете крутить ручку частоты эквалайзера в середине звучания какой-нибудь важной части, такой как соло. Это может совершенно отключить внимание от музыки, как таковой. Но, выполненное в нужном месте и правильным способом – это может сработать.
Вообще, считается довольно странным и необычным менять эквализацию во время звучания песни. Тем не менее, это может стать новой модной «штучкой», особенно для тех, кто занимается стилем хип-хоп и ему подобными.
Музыкальное и эмоциональное воздействие, создаваемое индивидуальной и общей эквализацией, а также изменением эквализации во время звучания – все это зависит от музыкального стиля, песни, ее деталей, а также от исполнителей.
СЕКЦИЯ С
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПАНОРАМЫ
Как и в случаях с громкостью и эквалайзером, существует три уровня воздействия, создаваемые изменением ручек панорамы микшера. Во-первых, звук воспринимается совершенно по-разному, в зависимости от того, где он расположен – слева или справа. Для некоторых музыкальных стилей традиционное размещение определенных инструментов совершенно строго определено. Панорамирование также основано на соотношении конкретных инструментов к панорамированию всех остальных инструментов в миксе. Но когда вы создаете шаблоны панорамирования, вы создаете гораздо более мощное музыкальное и эмоциональное воздействие. Например, микс, смещенный влево или вправо звучит совершенно по-другому, чем сбалансированный. И, наконец, вращая ручку панорамы во время звучания песни, вы можете создать воздействие, сравнимое с землетрясением. Давайте рассмотрим подробнее эти три уровня воздействия.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПАНОРАМЫ
Воздействие 1-го уровня: Индивидуальная и относительная панорама.
Если вы следуете традициям, ваши дальнейшие шаги довольно очевидны. Если же нет – тогда вы «новатор». Необычное панорамирование создает некую напряженность, которая может быть весьма кстати в некоторых случаях. Рассмотрим типичное панорамирование некоторых хорошо известных инструментов и звуков.
БОЧКА
Довольно редко встречаются случаи, когда бочку помещают где-то еще, кроме как в середине, в точности между динамиков.
Рис. 174. Бочка панорамируется в центр.
Не то, чтобы неправильно помещать ее где-то еще, просто там она привычнее воспринимается. Интересно порассуждать, почему бочку помещают обычно в центре. Во-первых, бочка занимает большое пространство в мире образов, а в середине больше места. Кроме того, бочка звучит громко, несет много энергии и привлекает наше внимание. Таким образом, помещая бочку в центр, наше периферийное зрение (и слух) может лучше увидеть другие звуки. Если вы сместите бочку в сторону – вы нарушите баланс.
Кроме описанного выше, существует еще одна причина, основанная на физической реальности: когда звук размещен в середине, его доносят до нас два динамика вместо одного. Динамики разгружаются – это особенно касается таких звуков, как бочки и бас гитары. Таким образом, и технически тоже хорошо, когда бочка размещена в центре. К тому же, бочка обычно стоит в середине большинства ударных установок.
Вне зависимости от причин такого размещения бочки, это стало довольно строгой традицией. Попробуйте сдвинуть ее куда-нибудь – и вас обвинят в излишнем «новаторстве».
Две бочки (double kick) представляют собой интересную дилемму для панорамирования. Главный решающий фактор – насколько часто играется вторая бочка. Кто-то панорамирует их симметрично влево и вправо, кто-то помещает «главную» бочку в центр, а другую – панорамирует немного в сторону. Панорамирование бочек влево и вправо – довольно необычный ход, но иногда встречающийся. Я панорамирую их так только во время исполнения «дроби» на обоих бочках.
ДРОБНЫЙ (РАБОЧИЙ) БАРАБАН
Дробный барабан также чаще всего размещают в центре.
Рис. 175. Дробный барабан размещают в центре.
Хотя некоторые инженеры смещают его немного в сторону – особенно в джазе – так как реальный дробник немного смещен в установке. Если дробник звучит громко (плотно, с сильным ревером, и т.п.) – скорее всего, его нужно поместить в центр. Из-за того, что он займет много места (подобно бочке). Любопытно, что дробник так часто размещают в центре, хотя он расположен чуть сбоку большинства ударных установок.
ХАЙХЭТ
Хайхэт обычно размещают посередине одной из половин пространства (мы обсудим это позже).
Рис. 176. Хай-хэт панорамируется посередине левой половины.
Это также любопытно, поскольку реальный хай-хэт совсем не расположен слева так же, как и любой другой звук. Как бы то ни было, даже в случае очень плотного микса, хай-хэт все равно располагают смещенным в одну из сторон. Это тот самый случай, когда микс несет в себе «пространство». Между тем, в музыке house и хип-хоп хай-хэт не только помещают где угодно, он также движется во время звучания и даже иногда панорамируется с задержкой с левого края в правый.
ТОМА
Чтобы обеспечить максимально «живое» звучание, тома обычно полностью раскидывают слева направо и наоборот.
Рис. 177. Тома панорамируются слева направо.
Для обеспечения более «натурального» звучания, тома иногда панорамируют в точности с их расположением в ударной установке.
Рис. 178. Тома, панорамированные в соответствии с их расположением в ударной установке.
Напольный том обычно размещают сбоку. Тем не менее, иногда его помещают в середине – по тем же соображениям, что и бочку, и бас гитару.
Дискуссия по размещению томов поднимает интересный вопрос: должны ли тома размещаться в соответствии с точкой зрения барабанщика – или аудитории?
Рис. 179. Тома, панорамированные слева направо
Рис. 180. Тома, панорамированные справа налево.
Те, кто привыкли слушать живой звук, вряд ли будут в восторге от расположения томов слева направо, но многие инженеры панорамируют их именно так (как мы читаем). Если группа записывается вживую, или имитирует такую запись, тогда тома следует размещать по отношению к аудитории, т.е. справа налево – поскольку существует аудитория. Хотя, казалось бы, не имеет большого значения, как панорамируются барабаны в миксе, большинство людей остро чувствуют эту разницу, так что необходимо соответствовать предпочтениям людей, для которых вы работаете. Но может оказаться скучным размещать тома все время одинаково.
ТАРЕЛКИ (overheads)
Тарелки обычно записываются в стерео на два трека и затем равномерно распределяются направо и налево. Это обеспечивает максимальное разделение тарелок и распределение стерео образа. Конечно же, образ тарелок зависит от размещения микрофонов. Если вы поместите микрофоны так далеко, насколько это возможно, вы получите широкое распределение тарелок между динамиками. Кроме того, у вас есть большой шанс получить большой вычет фазы.
Рис. 181. Тарелки, распределенные справа налево.
Если вы поместите микрофоны рядом с друг другом, используя технику «Х», то получится меньшее распределение между динамиками. Кроме того, образ тарелок получится чище, так как не будет вычета фазы.
Рис. 182. Панорама тарелок при использовании техники записи «Х».
Чем ближе к тарелкам расположены микрофоны, тем чище и приближеннее получается образ между динамиками (поместите микрофон ближе к чему-либо и получите больше эффекта присутствия), но при этом тарелки будут звучать более остро, что может быть неплохо для рок-н-ролла.
УДАРНАЯ УСТАНОВКА КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
По истории звукозаписи любопытно проследить, как панорамировалась ударная установка. The Beatles помещали вокал – в один динамик, и всю остальную группу – в другой. Это было, конечно же, ошибкой. Это означало, что два трека должны были микшироваться в моно, и требовало большого мастерства от инженеров мастеринга. Многие джазовые группы также помещали ударную установку целиком в один динамик. Очевидным преимуществом такого подхода было то, что оставалось много места для остальной группы. Очевидным недостатком – то, что сводилось на нет разделение отдельных частей ударной установки.
Рис. 183. Микс с ударной установкой, панорамированной на одну сторону.
ЗАМЕТЬТЕ: Чтобы получить наиболее натуральное панорамирование ударной установки, попытайтесь сделать вот что: панорамируйте микрофоны тарелок полностью налево и направо и послушайте – где оказался каждый барабан в получившемся стереомиксе тарелок. После чего панорамируйте микрофон каждого отдельного барабана в точности в то место, где вы его услышали. Это позволит вам получить наиболее чистые образы, так как образ каждого барабана будет в точности там же, где он был в стереомиксе тарелок. Если же вы панорамируете барабан не точно – тогда вы распределите его образ между динамиками, он получится расплывчатым.
БАСГИТАРА
Образ бас гитары обычно панорамируется в середину, из-за своей величины, как и бочка.
Рис. 184. Панорамирование бас гитары.
В джазе и подобных музыкальных стилях бас гитару панорамируют немного в сторону. Кроме того, бас обычно панорамируют в сторону, если исполняется соло. В этом случае бас звучит гораздо ярче и выделяется. Когда бас звучит тускло, имеет смысл оставить ему больше места, разместив его немного в стороне.
ВОКАЛ
Стало уже чем-то вроде закона размещать лидер-вокал в середине. Большинство посчитает вас большим «новатором», если вы сделаете иначе. Но это может быть приемлемым, например, в случае, если песня – о поведении, выходящем за обычные рамки.
Если вокал записывается в стерео двумя микрофонами, даблтреком или с помощью временного эффекта, полученные треки распределяются равномерно налево и направо. Например, на 11:00 и на 01:00.
Рис. 185. Вокал, панорамированный на 11:00 и на 01:00.
Иногда их панорамируют на 10:00 и на 02:00. А иногда и вовсе до конца – налево и направо.
Рис. 186. Вокал, панорамированный на 10:00 и на 02:00.
БЭКВОКАЛ
Панорамирование бэквокала часто зависит от аранжировки вокала. Если есть только один бэк-вокал, он редко панорамируется в центр, поскольку он встретит на пути основной вокал. Вы можете сместить его немного в ту или иную сторону, но это сделает микс разбалансированным. Обычно, единственный бэквокал записывается в стерео двумя микрофонами, даблтреком или с помощью временного эффекта. Затем он панорамируется в стерео – таким образом получается сбалансированный микс.
Рис. 187. Единственный стерео бэквокал, панорамируемый на 11:00 и на 01:00 со «сгущением».
Если есть два бэ