Транспозиция (транспонирование).
Под транспозицией в принципе подразумевают любое изменение тональности, в частности модуляция, отклонение и сопоставление, но об этих типах смены тональности мы поговорим в следующем разделе. Наиболее же часто термин транспозиция ассоциируют как полный перенос всего произведения на другую высоту (в другую тональность). В данном контексте ещё используют глагол “транспонировать”. Далее поговорим об основных целях транспозиции.
а) Сменить регистр для облегчения тесситуры (диапазон звуков по высоте в мелодии киртана/бхаджана) исполнителя. Это означает, что необходимо подбирать тональность исполняемой вами мелодии (Харе Кришна) под свой голос: женский (контральто, меццо-сопрано, сопрано) или мужской (бас, баритон, тенор, контратенор). Причём при подборе тональности нужно отталкиваться не от тоники мелодии, а от крайней нижней октавы и ступени и крайней верхней октавы и ступени, которые достигает мелодия. Нижний и верхний “края” мелодии должны примерно совпадать с границами диапазона вашего голоса.
б) Подбор подходящей тональности под имеющийся в вашем распоряжении инструмент. Часто бывает, что клавиатура у вашей фисгармонии очень короткая и едва ли достигает ноты “Фа” высокой октавы. В таком случае следует либо быть избирательным в выборе мелодий, либо необходимо транспонировать её вниз.
в) Облегчить чтение нот. Часто бывает, что мелодия написана или сыграна в “трудной” тональности, имеющей от 5ти и выше знаков при ключе. Поэтому часто можно просто транспонировать мелодию на пол тона выше или ниже, чтобы получить гораздо меньше знаков. Например, тональность “До#-мажор” имеет 7 диезов. Если же произведение в “До#-мажоре” транспонировать на пол тона выше, получится “Ре-мажор” (2 диеза). Если же на пол тона ниже, то получится “До-мажор” (вообще без знаков).
Резонный вопрос: как это делается? Да, на начальном этапе освоения музыки транспонирование – дело кропотливое. Для этого необходимо вручную переносить и записывать каждую нотку на выбранный вами интервал. Например, если у вас на руках ноты мелодии в “Ре-мажоре” и вы хотите перенести её, скажем, в “Фа-мажор” (расстояние между “Ре” и “Фа” – полтора тона (м3), а также “Фа” – третья по счёту от “Ре”), то нужно переносить каждую нотку на полтора тона вверх, при этом учитывать изменение в названии ноты – название новой ноты в “Фа-мажоре” должно быть третьим по отношению к её аналогу в “Ре-мажоре”. Например, при переносе ноты Соль на полтора тона мы получаем “Си♭”, (не “Ля#”) так как “Си” – третья по имени нота после “Соль”. Для удобства транспонирования иногда пользуются таблицей
(см. Рис.20).
Рис.20 Таблица транспозиции.
Левая колонка указывает количество полутонов, на которое мы транспонируем тональность. В верхнем ряду даны основные тональности (все остальные – их производные). Вниз по колонке можно найти, какая тональность находится на расстоянии выбранного вами количества полутонов вверх. Этой таблицей можно пользоваться и в обратном направлении (снизу вверх) для определения тональностей на выбранного вами количества полутонов вниз (чуток смекалки, и вы разберётесь ;) ). Таблица также, естественным образом, подходит для определения каждой отдельной ноты. Единственная проблема – таблица не учитывает изменения в названиях нот. Здесь вам придётся немного включить сообразительность, а также воспользоваться описанной выше теорией. Да, а как же иначе...? :)
Существует также множество различных дигитальных нотных редакторов, куда можно вбить ноты, или даже наиграть их на клавиатуре, и двумя кликами транспонировать мелодию в какую-угодно тональность. Я пользуюсь для написания нот, транспонирования и многих других манипуляций с нотами профессиональным нотным редактором Sibelius. На мой взгляд, это очень удобная, многофункциональная, юзер-френдли программа.
Типы тональных соотношений.
NB! Под тональными соотношениями подразумевают различные виды смены тональности в пределах одного музыкального произведения. В основном, эти смены тональности основаны на смене гармонии (аккордов), о чём пойдёт речь уже в следующей (III) части сольфеджио. Эта часть здесь для галочки. Мне просто интересно было самому исследовать эту тему.
Тональный сдвиг.
Тональный сдвиг – это музыкальный приём, когда в определённый момент музыкального произведения музыканты, вдруг, сдвигают мелодию на определённый интервал (чаще всего тон (б2) или полутон (м2)) для достижения большего музыкального и эмоционального эффекта на публику.
Тональный сдвиг – это приём, который стоит взять на вооружение киртании. Вы наверно, обращали внимание, что некоторые киртании его уже успешно используют. Например, Б.Б. Говинда Свами часто в своих киртанах, в определённый момент, повышает мелодию сначала на пол тона, а затем, через время, ещё на пол тона. Найти пример на 1 тон. Этот приём даёт мощный эмоциональный заряд публике, а также даёт вам возможность перейти на более высокий тон, если изначальная тональность была слишком низкая.
1.7.1 Отклонение*.
Отклонение – это кратковременный переход в другую тональность в пределах одного произведения. При этом мелодия потом снова возвращается в изначальную тональность. В данном случае в слове “отклонение” нет негативного философского контекста. Отклонения характерны для мелодий Адити Дукхахи Прабху. Например, отклонение можно встретить во второй части мелодии “Расарадж” (на видео начиная с 1:36).
1.7.2 Модуляция*.
Модуляция – это полноценный переход в другую тональность без последующего возвращения в начальную тональность. При этом модуляция всегда осуществляется через переход, основанный либо на вышеупомянутом отклонении (редко) либо на связке общего (посредствующего) для обеих тональностей аккорда и модулирующего аккорда. Общий функционально принадлежит обеим тональностям, на стыке которых он находится, однако для этих тональностей он выполняет разную функцию. Модулирующий аккорд же не принадлежит предыдущей тональности, но образует вместе с общим аккордом гармоническую связку, свойственную функционально для последующей тональности. Эта связка как бы выявляет новую тональность. Как я и сказал, это я пишу для ознакомления. Более подробно об этом в следующей части, в разделе аккорды. Ярким примером модуляции является тот же “Расарадж” Адити Дукхахи Прабху (на видео 2:48), где через отклонение во второй части происходит плавный переход в третью часть с закреплением новой тональности, которая уже не сменяется до конца мелодии.
[Вышеописанная модуляция называется тональной модуляцией. Также существуют и другие виды модуляций. Например, есть ладовая модуляция, где происходит смена на одноимённую тональность с изменением наклонения лада – мажор на минор или наоборот. Также есть мелодическая модуляция, образующаяся с помощью одноголосной мелодической связки (не основана на гармонии)].
Сопоставление тональностей.
Сопоставление – это почти то же самое, что и модуляция, только оно осуществляется без всякой подготовки (без модулирующей связки). Оно образуется после цезуры (паузы, вздоха) между двумя музыкальными построениями. Этими построениями могут быть части музыкального произведения (классика, 3х-частная форма) или даже экспозиция, разработка и реприза в пределах одной части. Сопоставление иногда путают с тональным сдвигом, так как по определению тональный сдвиг очень схож с сопоставлением, но отличие в том, что сопоставление происходит на стыке 2х мелодически разных построений, тогда как сдвиг, как правило, сдвигает то же самое построение, но не обязательно.
1.8 Натуральные, гармонические и мелодические тональности*.
Эту тему я затрону лишь вкратце. Так эта тема ещё мной изучается. А также нам эта информация отчасти понадобится в разделе аккордов в следующей части. Ещё она может помочь больше понять "тяготение" нот. Но упомянуть об этом я решил здесь, так как это касается темы тональности.
NB! Прежде чем начать эту тему, необходимо обратить внимание на то, что знаки при ключе ставятся только в соответствии с натуральным видом той или иной тональности. Все модификации со ступенями в нижеописанных видах мажора и минора вводятся только с применением дополнительных знаков альтерации.