Длительности и паузы с точкой

Длительности и паузы с точкой - student2.ru

Рис.27 Длительности и паузы с точкой. Одна длительность с точкой длится в полтора раза дольше соответствующей длительности без точки.

Длительность с точкой тянется в полтора раза дольше, чем её аналог без точки. То есть, как видно по рисунку, к примеру, половинная с точкой равна по длительности одной половинной и одной четверти, а четверть с точкой равна по длительности одной четверти и одной восьмой. Длительности с точкой чаще всего используются в комбинации, например: четверть с точкой и восьмая (что в сумме по длительности будет равно одной половинной или двум четвертным нотам). Существуют также и паузы с точкой; они подчиняются тем же ритмическим законам.

Длительности с двумя точками

Длительности и паузы с точкой - student2.ru

Рис.28 Длительности и паузы с двумя точками. Одна длительность с двумя точками длится в одну целую
и три четвёртых дольше, чем её обычный аналог.

Здесь математика немножко посложнее, но принцип аналогичный. Эта вещь здесь для справки; на практике она встречается редко. Так что, если лень ломать голову, то и не надо.

Залигованные длительности

Длительности и паузы с точкой - student2.ru

Рис.29 Залигованные длительности.

Округлая чёрточка, соединяющая ноты, называется лигой. Одно из значений лиги заключается в том, что она соединяет две ноты в одну. Например, если соединить лигой одну половинную и одну четверть (см. Рис.29), то получится нота, равная по длительности половинной с точкой или трём четвертям. Такое обозначение вместо половинной с точкой может быть необходимо, например, если длинная нота приходится на пересечение 2х тактов (о тактах позже), тогда разумно разделить ноту на 2 более коротких ноты и соединить их лигой.

Триоли

Длительности и паузы с точкой - student2.ru

Рис.30 Триоль. Одна целая нота равна по длительности трём триольным половинным нотам (или
двум обычным). Одна половинная равна трём триольным четвертям и т.д.

Триоль – это обособленная группа из трёх нот, которая равна по времени звучания двум обычным длительностям того же порядка, например, три триольных восьмых равны по времени звучания двум обычным восьмым или одной четверти (см. Рис.30). Это особый вид полиритмического деления. [Для справки: (Это здесь чисто для того, чтобы было. Многим будет сложно понять, да, собственно, и не актуально!!!) Выделяют также дуоль (группа из двух нот, где, к примеру, одна четверть с точкой равна двум дуольным восьмым), квартоль (группа из четырёх нот, где, к примеру, одна четверть с точкой равна четырём квартольным восьмым), квинтоль (группа из пяти нот, где, к примеру, одна четверть равна пяти квинтольным шестнадцатым), септоль (группа из семи нот, где, к примеру, одна четверть равна пяти септольным шестнадцатым) и т.д. (см. Рис.31-32)]

Длительности и паузы с точкой - student2.ru

Рис.31 Дуоль, триоль и квартоль.

Длительности и паузы с точкой - student2.ru

Рис.32 Триоль, квинтоль, секстоль и септоль по отношению к четверти.

Попробую объяснить и проиллюстрировать триоль поподробднее (см. Рис.33-34).

Длительности и паузы с точкой - student2.ru

Рис.33 Половинные триоли относительно целых и обычных половинных нот.

Стрелочка вправо на обоих рисунках обозначает шкалу времени. Если, к примеру, представить, что целая нота длится одну целую секунду, то половинные будут длиться по половине секунды (1/2 с), а половинные триоли, соответственно,- по одной трети (1/3 с) секунды.

Длительности и паузы с точкой - student2.ru

Рис.34 Восьмые триоли относительно четвертных и обычных восьмых нот.

Если же одна четвертная нота длится четверть секунды (1/4 с), то восьмая нота будет длиться одну восьмую часть секунды (1/8 с), а восьмые триоли, соответственно, – по одной трети от одной четверти секунды, то есть (1/3)*(1/4)=1/12 (с), то есть, по одной двенадцатой секунды.

Это, к примеру, как если взять целый шарик ладу (целая нота), разделить его на 2 части (2 половинные), а потом снова соединить воедино, и теперь разделить его на три части (3 половинные триоли). По количеству, вроде, столько же, но уже не один кусок, а три. Так же и с ритмом, только здесь не кусочек ладу, а кусочек времени :).

Интервалы.

Знание интервалов имеет для музыканта принципиально важное значение, так как оно помогает чётко различать ноты между собой, составляет основу музыкального слуха, чистого пения и является фундаментом для самостоятельного подбора музыки. Как уже говорилось в разделе 1.2, музыкальные звуки на практике различаются главным образом не собственной индивидуальной частотой (высотой), а тем, как они звучат друг относительно друга. [Способность идентифицировать ноты по их фиксированной высоте называется абсолютным слухом, что является крайне редким явлением, даже среди профессиональных музыкантов.] Тема интервалов заслуживает более подробного описания, поэтому я её дополню в III части сольфеджио.



Наши рекомендации