Физкультурные минуты (паузы) на уроках

Физкультурные минуты относятся к форме активного отдыха при умственной деятельности детей на уроках и при самоподготовке. Основная цель физкультурных минут: уменьшить утомление, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать внимание учащих­ся, повысить способность к восприятию учебного материала.

При составлении комплекса упражнений для физкуль­турных минут упражнения располагаются последователь­но, в зависимости от механизма их воздействия на орга­низм. С учетом этого соблюдается очередность их выпол­нения:

· первым проводится одно упражнение в потягивании, которое выпрямляет позвоночник и растягивает мышцы, находящиеся в напряжении при сохранении рабочей позы; такое упражнение также способствует улучшению венти­ляции легких и ликвидации застойных явлений в тазовых органах;

· одно упражнение для вовлечения в работу групп мышц плечевого пояса при движениях рук в различных сочетаниях;

· одно упражнение для мышц туловища и ног (полу­наклоны, полувыпады, полуприседания и т. д.) в комби­нации с движениями рук;

· одно упражнение на растягивание групп мышц, несущих основную нагрузку в процессе учебной деятель­ности;

· одно упражнение на внимание (асимметричные дви­жения рук, выполнение по словесному описанию и т. д.).

· После выполнения перечисленных упражнений уча­щиеся принимают положение правильной осанки и удер­живают ее 5—б секунд.

Физкультурные минуты проводятся стоя возле куше­ток или парт. Для младших школьников физкультурные минуты на уроке выполняются между 15-й и 20-й, а стар­ших 20—25-й минутами. Продолжительность проведения их 1,5—2 минуты. Во время контрольных работ и сочи­нений они не проводятся.

Смена комплексов физкультурных минут осуществ­ляется не реже одного раза в две недели или они заменяют­ся по одному упражнению в неделю. Ответственные за составление комплексов упражнений физкультурных ми­нут — инструкторы ЛФК, закрепленные за классами. Им выделяется методическое время для составления комплек­сов и разучивания их с педагогами, ведущими уроки, или учениками, показывающими упражнения. Для этой цели из класса выделяется один из учеников.

Педагог, ведущий урок, дает сигнал к началу проведе­ния физкультурных минут. Предварительно класс провет­ривается. В зимний период для его аэрации открываются форточки, а в летний — окна. По команде преподавателя учащиеся прекращают занятия, встают, расстегивают воротнички, ослабляют пояса и выполняют упражнения.

НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ

В интернатных лечебно-учебных учреждениях в те­чение учебного года проводится неделя здоровья. Главная цель мероприятий, проводимых в период недели здоровья, — приобщение учащихся, больных сколиозом, к знанию и умению сохранять и укреплять свое здоровье. В содержа­ние плана мероприятий недели здоровья включаются:

· различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий;

· формы и методы предупреждения наиболее распрост­раненных заболеваний;

· формы гигиенического воспитания учащихся и про­паганда здорового образа жизни.

Мероприятия проводятся в торжественной, празднич­ной обстановке и носят развлекательный характер.

В число физкультурно-оздоровительных мер входят: различные формы подвижных игр, соревнования, эстафе­ты; выявление победителей на лучшее выполнение спе­циальных корригирующих упражнений лечебной гимнастки, лечебного плавания, подвижных игр лечебной на­правленности; проведение праздников на воде.

В неделе здоровья наглядно пропагандируются формы и методы предупреждения заболеваний и гигиенического воспитания детей. С этой же целью выпускаются санитар­ные бюллетени, проводятся викторины и инсценировки, освещающие эти формы и методы. Просматриваются видеотеки, слушаются выступления и лекции врачей, а так­же беседы среднего медперсонала по актуальной тематике. Особое внимание уделяется борьбе с вредными привычками (курение, алкоголь, наркотики). Освещаются вопросы нравственно-полового воспитания и профилактики венери­ческих заболеваний и СПИДа, организуются посещения центров здоровья, музеев и выставок.

Проводятся рейды учащихся с целью обследования са­нитарного и гигиенического состояния отдельных объектов санаторной школы-интерната. Результаты такой работы освещаются в настенной печати.

Конкретные сроки проведения недели здоровья уста­навливаются каждой санаторной школой-интернатом в отдельности. Они зависят от местных условий, наличия лечебно-оздоровительной базы и других факторов. Такие недели организуются для всех классов одновременно. Продолжительность запланированных ежедневных меро­приятий в неделе здоровья не должна превышать 2 часов для I—III классов, 3 — для IV—VII и 4 часов для VIII—X классов. При подготовке и проведении недели здоровья администрация привлекает к этой работе весь педагоги­ческий и медицинский персонал. Физкультурно-оздоро­вительные мероприятия проводят инструкторы ЛФК. Они готовят судейство, команды, знаки и другие средства. К этой работе в качестве судей также привлекаются препо­даватели, свободные от классного руководства. Воспита­тели обеспечивают подготовку детей к мероприятиям, орга­низуют их присутствие. Успешное проведение недели здоровья во многом зависит от участия всех работников санаторной школы-интерната и умелого взаимодействия ответственных лиц.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА И РАЗГРУЗКИ ПОЗВОНОЧНИКА

Двигательный режим. При комплексном консерва­тивном лечении детей и подростков, больных сколиозом, в условиях стационаров, санаториев и санаторных школ-интернатов и при амбулаторном лечении составной частью терапии этого заболевания является оптимальный распо­рядок дня ребенка и лечебно-охранительный режим. А это не только режим разгрузки позвоночника, но и двига­тельный режим больного, поскольку искривление позво­ночника характеризуется нарушением его опорной и дина­мической функции.

В частности, причиной таких нарушений являются патологические изменения в костно-хрящевых и связочно-мышечных соединительно-тканных структурах позвоноч­ника, особенно в его дугах искривления.

Важно знать, что при выполнении отдельных дви­гательных актов и не показанных физических упражнений на дуги искривления позвоночника оказывается чрезмер­ная нагрузка, не адекватная их опорным возможностям. Ряд производимых движений по своей структуре может совпадать с направлением дуг искривлений и торсией поз­вонков в ту же сторону, что и движение. Это усиливает дуги искривления и торсию в момент выполнения двига­тельного акта.

При боковом отклонении позвоночника в положении сгибания в грудном отделе происходит ротация тел позвон­ков в направлении выпуклости сколиоза, а в положении разгибания и лордоза — в направлении вогнутости. Чрез­мерные опорные нагрузки, вызывающие большое давление на ростковые зоны позвонков в дугах искривления, приво­дят к микротравмам и растяжению неполноценных соеди­нительно-тканных структур и усиливают асимметричное давление на зоны роста. Все это в общей сложности ведет к снижению стабильности сколиоза и способствует его прогрессированию.

Исходя из этих предпосылок, для детей, больных ско­лиозом, необходимо создавать особые условия двигатель­ного режима, исключающие те движения, которые несовместимы со степенью искривления позвоночника. Поэ­тому в процессе учебно-воспитательной деятельности воспитателям, инструкторам, преподавателям вменяется в обязанности обеспечение правильного двигательного режима детей: необходимо не допускать в двигательном поведении детей целый ряд недозволенных движений. Такая работа ведется под методическим руководством врачей-ортопедов,

В частности, педагоги не должны разрешать детям прыжки в длину, высоту, с высоты (соскоки, подскоки). При движениях не допускаются глубокие наклоны туло­вища в сторону и вперед до пола. Исключаются вращения туловища и таза вокруг вертикальной оси. В структуре двигательного поведения на прогулках и переменах между уроками ограничивается быстрый бег. Запрещаются прыж­ки через скакалку, вращение тазом различного рода кру­гами, подскоки на одной ноге при игре в "классики".

Для уменьшения опорной нагрузки на позвоночник не рекомендуется ношение тяжести на голове, плечевом поясе и в руках свыше 3—4 кг. Во время игр на открытых спортивных площадках исключаются чистые висы на турнике и полувисы на гимнастической лестнице.

В двигательном режиме детей запрещаются занятия не показанными видами спорта, которые могут увели­чивать мобильность позвоночника, оказывают чрезмерную статическую нагрузку на него и не способствуют стабиль­ному течению сколиоза. Учитывая эти положения, для больных сколиозом исключаются занятия легкой и тяже­лой атлетикой в период роста скелета, а также тяжелой атлетикой, дальним туризмом, акробатикой, фигурным катанием, определенными видами спортивного плавания. Лечебное плавание проводится стилем брасс на спине и животе по назначению врача ЛФК. Противопоказаны редрессирующие приемы мануальной терапии.

Исходя из того что деформация позвоночника снижает его опорную и двигательную способность вследствие непол­ноценности связочно-мышечного и костно-хрящевого аппа­ратов, больным сколиозом в зависимости от степени тяжес­ти заболевания в общем комплексе лечения назначается щадяще-двигательный режим.

Опыт работы показывает, что эффективность консер­вативной терапии сколиоза может зависеть от продуман­ного лечащим врачом оптимального сочетания методов активной и пассивной коррекции сколиоза и лечебно-охранительных режимов.

При планировании прогулок с различной оздоровитель­ной целью (пребывание на свежем воздухе, подвижные игры, трудовые занятия, экскурсии) необходимо следить за двигательным режимом детей. Педагоги и медицинские работники санаторной школы-интерната систематически инструктируют родителей о соблюдении двигательного ре­жима детьми дома в каникулярный период, разъясняют им, какие движения не показаны при прогрессирующих формах сколиоза. В частности, это подводные вытяжения позвоночника и другие виды вытяжений, а также редрессирующие приемы мануальной терапии. При прогрес­сирующих сколиозах не показаны спортивные виды плава­ния в водных бассейнах там, где не применяются методики лечебного плавания при сколиозах. К лечебному плава­нию, применяемому изолированно, без комплекса других средств лечения, в случаях бурно прогрессирующих ско­лиозов следует подходить с большой осторожностью, пока не наступит стабилизация.

Режим разгрузки позвоночника. Под режимом раз­грузки позвоночника понимают применение мер освобож­дения его от статической нагрузки путем использования положения тела лежа. Режим разгрузки позвоночника и двигательный режим являются обязательными компонен­тами консервативного ортопедического лечения при ско­лиозе. Такой режим воздействует на сколиоз совокупностью таких лечебных факторов:

· при разгрузке позвоночника устраняется статическая нагрузка на позвонки и, следовательно, давление на них, которое имеет место в ортоградном положении тела;

· в положении лежа исключаются опорная и динами­ческая функции позвоночника и особенно в его наиболее слабом звене — дугах искривления при торсии позвонков, лежащих в них;

· в момент разгрузки позвоночника прекращается па­тологическое воздействие фактора асимметричного дав­ления на ростковые зоны позвонков, особенно со стороны вогнутости сколиоза; это способствует замедлению образо­вания клиновидности позвонков, расположенных в верши­нах дуг искривления позвоночника;

· в положении разгрузки позвоночника мышцы туло­вища расслабляются, что улучшает их трофику по сравне­нию с ортоградным положением тела, когда они находятся в статическом напряжении;

· положение лежа создает условия для выравнивания дуг искривления при нефиксированных сколиозах, так как уменьшается сцепление позвонков между собой в связи с устранением статического фактора;

· при разгрузке позвоночника создаются лучшие усло­вия для активной и пассивной коррекции сколиоза, по­скольку разгрузка увеличивает свободу движений поз­вонков.

При нахождении больного сколиозом в горизонтальном положении или ношении функционального корсета с головодержателем происходит полная разгрузка позвоночника от тяжести тела, в результате вдвое снижается внутридисковое давление на ростковые зоны межпозвоночного хря­ща по сравнению с таковым в вертикальном положении стоя и сидя. Кроме того, в горизонтальном положении тела предупреждается эпифизеолиз межпозвоночного хря­ща, который является первичным звеном торсии позвон­ков. Перечисленные биомеханические разгрузки позво­ночника служат мерой предупреждения не только раз­вития сколиоза, но и дальнейшего его прогрессирования.

Следует учитывать, что глубокие наклоны корпуса впе­ред, в сторону, а также ротационные движения позвонков вокруг вертикальной оси повышают внутридисковое давле­ние и сопровождаются интенсивным натяжением фиброз­ных тканей. Эти движения корпуса снижают устойчивость сколиотического позвоночника и не способствуют его ста­бильности. Их необходимо исключать из индивидуального комплекса упражнений и двигательного режима больного.

Отмеченная лечебная ценность режима разгрузки позвоночника диктует необходимость обязательного его проведения на занятиях в классах и при самоподготовке. Все дети со сколиозом I, II, III и IV степеней, которые лечатся с санаторных школах-интернатах, должны зани­маться в положении лежа на специальных кушетках вместо парт. На уроках устного изложения учебного материала дети лежат на спине, а письменного — на груди.

Режим разгрузки позвоночника продолжается и во внеурочное время: в период дневного отдыха и ночного сна на твердой основе кровати. Целесообразно разгрузку позвоночника сочетать с пассивной коррекцией сколиоза, применяя корригирующие позы и укладки. В распорядке дня санаторной школы-интерната следует предусматривать пребывание детей в положении разгрузки позвоночника большую часть суток, а в ортоградном положении — не более 4—5 часов.

Учитывая, что положение лежа на груди физиоло­гически менее выгодно для организма детей, чем лежа на спине, преподаватели, ведущие уроки, обязаны четко регулировать смену положения тела учащихся на устных и письменных уроках. При наличии кушеток с откидной спинкой устные уроки могут проводиться полулежа на спине с опорой на нее. Правильное соблюдение режима разгрузки позвоночника детьми, больными сколиозом, контролируется преподавателями, инструкторами ЛФК и воспитателями под методическим руководством врачей-ортопедов.

В заключение следует подчеркнуть, что режим разгруз­ки позвоночника надо рассматривать как ведущее звено в консервативном лечении сколиоза.

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

урока на 3-ю неделю занятий подготовительного периода лечения, V класс

ЗАДАЧИ

1. Адаптация организма к физическим нагрузкам в подготовительном периоде лечения.

2. Ознакомление детей с дефектами сколиоза и осанки у зеркала. Самокоррекция для выработки правильного держания тела.

3. Обучение правильным исходным положениям. Разу­чивание элементарных вводных и подготовительных обще­укрепляющих симметричных упражнений.

4. Овладение грудным, брюшным и полным дыханием.

Содержание урока в недельном цикле занятий Распределение времени, мин Методические указания
Вводная часть
1. Организация урока, по­становка задач, сообщение теоретических сведений, обучение подсчету пульса 1—2 Сидя в положении правильной осан­ки
2. Подготовка организма к физическим нагрузкам. Разновидности ходьбы в ^ сочетании с динамическим дыханием При ходьбе голову и туловище держать прямо, плечи раз­вернуть назад, жи­вот не опускать, сохранять правиль­ную осанку
3. Продолжение разучива­ния упражнений на само­коррекцию и воспитание осанки у зеркала, у стены и путем сигналов инструк­тора в ходе урока 2—3   Инструктор ЛФК указывает на де­фекты сколиоза и осанки, а также показывает спосо­бы их коррекции  
Основная часть
1. Продолжение разучива­ния правильных исходных положений, а также эле­ментарных вводных и под­готовительных общеукрепляющих симметричных упражнений. Постепенное усложнение координации движений. Освоение эле­ментов расслабления мышц 12-15 При поясничных и грудных гиперлордо­зах избегать проги­баний позвоночника в грудном и пояснич­ном отделах  
2. Начало освоения эле­ментарных активно вытя­гивающих позвоночник упражнений в исходных положениях лежа и стоя 3—4   Стимулировать сиг­налами инструктора волевое напряжение мышц туловища, рук и ног до предела для активного вытяже­ния позвоночника  
3. Продолжение обучению грудному, диафрагмальному и полному дыханию; начало разучивания стати­ческого дыхания б—7 Обращать внимание на полноту экскур­сий грудной клетки и колебания передней брюшной стенки, а также на различия в продолжительности вдоха и выдоха  
4. Разучивание упражне­ний, развивающих рав­новесие при балансировании в исходных положе­ниях стоя и в ходьбе на широкой площади опоры у зеркала 2 - 3 Добиваться прямого положения головы и туловища; избегать боковых наклонов туловища, увеличи­вающих изгибы поз­воночника
Заключительная часть  
1. Снижение физической нагрузки на организм; спо­койная ходьба с дыханием: 3 шага — вдох, 4 шага — выдох   2—3   Ходьба и движения рук при остановках выполняются с сох­ранением правильной осанки  
2. Ходьба на месте, по сиг­налу — остановка с каким-нибудь асимметричным положением рук   2—3   Следить за ошибками занимающихся и уст­ранять их  

Приложение 2

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

урока на 4-ю неделю занятий основного периода лечения, V класс

ЗАДАЧИ

1. Воспитание и закрепление навыков правильной осан­ки в самокоррекции и самовытяжении.

2. Тренировка силовой выносливости мышц спины и живота.

3. Вытягивание позвоночника по продольной оси воле­вым напряжением мышц.

4. Восстановление механизмов внешнего дыхания.

5. Асимметричная тренировка подвздошно-поясничной мышцы на стороне вогнутости грудопоясничного сколиоза.

6. Специальная коррекция и деторсия искривления позвоночника.

Содержание урока на неделю Распределение времени, мин Методические указания
Вводная часть  
1. Организация урока, сооб­щение теоретических сведе­ний, подсчет пульса   1—2 Сидя в положении правильной осанки
2. Упражнения на коорди­нацию с движениями рук и ног, стоя и в ходьбе, с дина­мическим дыханием и вы­тягиванием позвоночника   2—3 Сохранять правиль­ную осанку, следить за полной амплитудой движений рук при динамическом ды­хании  
3. Упражнения для про­филактики плоскостопия Голова, туловище и ноги находятся на одной прямой линии  
Основная часть
1. Упражнения для вос­питания силовой выносливости различных мышеч­ных групп туловища, без предметов и с предметами для отягощения, в сочета­нии с дыхательными и на расслабление   При поясничном ги­перлордозе и грудном лордосколиозе избегать прогибания позвоночни­ка в этих отделах  
2. Упражнения, избира­тельно укрепляющие мыш­цы спины на стороне вы­пуклости грудного пояс­ничного сколиоза, симмет­ричные с асимметричным отягощением в сочетании с дыхательными   Обращать внимание на величину дозировки отя­гощения грузами руки или ноги при асиммет­ричном отягощении  
3. Упражнения, тренирую­щие подвздошно-поясничную мышцу на стороне вогнутости грудопоясничного сколиоза с отягоще­нием по схеме   Строго соблюдать дина­мический и статический виды тренировки по схе­ме  
4. Специальные упраж­нения для коррекции ос­новных дуг искривления позвоночника, основанные на изменении линии пле­чевого и тазового поясов в сочетании с расслабляю­щими и дыхательными уп­ражнениями   Следить за правильными исходными положения­ми, а также за левосто­ронней или правосторон­ней направленностью корригируемых дуг иск­ривления позвоночника  
Заключительная часть    
1. Упражнения на равно­весие с балансированием стоя у зеркала на меди-цинболах с предметами на голове Учитывать площадь ши­рокой или узкой опоры, сложность координации движений, исходя из воз­раста и физических воз­можностей детей
2. Специальные динами­ческие дыхательные и корригирующие упраж­нения стоя у зеркала Контролировать правиль­ность исходных положе­ний, полноту амплитуды движений руками или ногами  
3. Ходьба по кругу, стати­ческие дыхательные уп­ражнения  
4. Подсчет пульса, уход из зала    

ЛИТЕРАТУРА

Альтерман Б. И. Лечебное плавание в комплексной консервативной терапии сколиоза в условиях специализи­рованной школы-интерната //Сколиоз: Материалы Все-союз. симпоз. М., 1974. С. 86—87.

Баранцев С. А., Беруцин Г. В., Довгаль Г. И. Физкуль­турно-оздоровительная работа в школе /Под ред. А. М. Шле-мина. М., 1988.

Белозерова Р. Н. Дифференцированный подход к ле­чению сколиоза физическими упражнениями: Материалы Всесоюз. симпоз. по сколиозу. М., 1984. С. 108—110.

Беленький В. Б., Овчинникова К. Б., Смайльс С. С. Влияние асимметричной нагрузки на позвоночник: Сб. тру­дов: НИИ протезирования и протезостроения. М., 1973. — Вып. 30. С. 108—114.

Бобровникова 3. П. Школа-интернат для детей, боль­ных сколиозом, — новый тип лечебно-учебного заведения // Сколиоз: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1974. С. 63—70.

Беляева Л. В., Короткое И. М. Подвижные игры. М., 1982.

Вайнруб Е. М., Волощук А. С. Гигиенические вопросы рациональной организации обучения детей, больных ско­лиозом, в специализированных школах-интернатах //Ги­гиена и санитария. Киев, 1977. № 2. С. 44—48.

Воронович И. Р., Казарин О. С. Опыт организации ле­чения сколиоза в условиях специализированной школы-интерната //Ортопедия, травмотология и протезирование. 1972. № 10. С. 82—84.

Гукасова А. М. Лечебная физкультура в комплексном лечении сколиоза: Метод, рекоменд. М., 1985.

Делов В. И. Кинематические параметры позвоночника в норме и при сколиозе //Сколиоз: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1974. С. 57.

Деметрию М. Эффективность специальных физических упражнений и корригирующей гимнастики при наруше­нии осанки и сколиозе I—II степеней: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1989.

Дудин М. Р., Синицкий Ю. Ф., Садофьева В. И., Оси­пов И. С. Анатомо-функциональная характеристика идиопатического сколиоза с доброкачественным течением // Ортопедия, травмотология и протезирование. 1983. № 12. С. 40—43.

Зайцева Г. А. Дифференцированный подход к студен­там с нарушениями осанки в учебно-тренировочном про­цессе по физическому воспитанию: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1992.

Ильясевич И. А. Стимуляционная эдектромиография мышц туловища у детей и характеристика эффекта элект-ростимуляционной коррекции искривления позвоночника: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Мн., 1984.

Казарин О. С. Организация лечения детей, больных сколиозом, в условиях специализированной школы-интер­ната: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Мн., 1974.

Казарин О. С. Состояние продольного свода стопы у детей, больных сколиозом //Ортопедия, травматология и протезирование. 1989. № 9. С. 43—44.

Каптелин А. Ф. Лечебная физическая культура в систе­ме медицинской реабилитации /Под ред. А. Ф. Каптелина и И. П. Лебедевой. — М.: Медицина, 1995.

Каптелин А. Ф. Некоторые особенности комплексного консервативного лечения детей с декомпенсированной фор­мой сколиоза //Сколиоз: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1974. С. 77—81.

Каптелин А. Ф., Коростелева И. Г. Функциональное лечение больных с неблагоприятно протекающим сколио­зом //Актуальные вопросы профилактики и лечения ско­лиоза у детей: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1984.

Капланский В. Е. Игровые упражнения и игры на лыжах //Физическая культура в школе. М., 1981. № 12.

Кашин А. Д. Особенности функционально-восстанови­тельного лечения детей, больных сколиозом, в специали­зированной школе-интернате: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Мн., 1973.

Кашин А. Д. Разработка форм организации и содержа­ния врачебного контроля за учебно-тренировочным процес­сом в физкультурно-оздоровительных комбинатах //Ин-форм. листок: БелНИИ научно-технической информации и технико-экономических исследований Госплана БССР. 1982. № 084.

Кашин А. Д. Изменение функции внешнего дыхания у больных сколиозом под влиянием консервативного лече­ния //Современные проблемы биохимии дыхания: Мате­риалы Второй всесоюз. конф. Иваново, 1971. С. 283— 284.

Кашин А. Д. Показатели пневмотонометрии при лече­нии сколиоза у школьников //Вопр. курортологии, физио­терапии и лечебной физкультуры. 1971. № 2. С. 164— 167.

Кашин А. Д., Кудрицкий В. И. Оценка эффективности урока ЛФК у школьников, больных сколиозом //Здраво­охранение Белоруссии. 1971. № 6. С. 67—70.

Кашин А. Д. Состояние тонуса мышц спины у школь­ников в период лечения сколиоза //Здравоохранение Бело­руссии. 1971. № 12. С. 25—27.

Кашин А. Д., Овсянников В. В. Влияние восстановитель­ной терапии на состояние сердечно-сосудистой системы у школьников со сколиозом: Материалы Республиканской науч. конф. по проблеме "Тренированность и сердечно-сосу­дистая система". Мн., 1972. С. 86—89.

Кашин А. Д., Кудрицкий В. И. Развитие приспособи­тельных реакций у школьников в период лечения сколиоза в специализированной школе-интернате //Материалы III науч. конф. молодых ученых по вопросам травматологии и ортопедии. М., 1969. С. 51—53.

Кашин А. Д. , Молотков Ю. Н. Кушетка для больных сколиозом: А. с. 245993 (СССР) //Бюл. изобрет. 1969. № 20.

Кашин А. Д., Молотков Ю. Н. Режим разгрузки позво­ночника у детей со сколиозом в специализированной школе-интернате //Материалы II съезда ортопедов-травматологов Белоруссии. Мн., 1972.

Кашин А. Д. Организация амбулаторного лечения ско­лиоза у детей //Здравоохранение Белоруссии. 1967. № 5. С. 76—78.

Кашин А. Д., Суслов Л. К., Соколов В. Н., Качан В. А.

Организация физических методов лечения детей, больных сколиозом, в условиях санаторно-лееной школы //Мате­риалы III республик, науч.- практ. конф. по врачебному контролю и лечебной физкультуре. Мн., 1966. С. 82—85.

Кон И. И. Лечение и обучение детей, больных сколио­зом, в специализированных школах-интернатах: Метод, рекоменд. М., 1989.

Кон И. И., Назарова Р. Д. Подвздошно-поясничная мышца и сколиоз //Сколиоз: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1974. С. 26—34.

Кон И. И., Бахтин Б. Н., Соловьев В. С. Ростовой про­цесс и половое созревание девочек, страдающих диспласти-ческим сколиозом //Ортопедия, травматология и протези­рование. 1989. № 1. С. 39—43.

Кудрицкий В. И., Кашин А. Д. Использование подвиж­ных игр в специализированной школе-интернате в качестве варианта корригирующей гимнастики: Материалы науч.-методич. республ. конф. по физич. воспит. в высших учеб­ных заведениях БССР. Мн., 1969. С. 88—89.

Лебедева Н. Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников //Гигиенические основы физического воспитания. Мн., 1979.

Лихварь А. Т., Яковлев И. С., Бабич Ф. И., Улещен-ко В. А. Адаптационно-компенсаторные изменения при ско­лиозе //Сколиоз: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1973. С. 173—178.

Минина Р. М., Кашин А. Д., Казарин О. С. Новая форма организации лечения детей со сколиозом в условиях спе­циализированных школ-интернатов: Материалы VI съезда хирургов Белоруссии. Мн., 1969.

Минина Р. М., Крюк А. С., Кашин А. Д. Организация раннего выявления и лечения искривлений позвоночника у детей //Материалы II Всесоюз. съезда травматологов-ортопедов СССР. М., 1969. С. 30—32.

Мовшович И. А. Основы патогенеза и принципы лече­ния сколиоза //Актуальные вопросы профилактики и лече­ния сколиоза у детей: Материалы Всесоюз. симпоз. М., 1984. С. 9—13.

Мовшович И. А., Риц И. А. Рентгенодиагностика и принципы лечения сколиоза. М., 1969.

Мошков В. Н. Активная коррекция деформации позво­ночника и плоскостопия у детей и подростков. М., 1949.

Нидерштрат Б. М. Биомеханическое обоснование средств физкулы .т>ы и спорта для профилактики и лечения сколио­зов //Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. Харьков, 1979. С. 133—135.

Егоров Г. Е. Асимметричная нагрузка при занятиях спортом, как фактор, способствующий развитию сколиоза и нарушений осанки //Теория и практика физической куль­туры. 1992. № 9.

Осепян В. Н. Особенности анатомо-функционального состояния позвоночника при нарушениях осанки во фрон­тальной плоскости и начальных форм сколиоза: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Л., 1988.

Рейзман А. М., Богров Ф. И. Лечебная гимнастика при сколиозе. М.: Медгиз, 1963.

Рейзман А. М., Богров Ф. И. Деторсионные упражнения в комплексе лечебной гимнастики при сколиозе. М.: Мед­гиз, 1960.

Стрельников Г. В., Кочетков А. Г., Вазин А. Н. Морфо­логические проявления адаптации некоторых органов и систем при воздействии индивидуально дозированных фи­зических нагрузок //Материалы VIII Всесоюз. съезда ана­томов, гигиенистов, эмбриологов. Ташкент, 1979. С. 353— 356.

Шалатонина О. И. Электромиографическая харак­теристика деятельности дыхательной и нервно-мышечной систем у здоровых и больных сколиозом детей: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Мн., 1974.

Шалатонина О. И. Применение электромиографии в диагностике и контроле лечения детей, больных сколиозом: Метод, рекоменд. Мн., 1976.

Шорин А. А., Попова Т. И., Чухарева А. А., Старце-ва Е. П. Методика комплексного лечения сколиоза в отделе­нии лечебной физкультуры при сколиозе. Омск, 1990.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ...........................................

Общие положения......................................

Цели и задачи лечебной физической культуры............

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ

Глава 1. Организационные требования к занятиям лечебной физической культурой

Специальное обследование............................

Комплектование учебных групп.......................

Формы организации занятий лечебной физической культурой...........................................

Планирование занятий лечебной физической культурой. ...

Уроки лечебной физической культуры.................

Взаимосвязь в работе врача и инструктора ЛФК........

Работа с родителями.................................

Глава 2, Основные задачи лечебной гимнастики по периодам лечения в учебном году

Подготовительный период лечения....................

Основной период лечения.............................

Заключительный период лечения......................

Задачи активной коррекции нарушений осанки........

Глава 3. Методические требования к лечебному применению симметричных общеукрепляющих упражнений....................................

Глава 4. Методические требования к лечебному применению специальных асимметричных корригирующих упражнений...................................

ПРОГРАММЫ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ

Глава 5. Симметричные общеукрепляющие упражнения

I—IV классы........................................

V—VII классы.......................................

VIII—X классы......................................

Глава 6. Специальные корригирующие асимметричные и деторсионные упражнения (I—X классы)

Самокоррекция у зеркала дефектов опорно-двигательного аппарата при сколиозе...............................

Специальные упражнения при верхнегрудном сколиозе

Специальные упражнения при средне- и нижнегрудном сколиозе............................................

Специальные упражнения при грудопоясничном и поясничном сколиозах.............................

Специальные упражнения при комбинированном сколиозе...........................................

Деторсионные упражнения...........................

Особенности применения упражнений при врожденных деформациях позвоночника..........................

Специальные дыхательные упражнения

Глава 7. Специальные упражнения, корригирующие сагиттальные изгибы позвоночника при нарушениях осанки (I—X классы)

Специальные упражнения, корригирующие грудной кифоз, круглую и кругловогнутую спины.............

Специальные упражнения при поясничном гиперлордозе.......................................

Специальные упражнения для увеличения уменьшен­ного угла наклона таза при плоской спине и форми­рования нормального физиологического поясничного лордоза............................................

Специальные корригирующие упражнения при грудном лордозе и плоской спине.............................

Упражнения при нарушении осанки во фронтальной плоскости..........................................

Специальные корригирующие позы и укладки.........

Глава 8. Специальные упражнения при плоскостопии (I—X классы)

Специальные упражнения в положении лежа..........

Специальные упражнения в положении сидя..........

Специальные упражнения в положении стоя..........

Специальные упражнения в ходьбе...................

Специальные упражнения с предметами...............

Глава 9. Подвижные игры лечебной направленности

Организационно-методические требования.............

Урок подвижных игр лечебной направленности........

Учебный материал (I—X классы).....................

Лыжная подготовка.................................

Глава 10. Формы проведения физкультурно-оздорови­тельных мероприятий и специальных режимов

Утренняя гигиеническая гимнастика.................

Физкультурные минуты (паузы) на уроках............

Неделя здоровья....................................

Особые условия двигательного режима и разгрузки

позвоночника.......................................

Приложения........................................

Литература.........................................

Наши рекомендации