Изобразительная деятельностьк концу года дети могут
* Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
* Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
* Знать особенности изобразительных материалов.
В рисовании
* Создавать изображения предметов (по представлению,
с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений); использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
* Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
* Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приемы
и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.
В лепке
* Лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы.
* Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
* Создавать изображения по мотивам народных игрушек. В аппликации
* Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
В конструировании
* Анализировать образец постройки.
* Планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.
* Создавать постройки по рисунку.
* Работать коллективно. В ручном труде
* Сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке.
* Правильно пользоваться ножницами.
* Выполнять несложные поделки способом оригами.
* Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.
Музыка: примерный музыкальный репертуар
Слушание «Марш», муз. Д. Шостаковича; «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова; «Листопад», муз. Т. Попатенко, ел. Е. Авдиенко; «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам», муз. С. Прокофьева; «Тревожная минута» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); «Утренняя молитва», «В церкви» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Раскаяние», «Утро», «Вечер» (из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева); старинный танец из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова (и другие пьесы по выбору музыкального руководителя). «Полька»; муз. Д. Львова-Компанейца, ел. 3. Петровой: «Мамин праздник», муз. Е. Тиличеевой, ел. Л. Румарчук; «Моя Россия», муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой; «Кто придумал песенку?», муз. Д. Львова-Компанейца, ел. Л. Дымовой; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Пляска птиц», «Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова; «Первая потеря» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана; Одиннадцатая соната для фортепиано, 1-я часть (фрагменты), Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7 Ф. Шопена; Финал концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты) Л. Бетховена; Менуэт ре мажор В. Моцарта (и другие произведения западноевропейских композиторов).
Пение Упражнения на развитие слуха и голоса.«Зайка», «Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель; «Колыбельная», муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой; «Андрей-Воробей», рус.нар. песня, обр. Ю. Слоно-ва; русские народные песенки и попевки.
Песни.«Барабан», муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой; «Журавли», муз. А. Лившица, ел. М. Познанской; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, ел. М. Ивенсен; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, ел. М. Клоко-вой; «Горошина», муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель; «Курица», муз. Е. Тиличеевой, ел. М, Долинова; «Гуси-гусенята», муз. Ан. Александрова, ел. Г. Бойко; «Гуси», муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной.
Песенное творчество «Колыбельная», рус.нар. песня; «Дили-дили! Бом! Бом!», укр. нар.песня, ел. Е. Макшанцевой; «Марш», муз. М. Красева; потешки, дразнилки, считалки и другие русские народные попевки.
Музыкально-ритмические движения Упражнения.«Маленький марш», муз. Т. Ломовой; «Росинки», муз. С. Майкапара; «Пружинка», муз. Е. Гнесиной («Этюд»); «Шаг и бег», муз. Н. Надененко; «Канава», рус.нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «Плавные руки», муз. Р. Глиэра («Вальс», фрагмент); «Кто лучше скачет», муз. Т. Ломовой; «Учись плясать по-русски!», муз. Л. Вишкарева (вариации на рус.нар. мелодию «Из-под дуба, из-под вяза»).
Упражнения с предметами.«Упражнения с ленточками», укр. нар.мелодия, обр. Р. Рустамова; «Гавот», муз. Ф. Госсека; «Передача платочка», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. А. Дворжака; «Упражнения с мячами», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. Ф. Бургмюллера.
Этюды. «Ау!» («Игра в лесу», муз. Т. Ломовой); «Тихий танец» (тема из вариаций, муз. В. Моцарта), «Полька», нем. нар.танец; «Поспи и попляши» («Игра с куклой», муз. Т. Ломовой); ходьба на носках с передачей предмета. Танцы и пляски.«Дружные пары», муз. И. Штрауса («Полька»); «Парный танец», муз. Ан. Александрова («Полька»); «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Приглашение», рус.нар. мелодия; «Русская пляска», рус. нар. мелодия («Во саду ли, в огороде»); «Круговая пляска», рус. нар. мелодия, обр. С. Разоренова; пляска мальчиков «Чеботуха», рус. нар. мелодия; «Кадриль с ложками», рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна. Характерные танцы.«Танец бусинок», муз. Т. Ломовой; «Пляска петрушек», хорват, нар.мелодия; «Хлопушки», муз. Н. Кизельваттер; «Танец Снегурочки и снежинок», муз. Р. Глиэра; «Танец гномов», муз. Ф. Черчеля; «Танец скоморохов», муз. Н. Римского-Корсакова; «Танец цирковых лошадок», муз. М. Красева.
Хороводы. «Березка», рус.нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой; «Ай да березка», муз. Т. Попатенко, ел. Ж. Агаджановои; «Веснянка», укр. нар.мелодия, обр. С. Полонского; «Новогодняя хороводная», муз. С. Шайдар; «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «Хоровод цветов», муз. Ю. Слонова; «Возле речки, возле моста», «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «Земелюшка-чернозем», «Пошла млада за водой», рус.нар. песни, обр. В. Агафонникова. Знакомство с древнейшей символикой хороводных движений.
Музыкальные игры Игры.«Ловишка», муз. Й. Гайдна; «Не выпустим», муз. Т. Ломовой; «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина; «Найди себе пару», латв. нар.мелодия, обр. Т. Попатенко; «Ищи игрушку», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Игра с бубном», муз. М. Красева; «Игра со звоночком», муз. С. Ржавской; «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской.
Игры с пением.«Ворон», рус.нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой; «Ежик», муз. А. Аверина; «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского; «Две тетери», рус.нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Заинька», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, ел. Н. Френкель; «Ежик и мышки», муз. М. Красева, ел. М. Клоковой; «Цветы», муз. Н. Ба-хутовой, слова народные.
музыкально-дидактические игры Развитие звуковысотного слуха.«Музыкальное лото», «Ступеньки», «Где мои детки?», «Мама и детки».
Развитие чувства ритма.«Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи».
Развитие тембрового слуха.«На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик».
Развитие диатонического слуха.«Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».
Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти.«Будь внимательным», «Буратино», «Музыкальный магазин», «Времена года», «Наши песни».
Инсценировки и музыкальные спектакли «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Где ты был, Иванушка?», рус. нар. мелодия, обр. М. Иорданского; «Моя любимая кукла», автор Т. Коренева, «Полянка» (музыкальная игра-сказка), муз.Т. Вилькорейской.
Развитие танцевально-игрового творчества «Котик и козлик», «Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой; «Вальс кошки», муз. В. Золотарева; свободная пляска под любые плясовые мелодии в аудиозаписи; «Гори, гори ясно!», рус.нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «А я по лугу», рус. нар. мелодия, обр. Т. Смирновой.
игра на детских музыкальных инструментах «Небо синее», «Смелый пилот», муз. Е. Тиличеевой, ел. М. Долинова; «Дон-дон», рус.нар. песня, обр. Р. Рустамова; «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия; «Пастушок», чеш. нар. мелодия, обр. И. Берковича; «Петушок», рус. нар. песня, обр. М. Красева; «Часики», муз. С. Вольфензона; «Жил у нашей бабушки черный баран», рус.нар. шуточная песня, обр. В. Агафонникова.
К концу года дети могут
* Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, вступлению.
* Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
* Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
* Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.
* Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
* Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
* Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
* Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Подгот. гр. 6-7 лет: