Начальный этап работы с младшим хором
Младший хор, как уже отмечалось выше, характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. До первой октавы — ре — ми-бемоль второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже альты. В связи с этим, мы считаем, что в начале занятий деление на хоровые партии нецелесообразно. Главная наша задача — добиться унисонного звучания хора.
Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и т. д.). Особое внимание здесь стоит уделить дыханию — широкому дыханию по фразам. Каждое занятие младшего хора (хор занимается 1 раз в неделю 45 минут) начинаем обычно с распевания, далее следуют упражнения хорового сольфеджио. Все разучиваемые песни выписываем на доске. Иногда применяем прием релятива: вместо неудобной тональности со многими знаками на доске пишем ближайшая удобная, например вместо ре-бемоль мажора ре мажор, вместо фа минора ми минор и т.д. Разучивание песни может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное пользование нотами может оттолкнуть детей от занятий (трудно!), но затем нужно вернуться к нотам.
Пение мелодий по нотам приносит определенную пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая перестройка: «оказывается, это интересно — петь по нотам, и не так уж трудно».
Нами обязательно учитываются и особенности возраста детей, которые отмечались нами в первой главе нашего исследования. Так, в младших классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его концентрации приходится чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по нарастающей линии.
Хоровой урок, по нашему мнению, должен проходить стремительно, эмоционально. В дальнейшем каждый хороший хоровой коллектив — это актив для проведения спевок, пения на сборах. Использование комплекса различных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.
Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся.[20] Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п. Для реализации такого подхода к развитию детского голоса необходимо знание педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.
Так же необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара, и об этом руководитель хора должен позаботиться заранее, так как это очень важно: от того что будут петь дети зависит то, как они будут петь. Чтобы правильно подобрать репертуар педагог должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требования:
1) Носить воспитательный характер
2) Быть высокохудожественным
3) Соответствовать возрасту и пониманию детей
4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива
5) Быть разнообразным по характеру, содержанию
6) Подобранным трудностям т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.
Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.