Мое знакомство с гармониками
6 ноября 1981 г. я принимал участие в конференции «Целительство в современном мире», проходившей в Вашингтоне под эгидой Суфийского ордена целителей. Перед многотысячной аудиторией, наполнившей лекционный зал, выступали знаменитые целители, основатели и главы различных религиозных и научных организаций. Докладчики затрагивали разнообразнейшие аспекты главной темы: Элизабет Кублер-Росс говорила о смерти и умирании, Роберт О. Бикер — об электромагнетизме и целительстве, Долорес Кригер — о терапевтическом воздействии прикосновения, Хироси Мотояма — о чакрах, Тельма Мосс — об эффекте Кирлиан.
Так было положено начало мощному движению, приобретшему к середине 90-х годов необычайный размах. А в моей жизни это была первая конференция, посвященная вопросу, уже тогда интересовавшему меня всерьез. Незадолго до нее я посетил семинар по теме «Лечение звуком и мелодией», а поскольку воспитывали меня стойкие приверженцы традиционной аллопатиче'ской медицины (мои дед, отец и брат — доктора медицины), этот новый подход к проблеме духовного и физического здоровья показался мне крайне необычным и увлекательным.
По стопам своего отца я не пошел. Поначалу я избрал стезю рок-музыканта. Играя на гитаре в обычных коммерческих ансамблях, я и предположить не мог, что между музыкой и излечением недугов может существовать какая-то связь. Именно поэтому я с таким нетерпением ожидал на той конференции выступления Пир Вилаят Хана, духовного главы Западного суфийского ордена, который собирался прочитать доклад на тему «Исцеление светом и звуком».
Пир Вилаят Хан заговорил о том, какое влияние могут оказывать свет и звук на состояние человеческого организма и ауры. Меня чрезвычайно занимало, что тлкое чакры и как они связаны со звуком, так что я слушал Пир Вилаята с живейшим интересом, надеясь, что он затронет волнующую меня тему. Однако мои надежды не оправдались. Не в силах усидеть на месте, я вскочил и замахал рукой, пытаясь привлечь внимание докладчика. Пир Вилаят принял несколько вопросов от аудитории, но меня проигнорировал. После лекции я затесался в обступившую его толпу и вдруг очутился с седовласым учителем лицом к лицу. Он взглянул на меня и кивнул.
— Пир Вилаят, — начал я, — существует ли связь между звуками и чакрами?
Учитель на секунду задумался.
— Да, — наконец ответил он. — Я думаю, связь существует. Но истинная исцеляющая сила, по моему мнению, скрыта в гармониках.
— В гармониках! — воскликнул я. — Да! В гармониках! Благодарю вас!
И я с ликованием удалился, чувствуя, что наконец получил ответ иа самый важный вопрос.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ ХОР
Проблема заключалась лишь в том, что я и понятия не имел, о чем говорил Пир Вилаят. Термин «гармоника» был знаком мне как музыканту в связи с техникой настройки гитары: натяжение струны ослабляется до тех пор, пока она не начнет издавать особый, приглушенный, еле слышный тон, а затем в соответствии с этим тоном настраивается другая струна. На этом, однако, мои познания в области гармоник заканчивались.
Тем не менее эта встреча с духовным учителем, признанным авторитетом в области лечения звуком, взбудоражила меня. Покинув лекционный зал, я завернул в книжный киоск, поставленный специально для участников конференции. Здесь можно было найти материалы по различным видам целительства — в книгах и на кассетах. Словно ведомый невидимой силой, я очутился у стола с аудиокассетами. Внезапно мне в глаза бросилась надпись: «Гармонический хор». «Да, вот это мне и нужно!» — подумал я, хотя прежде мне не приходилось слышать об этой кассете и я не имел ни малейшего представления о ее содержании. Однако магическое слово «гармоника» околдовало меня. «Купи ее!» — приказал мне таинственный внутренний голос.
С кассетой в руке я вернулся в холл отеля, где проводилась конференция. Поскольку в моем портфеле лежал плейер с наушниками, я мог немедленно приступить к прослушиванию таинственной пленки. Первое, что я услышал, был мощный голос, выпевающий единственную ноту. И вдруг эта нота начала шириться, наполняясь волшебным звоном, словно возникшим из пустоты. Не стану утверждать, будто мистический опыт посреди переполненного людьми вестибюля — обычное для меня дело, однако от этой прекрасной, неземной гармонии я немедленно погрузился в транс. Очнулся я лишь от щелчка кнопки «стоп».
Мие не раз случалось, слушая музыку, испытывать бурные эмоциональные переживания, но никогда прежде музыка не заставляла меня полностью утратить связь с реальностью и унестись в иной, неведомый мир. В ту же секунду я дал себе клятву узнать о гармониках все, что возможно.
С тех пор я слушал ту кассету практически постоянно, и с каждым разом музыка, записанная на ней, очаровывала меня все больше. Таких божественных звуков мне не приходилось слышать никогда. Чуть ли не каждого встречного заставлял я послушать эту запись. Реакция других людей в основном совпадала с моей, хотя и была лишена оттенка обуявшей меня одержимости.
В небольшом примечании на коробке пояснялось, что голоса на кассете не подвергались никакой студийной обработке. А столь необычайного звучания исполнители добились, изучив вокальную технику, используемую в древней монгольской традиции священных песнопений. Особенность этой техники заключается в том, что певец способен одновременно издавать две ноты и более. Называется же она гармоническим пением.
Живя в Бостоне, я много месяцев подряд пытался самостоятельно повторить звуки, записанные на кассете. И наконец, путем проб и ошибок, научился пропевать самые элементарные гармоники. Затем, в 1983 году, я отправился в Нью-Йорк на концерт «Гармоническогохора», чтобы услышать их исполнение и поучаствовать в семинаре, посвященном их необыкновенному искусству. Семинар помог мне усовершенствовать собственную вокальную технику. После нескольких месяцев тренировки я достиг такого уровня мастерства, что смог уже обучать азам гармо-нического пения и других людей.
Причины, двигавшие мной, были весьма просты. Хотя идея о целительных свойствах музыки была для меня не нова и мне приходилось сталкиваться с интереснейшими и весьма эффективными системами звукотерапии — от музыки Стивена Халперна до «Тонинга» Элизабет Лорел Кейс, — ничто не оказывало на меня столь мощного и глубокого воздействия, как гармоническое пение. Эти вокальные упражнения наполняли меня одновременно покоем и энергией. Я чувствовал, как звук резонирует у меня в голове и во всем теле. Ничего подобного прежде мне не случалось испытывать. И мне хотелось поделиться этим чудесным откровением с другими.
ПЕСНЬ ДУШИ
Вскоре удивительные возможности музыки раскрылись передо мною еще более полно. Моим первым учителем вокальной техники была Сара Бенсон, уроженка Новой Англии[3]. Посвящая своих учеников в тайну использования звука для врачевания и самосовершенствования, особое внимание она уделяла человеческому голосу. К примеру, одно из ее упражнений, весьма эффективное, наделяло ученика умением при помощи голоса исследовать ауру другого человека, а затем направлять в нее звук. Начав осваивать эту технику, я столкнулся с поистине изумительными результатами: она позволяла в кратчайшие сроки облегчать нервные, умственные и физические заболевания и даже устранять их.
По-настоящему испытать преображающую силу звука мне довелось за несколько месяцев до вашингтонской конференции на одном из занятий Сары Бенсон. Упражнение, которое мы выполняли, называлось «Песнь души», и заключало ь оно в.следующем: члены группы окружали кольцом одного из участников и начинали выпевать его имя. На протяжении всего упражнения мое сознание оставалось ясным, и я отчетливо помню, как перенесся из круга в центр пурпурной хрустальной пирамиды, покоящейся на потоке зеленого света. Когда группа перестала петь, я вернулся в собственное тело. Это было незабываемое переживание, одно из самых удивительных в моей жизни.
Почувствовав себя вправе передавать свое мастерство другим, я начал вести мастер-классы по вокальной технике. В ходе этих занятий я понял, что, выполняя вышеописанное упражнение Сары Бенсон — исследуя голосом ауру другого человека и направляя в нее звук, — незаметно для себя обретаешь способность пропевать гармоники. Слушая пение ученика, я мог даже с закрытыми глазами определить, когда издаваемый им звук достигнет намеченной цели. Ни один из членов группы не был посвящен в искусство гармонического пения, однако в тот момент, когда они начинали использовать голос для исцеления, гармоники рождались в их горле сами собой.
Интуиция подсказывала мне, что эта древняя вокальная техника таит в себе настоящие чудеса, однако никакой возможности получить необходимую информацию я не видел. Пару раз мне попались крохотные отрывки, посвященные этой теме, но о том, что так занимало меня — о связи между вокальными гармониками и врачеванием болезней, — там не было ни слова.
Эти события моей личной биографии совпали с новым расцветом гармонического пения на Западе в начале 80-х годов.
«ЛЯМБДОМА* И «КИМАТИК»
В надежде отыскать ответы на свои вопросы я обратился к научной литературе, посвященной природе звук,а, где гармоники рассматривались как физическое явление, порождаемое вибрацией. А затем я встретил Барбару Хироу. Барбара уже долгое время работала над проблемой лечения звуком. Ее система звукотерапии основывалась на «лямбдоме» — пифагорейской таблице частот. Барбара воспроизводила эти частоты при помощи синтезатора. Я понял, что пифагорейская формула базируется на принципе гармонического ряда и вполне приложима к человеческому голосу.
В 1983 году через Барбару я познакомился с доктором Питером Гаем Мэннерсом, английским остеопатом. Доктор изобрел прибор — так называемый киматик, — позволяющий напрямую воздействовать звуком на человеческое тело. В основе его методики лежал следующий принцип: гармонически связанные между собой звуки резонируют с пораженными недугом частями тела, восстанавливая частоту вибраций, присущую им изначально. Я спросил доктора, можно ли использовать подобным образом человеческий голос, и получил утвердительный ответ. Это окончательно убедило меня в правильности моих смутных до гадок: гармоники действительно могут служить инструментом исцеления. Я начал прилежно изучать науку о волнах и принципы резонансной терапии
ТИБЕТСКИЕ МОНАХИ И .ОДНОТОНАЛЬНЫЙ АККОРД»
Следующим моим шагом стало знакомство со священной музыкой Тибета. Однажды мне довелось услышать песнопения монахов из монастыря Гьюто. Издаваемый ими звук был таким глубоким и низким, что походил скорее на рев дикого животного. А к этому невероятному, нечеловеческому звуку примешивались еще и другие, высокие тона, словно пели фальцетом мальчики из школьного хора. Все вместе производило совершенно неземной эффект.
Мне, разумеется, немедленно захотелось воспроизвести услышанное,- однако это казалось лишь несбыточной мечтой. Из того скудного материала по интересующей меня теме, который мне удалось добыть, я узнал: монахам требуется от десяти до пятидесяти лет, чтобы научиться петь «однотональный аккорд». И тем не менее я проникся твердым намерением самостоятельно овладеть этим искусством. В 1984 году у меня появился новый учитель вокальной техники. Он специализировался на индийской музыке, но помимо этого умел воспроизводить певческие приемы чуть ли не всех музыкальных традиций мира, а также в совершенстве владел техникой хоомей, применяемой монгольскими шаманами. Имитировать «однотональный аккорд» монахов Гьюто он тоже умел, хотя не мог тянуть его дольше пятнадцати секунд: мешала боль в горле. Просьба научить меня этой технике повергла его в недоумение. Он не мог понять, зачем кому-то учиться производить звуки, обременяющие голосовые связки такой непереносимой нагрузкой.
В то время я не знал, что он воспроизводит «однотональный аккорд» неверно. Мне казалось, что звук, издаваемый учителем, идентичен пению монахов из Гьюто. И лишь позже я понял, в чем заключалась ошибка: мой учитель производил «однотональный аккорд» не той частью гологового аппарата, какой следовало, и связкам действительно наносился значительный ущерб. Но тогда, не зная, в чем дело, я убедил его продемонстрировать мне свои приемы, а когда попытался их повторить, то сорвал голос. Горло у меня болело почти месяц, и от дальнейших попыток научиться воспроизводить «однотональный аккорд» пришлось отказаться.
Год спустя монахи из Гьюто отправились в турне по Соединенным Штатам. На карте их маршрута значился и Бостон. Мне выпала неоценимая привилегия провести некоторое время в их обществе и посетить все их выступления и мастер-классы по вокальной технике. Во мне возродилась надежда наконец узнать, как они производят свой «однотональный аккорд». Монахи, однако, упорно не желали передавать свои знания- слишком могущественным и священным орудием была для них эта музыка, чтобы раскрывать ее секреты непосвященному.
Спустя некоторое время в Бостон прибыла группа монахов из Гьюдмед. (Гьюто и Гьюдмед — тибетские тантрические школы,'основанные и изначально располагавшиеся в одноименных районах Лхасы, столицы Тибета.) Мне посчастливилось стать одним из организаторов уникального события — студийной записи священных песнопений монахов из Гьюдмед.
Тем вечером, после сеанса звукозаписи, я вернулся домой с кассетой и, прослушивая пленку, заснул прямо в комнате для медитации. А следующим утром, просыпаясь, я вдруг услышал, как из моего горла вырывается прежде неведомый ему звук. Это и был «однотональный аккорд» тибетских монахов. Потрясенный до глубины души, я отправился в студию и продемонстрировал свое достижение Дэвиду Кр-летту, вместе с которым мы делали вчерашнюю запись. Дэвидусмехнулся, затем открыл рот — и тот же самый звук слетел с его губ! Каким-то непостижимым образом мы оба вдруг овладели этим изумительным даром!
Спустя некоторое время монахи из Гьюдмед вернулись в Бостон, чтобы выступить на организованном нами концерте. Когда они вошли в студию, мы с Дэвидом улыбнулись им и пропели «однотональный аккорд». Ринпоче, рассмеявшись, что-то сказал переводчику. Тот повернулся к нам: «Ринпоче говорит, что на Западе вам нет равных!»
Все вышеописанное — один из удивительных примеров феномена, который я называю «гармонической передачей»: учитель передает священное искусство тому, кто жаждет его обрести, просто находясь с ним рядом. Мне приходилось слышать истории о том, как гуру подобным образом наделяли знанием своих учеников, однако я и не думал, что таким же путем может передаваться и вокальное мастерство.
Этот чудесный опыт сделал для меня мир звуков во сто крат притягательнее. Время от времени я использовал «однотоналыый аккорл» на сеансах группового пения, и всякий раз находилось немало желающих перенять мое умение. Но я ничем не мог им помочь. Позже мне довелось узнать, что в тибетских монастырях для обучения вокальному мастерству юношей просто помещают в среду старших, более опытных собратьев.
ОТ ЗВУКА - К СВЕТУ
Следующий год ознаменовался для меня опытом, полностью преобразившим мои представления о возможностях гармоник. Случилось это во время Гармонической конвергенции, проходившей 17 августа 1987 года[4], Это был особенный момент: огромные массы людей, убежденные, что Земля стоит на пороге новой эры, стремились — путем медитации и песнопений — открыться потокам льющейся из космоса преображающей энергии. Я отправился в Мексику. Первой целью моего паломничества был знаменитый кипарис в Туле, под который, по древнему преданию майя, однажды должен возвратиться Кецаль-коатль, Пернатый Змей, чтобы установить на планете эру нового сознания. Затем я поехал в Паленке, древний город майя, где высятся сооружения, напоминающие о Древнем Египте.
Как-то раз поздно вечером местный гид пригласил меня и еще пятерых туристов в путешествие по Паленке, обещая показать его нам с совершенно новой стороны. Он привел нас в храм, обычно закрытый для публики, и, следуя за светом его фонаря, мы спустились по лестнице под землю. Вдруг, указав на дверной проем, он обратился ко мне со словами: «Пой здесь». Проводник знал о моем интересе к песнопениям, однако я и предположить не мог, для чего ему понадобилось заставлять меня петь.
Тем временем проводник погасил фонарь, и мы погрузились в кромешный мрак. Никогда прежде мне не приходилось бывать в такой непроглядной темноте, не оживляемой даже слабым лучиком.
«Пой!» — настойчиво поварил гид.
«Хорошо!» — отозвался я, пожав плечами, что было совершенно бессмысленно в этой чернильной тьме.
И я начал выпевать гармоники, направляя звук туда, куда указал проводник, прежде чем погасить фонарь. И вдруг помещение озарилось слабым светом. Вскоре я уже мог различить очертания комнаты и фигуры людей. То же происходило и с остальными. Когда я закончил петь, мои спутники разразились изумленными восклицаниями. Гид же снова включил фонарь, и мы продолжили путешествие.
Лишь по возвращении в Соединенные Штаты до меня полностью дошел смысл этого происшествия. Значит, каким-то непостижимым образом при помощи звука человек может производить свет! Это открытие, однако, не имеет ничего общего с научной гипотезой о превращении звука в свет, согласно которой звуковая волна, получив определенное ускорение, становится световой. Здесь речь идет совеем о другом — об использовании звука, и в особенности вокальных гармоник, для создания светового поля.
О КНИГЕ «ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ»
Книга «Целительные звуки» посвящена гармоникам — мощнейшему инструменту самосовершенствования и врачевания недугов. Мы подойдем к предмету нашего изучения с научной стороны, затронув физику и математику, а затем увидим, как все вещи в нашем мире гармонически связаны между собой. Мы рассмотрим звук в качестве первичной и главнейшей созидательной силы во Вселенной, вспомним об использовании гармоник в шаманских ритуалах и магических традициях, начиная с монгольского священного Пения хоомег и заканчивая каббалой и ее Древом жизни. Ближе познакомившись с искусством тибетских мастеров священного пения, мы перейдем к практике, освоим азы звуковой йоги и научимся самостоятельно использовать гармоники для медитации и самосовершенствования. И постепенно мы сможем приблизиться к полному осознанию великой силы, заложенной в звуке.
На страницах этой книги вы найдете упражнения и практические советы, призванные помочь вам овладеть искусством гармонического пения. И даже если вам не удастся достичь желаемого результата, часы, проведенные за чтением, не следует считать временем, потраченным впустую.
Человек не способен в полной мере оценить тот величайший потенциал, что заложен в звуке, не испытав на себе чудотворной силы вокальной гармоники. Помочь ему в этом и призвана моя книга.
Несколько лет назад в Германии мне выпала честь выступать с докладом, посвященным гармоникам, перед большой — около полутораста человек — группой врачей и ученых. Все они состояли в международном обществе «Музыка в медицине». На протяжении первого часа лекции я говорил о гармониках как природном явлении и об их использовании в различных эзотерических традициях. Второй час я посвятил подробному рассказу о вокальных приемах, позволяющих производить гармоники самостоятельно. «Я поделился с вами всеми известными мне сведениями о том, что представляется мне наиболее мощным и действенным орудием в области лечения звуком, — сказал я в заключение. — Не обладая присущим вам опытом и доступным вам оборудованием, я не в силах подвести истинно научную основу под свои изыскания. Однако вам не придется ехать в Монголию и вывозить оттуда шамана, поскольку вы сами теперь посвящены в основы его вокального искусства. Может быть, вы захотите продолжить работу в этой области, и результаты ваших исследований потрясут мир. Благодарю за внимание».
Предвидя, что моя лекция вызовет у слушателей вопросы, я специально отвел время на общение с аудиторией. Первым руку поднял врач, которого мне уже приходилось встречать на других лекциях. Он был дотошным слушателем и постоянно выискивал в докладах ошибки и неточности. Ни единое выступление не избегало его придирок и критики. Набрав в грудь побольше воздуха, я предоставил ему слово, уверенный, что сейчас услышу нечто вроде «Да как вы посмели потратить наше драгоценное время на такую чепуху!».
Но я ошибся. «Мистер Голдмен, — начал доктор, — вы поделились с нами могущественным и священным знанием. Что вы сейчас чувствуете?»
Я улыбнулся: «Я счастлив разделить с вами плоды своей работы. Настало время, когда религиозные и научные сообщества должны объединить усилия в общем стремлении познать исцеляющую и преображающую силу, заложенную в звуке».
Именно для того, чтобы каждый из вас смог приобщиться к этому удивительному дару, ниспосланному человечеству, я и изложил в книге накопленные мною знания.
Знакомство с волшебным миром звука повлекло за собою величайшие изменения в моей собственной судьбе, наполнило мою жизиь счастьем, а тело — здоровьем. Благодаря звуку я сделал удивительные открытия в сферах медитации, врачевания и во многих других важнейших областях. Звук стал моим учителем и проводником. Мне хочется верить, что и вы станете его преданными последователями.
ГАРМОНИКИ В ГЕРМЕТИЗМЕ
ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Мифы разных народов повествуют о сотворении мира при помощи звука. Так, в соответствии с верованиями египтян бог Тот создал Вселенную голосом. В Древней Греции этот хранитель сокровенного знания был известен под именем Гермеса Трисмегиста, «Гермеса Триждывеличайшего», помощника богов. Считалось, что он выполняет роль посредника между землей и небом, передавая человечеству божественные откровения, и ему приписывалось авторство священных рукописей, на которых основывали свое учение древние мистические школы.
Моя книга целиком посвящена эзотерической музыке. На первый взгляд может показаться, что связь между оккультным знанием и проблемой звука весьма относительна. Но в мистических школах Древнего Египта, Рима, Греции, Индии и Тибета наука о звуке была тщательно разработана и занимала важнейшее место в обучении. В основе ее лежал постулат о вибрации как первоистоке Вселенной.
В древних мистических школах жрецы и маги были зачастую еще и музыкантами. А многие великие ученые древности — такие, как Пифагор, — сочетали научное знание с эзотерическим. Источником их великой мудрости было особое понимание законов Вселенной, которое в наши дни только начинают ценить по достоинству и применять в тех областях, где возможно сочетание научного и духовного подходов, — таких, как квантовая физика.
Мистических и религиозных учений в мире великое множество. Однако скромный ряд постулатов, подаренный че-лоречеству Гермесом Трисмегистом, срел их рее воедино. Я говорю о семи принципах, лежащих в основе герметической философии. Все они изложены и прокомментированы в «Кибалионе» — древнейшем собрании аксиом герметизма.
1. Принцип ментализма.
«Все есть Мысль». «Вселенная представляет собой мысленный образ».
2. Принцип соответствия (аналогии).
«Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху».
3. Принцип вибрации.
«Ничто не покоится — все движется, все вибрирует».
4. Принцип полярности.
«Все двсйстьенно, все имеет полюса».
5. Принцип ритма.
«Все течет, втекает и вытекает, все имеет свои приливы, все поднимается и падает — маятникообразное колебание проявляется во всем».
6. Принцип причины и следствия.
«Каждый принцип имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом».
7. Принцип пола.
«Все имеет свой мужской и женский принцип».
Полагаю, читатель уже заметил, что два из этих принципов — принцип вибрации и принцип ритма — связаны со звуком. А скоро станет ясно, что к учению о звуке приложим и еще одни из них — принцип соответствия.
Чтобы проникнуть в смысл этих принципов, необходимо в первую очередь узнать побольше о самом звуке. В следующей главе мы более пристально изучим некоторые научные аспекты избранной нами проблемы, уделяя особое внимание гармоникам. Для начала же давайте рассмотрим основные принципы воздействия звука на физическое и душевное самочувствие человека.
РЕЗОНАНС
Как было доподлинно известно людям древности, все во Вселенной пребывает в состоянии вибрации. Вибрирует кресло, в*котором вы, может быть, сейчас сидите, вибрируют страницы этой книги. Ту же вибрацию мы подразумеваем, говоря о звуке. «Резонансной частотой» называется частота колебаний, присущая от природы данному объекту. Такой частотой обладает каждый из окружающих нас предметов, независимо от того, ощутимы ли для нас его колебания. Вибрирует все — от планетарных орбит в Солнечной системе до электронов в атомах.
Важно также понимать, что & соответствии с этой концепцией собственной частотой колебаний обладает каждый орган, каждая кость и каждая частица человеческого тела. Все вместе они образуют частоту колебаний, присущую данному организму в целом. Принцип резонанса заключается в следующем: вибрация одного тела передается другому, приводя его в движение. Рассмотрим это явление на простейшем примере:от голоса певца разбивается стакан. Происходит это в силу того, что в определенный момент частота колебаний голоса совпадает с частотой механических колебаний стакана, приводя его стенки в состояние вибрации. В конце концов стеклянные стенки не выдерживают слишком сильного напора звуковой энергии.
Должно быть, вам известно еще немало примеров проявления резонанса. Вероятно, вам приходилось видеть фильм о мосте, развалившемся от сильного ветра: сначала он зашатался, затем начал вибрировать, а в конце концов разлетелся на куски и рухнул в воду Этот феномен хорошо известен архитекторам. Теперь они стараются разрабатывать конструкции, менее подверженные резонансу.
Через понятие резонанса легко объясняется ветхозаветная история о том, как Иисусу Навину удалось обрушить стены Иерихона. Иисус и его сподвижники принялись маршировать вокруг иерихонских стен, стуча в барабаны и трубя в трубы. Так прошли они семь раз, а затем остановились. И вдруг «воскликнул народ громким голосом» — и каменные стены с грохотом рухнули наземь. Возможно ли, что Иисусу была известна разрушительная сила резонанса?
Да, звук может разрушать. Однако он же может служить орудием исцеления и совершенствования. Если звук способен привести предмет в состояние вибрации через резонанс, значит, он способен и восстановить нарушенную частоту колебаний в тех объектах, которые по разным причинам утратили гармонию, оказались «расстроенными», подобно музыкальным инструментам. Когда частота колебаний отдельного органа диссонирует с общим аккордом, мы называем это «болезнью».
Давайте представим человеческий организм в качестве волшебного оркестра, исполняющего прекрасную симфонию. Когда человек здоров, оркестр играет гармонично и слаженно. Но вот один из музыкантов — вторая скрипка, скажем, — уронив с пюпитра ноты, вдруг вступает не в той тональности ив неправильном ритме. Это значит, что в организме поселился недуг. Поначалу фальшивые звуки нерадивого скрипача приводят в смятение все струнное отделение, а в конце концов и весь оркестр сбивается, теряя гармонию и ритм.
В традиционной аллопатической медицине существует несколько подходов к вышеописанной проблеме. Первый путь — травить несчастного скрипача лекарствами, в иных случаях даже до смерти, в надежде, что он перестанет играть. Второй, чаще применяемый,— удалить пораженный болезнью орган хирургическим путем. Но что если попросту подать музыканту ноты и восстановить тем самым нормальное звучание оркестра? То есть восстановить в больном органе природную частоту колебаний, временно им утраченную?
В здоровом организме совокупная частота колебаний всех его частей представляет собой гармоничный аккорд. Если в теле поселяется недуг, то вибрация определенного органа начинает выбиваться из общей гармонии. Следовательно, направив звук, происходящий из какого-либо внешнего источника, на пораженную область, можно перенастроить ее звучание на верный лад, оказав тем самым целительное воздействие на всю систему. Таким образом, резонанс — действенное средство восстановления природной вибрации организма.
«ЗАХВАТ»
С помощью звука можно также воздействовать на различные ритмы человеческого тела. Этот вид лечения получил название «захват». Основан он на следующем принципе: мощные ритмические колебания, исходящие от одного объекта, вступают во взаимодействие с более слабыми колебаниями другого объекта, изменяя их ритм и подстраивая их под себя. Звук способен влиять на ритм мозговых волн, на сердечный и дыхательный ритмы.
Специалисты разделили мозговые волны на четыре категории, каждая из которых соответствует определенному уровню сознания. Единицей измерения мозговых волн — как и в случае со звуковыми волнами— является герц(Гц). Категории эти таковы:
1. Бета-водны: от 14 до 20 Гц. Соответствуют обычному состоянию бодрствования.
2. Альфа-волны: от 8 до 13 Гц. Возникают во-время дневного сна или медитации.
3. Тета-волны: от 4 до 7 Гц. Соответствуют состоянию глубокого сна и медитации, а также шаманского транса.
4. Дельта-волны: от 0,5 до 3 Гц. Признак глубочайшего сна, полного погружения в медитацию или транс, конечной целью которого является исцеление.
Использование музыки в священных церемониях и шаманских ритуалах восходит к глубокой древности. И лишь недавно было доказано, что при помощи звука можно воздействовать на мозговые волны. Овладевая умением изменять тип мозговых волн, человек получает возможность свободно переходить в различные состояния измененного сознания.
Вышеописанные принципы резонанса и «захвата» лежат в основе науки об исцелении звуком. Они являются непременным атрибутом любой традиции, культуры или системы верований, включающей в себя концепцию зву-котерапии. Возможно, те, кто на протяжении многих веков использовал звук в религиозных или магических обрядах, и не осознавали, что следуют этим принципам. Однако подробное изучение самых разнообразных техник — от индийских мантр до шаманского пения и барабанного боя — продемонстрировало наличие во всех этих традициях Несомненной общности, основанной на применении принципов резонанса и «захвата».
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ
В 1988 году в одной из газет мне бросился в глаза заголовок: «ОТКРЫТЫ ЧУДОТВОРНЫЕ СВОЙСТВА ЗВУКА». Подзаголовок гласил: «Ультразвуковое излучение способно разрушать или перестраивать структуру молекул, а также поднимать предметы в воздух».
Найден источник энергии, способной изменять строение молекул и поднимать в воздух предметы? Напоминает статейку из уфологического дайджеста. Однако передо мною лежала «Нью-Йорк Тайме» за февраль 1988 года, раскрытая на разделе новостей науки. Речь в статье шла об ультразвуке, частота колебаний которого намного превышает частоту обычного звука, доступного человеческому слуху. Однако не менее удивительными возможностями обладают и звуки, не выходящие за пределы диапазона, различаемого человеком.
Все во Вселенной находится в состоянии вибрации, все непрестанно движется: герметические принципы вибрации и ритма верны. Но как же обстоит дело с принципом соответствия? Этот принцип также приложим к звуку, особенно к гармоникам. К примеру, когда музыкант дергает струну, мы слышим лишь один тон, так называемый основной. Однако его сопровождают и другие тоны — «обертоны», или «гармоники». Основной тон и обертоны связаны друг с другом определенной математической зависимостью. Частота первой гармоники в два раза больше частоты основного тона, частота второй — в три раза, третьей — в четыре раза и так далее.
Клавиатура фортепиано вмещает восемь октав. Следовательно, нота до, к примеру, встречается на ней восемь раз. До нижней октавы звучит очень низко, тогда как верхнее до — очень высоко. Эти два до представляют собой разные ноты, но в то же время они связаны между собой. Ударяя по клавише нижнего до, вы приводите в состояние вибрации и струны остальных до, так как все эти йоты находятся между собой в тех же отношениях, что и гармоники — с основным тоном (то есть кратны друг другу).
Вышеописанный принцип позволяет воздействовать при помощи звука (путем резонанса и «захвата») на объекты, частота вибраций которых выше или ниже частоты используемого звука. Развивая эту мысль, можно предположить, что существует прямая и обратная взаимосвязь между вибрациями Земли и космоса: «Как внизу, так и вверху, как вверху, так и внизу». Если, скажем, взять период полного обращения планеты, перевести его в секунды и разделитьна это число единицу, чтобы получилась обратная пропорция, то конечное число будет значительно меньше той частоты, которую способно воспринять человеческое ухо. Однако, увеличив это число во много раз, мы получим частоту в пределах доступного человеку диапазона. К примеру, период полного обращения Земли равен 23 ч 56 мнн. 4 с, то есть 86164 с. Разделив на это число единицу, мы получаем частоту, равную 0,000 001 160 576 Гц. Если это число поднять иа 24 октавы (то есть увеличить в 24 раза), в результате получится частота, равная 194,75 Гц, — частота ноты «соль», входящей в диапазон, воспринимаемый человеческим ухом
Сведя частоту колебаний нашей планеты к слышимому тону, мы получаем возможность воздействовать на нее при помощи резонанса^ «захвата», невзирая на то что реальная частота резонансных колебаний может оказаться тысячекратно выше или ниже частоты этого тона. Этот же прием применим и к человеческому телу: частота, на которую оно настроено, недоступна человеческому восприятию, однако человек может оказывать на нее влияние при помощи звуков, различимых на слух. Итак, герметический принцип соответствия позволяет через гармонически связанные звуки управлять как атомами, так и звездами.
ЗВУК И ВРАЧЕВАНИЕ
Идея использовать звук в качестве средства исцеления далеко не нова. Вполне возможно, что она зародилась в то мгновение, когда человеческое горло впервые издало звук. Принято считать, что наши древнейшие предки использовали звук в священных ритуалах, призванных обеспечить плодородие, облегчить родовые муки, увеличить урожай и так далее. С помощью звука люди древности вызывали богов и души предков, чтобы те помогли им изгнать недуг из тела больного.
Человеческие познания в области звука все ширились, и в конце концов учителям древних мистических школ удалось постичь истинную силу, скрытую в звуке, — исцеляющую и чудотворную. Хотя точных сведений об этих школах сохранилось совсем немного, представляется вполне вероятным, что главным орудием древних целителей был именно голос.
Человеческий голос — самый мощный из всех доступных человечеству инструментов, особенно в,области зву-котерапию Разумеется, электронные приборы способны производить звуки более громкие, обладающие большей амплитудой колебаний и высшим уровнем децибел, — звуки, находящиеся далеко за пределами диапазона, доступного слуху Но это не значит, что эффективность воздействия растет с ростом громкости или с увеличением частоты. «Больше» не всегда означает «лучше». И «громкий» вовсе не обязательно означает «исцеляющий».
ЗВУК - ПЕРЕДАТЧИК МЫСЛИ
Начав работать в области звукотерапии, я быстро осознал, что ключевое понятие здесь — «частота». Грубо интерпретируя герметический принцип, можно утверждать, что Вселенная являет собой не что иное, как бесконечный набор различных вибраций и ритмов. Продолжая свои изыскания, я открыл для себя еще одно интересное явление: случается, что разные целители, врачуя одну и ту же болезнь, используют разные частоты, разные звуки. «Как такое возможно?» — недоумевал я. Очевидно, одной частот