Награждение скоморохов и презрение к ним, как к слугам антихристовым
а. ЩЕДРЫЕ НАГРАДЫ. — ПЛАТА ГУДОЧНАЯ (МЗДА)
Мы видели выше, что скоморохи, начиная с певца-гусельника, развлекавшего своим искусством, своей «игрой», участников пиров и свадебных празднеств, и кончая веселыми разудалыми музыкантами-плясунами, глумотворцами, потешавшими народную толпу своими песнями, играми и представлениями, — издревле были душою всяких увеселений, центром всяких торжественных сборищ. Скоморох был в старину единственным представителем музыкального, музыкально-эпического и музыкально-сценического искусства, проявлявшегося, разумеется, по большей части лишь в самой простой, грубой, но соответствовавшей современному вкусу народа форме. Народ, начиная с князя или царя и кончая разгульной чернью, любил своих веселых потешников, щедро награждая их за доставляемую ими утеху.
Добрыня, одетый скоморохом, за игру свою удостаивается почести сидеть рядом с князем Владимиром на «золотомъ стуле» и вместе с князем «хлеба кушати и лебедей рушати» (см. выше стр. 63), он награждается вином и казной без меры и без расчета: «Аи же ты, мала скомороший а», — восклицает князь, —
За твою игру великую,
За угехи твои за (нежныя,
Безъ мерушки пей зелено вино,
Без разсчету получай золоту казну.1
Рыбников Песни. II, 31.
146
В другом пересказе Владимир обращается к Добрыне со следующей речью:
Ахъ скора мала смела скомороший а!
А чъмъ намъ тебя буде жаловать
А за эту игру за умильнюю?
Города ль тебь набъ съ пригородами,
Али села да ти набъ со приселками,
Аль много набъ безсчетной золотой казны?
Утешенный «нежной игрой» Садко-гусельника, царь морской
Говорилъ таковы слова:
Аи же ты Садко Новгородский!
Не знаю чемь буде тебя жаловать...
Аль безсчетной золотой казной?
Упоминается в былинах и о плате гудочной.
В одном из пересказов былины о Добрыне, последний надевает платье не скоморошеское, а «калисьнее» (т. е. наряжается каликой). Он приходит «на свадьбу Олешину» и застает там толпу гудочников:
Вси гудки играютъ, и вси увеселяютъ,
Нацяли гудосьниковъ удобривать,
И виномъ то ихъ стали попаивать;
А не даютъ калики цяры зелена вина,
Да и платы гудосьныя не даютъ,
А за то ему не даютъ,
Што не игралъ в свой гудокъ.
И говорилъ калика nepexoaiie (т. е. Добрыня):
«Прикажи-тко, Олёша, во вси гудки молцети,
А я нацьну в свой гудокъ и грат и,
Штобы не лишили миня платы-то гудосьныя,
Да и цярой зелена вина не обнесли».
Из этого отрывка видно, что «удабривание» гудочников заключалось в подаянии им гудочной платы, к чему присоединялось еще угощение вином; платят же и подносят вино лишь тем из гудочников, которые играют в гудок, не играющих же обходят и платой, и чарой зелена вина.
В «Слове о русалиях» рассказывается, как богатый награждает сопельника «сребреницею», как богатые и
1 Там же: I, 371.
2 Киреевский. Песни. II, 13.
147
убогие «подаютъ сребро и медь» бесам, исполняющим роль скоморохов, за их «играная». Там же порицается «де-ржащий согтьльника», т. е. нанимающий его, платящий ему деньги, или содержащий его на свой счет.1 «Друзии же и мзды игрецемъ дають», — читаем в «СловЬ о томь, како пьрвое погани вьровали въ идолы», приписываемом Иоанну Златоусту (по рукоп. Новгор. Софийского собора, XIV в.),2 а в Требнике, в чине исповедания мирян, кающийся произносит: «Согрыпихъ въ сладость слушая гудения гуслей и ар-ганъ и трубъ и всякаго скоморошества, б^совскаго неистовства и за то имъ мьзду давахъ».3 Выше (стр. 74) приведено свидетельство Даниила фон Бухау о плясках московских гистрионов-скоморохов, выгоды ради. Олеарий говорил о скоморохах-кукольниках, дававших в его время представления за д е н ь г и простонародной молодежи и детям.4 Наука скомороха, по выражению «Слова о вере христианской и жидовской» (по рукоп. XVIII в.): «Скоморошить и у х р и с т i а н ъ деньги вымани в а т ь».5 Упомянутые выше (стр. 143) скоморохи князей И. И. Шуйского и Д. М. Пожарского ходили «для своего промысл и ш к у», т. е. играть за плату, за вознаграждение. Белорусская песня указывает на подачки, которыми пользуется скоморох, — что дают, то он и берет:
А скоморохова горькая доля,
Што д а ю ц ь тольки, б е р е ц ь и тое.
Сравним выше (стр. 65) малорусскую песню, в которой девушка нанимает за копу дударя, чтобы он играл ей на дуде. — Как вознаграждались приезжие, прохожие, бродячие скоморохи, так, разумеется, оплачивалось и искусство скоморохов и потешников оседлых, принадлежавших к штату царского двора, а равно и дворни богатых частных лиц. Так, напр., сохранились сведения о неоднократных выдачах денежных наград, или кусков материй на платья, придворным бахарям и домрачеям, в 20-х и 30-х годах XVII столетия.7
1 Пам. стар. русс. лит. I, 207, 208.
2 Тихонравов. Лет. русс. лит. и древ. IV. III, 111.
3 См. у Веселовского. Розыск, в обл. русс. дух. стих. VII. II,
196-197.
4 Подр. опис. путеш. в Москов. 178.
5 Тихонравов. Лет. русс. лит. и древ. I, 74.
Носович. Слов, белорусе, нареч. Сл.: «скоморохов>.
Забелин. Дом. быт русс, цариц. 439—440.
148