Функции речевой фонограммы, включаемой по сюжету пьесы
ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕКТЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ
СПЕКТАКЛЯ
Если музыкальное и шумовое оформление существует столько же сотен лет, сколько существует сам театр, то к звукотехническому оформлению режиссура стала обращаться только в последнее десятилетие. Важную роль в становлении звукотехнического оформления сыграл приход в театр квалифицированного специалиста—звукорежиссера, сумевшего поставить на службу театру сложную и разнообразную аппаратуру. В настоящее время к звукотехническому оформлению спектакля можно отнести: использование в сценическом действии фонограммы с записью речи; применение в спектакле микрофонной техники; создание по ходу действия различных звуковых эффектов; звуковое сопровождение киносюжетов, включенных в сценическое действие; цветомузыкальное сопровождение спектакля.
Звукотехника открывает перед режиссером возможность по-новому организовать классическое триединство театрального искусства — времени, места и действия. Все многообразие звуковых эффектов, встречающихся в практике оформления драматической постановки, можно свести к следующим основным видам:
· эффект панорамирования звука;
· эффект имитирования;
· эффект унисонного звучания;
· эффект реверберации;
· эффект звуковой перспективы.
ПАНОРАМИРОВАНИЕ ЗВУКА
Это один из технологических приемов музыкального сопровождения спектакля. Панорамирования звука это иллюзия перемещения источника звука по сцене или зрительному залу во время сценического действия.
Техника получения такого эффекта сравнительно проста — группы выбранных громкоговорителей коммутируются на микшерное устройство таким образом, чтобы при последовательном введении каждого регулятора сигнал с магнитофона с определенным уровнем поступал на те или иные громкоговорители.
В некоторых театрах громкоговорители установлены в люстре зрительного зала, на козырьке над авансценой, а иногда и под полом зрительного зала (Центральный театр кукол в Москве). Громкоговорители, установленные в люстре, позволяют получать эффектную звуковую картину дождя, грозы, кружащегося самолета, воспроизвести крики птиц и другие шумы.
Так, например, если перед началом спектакля в зрительном зале звучит музыкальное вступление, то с открытием занавеса музыку плавно переводят в глубину сцены, тем самым давая возможность зрителю услышать первые реплики актеров.
Или если картина или акт заканчивается музыкой, звучащей с арьера сцены, то с закрытием занавеса ее переводят в зрительный зал.
Однако наиболее часто панорамирование звука проводится как один из художественных приемов оформления спектакля. В этом случае этот эффект помогает создать на сцене необходимую атмосферу действия, максимально приближающуюся к реальной действительности.
Интересным примером этому может служить спектакль «На балу удачи», рассказывающий о жизненном пути известной французской певицы Эдит Пиаф. В одной из сцен этого спектакля надо было как-то передать сильное душевное потрясение героини, получившей сообщение о гибели близкого человека. После долгих поисков сцена была решена как своеобразная звуковая галлюцинация, возникающая в сознании героини. Эдит в прострации стоит на просцениуме, отдельные музыкальные фразы, обрывки популярных мотивов и куплетов из ее песен, перекрываемые мощным звучанием органа, волнами накатываются на нее из глубины сцены и уходят в сторону зрительного зала. Затем какофония звуков возвращается, и в тот момент, когда эта беспорядочная музыка проносится над героиней, она звучит с максимальной силой, заставляя Эдит съеживаться от возникающих видений. Так с помощью звукового эффекта оказалось возможным воплотить на сцене замысел режиссера.
В спектакле «Любовь к трем апельсинам» (Московский тюз) действующие лица спускаются со сцены в зрительный зал и начинают разговор со сказочным персонажем, голос которого звучит то с одной стороны зрительного зала, то с другой. Юные зрители вместе с исполнителями поворачивают каждый раз головы в ту сторону, откуда раздается голос волшебника, пытаясь «рассмотреть» его в полумраке зала. Интересно, что в этой сцене вместо фонограммы был использован микрофон. Актер, исполняющий роль волшебника, из-за кулис говорил свои реплики в микрофон, а звукорежиссер в паузах переключал громкоговорители, откуда воспроизводился его голос.
Не менее важно правильно выбрать звуковой план для каждого музыкального фрагмента. Под звуковым планом воспроизведения в театре принято понимать зону размещения одного или нескольких громкоговорителей на сцене или в зрительном зале и предназначенных для воспроизведения музыки, шумов и звуковых эффектов во время спектакля. Как правило, одни звуковые планы предназначаются преимущественно для воспроизведения музыки, другие — для шумов, звуковых эффектов и речевых фонограмм. Наличие тех или иных звуковых планов зависит от звукотехнического оснащения театра, тем не менее можно выделить несколько основных звуковых планов. В сценической коробке это арьер, а также боковые поверхности, иногда громкоговорители устанавливают на колосниках и в трюме под сценой. С колосников воспроизводят шумы самолетов, крики пролетающих птиц, удары грома и т. д. С помощью громкоговорителей, размещенных в трюме, можно создать иллюзию отдаленного звучания музыки, пения, а также самых разных шумов, как, например, звуков отдаленной артиллерийской канонады, боя. В этом же звуковом плане можно воспроизвести глухой взрыв, работу судовых двигателей, шум обвала и пр. В зрительном зале для воспроизведения музыки обычно используются громкоговорители, установленные на правом и левом порталах или обрамляющие все зеркало сцены. Кроме этого основного звукового плана часто используются громкоговорители, установленные в оркестровой яме для имитирования звучания оркестра и воспроизведения шумов, а также громкоговорители, размещенные по бокам зрительного зала. Отдельные шумы и звуковые эффекты, например, при панорамировании звука воспроизводят через громкоговорители, установленные в барьере балкона и в конце зрительного зала. В некоторых театрах громкоговорители установлены в люстре зрительного зала, на козырьке над авансценой, а иногда и под полом зрительного зала (Центральный театр кукол в Москве). Громкоговорители, установленные в люстре, позволяют получать эффектную звуковую картину дождя, грозы, кружащегося самолета, воспроизвести крики птиц и другие шумы. Кроме того, для звукового оформления могут использоваться громкоговорители, размещенные в зрительном фойе и даже на фасаде театра, как, например, было сделано в спектаклях «Виндзорские насмешницы» в Театре имени Моссовета и «Десять дней, которые потрясли мир» в Московском театре драмы и комедии на Таганке. Выбирая тот или иной звуковой план для воспроизведения музыки, шумовых и звуковых эффектов, звукорежиссер одновременна устанавливает оптимальные уровни звучания для каждого номера. Не следует механически придерживаться какого-то одного уровня для всех музыкальных и шумовых номеров. В бестекстовых кусках нередко требуется, чтобы звучание было максимально допустимым, например, в момент кульминации действия, и здесь неуместны полумеры. В других случаях необходимо, чтобы звучание было прозрачным, отдаленным, скажем, в некоторых монологах, нуждающихся в приглушенной, «акварельной» атмосфере. И даже при воспроизведении отдельного музыкального или шумового фрагмента нередко требуется изменять уровень его звучания. Например, в паузах между репликами действующих лиц громкость несколько увеличивают, а на тексте уменьшают. Выбирая уровень воспроизведения для того или иного номера, нельзя не учитывать также условий прослушивания этого номера зрителями, находящимися в различных местах зала. Так, например, если уровень для музыкального номера, воспроизводимого с порталов сцены, будет признан благоприятным для зрителей первых рядов партера, то для зрителей последних рядов этот уровень будет явно недостаточным. С другой стороны, если установить уровень так, чтобы в последних рядах были слышны самые тихие звуки фонограммы, то зрители первых рядов могут быть «оглушены» в моменты громкого звучания. Поэтому при воспроизведении фонограмм, особенно музыкальных, вместе с основным звуковым планом включают громкоговорители, размещенные, например, в конце зрительного зала или в барьере балкона.
Возможности панорамирования звука в спектакле, с одной стороны, обуславливаются художественными задачами, с другой стороны — технической оснащенностью театра, в частности наличием громкоговорителей, установленных в зрительном зале и на сцене, и возможностью их раздельной коммутации.
ЭФФЕКТ ИМИТИРОВАНИЯ
Актер на сцене делает вид, что играет на инструменте, а из динамиков звучит готовая фонограмма. Динамик при этом лучше разместить поблизости от актера.
С помощью фонограммы стало возможным имитировать пение актера, что в прежние времена было трудно осуществить. Теперь любой драматический актер может высокопрофессионально «исполнять» в спектакле самые сложные вокальные произведения. Конечно, для достижения должного эффекта требуются многочисленные репетиции, и определенные усилия, чтобы звукорежиссер в аппаратной и актер на сцене действовало синхронно. При имитации пения очень важно правильно поставить артикуляцию актеру.
Иогда используют запись пения самого актера, воспроизводя ее именно в том месте, где размещается исполнитель. Или для записи пения приглашают профессионального певца.
С помощью фонограммы можно имитировать и хоровое пение.
На протяжении всего спектакля «Сверчок» в постановке Театра им. Моссовета звучат современные танцевальные ритмы и польские песенки, которые поют по ходу действия варшавские студенты бюро добрых услуг «Сверчок». Для имитации пения актеров были подобраны популярные вокальные произведения, напетые на грампластинки известными польскими эстрадными певцами.
Особенно «виртуозно» отработаны актерами концертные номера в музыкальном антракте этого спектакля. Выступая перед микрофоном, актеры для полноты иллюзии тщательно соблюдают не только все артикуляционные особенности польской речи, но и все условности концертного выступления. Так, «певица» в длинном вечернем платье по ходу своего выступления заглядывает в маленькую книжечку: не забыть бы слова. Другой актер, «исполняющий» на польском языке популярную песенку «Бабушка, научи меня танцевать чарльстон», лихо отплясывает этот танец при музыкальном проигрыше. Но в тот момент, когда с фонограммы должно прозвучать начало нового куплета, актер быстро возвращается к микрофону, чтобы «петь». Другую популярную песенку «Батуми» из репертуара польского вокального ансамбля «Филлипинки» исполняет женский квартет, точно следуя за всеми интонационными особенностями звучания фонограммы. Данный прием имитирования широко применяют в популярной телевизионной передаче «Кабачок «13 стульев».
УНИСОННОЕ ЗВУЧАНИЕ
Данный эффект заключается в том, что при музыкальном сопровождении спектакля одновременно со звучанием театрального оркестра воспроизводится фонограмма этого же музыкального произведения.
Фонорамма вносит сценическое действие, налет механичности.
Малочисленный состав действующих лиц не в состоянии создать необходимое эмоциональное звучание музыкального произведения. Соединен7ие фонограммы и живых исполнителей дает необходимый в исполнение эффект присутствия, непосредственности. Фонограмма может звучать со всех точек зрительного зала и сцены с мощью, недоступной живому исполнению. Фонограмма может в какой-то степени «заретушировать» слабые стороны исполнения живых артистов.
Прием унисонного звучания используется не часто, но он прочно вошел в арсенал выразительных средств музыкального оформления спектакля.
Для того чтобы исполнители случайно не разошлись с фонограммой, рядом с ним размещают громкоговоритель, через который воспроизводят музыкальную программу.
В спектакле «Несколько тревожных дней» (Театр им. Моссовета) в одной из сцен показан загородный ресторан, в котором играет маленький эстрадный оркестр. Оркестр размещается в глубине сцены, и одновременно с ним звучит фонограмма. В том месте, где идет текст, уровень звучания фонограммы снижают, а в паузах снова увеличивают, оркестр же только подыгрывает фонограмме.
Эффект унисонного звучания может быть применен на сцене и при исполнении действующими лицами вокальных произведений или отдельных монологов. От этого каждое слова приобретает необходимую силу и выразительность
В спектакле «Братская ГЭС» шесть молодых парней, обращаясь к зрительному залу, поют комсомольскую песню. Одновременно звучит фонограмма песни в исполнении этих же действующих лиц, но с музыкальным сопровождением. Это придает «живому» пению эмоциональную силу, позволяет исполнителям точно интонировать и выдерживать нужный ритм.
Эффект унисонного звучания
Этот эффект заключается в том, что при музыкальном сопровождении спектакля одновременно со звучанием театрального оркестра воспроизводится и фонограмма этого же музыкального произведения. Соединение же фонограммы с «живым» оркестром вносит в исполнение эффект присутствия, непосредственность, подчеркивает нюансы звучания, часто пропадающие в записи. Фонограмма может в какой-то степени «подретушировать» слабые стороны исполнительской техники театрального оркестра. Прием унисонного звучания используется не часто, но он прочно вошел в арсенал выразительных средств звукотехнического оформления спектакля.
Большое значение для унисонного звучания приобретает стабильность скорости воспроизведения фонограммы. Даже незначительное отклонение в скорости приводит к изменению тональности звучания музыки из-за транспонирования звуковых частот. На спектакле это может обернуться катастрофой — оркестр не сможет вовремя перестроиться в иную тональность и унисонного звучания не получится. Особенно важно учитывать это обстоятельство на выездных и гастрольных спектаклях, когда приходится использовать различные типы магнитофонов.
Подобные эффекты требуют от музыкантов определенной подготовленности и длительных репетиций. Наиболее ответственный момент — вступление «живого» оркестра одновременно с фонограммой.
Сейчас этот эффект очень широко используют на ТВ, транслируя «Живое» пение певицы в сопровождении «Живого» оркестра.
ЭФФЕКТ ТРАНСПОНИРОВАНИЯ
Эффект транспонирования – это воспроизведение звуковой фонограммы не с той скоростью, как она была записана. В этом случае исполнитель начинает говорить или петь ненатурально высоким голосом или низким голосом.
Чаще всего этот эффект используют в «волшебных» сценах спектаклей. Например песенка светлячков в спектакле «Белоснежка и семь гномов» ,А в спектакле этого же театра «Храбрый музыкант» человеческими голосами разговор камней низкими, рокочущими голосами.
Но не только в детских спектаклях используют подобные звуковые эффекты.
В спектакле «Тартюф» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) музыка пролога звучит в необычно быстром темпе, резко отличном от естественного. В этом же темпе на сцене действуют персонажи пьесы, музыка как бы организует их сценическую жизнь, заставляя ускорить ход сценического времени.
Если записывать песню в нормальной тональности, но вдвое медленно темпе, то при перезаписи темп будет нормальный, а звучание голосов быдет на октаву выше. Или наоборот.
В отдельных случаях может возникнуть необходимость осуществить пение с аккомпанементом так, чтобы голос казался неестественно высоким, «игрушечным», а музыкальное сопровождение оставалось естественным.
Для этого предварительно записывают с нормальной скоростью только музыкальное сопровождение, а затем фонограмму воспроизводят с замедленной скоростью и подают сигнал на головные телефоны или на громкоговоритель с малым уровнем в помещение, где записывают певца. Исполнитель поет под замедленно воспроизводимый аккомпанемент. Запись его пения ведут на той же замедленной скорости. Затем обе фонограммы воспроизводят с нормальной скоростью и совмещают при перезаписи. В результате музыка будет звучать нормально, а голос певца в необычном тембре и ритме.
При постановке некоторых спектаклей, особенно детских сказок, нередко возникает необходимость создать ненатуральные голоса для сказочных персонажей, «озвучить» неодушевленные предметы, силы природы и т. п. Именно условные, несуществующие в природе голоса открывают, порой, единственную возможность воплотить на сцене сказочный, волшебный, фантастический мир. Появление в пьесе фантастических персонажей, диалог человека с силами природы, сказочно обретающими человеческий голос,— прием в театре отнюдь не новый, но с появлением звукотехники его возможности несравненно возросли и расширились. Эффект транспонирования (перестановки) звуковых частот заключается в искусственном смещении натурального звуковысотного диапазона звучания речи, пения или музыки в сторону его повышения или понижения — как при проигрывании грампластинки с большим или меньшим числом оборотов против положенного. В одном случае певец начинает петь ненатурально высоким голосом, в другом, наоборот, низким. Изменяется, естественно, и тональность музыкального сопровождения. В спектакле «Золушка» (Театр имени Евг. Вахтангова) стражник разговаривает необычно низким басом, а голоса солдат, наоборот, звучат дискантом. Песенка, которую поют светлячки в спектакле «Белоснежка и семь гномов» (театр «Современник»), звучит неестественно высоко, именно так, как могут «петь» одни только светлячки. А в спектакле этого же театра «Храбрый музыкант» неестественно низкими, гулкими, рокочущими голосами разговаривают камни. Но подобные звуковые эффекты используют не только в детских спектаклях. В спектакле «Старая дева» (Театр сатиры) героиня разговаривает с куклой — голос куклы напоминает голос Буратино. В этом же спектакле использован и другой подобный эффект. Герои возвращаются с новогоднего праздника, звучит популярный танец «летка-енка», все танцуют. Вдруг темп музыки неожиданно резко убыстряется, танцующие тоже убыстряют свои движения, неестественно скачут, падают — возникает комическая ситуация. В спектакле «Тартюф» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) музыка пролога звучит в необычно убыстренном темпе, резко отличном от естественного.
В этом же темпе на сцене действуют персонажи пьесы, музыка заставила сценическое время как бы ускорить свой ход.
Во всех этих примерах эффект транспонирования осуществлен с помощью магнитной фонограммы, записанной специальным образом. Для получения, например, низкого голоса, фонограмму с записью обычной речи перезаписывают с пониженной скоростью, а на спектакле воспроизводят с обычной, и наоборот — для повышения тональности звучания фонограмму перезаписывают с повышенной скоростью, а воспроизводят с нормальной. Подобным образом могут быть записаны самые разнообразные музыкальные эффекты. Например, замедленная запись отдельных музыкальных инструментов при воспроизведении с нормальной скоростью может дать такую высоту звука, какая невозможна для этих инструментов. Метод транспонирования может быть использован и для трюковой записи отдельных солирующих инструментов оркестра. Необычный тембр и ритм солирующего инструмента на фоне нормально звучащего оркестра может создать весьма интересный эффект. Подобным же образом можно изменять тональность различных шумов и звуков, например, звук медленно пролетающего винтомоторного самолета можно превратить в звук молниеносно пронесшегося реактивного или преобразовать звон тонкого колокольчика в басовый удар многопудового колокола. Своеобразный эффект можно получить и при изменении скорости движения ленты в магнитофоне в процессе записи. Например, гудок паровоза или электровоза, записанный статично, можно преобразовать в гудок приближающегося (звук повышается) или удаляющегося (звук понижается) поезда. Для получения эффектов транспонирования звуковых частот помимо различных приспособлений существуют и специальные магнитофоны, скорость которых может плавно меняться в широких пределах.
ЭФФЕКТ РЕВЕРБЕРАЦИИ
Это эффект эха. Эффект реверберации часто применяется в театральных постановках.
Особенно интересным примером использования эффекта реверберации может служить сцена «Успенский собор» в спектакле Художественного театра «Трудные годы». На сцене видны массивные колонны, уходящие в высоту и растворяющиеся в полумраке купола собора. Луч солнечного света, пробивающийся откуда-то сверху, выхватывает из темноты суровые лики святых и позолоту иконостаса. Тем не менее все эти прекрасно .выполненные декорации воспринимаются именно как декорации.
Но вот зазвучало пение дьячка, гулко разносящееся по всему огромному собору, и вся картина ожила — поверилось в монументальность огромных колонн, стен, в высоту купола. Так эффект реверберации помог создать подлинную правду на сцене, и оформление получилось художественно законченным. Этот эффект был заранее предусмотрен при записи соответствующей фонограммы. Это самый простой и распространенный способ создания эффекта реверберации на сцене.
Несколько сложнее организовать данный эффект, если он непосредственно связан с действующим лицом. Для этого используют микрофонную технику и специальную аппаратуру — ревербератор. Закономерность: большое пространство – большая реверберация. В маленькитх замкнутых пространствах реверберация отсутствует
С помощью микрофонной техники эффект реверберации в спектакле можно использовать и при проведении звукоусиления театрального оркестра, звучания отдельного музыкального инструмента, хора, шумового аппарата. Особенно эффектно можно использовать ревербератор при исполнении вокальных произведений по ходу действия. Голос актера — певца, подчеркнутый и окрашенный реверберацией, становится более сочным и выразительным. Кроме того, очень интересные эффекты можно получить, если по ходу выступления резко изменять реверберацию. Например, герой на сцене, распевая лирическую песню, обращается к своей возлюбленной, по мере исполнения эффект реверберации постепенно увеличивают, и в кульминационный момент голос героя звучит с максимально допустимой реверберацией. Подобным образом на сцене можно создать иллюзию, что человек вошел в большой зал и поет «на весь мир».
Эффект реверберации и эха
Использование эффекта реверберации в спектакле нередко диктуется характером показываемого на сцене помещения. Если действие спектакля происходит, скажем, в пустом зале, в храме или в пещере, необходимо, чтобы голоса исполнителей звучали в характерной для того или иного интерьера акустической окраске. В этом случае звуковой эффект создает некое дополнение к декорации.
Но не только речь или пение, введенные в спектакль с реверберацией, могут говорить о характере акустической обстановки действия. В спектакле «Белоснежка и семь гномов» (театр «Современник») маленькая героиня неожиданно проваливается в тайник — звуки падения тела, осыпающихся камней и замирающий ее крик, воспроизводимые с глубокой реверберацией, ясно говорят о месте действия, о характере случившегося события. И все же главное назначение звуковых эффектов в спектакле — использование их как средства драматического воздействия на зрителя. Эффект реверберации и эха могут усиливать, а иногда и самостоятельно создавать настроение, сообщать большой эмоциональный заряд всему сценическому действию. В спектакле «Ромео и Джульетта» (Московский драматический театр на Малой Бронной) в сцене свидания раздаются протяжные крики кормилицы: «Джульетта! Джульетта!..», они постепенно замирают в пространстве, словно желая потянуть за собой героиню в угасание, в небытие. Здесь с помощью звукового эффекта воспроизведена не только атмосфера пустого помещения, но перед зрителем встает картина притаившейся гулкой и враждебной пустоты, в которой навстречу друг другу идут Ромео и Джульетта. Или другой пример, где сценический шум, воспроизведенный с эффектом реверберации, стал драматическим акцентом всей сцены. В финале спектакля «Три сестры» (МХАТ) Тузенбах и Соленый уходят в рощу. Негромкий выстрел внезапно разрывает тишину, прокатившись далеким эхом по полям и перелескам. И тут пространство сцены потеряло свои границы, стало беспредельным, необъятным, оно мгновенно приблизилось к зрителям, наполнило зал, захватило его. В отзвуке пистолетного выстрела слышался какой-то стон, хватающий за душу печальный крик о бессмысленно загубленной жизни. Во всех приведенных примерах звуковые эффекты были заранее предусмотрены при записи соответствующих фонограмм. Это самый простой и распространенный способ создания эффекта реверберации и эха на сцене.
Не всегда звуковой эффект, вводимый в спектакль, точно отражает истинную акустическую обстановку действия, показанного на сцене. Эффект должен быть непременно оправдан драматургически, он должен нести в себе определенный образ. В финале спектакля «Твой" дядя Миша» (Малый театр) к сидящему неподвижно в саду в кресле герою подходит внук. «Дядя Миша, а дядя Миша?» — обращается он к дедушке, тот не отвечает, юноша еще раз переспрашивает... Поняв, что случилось непоправимое, он с криком «Дядя Миша!!!» убегает, а на сцене еще продолжают звучать его слова: «Дядя Миша, дядя Миша, дядя Миша!»
Существует и другой способ создания звуковых эффектов, связанных непосредственно с действием актера на сцене. Для этого используют микрофонную технику и специальную аппаратуру — ревербератор. Кроме обычных микрофонов, для получения звуковых эффектов используют и радиомикрофон. В спектакле «Гамлет» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) король Клавдий обращается к подданным с речью. Его голос протяжно и гулко разносится как бы по огромной площади. Так как актер все время передвигается по сцене, он снабжен радиомикрофоном, что дает возможность усилить его голос и получить необходимый эффект. Сигнал с радиомикрофона подается на ревербератор и далее, как и обычно, — в канал звукоусиления. С помощью микрофонной техники эффект реверберации в спектакле можно использовать и при звукоусилении театрального оркестра, при звучании отдельного инструмента, хора, шумового аппарата.
Особенно эффектно можно использовать ревербератор при исполнении вокальных произведений по ходу действия. Голос актера, подчеркнутый и окрашенный реверберацией, становится более сочным и выразительным. Кроме того, можно получить очень интересные эффекты, если по ходу дела резко изменять реверберацию. Например, герой на сцене, распевая лирическую песню, обращается к своей возлюбленной. Во время исполнения эффект реверберации постепенно увеличивают, и в кульминационный момент голос героя звучит с максимально допустимой реверберацией. Подобным образом на сцене можно создать иллюзию, что человек вошел в большой зал или в пещеру. В заключение следует напомнить, что прием получения звуковых эффектов с помощью микрофона и ревербератора имеет один недостаток. Так как микрофон и громкоговорители размещены в одном помещении, то между ними может возникнуть завязка, и нежелательный гул аппаратуры.
РЕЧЕВАЯ ФОНОГРАММА
Речевая фонограмма, включаемая в сценическое действие,— наиболее частый вид звукотехнического оформления современной драматической постановки. Под речевой фонограммой принято понимать все формы речи, а именно: отдельные слова, группы слов, фразы, монологи и диалоги, записанные на магнитную ленту и предназначенные для включения в сценическое действие.
К речевой фонограмме относится также речь, звучащая на иностранном языке, и речь в сочетании с музыкой и шумами. Если шумы, вводимые в спектакль, информируют о каком-то определенном источнике шума или стихийном явлении, сопровождающем сценическое действие, а музыка, воздействуя на эмоции зрителя, вызывает реакцию их чувств, то речь на сцене, особенно звучащая с фонограммы, сосредоточивает внимание зрителя на своем смысловом содержании.
В отдельных случаях в сценическом действии может быть использована только звуковая сторона речи. Так, например, возгласы, гул голосов на вокзале, в ресторане, на митинге и т. д. не являются речью в строгом смысле слова, но они могут стать звуковым символом определенной среды, группы людей, ситуации. Если речь актера в спектакле служит главным средством выражения сценического действия, то речевая фонограмма также может оказаться не менее важным выразительным средством (правда, эпизодически) и выполнить ряд специфических, присущих только ей функций.
Речевая фонограмма, звучащая в спектакле, по сравнению с обычной сценической речью актера обладает рядом особенностей. Записанное слово звучит пластичнее, оно «ближе» уху зрителя, чем слово актера со сцены. Например, даже самый тихий шепот, записанный на ленту, четко доносится до последних рядов зала, нисколько не теряя при этом своего характера. Речевая фонограмма явно раздвигает динамические и интонационные границы произносимого слова, как бы «приближая» исполнителя к зрителю. Вместе с тем речь, звучащая с фонограммы, нередко истолковывается зрителем как нечто, приходящее «извне», в отличие от обычной сценической речи, когда зритель связывает ее только с определенным действующим лицом. Если актер произносит на сцене длинные монологи, это кажется естественным, но прослушивание этого же монолога в записи требует от зрителя определенного усилия. Объясняется это тем, что речь актера на сцене всегда подкрепляется зрительными образами. При звучании речи с фонограммы зритель со зрительно-слухового восприятия должен сразу перестроиться только на слуховое.
Еще одна особенность речевой фонограммы заключается в том, что голос актера можно записать с различными акустическими эффектами, тогда как сценическая речь звучит всегда в одном и том же акустическом пространстве, независимо от того, где происходит действие.
Наиболее часто речевая фонограмма используется как художественный прием, расширяющий палитру выразительных средств спектакля, и в этом случае функции речевой фонограммы наиболее многообразны. Выбор места звучания речевой фонограммы также имеет значение — голос, доносящийся из радиоприемника, телевизора, громкоговорителя и пр., то есть связанный сюжетно с действием, требует точной локализации, он должен звучать именно с места установки видимого источника звука. Наоборот, речевая фонограмма, не связанная с действием сюжетно, не нуждается в локализации точки звучания, она может звучать в зрительном зале, на сцене, из оркестровой ямы — откуда угодно.
ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕКТЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ
СПЕКТАКЛЯ
Если музыкальное и шумовое оформление существует столько же сотен лет, сколько существует сам театр, то к звукотехническому оформлению режиссура стала обращаться только в последнее десятилетие. Важную роль в становлении звукотехнического оформления сыграл приход в театр квалифицированного специалиста—звукорежиссера, сумевшего поставить на службу театру сложную и разнообразную аппаратуру. В настоящее время к звукотехническому оформлению спектакля можно отнести: использование в сценическом действии фонограммы с записью речи; применение в спектакле микрофонной техники; создание по ходу действия различных звуковых эффектов; звуковое сопровождение киносюжетов, включенных в сценическое действие; цветомузыкальное сопровождение спектакля.
Звукотехника открывает перед режиссером возможность по-новому организовать классическое триединство театрального искусства — времени, места и действия. Все многообразие звуковых эффектов, встречающихся в практике оформления драматической постановки, можно свести к следующим основным видам:
· эффект панорамирования звука;
· эффект имитирования;
· эффект унисонного звучания;
· эффект реверберации;
· эффект звуковой перспективы.
ПАНОРАМИРОВАНИЕ ЗВУКА
Это один из технологических приемов музыкального сопровождения спектакля. Панорамирования звука это иллюзия перемещения источника звука по сцене или зрительному залу во время сценического действия.
Техника получения такого эффекта сравнительно проста — группы выбранных громкоговорителей коммутируются на микшерное устройство таким образом, чтобы при последовательном введении каждого регулятора сигнал с магнитофона с определенным уровнем поступал на те или иные громкоговорители.
В некоторых театрах громкоговорители установлены в люстре зрительного зала, на козырьке над авансценой, а иногда и под полом зрительного зала (Центральный театр кукол в Москве). Громкоговорители, установленные в люстре, позволяют получать эффектную звуковую картину дождя, грозы, кружащегося самолета, воспроизвести крики птиц и другие шумы.
Так, например, если перед началом спектакля в зрительном зале звучит музыкальное вступление, то с открытием занавеса музыку плавно переводят в глубину сцены, тем самым давая возможность зрителю услышать первые реплики актеров.
Или если картина или акт заканчивается музыкой, звучащей с арьера сцены, то с закрытием занавеса ее переводят в зрительный зал.
Однако наиболее часто панорамирование звука проводится как один из художественных приемов оформления спектакля. В этом случае этот эффект помогает создать на сцене необходимую атмосферу действия, максимально приближающуюся к реальной действительности.
Интересным примером этому может служить спектакль «На балу удачи», рассказывающий о жизненном пути известной французской певицы Эдит Пиаф. В одной из сцен этого спектакля надо было как-то передать сильное душевное потрясение героини, получившей сообщение о гибели близкого человека. После долгих поисков сцена была решена как своеобразная звуковая галлюцинация, возникающая в сознании героини. Эдит в прострации стоит на просцениуме, отдельные музыкальные фразы, обрывки популярных мотивов и куплетов из ее песен, перекрываемые мощным звучанием органа, волнами накатываются на нее из глубины сцены и уходят в сторону зрительного зала. Затем какофония звуков возвращается, и в тот момент, когда эта беспорядочная музыка проносится над героиней, она звучит с максимальной силой, заставляя Эдит съеживаться от возникающих видений. Так с помощью звукового эффекта оказалось возможным воплотить на сцене замысел режиссера.
В спектакле «Любовь к трем апельсинам» (Московский тюз) действующие лица спускаются со сцены в зрительный зал и начинают разговор со сказочным персонажем, голос которого звучит то с одной стороны зрительного зала, то с другой. Юные зрители вместе с исполнителями поворачивают каждый раз головы в ту сторону, откуда раздается голос волшебника, пытаясь «рассмотреть» его в полумраке зала. Интересно, что в этой сцене вместо фонограммы был использован микрофон. Актер, исполняющий роль волшебника, из-за кулис говорил свои реплики в микрофон, а звукорежиссер в паузах переключал громкоговорители, откуда воспроизводился его голос.
Не менее важно правильно выбрать звуковой план для каждого музыкального фрагмента. Под звуковым планом воспроизведения в театре принято понимать зону размещения одного или нескольких громкоговорителей на сцене или в зрительном зале и предназначенных для воспроизведения музыки, шумов и звуковых эффектов во время с