С-А-Д (Слово-Ассоциация-Действие)
Если действие выражается словом, то и слово может выражаться действием (иллюстративным или абстрактным). При работе над иллюстративным жестом очень хорошо помогают упражнения связанные с чистой пантомимой. Абстрактные движения раскрывают слово с индивидуальной характерной стороны, привнося в него личное отношение самого героя к высказанному, дополняя его, делая однозначным или многозначительным.
Каждое слово имеет свою глубину, широту, долготу и так же может быть спроецировано на движение. Упражнения для развития такого восприятия схожи с упражнениями на Д-А-С, но в обратном порядке. В работе над ролью, артисту необходимо прибегать к линии простых физических действий (таких как акробатика, фехтование, ритмические построения и т.д.), или, говоря современным нейтральным языком, к линии органических действий. В сущности, обучение драматического актёра и подводится в конце концов к умению составлять и реализовывать эту линию.
Работая с текстом, мы раскладываем части стиха или прозы на отрезки, наиболее нуждающиеся в оформлении движением. Нуждающуюся часть делим на члены предложения и встраиваем движения с учётом опережения, совпадения или запаздывания относительно слова.
Как известно, движение обычно опережает слово, реже совпадает и, в крайнем случае, запаздывает. Запаздывает, обычно, в конце предложения, чтобы зафиксировать оценку сказанному. Система Мейерхольда очень помогла в распределении действия по предложению. Основа системы: "отказ", "посыл", "тормоз" у меня ассоциировался с построением простого предложения, которое часто используется в бытовой речи. Существительное или вопрос даёт "отказ", во время которого принимается подготовительная оценивающая позиция, которая даёт время и предлог для обдумывания информации. "Посыл" - это как бы в предложении глагол. Он даёт направленное движение, полёт мысли к её логическому завершению - "тормозу", который и является завершением словесной формулировки. "Тормоз" - графически выразительная статическая позиция, отражающая характер и подтверждающая смысл сказанному. Очень полезны так называемые "словесно направленные ассоциации влекущие за собой раскрытие и дополнение фразы пластическим действием".
Пример
Слово: - Действие:
Мне везде, везде - оглядывается по бокам
мерещатся - голова вверх
огромные москиты - съёживается.
Это и есть С-А-Д.
A-D
Теперь мы переходим к отражению темы заданной педагогом. Например, отразить в пластике человека волевого, слабого, возбужденного, ленивого или страдающего какими-нибудь физическими недостатками. Характер человека попавшего в какие-нибудь обстоятельства связанные с окружающей его воображаемой средой. Первоначально следует манок, для облегчения работы фантазии. Работу над характером мы начинаем с фиксированных позиций.
Построение образа:
1) Прочитайте, узнайте или придумайте героя, которого вы будете отображать.
2) Представьте, как он может выглядеть. Его осанку. Одежду, которую он может на себе носить и как он ее несет. Может у него горб, он хромой, у него большой живот, искривление позвоночника, или какие для этого человека характерны травмы, болезни. В общем, все, что может влиять на расположение его тела в пространстве.
3) Создайте четкий визуальный фиксированный образ героя. Нарисуйте на него карикатуру с ярко выраженными чертами, или возьмите фотографию, помогающую в видении образа. Теперь есть картинка, скульптура или фотография. Надо встать четко в его позицию вплоть до мельчайших подробностей, вплоть до взгляда или тому подобное. Принять фиксированную позицию и стоять в ней, вживаясь, и, понимая, характер и суть того, почему он так располагает свое тело в пространстве в зависимости от контекста. Привыкнув к статическому характеру, начинать изменять положение тела медленно, не торопясь, начиная с мелких движений, но с учетом имеющихся знаний о герое действовать, не забывая о первой статической заявке образа. Постепенно переходить на более широкую амплитуду движений. Таких проходящих, характерных позиций надо пройти максимальное количество и отпечатать в своей телесной памяти. Осмыслив физическое состояние героя, вы постепенно прейдете к характеру возможных физических действий, схватите манеру жеста, темпо-ритм, динамику. Сохранение характера пластики приведет к тому, что может чувствовать и думать ваш герой, будучи в таком положении. Самое важное сохранить на протяжении действия характер той первой статической позиции, с которой все начиналось. Медленная проработка характерных поз приводит к телесной памяти и тренирует способность воплощение статики в действии, с постоянным контролем заданного заранее характера. Помочь в создании образа, помогают использования, прямых, округлых, ломанных линий тела. Перед работой над изменением положений тела для создания образа, надо, прежде всего, наладить хорошую осанку, постольку, поскольку она явление изначально нейтральной ни чем не выдающей владельца, а только подчеркивающей его лучшие качества (смирение, сдержанность, загадку) а на базе нейтральности легче ощутить характер изменений положения тела. Проваленный таз - отклонения. Проваленная грудная клетка - подавленность, задранный подбородок - излишнее самомнение. Распахнутая грудь - уверенность в себе. Так же мы работаем над восприятием линий статической позиции человека его партнером или партнерами. Ученик принимает любую немыслимую статическую позицию, а коллега встраивается своим телом в характер пластики партнера, как бы скульптурно дополняя позицию первого. Также это переводится в движение.
Партнеры выстраиваются, дополняя друг друга. И по сигналу. Первый партнер за 1 такт переходит в другую позицию, фиксируя позу на четвертую долю. Партнер также передвигается, дополняя рисунок движения первого и на четвертую долю, фиксирует положение, скульптурно дополняющее фиксацию первого. Это упражнение развивается в групповой импровизации на базе 6 правил:
1) Встроиться в характер пластики
2) Заполнить бреши в композиции
3) Обыгрывать осечки партнера
4) Брать на себя инициативу
5) Видеть сферу влияния ведущего (на данный момент) солиста
6) Умение грамотно уступать свою ведущую роль на благо максимально интересной реализации творческого потенциала группы.
При работе в паре может быть использовано упражнение "поддавки".
Один из партнеров под давлением другого выполняет заданные им направления, динамику. Развивает траекторию движения. Смена. Это же упражнение, но с усложнением за счет включения в нападение обоих партнеров. Так чтобы создавалось впечатление гармоничного целого. Каждый из партнеров должен предугадать, украсить, продолжить, при заходе в тупик самому подать толчок для развития действия своему партнеру. Чтобы чувствовать направление движения партнера можно использовать упражнение во время, которого: группа хаотически двигается по залу, но даже при увеличении темпа движения. Они не должны сталкиваться. Внимательно относиться друг к другу. Или забравшись на стол группой, они должны перемещаться с места на место, не сталкивая никого со стола. Или Упражнение с предметом, например стулом. Один из партнеров ведет, обрабатывая его, а другой дополняет созданные им фигуры. Развивается это упражнение вследствие добавления количества предметов требуемых обыграть, сначала в одиночку, а потом с увеличением количества участников. Тем самым, усложняя работу мысли и форму пластики. Еще одно упражнение. Группа учеников окружает одного из них, ставя в центр круга. Он как бы, пытаясь, вырваться входит в контакт с окружением, обыгрывая каждый из контактов. Его толкают, управляют им, задают характер движения. При этом непременно ему, поддаваясь и в случае затухания его фантазии - брать инициативу на себя с переходом в его положение. Поддавки избавляют от страха неожиданного взаимодействия с партнером и рождают атмосферу бескорыстной игры. В таких упражнения на развитие сыгранности, немаловажную роль играет взгляд. Характер и направленность взгляда дает осмысленность действию и наоборот. Мы учимся выбирать цель - объект внимания на который нужно произвести впечатление. Развиваем сосредоточенный фиксированный взгляд и умение видеть поле, на которое воздействуешь, не фиксируя его. Развиваем плановость обзора, деления окружающего пространства на сектора и панорамы. От отношения между взглядом и точкой внимания зависит расстояние между ними, широта позиции темпо-ритм пластики. От характера объекта влияния зависит и характер статики от которой мы отталкиваемся. Я статику делю на 3 основных характера: 1) нейтральная. 2) Оборонительная (закрытая, скрывающая, подготовительная) 3) Наступательная (действующая и противодействующая). Если ученик прибегает к оттеночному видению окружающего пространства, то он сможет и в пластике смоделировать его на основе знаний перспективы.
Для развития слияния пластики тела со взглядом, необходимо:
На 1 этапе. Для развития направленного взгляда я пользуюсь техническим моментом, фокусировки взгляда и движения головы по "кривой деления". Взгляд при движении концентрируется по середине двигающихся частей тела. Вне зависимости от траектории их движения (синхронного или асинхронного). Эта объединяющая постоянно меняющаяся траектория направления взгляда и является линией деления, а взгляд должен проходить через одну из точек линий деления, конечно если нет определенных объектов оправдывающих направление взгляда. Если они есть, то оценив его геометрию надо развить объект в движении с учетом расстояния до него и вашего к нему отношения.
Также мы занимались отражением в пластике: шума, немузыкальному сочетанию звуков. Допустим отражение в пластике характера свиста, окрика, звука машин, поездов, звука льющейся или капающей воды, обычного фонового разговора, неритмических ударных эффектов и т.д. Вообще было важно восприятие и выдача звуковой информации. В заданиях мы специально создаем неопределенно хаотические звуковые фона, с периодическим доминированием какого-нибудь одного звукового эффекта. Я их учу воспринимать максимально образно, а отражать максимально объективно. Задача: создайте звуковой, точнее шумовой фон, внимательно слушайте, ассоциируйте. Реагируйте. Переходите из ассоциативного восприятия звука в логический, а после в образно визуальный, точнее в видеоряд созданный телом, который в своем характере должен отразить характер слышимого звука - шума. Выглядит это в упражнении приблизительно так. Ученики сидящие в кругу или находящиеся в разных концах зала создают шумовые эффекты, а один или маленькая группа упражняемых реагирует. В этом упражнении двойной эффект. Создающие шум приучаются ловить характер движения и отражать в звуке, а ведомые характер звука в практике. Все друг другу подыгрывают, выручают фантазируют. Приучаются к модернестическому отражению действительности к импровизации. Допускаются даже фразеологические оценки слышимого. Издаивающие шум тоже включаются в действо. Инициатива переходит из рук в руки все превращается в динамичную, якобы хаотичную игру. Развивающая огромное количество навыков, внимательность реакцию и солидную сыгранность. Ребята учатся на сознательном уровне быть дипломатичными, не ставя соучастников в безвыходные ситуации. В тоже время экстремальность игры делает из ребят моментально реагирующие защитные системы. В результате такого подхода они учатся каждую секунду быть совершенно разными, проживать максимальное количество образов и положений. Развивается экстремальное мышление. В любой урочной или внеурочной стрессовой ситуации надо стремиться замечать и запоминать характер ваших и чужих оценок. Стрессовая ситуация уже заставляет ускоренно анализировать, слышать, видеть, ассоциировать. А способность к этому дает возможность контролировать и обрабатывать окружающее пространство, гармонично вливаясь в него телом и словом, при этом контролировать всплеск искренних эмоций (чтобы не замкнуться на себе).
На базе еще секундного умения менять облик мы переходим к работе над удержанием одного характера или стиля пластики. Даже кажущуюся зеленой, серию пластических действий ученика, но важно что в одном характере, мы обставляем кордебалетом, дополняющим рисунок пластики солиста. Стараюсь привить понимание красоты любого движения, да притом если оно приходится в продуманном контексте. Приучаю к "выкрутастничеству" из любой сложной ситуации. Мы не переделываем, а доделываем пластические этюды методом изменения ракурсов высотности, расположение действия относительных декораций, осмысливаем сложное положение. Вводя в сцену характеры извне. Также в комплекс упражнений по движению мы встраивали занятия с дыханием, чем-то напоминающим гимнастику у-шу. Дыхание в совмещении с движением очень важно. Упражнения делятся на 3 раздела:
1) Дыхание опережает движение
2) Совпадает
3) Дыхание завершает действие.
Дыханием мы занимались не только для развития “дыхалки” и умению экономично тратить воздух накладывая на движения, но и в связи с тем, что характер поступления кислорода в организм настраивает работу желез внутренней секреции (выделение адреналина и т.д.) и изнутри помогает удержанию нужного настроя на биохимическом уровне. Все о чем я говорил раньше, невозможно осуществить не развивая в учениках особых качеств. Таких как гибкость, растяжка, быстрота, реакция, координация, сила, выносливость, ритмичность, равновесие, мышечное чувство и память. Обычно развитие этих качеств занимает первую половину урока.
Разберем эту половину и приведем примеры, наиболее характерных упражнений.
1. Разогрев “потряхиванием” различных частей тела, кистей рук, стоп, мышц шеи. Вибрации колен и локтей, таза, грудной клетки. Вибрации на скидывание корпуса вниз и выкидывание различных частей тела, приводят к увеличению кровообращения и повышению общего тонуса.
2. Раскручивание суставных сумок плечей, локтей, колен, тазобедренных суставов, кистей рук и ног. Круговые движения головой, корпуса. Прорабатывание выворотных позиций ног.
3. Потягивание сухожилий и мышц. Наклоны в разные стороны, прогибы. Потягивание с помощью переноса центра тяжести с одной группы мышц на другую. Упражнения выполняется в положении стоя, в плие, партере. Постепенно переходим в полноценное растягивание. С помощью станка, партнера или в одиночку.
4. Скручивание. Для развития гибкости позвоночника. В положении стоя, сидя переходим из одной в другую. Хороши скручивание в перевернутых позициях (березка, плуг).
5. Бег, прыжки. Прыжки на месте. На одной, двух ногах. Изменяется темп, ритм, высота, длина характер прыжка. Выполнение прыжков в заданном графическом рисунке с применением поворотов. Прыжки сидя.
6. Устойчивость развивают упражнения с минимальной точкой опоры. В усложненных позировках. С закрытыми глазами. Удержание равновесия в перевернутых положениях. После блока движений приход в неустойчивую статическую позицию. Для усложнения можно применять прыжки, повороты и прочие приемы для “сбива” аппарата ориентации.
7. Упражнения на координацию. Выполняется простое зацикленное движение с постепенным включением в движение и остальных частей тела. Или задается несложный рисунок движений для правой руки, а левая выполняет тоже самое но с запаздыванием на 1 ч, и. т. д. движение.
8. На реакцию. Один ученик стоит между двумя другими и уклоняется от бросков мячом его партнерами. Также может использоваться перекидывание одним, двумя предметами поочередно или одновременно, так чтобы их не уронить. Упражнение на выполнение заданного действия на неожиданный звуковой сигнал. Упражнение на повторение за ведущим его действий зеркально или синхронно с увеличением скорости.
9. На чувство пространства. Каждый ученик передвигается импровизационно и с любой скоростью по своей траектории. Создается хаотическое движение по залу, но которое не должно прерываться столкновениями и сближениями меньше чем на пол метра. Площадка должна быть равномерно заполнена. Не допускается скопление группы в одной из частей зала.
10. На развитие памяти. Во время движения по кругу, один из учеников создает схему и манеру передвижения длинной в один, два такта, а все остальные повторяют зацикленное, показанное ведущими действо. За этим ведущий меняется, задавая уже свой импровизационный отрезок. Другое упражнение ученики двигаются с педагогом в медленной синхронной импровизации, а в самый неожиданный момент педагог производит хлопок, щелчок… на что студенты отвечают заранее спланированным действием.
11. Постоянный контроль выразительности положения тела: каждый двигается свободно в присущей ему пластике, но так чтобы в момент хлопка учителя, статическая позиция была выразительна и максимально логична.
12. Во время перемещения по залу, на звуковой сигнал ребята должны заскочить на партнера максимально безопасно и удобно.
13. Ощущение во времени. Укладка комбинации движений во временной отрезок, увеличивая темп в 1,2,3 раза.
14. Упражнения с ритмом. В определенный ритмический рисунок надо выполнить связку драматических, а не танцевальных действий.
15. Для развития вестибулярного аппарата, хорошо помогают упражнения связанные с перекатами в разные стороны. Вращение с удержанием, после поворота точки внимания. Перевороты через предметы. Элементарная акробатика.
Развитие вышеуказанных качеств дает базу для работы над всевозможными навыками, которые в свою очередь развиваются в этюдах и могут быть применимы для дополнения любого заданного характера пластики или сюжета.