Составитель: Михеева И.Э., учитель физики.
Тетрадь
Для лабораторных работ
По физике
ученика(цы) 7 «____» класса
______________________________
(фамилия, имя ученика)
Составитель: Михеева И.Э., учитель физики.
Н.Новгород
№ | Тема работы | Оценка |
1. | Определение основных характеристик измерительных приборов. | |
2. | Измерение размеров малых тел | |
3. | Измерение объёма с помощью измерительного цилиндра. | |
4. | Измерение массы тела взвешиванием | |
5. | Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости тела | |
6. | Определение плотности твёрдого плотности. | |
7. | Градуирование пружины динамометра и измерение сил с его помощью. | |
8. | Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины | |
9. | Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления | |
10. | Измерение давления твёрдого тела на опору | |
11. | Проверка правила моментов. | |
12. | Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | |
13. | Выяснение условий плавания тела в жидкости | |
14. | Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости |
Округление результатов.
Если ошибка округления больше абсолютной погрешности, округление уменьшает фактически достигнутую точность измерения, а если ошибка округления меньше абсолютной погрешности, последние цифры записи результата будут недостоверными. Поэтому округлять результаты измерений и вычислений надо так, чтобы последняя значащая цифра находилась в том же десятичном разряде, что и абсолютная погрешность измеряемой величины. В школьных лабораторных работах по физике можно обычно ограничиваться двумя значащими цифрами.
Оценка абсолютной погрешности прямых измерений.
Прямым называется измерение, при котором значение измеряемой величины определяется непосредственно по шкале измерительного прибора (линейки, динамометра, часов и т.д.).
Если результаты повторных опытов в пределах точности прибора совпадают, то погрешность измерения физической величины считают равной половине цены деления шкалы прибора Δ А = Δ Аш / 2 (например, погрешность измерения длины с помощью линейки с миллиметровыми делениями равна 0,5 мм).
Если же разброс результатов повторных опытов больше Δ А ш / 2 (например, разброс результатов измерения времени составляет 3 с, тогда как цена деления часов с секундной стрелкой Δ А ш = 1 с), поступают следующим образом:
за измеренное значение принимают , где N — число опытов;
погрешность измерения, обусловленную случайными факторами, приближенно оценивают по формуле
За абсолютную погрешность измерения Δ А принимают большую из двух величин: Δ(Аср) и Δ А ш / 2.
Результат измерения записывают следующим образом:
А=Aпр ± ΔA; ε = ...%.
Лабораторная работа №1 _____________________
/дата/
Ход работы:
1. Изучите шкалу линейки. Определите цену деления. Ц.д.= …… мм
2. Определите способом рядов диаметр пшена, дробинки, горошины.
3. Для каждого вида малых тел измерения проведите не менее 3 раз. Для этого составляйте ряды с разным количеством частиц
4. Для каждого малого тела вычислите среднее значение измеряемой величины.
5. Данные измерений и вычислений запишите в таблицу.
Тело | № опыта | Кол-во частиц в ряду | Длина ряда, мм | размер частицы, мм | среднее значение размера частицы | |
мм | м | |||||
пшено | ||||||
горох | ||||||
1. Рассмотрите фотографию атомов золота
2. Определите аналогично с предыдущим заданием размеры частиц.
Количество частиц в ряду _________
Длина ряда __________ мм = ______________см = ________________ м
Диаметр частицы на фото ___________мм = _________ см = _________м
Увеличение при фотографировании _7000 раз
Реальный размер частицы ________мм = _________ см = __________м
Экспериментальное задание.
Предложите способ измерения диаметра нити (или тонкой проволоки) и опишите его. ________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как можно измерить толщину листа в книге?_________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните рисунки опытов.
Контрольные вопросы:
1. Являются ли размеры малых частиц, измеренные таким способом, абсолютно точными? Почему?_____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. От чего зависит точность измерения размеров малых тел способом рядов?_____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Для измерения размеров каких тел используют метод микрофотографии?__________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №3 __________________
/дата/
Ход работы:
Внимательно рассмотрите весы. Изучите устройство рычажных весов.
Выясните вместе с учителем и запишите правила взвешивания.
Уравновесьте весы.
Придерживаясь правил взвешивания, определите массу тела (например гайки). Результат взвешивания запишите в таблицу.
Например: название тела: гайка
набор гирь, которые уравновешивают тело: 10г+ 2г+ 500 мг+50 мг
Масса тела: 10г+ 2г+500 мг+ 50 мг=12г 550мг
Масса тела в граммах 12,55г
Масса тела в килограммах 0,01255кг
5. Измерьте массу остальных тел. Результаты измерений запишите в таблицу.
Название тела | Набор гирь, уравновешивающих тело | Масса тела | Масса тела (г.) | Масса тела (кг.) |
гайка | 10г, 2г, 500 мг, 50 мг | 10г+ 2г+500 мг+ 50 мг=12г 550мг | 12,55г | 0,01255кг |
Экспериментальноезадание
Определите массу воды в пробирке. Для этого:
а) измерьте массу пробирки:
m п= _________________________________________
б) измерьте массу пробирки с водой.
m п+в = ______________________________________________
в) вычислите массу воды mв= mп+в – mп
mв = __________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Как вы понимаете физический смысл понятия масса тела?_____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что значит измерить массу тела?__________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Для чего уравновешивают весы перед взвешиванием? ______________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обязательно ли это делать?_________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №5 __________________
/дата/
Ход работы:
1) расположите стеклянную трубку с водой вертикально и держите ее в таком положении до тех пор, пока стеариновый шарик не поднимется к верхнему концу трубки
2) одновременно с запуском таймера поверните трубку на 1800 и определите время, за которое шарик проходит всю длину трубки
3) отметьте маркером половину трубки и убедитесь, что за половину времени движения шарик проходит половину длины трубки
4) разделите трубку на три, а затем на четыре равные части и, проведя опыты, убедитесь в том, что за треть и четверть времени шарик проходит третью и четвертую часть длины трубки (вся длина трубки принята за 1)
5) измерьте величину скорости движения в каждом случае по формуле
v = s/t; убедитесь, что движение шарика (пузырька воздуха) равномерное
v1 =____________________________________________________
v 2=____________________________________________________
v3 =___________________________________________________
Результаты измерений
№ опыта | путь в долях от длины (s) | путь в метрах | время движения | скорость |
½ | ||||
⅓ |
6) рассчитайте абсолютную и относительную погрешности измерения скорости
∆V=ɛv*Vсредн.
∆S=∆L=1/2цены деления прибора ∆t=1/2цены деления прибора
Vсредн.=1/3(V1+V2+V3)ɛv = ∆S/Sсредн. +∆t/t средн.
t средн.= 1/3(t1+t2+t3)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) сделайте вывод о зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении и запишите результат в виде
V=(Vсредн.±∆V) м/с
Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Постройте график зависимости Sх(t) и Vх(t) по результатам измерений.
Лабораторная работа №6 ______________________
/дата/
Определение плотности твёрдого тела.
Цель работы: ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:рычажные весы, набор гирь и разновесов, мензурка, линейка, деревянный брусок, сосуд с раствором неизвестного вещества, тело неправильной формы на нитке, пустой стакан.
Ход работы:
1. Вспомните или повторите способы измерения линейных размеров тел, их объёмов и массы.
2. Рассмотрите имеющиеся у Вас измерительные приборы и определите цену их деления.
Измерительный прибор | Измеряемая величина | Единица измерения | Цена деления |
линейка | |||
весы | |||
мензурка |
3. С помощью линейки измерьте линейные размеры деревянного бруска.
Длина L= __________ см = _____________________ м
Ширина a= __________ см = _____________________ м
Высота h = __________ см = _____________________ м
4. Определите объём деревянного бруска V= L * a * h
V=_____________________см³=_____________________м³
5. Измерьте массу деревянного бруска
m= ________________ г = __________________ кг
6. Вычислите плотность дерева, из которого изготовили брусок
ρ = __________________________________________________________
7. Выразите плотность в г/см³ и кг/м³
8.С помощью мензурки определите объем тела неправильной формы.
объём воды в мензурке, Vв, см3 | Объём воды вместе с телом, Vв-т, см3 | Объём тела, Vт, см3 | Объём тела, м3 |
9.Измерьте массу тела с помощью весов.
m = ______________ г = _________________________ кг.
10.Вычислите плотность тела
ρ = _______________________________________________ |
11.С помощью таблицы плотностей твёрдых тел попробуйте определить вещество этого тела.
__________________________________________________________________
12. По результатам опытов заполните таблицу.
Название тела | объём, V | масса тела, m | плотность р | |||
см3 | м3 | г | кг | г/см3 | кг/м3 | |
Деревянный брусок | ||||||
Экспериментальное задание. Подумайте, как можно определить плотность вещества в сосуде. Опишите опыт, запишите результаты измерений.
Описание опыта: __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Масса, г | Объём, см3 | Плотность г/см3 | ||
сосуда с веществом | сосуда пустого | вещества | ||
Контрольные вопросы:
1. Что называют плотностью вещества?_________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как вы понимаете физический смысл понятия ''плотность''?________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как отличаются плотности твёрдых тел, жидкостей и газов?______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Назовите наиболее плотные вещества на Земле и во Вселенной._____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок опыта.
Лабораторная работа №7 ______________
/дата/
Градуирование пружины динамометра и измерение сил с его помощью.
Цель работы:________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: динамометр с закрытой бумагой шкалой, набор грузов массой по 102г, линейка, штатив, тела для взвешивания.
Ход работы:
1. Закрепите в штативе динамометр с закрытой шкалой.
2. При нерастянутой пружине отметьте на бумаге нулевое деление напротив стрелки.
3. Подвесьте к пружине груз массой 102г. Отметьте положение стрелки и поставьте отметку 1Н.
4. С помощью 2-х и 3-х грузов получите деления 2Н и 3Н.
5. Снимите динамометр со штатива. Измерьте расстояние между обозначениями 0 и 1Н, 1Н и 2Н, 2 Н и 3Н. Уточните, получили ли Вы равномерную шкалу. Запишите результаты.
Расстояние, см | Шкала __________________ |
между 0 и 1Н | |
между 1Н и 2Н | |
между 2Н и 3Н |
6. Проградуируйте шкалу динамометра. Получите шкалу с ценой деления 0,1Н. Обозначьте единицу измерения на шкале.
7. Снова укрепите динамометр в штативе.
8. Измерьте Вашим динамометром вес нескольких тел. Результаты измерений запишите в таблицу.
№ опыта | Название тела | Вес тела, Н |
9. Снимите шкалу динамометра и сравните её с той, которая есть на приборе. Поясните возможные расхождения. Вложите Вашу шкалу в тетрадь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Что такое сила?_____________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Как вы понимаете физический смысл единицы измерения силы 1Н?______
______________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чему равен вес груза массой 102г.?________________________________
4. Как формулируется закон Гука?______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. На чём основано измерение силы тяжести и веса тала? Какую силу фактически показывает динамометр?_____________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок опыта.
Лабораторная работа №8 _________________
/дата/
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины.
Цель работы:____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:штатив с муфтой и лапкой;спиральная пружина;набор грузов, масса каждого 0,1 кг;линейка.
Сила тяжести грузов, подвешенных к пружине, уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине. При изменении числа грузов, подвешенных к пружине, изменяется ее удлинение и сила упругости. По закону Гука Fупр = k│∆ℓ│, где ∆ℓ - удлинение пружины, k – жесткость пружины. По результатам нескольких опытов постройте график зависимости модуля силы упругости Fупр от модуля удлинения │∆ℓ│. При построении графика по результатам опыта экспериментальные точки могут не оказаться на прямой, которая соответствует формуле Fупр = k│∆ℓ│. Это связано с погрешностями измерения. В этом случае график надо проводить так, чтобы примерно одинаковое число точек оказалось по разные стороны от прямой. После построения графика сделайте вывод о зависимости силы упругости от удлинения пружины.
Возьмите точку на прямой (в средней части графика) и определите по графику соответствующие этой точке значения силы упругости и удлинения и вычислите жесткость k. Она и будет искомым средним значением жесткости пружины.
Порядок выполнения работы.
1. Закрепите на штативе конец спиральной пружины.
2. Рядом с пружиной установите и закрепите линейку.
3.Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины.
4. Подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.
5. К первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение │∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу:
№ опыта | Масса груза m, кг | Сила тяжести mg, Н | Удлинение пружины│∆ℓ│, м |
0,1 | |||
0,2 | |||
0,3 | |||
0,4 |
6. По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и, пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины kср
kср = F / │∆ℓ│
ВЫВОД:___________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Как называется зависимость между силой упругости и удлинением пружины?_______________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Пружина динамометра под действием силы 4Н удлинилась на 5 мм. Определите вес груза, под действием которого эта пружина удлиняется на 16мм._____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Общая жёсткость нескольких одинаковых пружин, соединённых параллельно, в 16 раз больше жёсткости этих же пружин, соединённых последовательно. Чему равно количество пружин?___
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №9 _____________________
/ дата/
Ход работы:
1. Определите цену деления динамометра.
Ц.д = ________________________________________________ Н
2. Измерьте динамометром вес деревянного бруска.
Р = _________________________ Н
3.Исследуйте зависимость силы трения скольжения от веса тела.
Для этого: а) зацепите динамометр за крючок бруска и, равномерно
перемещая брусок вдоль горизонтальной доски,
измерьте силу трения скольжения;
b) повторите эти измерения, нагружая брусок сначала
одним, потом двумя и тремя грузами;
с) результаты измерений занесите в таблицу.
№ опыта | Вес бруска с грузами, Н | Сила трения скольжения, Н |
4. Исследуйте зависимость силы трения скольжения от материала поверхностей. Для этого измерьте поочередно силу трения скольжения деревянного бруска по деревянной доске, стеклянной пластине и наждачной бумаге.
№ опыта | Вид поверхности, по которой скользит брусок | Сила трения скольжения, Н |
пластмасса | ||
наждачная бумага | ||
дерево |
5. Исследуйте зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения трущихся поверхностей.
Для этого измерьте силу трения скольжения, вначале положив брусок большой гранью на поверхность деревянной линейки, а затем меньшей гранью.
№ опыта | грань бруска | Сила трения скольжения, Н |
большая грань | ||
меньшая грань |
6.Сделайте вывод:
а) зависит ли сила трения скольжения от веса тела? Если зависит, то как?
________________________________________________________________ ________________________________________________________________
б) зависит ли сила трения скольжения от материала трущихся поверхностей?___________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________
в) зависит ли сила трения скольжения от площади соприкосновения трущихся поверхностей? ___________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Каковы причины трения?_____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что называют силой трения?_______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как можно уменьшить или увеличить трение?______________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок опыта.
Постройте график зависимости Fтр.(P) и определите коэффициент трения скольжения.
P,Н |
Fтр,Н |
Лабораторная работа № 10 ____________
/дата/
Рисунок опыта.
Лабораторная работа №11 _______________
/дата/
Ход работы
1. Рассмотрите измерительные приборы, находящиеся у вас на столе. Определите цену их деления.
Название прибора | цена деления |
Линейка | |
Динамометр |
2. Уравновесьте с помощью гаек рычаг в горизонтальном положении.
3. Подвесьте в произвольной точке одного из плеч рычага груз массой 102 г (или несколько грузов).
4. В произвольном месте другого плеча рычага прикрепите динамометр и измерьте силу F, необходимую для удержания рычага в равновесии в горизонтальном положении.
5. С помощью динамометра измерьте вес груза (грузов) Р .
6. Измерьте плечи L1 и L2 действующих сил.
7. Повторите действия согласно пунктам 3-6 несколько раз, изменяя как количество грузов, так и плечи сил. Результаты измерений запишите в таблицу.
№ опыта | Р, Н | F, H | L1 м | L2, м | М1, Н * м | М2, Н * м | F Р | L1 L2 |
7. Вычислите числовые значения моментов сил F и Р.
М1 = F * L1=_____________________ М 2 = Р * L2=___________________
Запишите значения моментов сил в таблицу.
8. Сравните во всех опытах М1 и М2 и сделайте соответствующий вывод.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Проверьте для каждого опыта соотношение
= |
P *L2. =_____________________________________________________
Результаты вычислений запишите в таблицу. Сравните левую и правую части равенства. Сделайте вывод____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальное задание. С помощью установки, которую вы использовали в лабораторной работе, измерьте массу какого-нибудь тела. Опишите опыт.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Что называют плечом силы?_____________________________________
________________________________________________________________
2. Какую физическую величину называют моментом силы?______________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
3. Каково условие равновесия тела, имеющего закреплённую ось вращения?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что такое рычаг? Какое свойство рычага вы экспериментально выяснили?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок опыта.
Лабораторная работа №12_______________
/дата/
Рисунок опыта.
Лабораторная работа № 13 ______________
/дата/
Ход работы:
1. Рассмотрите измерительные приборы, находящиеся на вашем столе. Определите их цену деления.
Название прибора | единица измерения | цена деления |
Линейка | ||
Динамометр |
2. Составьте из доски и штатива наклонную плоскость.
3. Измерьте высоту h и длину L вашей наклонной плоскости. Результаты запишите в таблицу.
4. Измерьте вес бруска Р равный силе, которую необходимо приложить к бруску, чтобы равномерно поднять его вверх на высоту h. Результат запишите в таблицу.
5. Положите брусок на наклонную плоскость и измерьте силу F, которую необходимо приложить к бруску, чтобы равномерно втащить его вверх по наклонной плоскости. Результат запишите в таблицу.
6. Повторите измерения согласно пунктам 4 - 5 ещё 3 раза, нагружая брусок сначала одним, затем двумя и тремя грузами. Результат запишите в таблицу.
7. Вычислите работу А1 = Р * h , которая выполняется при подъёме бруска вертикально вверх на высоту h в каждом опыте. Результат запишите в таблицу.
А1=____________________________________________________________
8. Вычислите работу А2 = F* L, которая выполняется при подъёме бруска по наклонной плоскости вертикально в вверх на высоту h в каждом опыте. Результат запишите в таблицу.
А2=___________________________________________________________________________________
№ опыта | h, м | L, м | P, Н | F, Н | А1 Дж | А2 Дж | КПД % |
Э1 | |||||||
Э2 | |||||||
Э3 |
9. Вычислите, какая работа (А1 или А2) является полезной, а какая полной. Вычислите в каждом опыте КПД наклонной плоскости: Результаты измерений запишите в таблицу.
Вычисления:______________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальное задание.
Измени высоту наклонной плоскости, и трижды произведите измерения необходимых величин. Вычислите в трех случаях КПД. Результаты занесите в таблицу (символ С), сравните с предыдущими опытами, и сделайте вывод, зависит ли КПД от высоты наклонной плоскости? Если зависит, то как?
Вычисления:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1.Сформулируйте «золотое правило» механики._________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Как вы понимаете физический смысл понятия КПД?___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Может ли КПД быть больше или равным 100%? Почему?_______________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.В чем состоит суть ''золотого правила механики'' для наклонной плоскости?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зарисуйте опытную установку. Укажите силы, действующие на тело.
Тетрадь
Для лабораторных работ
По физике
ученика(цы) 7 «____» класса
______________________________
(фамилия, имя ученика)
Составитель: Михеева И.Э., учитель физики.
Н.Новгород
№ | Тема работы | Оценка |
1. | Определение основных характеристик измерительных приборов. | |
2. | Измерение размеров малых тел | |
3. | Измерение объёма с помощью измерительного цилиндра. | |
4. | Измерение массы тела взвешиванием | |
5. | Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости тела | |
6. | Определение плотност |