Законодательное и организационное направление метрологии
В странах западноевропейского региона метрологическая деятельность, в частности, вопросы обеспечения единицы измерений регулируются статьями конституции. Практически во всех странах научные и методические проблемы, связанные с единством измерений, рассматриваются как государственная задача и решение её - предмет деятельности государственных метрологических институтов и лабораторий. Например, в Великобритании основной научный центр метрологии - Национальная физическая лаборатория.
Обеспечению единства измерений в странах Западной Европы, а также решение других метрологических проблем способствует деятельность EURAMET - общеевропейской метрологической организации.
Наиболее весомый вклад в работу EURAMET сделан Федеральным физико-техническим институтом Германии. Германия - активный участник всех европейских метрологических организаций, и её законодательная и прикладная метрологическая практика отражает достижения, принципы и тенденции развития метрологии в международном аспекте. Законодательство в области мер и весов, определение времени - прерогатива федерального уровня. Правовые основы метрологии на федеральном уровне установлены в законах “О единицах измерений…”, “О поверке”, “О медицинских приборах”, а также в предписаниях: “О поверке”, “О готовых упаковках”, “О платежах за работу по утверждению типа и поверке”, “О нарушениях в области метрологии”. Организация практического применения всех законодательных положений возложена на поверочные управления в землях.
Земельному управлению мер и весов предоставлены полномочия по руководству и надзору за поверочными управлениями; сертификации систем качества у изготовителей средств измерений; признанию лабораторий поверки и надзора за ними; признанию и надзору за службами технического обслуживания; планированию, разработке и контролю за новыми методами поверки средств измерений, включая эталоны и др.
Поверочные управления в землях осуществляют: поверку средств измерений; контроль измерительных приборов у их владельцев; контроль за соблюдением метрологических правил, выявление нарушений и выдачу предписаний для метрологической полиции на штрафные санкции.
Государственный метрологический контроль и надзор в сфере законодательной метрологии проводится в превентивной и репрессивной формах.
Превентивный контроль - это испытания и поверка самих средств измерений.
Репрессивный контроль - проверка результатов измерений или надзор за аккредитованными государственными лабораториями.
Закон РФ 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"
В основополагающем Законе РФ 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что положения этого Закона направлены на защиту интересов граждан, правопорядка и экономики страны от последствий недостоверных результатов измерений.
1. Целями Федерального закона являются:
1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;
2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;
4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.
2. Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
3. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при:
1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;
2) осуществлении ветеринарной деятельности;
3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
4) осуществлении деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;
5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
7) осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров;
8) выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов;
9) оказании услуг почтовой связи, учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования;
10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;
11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;
12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
13) проведении банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля;
14) выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;
16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора);
18) осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;
19) обеспечении безопасности дорожного движения.
За нарушение закона об обеспечении единства измерений в РФ предусмотрена административная ответственность
1. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Установление должностными лицами, осуществляющими государственный метрологический надзор, требований, не соответствующих законодательству об обеспечении единства измерений в части испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, поверки средств измерений, аттестации методик (методов) измерений, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
3. Нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об отнесении технических средств к средствам измерений, об утверждении типа стандартных образцов и (или) типа средств измерений либо нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по аккредитации в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений – влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Для реализации положения Закона любая измерительная информация (в нормативных и технических документах, справочных пособиях и научно-технической литературе и др.), предназначенная для практического использования, должна сопровождаться указанием характеристик погрешности измерений. В зависимости от назначения результатов измерений, их сложности и ответственности, средства измерения должны обеспечивать соответствующую достоверность, качество и эффективность решаемых измерительных задач.
Погрешности измерений оказывают влияние на результаты контроля и испытания образцов продукции. При контроле продукции, параметры качества которых находятся близко к границе допускаемых значений, из-за погрешности измерений часть годных изделий может быть забракована (вероятности ошибок контроля первого рода - Р1) и часть бракованных изделий может быть принята как годные (ошибки контроля второго рода - Р2). Вероятности ошибок первого и второго рода являются критериями достоверности контроля.
Сеть государственных метрологических органов и их деятельность, направленная на обеспечение единства измерений называется государственной метрологической службой.
К одной из важнейших задач метрологических служб относится решение проблем метрологического обеспечения производства и взаимосвязь с системой управления качеством.
Государственная система единства измерений состоит из комплекса нормативно технических документов, регламентирующих единицы физических величин:
- воспроизведение единиц с помощью эталона,
- передачу размеров единиц рабочим средствам измерения с необходимой точностью с наименьшими затратами,
- установление норм метрологических характеристик средств измерения,
- проведение государственных испытаний средств измерения,
- поверки,
- оформление и представление результатов измерения,
- проведение стандартизации и аттестации методик выполнения измерений.
Основными нормативно техническими документами государственной системы обеспечения единства измерений являются государственные стандарты.
Состав государственных метрологических служб составляют:
1) Во главе стоит Всероссийский Научно-исследовательский Институт Метрологической службы (ВНИИМС).
2) Региональные центры стандартизации и метрологии
3) Центры хранения государственных эталонов;
4) Государственная служба стандартных образцов и справочных данных
5) Ведомственные метрологические службы, а также НИИ.
Деятельность государственных метрологических служб направлена:
1. Установление допущенных применению единиц физических величин и системы государственных эталонов -единиц.
2. Создание образцовых средств измерения, методов и средств измерения высшей точности
3. Разработка общероссийских поверочных схем
4. Разработка стандартных образцов и определение физических констант
5. Надзор за изготовлением и эксплуатацией средств измерения за счет государственных испытаний новых средств измерения и системы проверки.
Государственный метрологический надзор – контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований, а также в применении установленных законодательством Российской Федерации мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий.
Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ФГУП ВНИИМС) — головной институт в системе Ростехрегулирования РФ. Расположен в Москве. Институт выполняет функции научно-методического центра Российской системы калибровки и системы сертификации средств измерений центра метрологии и метрологического обслуживания измерительных систем.
Институт проводит исследования и разработки в области аккредитации измерительных лабораторий и оказывает методическую и техническую помощь промышленности в проведении этих работ.
ВНИИМС является активным участником работы Международной организации по законодательной метрологии (МОЗМ), благодаря чему, нормативные документы по обеспечению единства измерений, разрабатываемые ВНИИМС, гармонизированы с международными документами.
Измерительные и калибровочные возможности ВНИИМС - участника Соглашения «О взаимном признании» Международного бюро Мер и Весов (CIPM RMA) - признаются во всем мире.
Задачи ВНИИМС
1. Исследования и формирование государственной политики в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации;
2. Создание метрологической инфраструктуры в Российской Федерации;
3. Оптимизации поддержание и развитие эталонной базы Российской Федерации.
Согласно Приказу Росстандарта на ФГУП «ВНИИМС» возложены функции проведения испытаний в целях утверждения типа с оформлением свидетельства об утверждении типа средств измерений;
В среднем срок проведения испытаний с последующим получением сертификата – 3 месяца.
Комплекс работ по испытаниям средств измерений в целях утверждения типа, который осуществляет ФГУП «ВНИИМС»:
1. Экспериментальные исследования средств измерений;
2. Разработка документации:
o программа испытаний в целях утверждения типа – документ, который устанавливает содержание, объем, условия проведения испытаний, методику определения метрологических и технических характеристик;
o описание типа средства измерений - неотъемлемая часть оформляемого свидетельства, является его приложением и включает в себя следующие, обязательные разделы:
§ наименование типа средств измерений,
§ назначение средств измерений
§ описание средств измерений
§ метрологические и технические характеристики
§ знак утверждения типа
§ комплектность средства измерений
§ поверка
§ сведения о методиках (методах) измерений
§ рекомендации по областям применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства средств измерений;
o методика поверки - документ, в котором прописан порядок проведения, объем поверки, методы и средства первичной и периодических поверок средства измерений, а также порядок оформления результатов поверки
o акт испытаний, который составляется по результатам испытаний в целях утверждения типа.
3. Разработка, апробация, аттестация и внесение методик выполнения измерений Федеральный информационный фонд.
Испытания в целях утверждения проводятся с учетом характера производства средств измерений. Различают единичное производство и серийное.
Единичное производство – однократное производство средства измерений конкретного типа, повторное изготовление которых не предусмотрено. На единичный экземпляр (партию) сертификат выдается бессрочно.
Серийное производство – постоянное (непрерывное) производство или производство повторяющимися партиями средств измерений конкретного типа. Срок действия сертификата на серийное производство – 5 лет.
Одним из важнейших направлений работ института является информационное обеспечение метрологической деятельности. При этом можно выделить три её основных направления:
· обеспечение справочно-статистическими и обзорными данными;
· обеспечение методическими рекомендациями по выполнению различных видов метрологических работ;
· стандартизация в области метрологии и метрологического обеспечения.
Всего в России зарегистрировано 86 центров стандартизации, метрологии и сертификации. Центры являются федеральными государственными учреждениями и выполняют функции государственной метрологической службы в пределах 7 федеральных округов.
Ставропольский ЦСМ.
Ставропольский ЦСМ обеспечивает единство измерений на территории Ставропольского края, стоит на страже качества товаров и услуг ставропольских товаропроизводителей, способствует их конкурентоспособности на российском и мировом рынках.
Специалисты ЦСМ проводят около 400 видов поверок средств измерений, в том числе:
- поверку мер частоты высокой точности и устройств синхронизации времени, востребованных на предприятиях сотовой, проводной связи и телекоммуникаций;
- поверку автомобильных тахографов, что позволяет повысить безопасность пассажирских перевозок;
- поверку анализаторов и тестеров цифровых потоков, что помогает навести порядок в оценке количества передаваемой информации через каналы Интернета.
Медицинским учреждениям края важна работа в области поверки волюметров и дефибрилляторов, которыми на сегодняшний день оснащены практически все станции скорой медицинской помощи и большинство лечебных учреждений.
Воплощая в жизнь политику государства в области энергосбережения, и, учитывая необходимость в метрологическом контроле трансформаторного оборудования в энергоснабжающих организациях и на генерирующих предприятиях, центр имеет эталон – преобразователь напряжения и освоил поверку измерительных трансформаторов напряжением 330 тысяч вольт. В число поверяемых средств измерений входят и такие уникальные комплексы, как средства измерений качества потребляемой электрической энергии и систем автоматизированного учета энергоносителей на крупных производственных комплексах с несколькими сотнями информационных каналов. Для системы атомных электростанций России специалисты ФБУ «Ставропольский ЦСМ» поверяют приборы, входящие в комплекс диагностики фонового излучения атомных реакторов, а для лабораторий, осуществляющих дозиметрический контроль, – средства измерений ионизирующего излучения.
Считая одной из важнейших задач повышение качества и конкурентоспособности продукции предприятий края, центр уделяет большое внимание работе по оценке состояния измерений (аттестации) в производственных лабораториях предприятий и организаций. Причем, специалисты ФБУ «Ставропольский ЦСМ» оказывают методическую и практическую помощь в организации работы и оснащении этих лабораторий оборудованием и нормативной документацией.