Законодательное и организационное направление метрологии

В странах западноевропейского региона метрологическая деятельность, в частности, вопросы обеспечения единицы измерений регулируются статьями конституции. Практически во всех странах научные и методические проблемы, связанные с единством измерений, рассматриваются как государственная задача и решение её - предмет деятельности государственных метрологических институтов и лабораторий. Например, в Великобритании основной научный центр метрологии - Национальная физическая лаборатория.

Обеспечению единства измерений в странах Западной Европы, а также решение других метрологических проблем способствует деятельность EURAMET - общеевропейской метрологической организации.

Наиболее весомый вклад в работу EURAMET сделан Федеральным физико-техническим институтом Германии. Германия - активный участник всех европейских метрологических организаций, и её законодательная и прикладная метрологическая практика отражает достижения, принципы и тенденции развития метрологии в международном аспекте. Законодательство в области мер и весов, определение времени - прерогатива федерального уровня. Правовые основы метрологии на федеральном уровне установлены в законах “О единицах измерений…”, “О поверке”, “О медицинских приборах”, а также в предписаниях: “О поверке”, “О готовых упаковках”, “О платежах за работу по утверждению типа и поверке”, “О нарушениях в области метрологии”. Организация практического применения всех законодательных положений возложена на поверочные управления в землях.

Земельному управлению мер и весов предоставлены полномочия по руководству и надзору за поверочными управлениями; сертификации систем качества у изготовителей средств измерений; признанию лабораторий поверки и надзора за ними; признанию и надзору за службами технического обслуживания; планированию, разработке и контролю за новыми методами поверки средств измерений, включая эталоны и др.

Поверочные управления в землях осуществляют: поверку средств измерений; контроль измерительных приборов у их владельцев; контроль за соблюдением метрологических правил, выявление нарушений и выдачу предписаний для метрологической полиции на штрафные санкции.

Государственный метрологический контроль и надзор в сфере законодательной метрологии проводится в превентивной и репрессивной формах.

Превентивный контроль - это испытания и поверка самих средств измерений.

Репрессивный контроль - проверка результатов измерений или надзор за аккредитованными государственными лабораториями.

Закон РФ 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"

В основополагающем Законе РФ 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что положения этого Закона направлены на защиту интересов граждан, правопорядка и экономики страны от последствий недостоверных результатов измерений.

1. Целями Федерального закона являются:

1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

2. Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

3. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при:

1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;

2) осуществлении ветеринарной деятельности;

3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;

4) осуществлении деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;

5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

7) осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров;

8) выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов;

9) оказании услуг почтовой связи, учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечении целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования;

10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;

12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

13) проведении банковских, налоговых, таможенных операций и таможенного контроля;

14) выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;

16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;

17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора);

18) осуществлении деятельности в области использования атомной энергии;

19) обеспечении безопасности дорожного движения.

За нарушение закона об обеспечении единства измерений в РФ предусмотрена административная ответственность

1. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Установление должностными лицами, осуществляющими государственный метрологический надзор, требований, не соответствующих законодательству об обеспечении единства измерений в части испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, поверки средств измерений, аттестации методик (методов) измерений, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об отнесении технических средств к средствам измерений, об утверждении типа стандартных образцов и (или) типа средств измерений либо нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по аккредитации в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений – влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Для реализации положения Закона любая измерительная информация (в нормативных и технических документах, справочных пособиях и научно-технической литературе и др.), предназначенная для практического использования, должна сопровождаться указанием характеристик погрешности измерений. В зависимости от назначения результатов измерений, их сложности и ответственности, средства измерения должны обеспечивать соответствующую достоверность, качество и эффективность решаемых измерительных задач.

Погрешности измерений оказывают влияние на результаты контроля и испытания образцов продукции. При контроле продукции, параметры качества которых находятся близко к границе допускаемых значений, из-за погрешности измерений часть годных изделий может быть забракована (вероятности ошибок контроля первого рода - Р1) и часть бракованных изделий может быть принята как годные (ошибки контроля второго рода - Р2). Вероятности ошибок первого и второго рода являются критериями достоверности контроля.

Сеть государственных метрологических органов и их деятельность, направленная на обеспечение единства измерений называется государственной метрологической службой.

К одной из важнейших задач метрологических служб относится решение проблем метрологического обеспечения производства и взаимосвязь с системой управления качеством.

Государственная система единства измерений состоит из комплекса нормативно технических документов, регламентирующих единицы физических величин:

- воспроизведение единиц с помощью эталона,

- передачу размеров единиц рабочим средствам измерения с необходимой точностью с наименьшими затратами,

- установление норм метрологических характеристик средств измерения,

- проведение государственных испытаний средств измерения,

- поверки,

- оформление и представление результатов измерения,

- проведение стандартизации и аттестации методик выполнения измерений.

Основными нормативно техническими документами государственной системы обеспечения единства измерений являются государственные стандарты.

Состав государственных метрологических служб составляют:

1) Во главе стоит Всероссийский Научно-исследовательский Институт Метрологической службы (ВНИИМС).

2) Региональные центры стандартизации и метрологии

3) Центры хранения государственных эталонов;

4) Государственная служба стандартных образцов и справочных данных

5) Ведомственные метрологические службы, а также НИИ.

Деятельность государственных метрологических служб направлена:

1. Установление допущенных применению единиц физических величин и системы государственных эталонов -единиц.

2. Создание образцовых средств измерения, методов и средств измерения высшей точности

3. Разработка общероссийских поверочных схем

4. Разработка стандартных образцов и определение физических констант

5. Надзор за изготовлением и эксплуатацией средств измерения за счет государственных испытаний новых средств измерения и системы проверки.

Государственный метрологический надзор – контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований, а также в применении установленных законодательством Российской Федерации мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий.

Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ФГУП ВНИИМС) — головной институт в системе Ростехрегулирования РФ. Расположен в Москве. Институт выполняет функции научно-методического центра Российской системы калибровки и системы сертификации средств измерений центра метрологии и метрологического обслуживания измерительных систем.

Институт проводит исследования и разработки в области аккредитации измерительных лабораторий и оказывает методическую и техническую помощь промышленности в проведении этих работ.

ВНИИМС является активным участником работы Международной организации по законодательной метрологии (МОЗМ), благодаря чему, нормативные документы по обеспечению единства измерений, разрабатываемые ВНИИМС, гармонизированы с международными документами.

Измерительные и калибровочные возможности ВНИИМС - участника Соглашения «О взаимном признании» Международного бюро Мер и Весов (CIPM RMA) - признаются во всем мире.

Задачи ВНИИМС

1. Исследования и формирование государственной политики в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

2. Создание метрологической инфраструктуры в Российской Федерации;

3. Оптимизации поддержание и развитие эталонной базы Российской Федерации.

Согласно Приказу Росстандарта на ФГУП «ВНИИМС» возложены функции проведения испытаний в целях утверждения типа с оформлением свидетельства об утверждении типа средств измерений;

В среднем срок проведения испытаний с последующим получением сертификата – 3 месяца.

Комплекс работ по испытаниям средств измерений в целях утверждения типа, который осуществляет ФГУП «ВНИИМС»:

1. Экспериментальные исследования средств измерений;

2. Разработка документации:

o программа испытаний в целях утверждения типа – документ, который устанавливает содержание, объем, условия проведения испытаний, методику определения метрологических и технических характеристик;

o описание типа средства измерений - неотъемлемая часть оформляемого свидетельства, является его приложением и включает в себя следующие, обязательные разделы:

§ наименование типа средств измерений,

§ назначение средств измерений

§ описание средств измерений

§ метрологические и технические характеристики

§ знак утверждения типа

§ комплектность средства измерений

§ поверка

§ сведения о методиках (методах) измерений

§ рекомендации по областям применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства средств измерений;

o методика поверки - документ, в котором прописан порядок проведения, объем поверки, методы и средства первичной и периодических поверок средства измерений, а также порядок оформления результатов поверки

o акт испытаний, который составляется по результатам испытаний в целях утверждения типа.

3. Разработка, апробация, аттестация и внесение методик выполнения измерений Федеральный информационный фонд.

Испытания в целях утверждения проводятся с учетом характера производства средств измерений. Различают единичное производство и серийное.

Единичное производство – однократное производство средства измерений конкретного типа, повторное изготовление которых не предусмотрено. На единичный экземпляр (партию) сертификат выдается бессрочно.

Серийное производство – постоянное (непрерывное) производство или производство повторяющимися партиями средств измерений конкретного типа. Срок действия сертификата на серийное производство – 5 лет.

Одним из важнейших направлений работ института является информационное обеспечение метрологической деятельности. При этом можно выделить три её основных направления:

· обеспечение справочно-статистическими и обзорными данными;

· обеспечение методическими рекомендациями по выполнению различных видов метрологических работ;

· стандартизация в области метрологии и метрологического обеспечения.

Всего в России зарегистрировано 86 центров стандартизации, метрологии и сертификации. Центры являются федеральными государственными учреждениями и выполняют функции государственной метрологической службы в пределах 7 федеральных округов.

Ставропольский ЦСМ.

Ставропольский ЦСМ обеспечивает единство измерений на территории Ставропольского края, стоит на страже качества товаров и услуг ставропольских товаропроизводителей, способствует их конкурентоспособности на российском и мировом рынках.

Специалисты ЦСМ проводят около 400 видов поверок средств измерений, в том числе:

- поверку мер частоты высокой точности и устройств синхронизации времени, востребованных на предприятиях сотовой, проводной связи и телекоммуникаций;

- поверку автомобильных тахографов, что позволяет повысить безопасность пассажирских перевозок;

- поверку анализаторов и тестеров цифровых потоков, что помогает навести порядок в оценке количества передаваемой информации через каналы Интернета.

Медицинским учреждениям края важна работа в области поверки волюметров и дефибрилляторов, которыми на сегодняшний день оснащены практически все станции скорой медицинской помощи и большинство лечебных учреждений.

Воплощая в жизнь политику государства в области энергосбережения, и, учитывая необходимость в метрологическом контроле трансформаторного оборудования в энергоснабжающих организациях и на генерирующих предприятиях, центр имеет эталон – преобразователь напряжения и освоил поверку измерительных трансформаторов напряжением 330 тысяч вольт. В число поверяемых средств измерений входят и такие уникальные комплексы, как средства измерений качества потребляемой электрической энергии и систем автоматизированного учета энергоносителей на крупных производственных комплексах с несколькими сотнями информационных каналов. Для системы атомных электростанций России специалисты ФБУ «Ставропольский ЦСМ» поверяют приборы, входящие в комплекс диагностики фонового излучения атомных реакторов, а для лабораторий, осуществляющих дозиметрический контроль, – средства измерений ионизирующего излучения.

Считая одной из важнейших задач повышение качества и конкурентоспособности продукции предприятий края, центр уделяет большое внимание работе по оценке состояния измерений (аттестации) в производственных лабораториях предприятий и организаций. Причем, специалисты ФБУ «Ставропольский ЦСМ» оказывают методическую и практическую помощь в организации работы и оснащении этих лабораторий оборудованием и нормативной документацией.

Наши рекомендации