Система менеджмента поверочной (калибровочной) лаборатории
Внутренний контроль функционирования системы качества проводится с целью контроля установленных правил и процедур проведения метрологических работ, оценки их эффективности и определения направлений совершенствования метрологической службы и системы качества. Порядок проведения внутреннего аудита системы качества изложен в ВЦСМС-8.2.2-2010 «СМК. Внутренний аудит. Порядок организации и проведения».
По целевому направлению аудит делится на:
― внутренний аудит;
― внешний аудит.
Внутренний аудит проводится руководителем системы качества и группой управления качества РУП «Витебский ЦСМС» с целью:
― оценки своей работы, ее сильных и слабых сторон с точки зрения соответствия собственным процедурам системы качества и определения корректирующих и улучшающих действий по улучшению слабых сторон;
― гарантии, что система качества внедрена на практике;
― оценки деятельности метрологической службы с точки зрения достижения единства измерений и доверия к их результатам;
― анализа и оценки реализации политики в области качества, а также соответствия практической деятельности метрологической службы принятой политике;
― контроля за применением и выполнением на всех уровнях работ установленных требований, правил и процедур, изложенных в руководстве по качеству и прилагаемых к нему документах, а также оценке их эффективности;
― получения информации для улучшения системы качества метрологической службы и определения направлений совершенствования процедур и методов элементов системы качества;
― оценки адекватности и эффективности мер по обеспечению качества поверки средств измерений.
Внешний аудит системы качества метрологической службы проводит орган по аккредитации. При внешнем аудите метрологической службой должны быть представлены доказательства о том, что метрологическая служба способна обеспечить необходимое качество проведения поверки средств измерений и доказать эффективность своей системы качества.
Метрологическая служба ежегодно участвует в межлабораторных сличениях, проводимых Органом по аккредитации, с целью подтверждения качества проведения поверки.
Анализ системы качества проводится руководством с целью:
― определения степени реализации принятой политики и поставленных целей в области качества;
― выработки предложений по улучшению эффективности системы качества и качества выполняемых работ;
― определения необходимости внесения изменений в документы системы качества;
― определения соответствия требованиям СТБ 941.3 и требованиям Заказчика.
Анализ системы качества проводится на собрании метрологической службы не реже 1 раза в год. Секретарь совещания – руководитель системы качества. В анализе системы качества принимают участие директор РУП «Витебский ЦСМС», руководитель системы качества, технические руководители по видам измерений и другие специалисты по решению директора Витебского ЦСМС.
В процессе этого анализа рассматриваются следующие вопросы:
― рассмотрение вопросов, которые возникли в результате предыдущего анализа;
― выполнение политики и задач в области качества;
― отчеты по надзору Органа по аккредитации;
― отчеты о проверке деятельности метрологической службы другими организациями;
― результаты внутреннего аудита;
― результаты внешнего аудита и участия в межлабораторных сличениях;
― проведенные корректирующие действия и их эффективность, проведенные улучшения в системе качества;
― результаты проведения контроля качества измерений;
― жалобы, претензии и информация, полученная от Заказчиков;
― необходимость в улучшении системы качества, в том числе и руководства по качеству, анализ результативности процесса по результатам анкетирования Заказчиков;
― план по внесению изменений в систему качества и/или план мероприятий по устранению несоответствий;
― достаточность имеющихся специалистов и технических ресурсов;
― обучение нового персонала и переподготовка работающего персонала;
― предложения специалистов по совершенствованию системы качества;
― изменение объемов и видов работ.
По решению директора РУП «Витебский ЦСМС» при проведении анализа системы качества могут быть включены другие вопросы, относящиеся к деятельности метрологической службы, представленные руководителем системы качества.
В результате анализа:
― определяется степень пригодности и эффективности системы качества, ее элементов;
― уточняется степень понимания системы качества, ее отдельных процедур всеми специалистами метрологической службы;
― корректируются, при необходимости, политика и задачи в области качества;
― разрабатываются корректирующие и предупреждающие действия.
Результаты анализа системы качества оформляются в виде анализа владельца процесса «Оказание метрологических услуг» и затем рассматриваются руководством РУП «Витебский ЦСМС» в соответствии с требованиями СТП ВЦСМС-5.6-2011 «СМК. Процесс. Управление системой менеджмента качества».
Внутренний контроль за достоверностью и объективностью результатов поверки осуществляется не реже 1 раза в квартал и оформляется записью в «Журнале контроля работы поверителей».