Общие сведения и классификация шлицевых соединений. Расчет шлицевых соединений по критерию смятия.
Для соединения ступицы с валом помимо шпонок и натяга часто используют выступы на валу, называемые шлицами (зубьями), которые входят в соответствующие пазы ступицы. Такое соединение ступицы с валом называется шлицевым или зубчатым и предназначено для передачи вращающего момента между валом и деталью. Шлицевые соединения относятся к разъемным; размеры соединений, а также допуски на них стандартизованы.
Шлицевые соединения можно представить как многошпоночные, у которых шпонки выполнены заодно с валом.
Достоинства: большая нагрузка, более надёжны в динамических нагрузках (удар).
Недостатки: сложная технология изготовления, высокая стоимость.
Основные геометрические параметры: число шлицов; ширина шлица – b; внутренний диаметр – d; наружный диаметр – D
По форме шлица: прямобочные – эвольвентные - треугольные
Серии: Лёгкая (для неподвижных соединений и передачи небольших моментов); Средняя (для неподвижных); Тяжёлая (подвиж., и неподвиж. соединений и передачи больших моментов)
Принцип центрирования:
1. По боковым граням (по ширине b) - Равномерно распределяют нагрузку между шлицами. Применяют в тяжелонагруженных соединениях. Сложно выдержать соосность.
2. По наружному диаметру - При этом выдерживается соосность вала и колеса. Невысокая твёрдость вала НВ<350.
3. По внутреннему диаметру (НВ>350).
Проверка ведётся по напряжениям смятия:
Т- вращающий момент, SF – удельный статический момент,
l – длина шлица.
[σCM] зависит от условий работы соединения.
Напряжения изнашивания:
[σИЗН] зависит от термообработки
0,032 – улучшение
0,03 – закалка.
35. Резьбовые соединения. Основные определения. Классификация резьб. Основные параметры метрической резьбы
По форме основной поверхности различают цилиндрические и конические резьбы. Наиболее распространена цилиндрическая резьба. Коническую резьбу применяют для плотных соединений труб, масленок, пробок.
Профиль резьбы — контур сечения резьбы в плоскости, проходящей через ось основной поверхности. По форме профиля различают треугольные, прямоугольные, трапецеидальные, круглые и другие резьбы.
По направлению винтовой линии различают правую и левую резьбы. У правой резьбы винтовая линия идет слева направо и вверх, у левой — справа налево и вверх. Наиболее распространена правая резьба.
Если витки резьбы расположены по двум или нескольким параллельным винтовым линиям, то они образуют многозаходную резьбу. По числу захода различают однозаходную, двухзаходную и т. д. резьбы. Наиболее распространена однозаходная резьба. Все крепежные резьбы однозаходные. Многозаходные резьбы применяются преимущественно в винтовых механизмах. Число заходов больше трех применяют редко.
Геометрические параметры резьбы: d—наружный диаметр; d1 — внутренний диаметр d2 — средний диаметр, h — рабочая высота профиля; р — шаг; р1—ход (поступательное перемещение образующего профиля за один оборот или относительное осевое перемещение гайки за один оборот).
Для однозаходной резьбы p1=p; для многозаходной р1 = пр, где n число заходов; α — угол профиля; ψ —угол подъема (угол подъема развертки винтовой линии по среднему диаметру).
По форме образующих поверхностей:
а). цилиндрические;
б). конические (для герметичных изделий).
2). По форме профиля витков:
а). с треугольным профилем (метрическая резьба) (а);
б). упорная (б);
в). трапецеидальная резьба (в);
г). с прямоугольным профилем (г);
д). круглая резьба (в тонкостенных изделиях и для соединения неметаллов) (д).
3). По напр-ю линии витков: правая; левая.
4). По числу заходов винтовой линии: однозаходная; многозаходная.
5). По назнаx-ю: крепежные (метрическая); крепежно-уплотнительная (трубная); ходовая/
Типы крепёжных деталей:
1) винт+гайка=болт. Применяются в тех случаях, когда есть место для гайки, когда надо собирать/разбирать, когда детали маленькой толщины.
2) винты, ввинчиваемые в одну из скрепляемых деталей. Применяются когда не куда сунуть гайку, когда позволяет толщина и прочность детали.
3)шпилька+гайка