Расчет шлицевых соединений

Основным критерием работоспособности шлицевых соединений явля­ется сопротивление рабочих поверхностей смятию и изнашиванию. Изна­шивание боковых поверхностей зубьев (фреттинг-коррозия, см. § 1.7) обусловлено микроперемещениями деталей соединения вследствие

пругих деформаций при действии радиальной нагрузки и вращающе­го момента или несовпадения осей вращения (из-за зазоров, погреш­ностей изготовления и монтажа).

Параметры соединения выбирают по таблицам стандарта в зависи­мости от диаметра вала, а затем проводят расчет по критериям рабо­тоспособности.

Смятие и изнашивание рабочих поверхностей связаны с действу­ющими на контактирующих поверхностях напряжениями σсм.

Расчет шлицевых соединений - student2.ru

Упрощенный (приближенный) расчетоснован на ограничении на­пряжений смятия допускаемыми значениями [σ]см, назначаемыми на основе опыта эксплуатации подобных конструкций:

(8.1)

где Т— расчетный вращающий момент (наибольший из длительно действующих моментов при переменном режиме нагружения), Нм; К3 — коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями (зависит от точности изготовления и условий работы), К3 = 1,1...1,5; dcp — средний диаметр соединения, мм; z —число зубьев; h —рабочая высота зубьев, мм; lр — рабочая длина соединения, мм; [σ]см допускаемое напряжение смятия, Н/мм2. Для соединений с прямобочными зубьями

Расчет шлицевых соединений - student2.ru

где f— фаска зуба.

Для соединений с эвольвентными зубьями

Расчет шлицевых соединений - student2.ru

Для соединений с треугольными зубьями

Расчет шлицевых соединений - student2.ru

В табл. 8.3 приведены значения [σ]см для изделий общего машино­строения и подъемно-транспортных устройств, рассчитанных на дли­тельный срок службы.

Таблица 8.3. Допускаемые напряжения смятия [σ]см для расчета шлицевых соединений

Тип соединения Условия эксплуатации |σ|см, Н/мм2
    <350 НВ >40 HRC
Неподвижное     Подвижное без нагрузки (блок шестерен коробки передач, см. рис. 8.3) а б в а б в 35...50 60...100 80... 120 15...20 20...30 25...40 40...70 100...140 120...200 20...35 30...60 40...70

Продолжение табл. 8.3

Тип соединения Условия эксплуатации |σ|см, Н/мм2
    < 350 НВ >40 HRC
Подвижное под нагрузкой (шпиндели сверлильных станков, соединение карданного вала) а б в 3...10 5...15 10...20

Примечания: 1. а — тяжелые условия эксплуатации — нагрузка знакопеременная с ударами; виб­рации большой частоты и амплитуды; плохие условия смазывания; невысокая точность изготовления; б — условия эксплуатации средние; в — условия эксплуатации хорошие.

2. Большие значения—для легких режимов нагрузки.

Если расчетное напряжение σсм превышает допускаемое более чем на 5 %, то увеличивают длину ступицы, изменяют размеры, термооб­работку или принимают другой вид соединения и повторяют прове­рочный расчет.

При проектировочном расчетешлицевых соединений после выбора размеров сечения зубьев по стандарту (см. табл. 8.1 и 8.2) определяют длину зубьев lр [формула (8.1)].

Если получается, что lp>l,5d, то изменяют размеры, термообра­ботку или принимают другой вид соединения.

Длину ступицы принимают lст = lр + 4...6 мм и более в зависимости от конструкции соединения.

Расчет шлицевого соединения ведут в последовательности, изло­женной в решении примера 8.1.

Уточненный расчетна смятие и износ разработан для прямобочных шлицевых соединений (см. ГОСТ). В расчете учитываются характер на-гружения, конструктивные особенности соединения, требуемый ре­сурс и др. (см. [5]).

Наши рекомендации