Константы с плавающей точкой
Константа с плавающей точкой- это действительное десятичное положительное число. Величина действительного числа включает целую, дробную части и зкспоненту. Константы с плавающей точкой имеют следующий формат представления:
[<digits>][.<digits>][E[-]<digits>],
где <digits> - одна или более десятичных цифр (от 0 до 9),
а E или e -символ экспоненты. Целая или дробная части константы могут быть опушены, но не обе сразу. Десятичная точка может быть опущена только тогда, когда задана экспонента.
Экспонента состоит из символа экспоненты, за которым следует целочисленная величина экспоненты, возможно отрицательная.
Пробельные символы не могут разделять цифры или символы
константы.
Константы с плавающей точкой всегда специфицируют положительные величины. Если требуются отрицательные величины, то необходимо сформировать константное выражение из знака минус и следующей за ним константы. Знак минус рассматривается как арифметическая операция.
Примеры констант с плавающей точкой и константных выраже-
ний:
15.75
1.575E1
1575e-2
-0.0025
-2.5e-3
25e-4
Целая часть константы с плавающей точкой может быть опущена, например:
.75
.0075e2
-.125
-.175E-2
Все константы с плавающей точкой имеют тип double.
Константа-символ
Константа-символ- это буква, цифра, знак пунктуации или ESC- символ, заключенные в одиночные кавычки. Величина константы-символа равна значению представляющего ее кода символа.
Константа-символ имеет следующую форму представления:
'<char>',
где <char> может быть любым символом иэ множества представимых символов, включая любой ESC- символ, исключая одиночную кавычку ('), наклонную черту влево (\) и символ новой строки.
Чтобы использовать одиночную кавычку или наклонную черту влево в качестве константы-символа, необходимо вставить перед этими знаками наклонную черту влево. Чтобы представить символ новой строки, необходимо использовать запись '\n'.
----------------------------------------------
Константа Название величины
----------------------------------------------
'a' Малая буква а
'?' Знак вопроса
'\b' Знак пробела
'0x1B' ASCII ESC- символ
'\'' Одиночная кавычка
'\\' Наклонная черта влево
-------------------------------------------------
Табл. 2.7 Примеры констант-символов.
Константы-символы имеют тип int.
Строковые литералы
Строковый литерал- это последовательность букв, цифр и символов, заключенная в двойные кавычки. Строковый литерал рассматривается как массив символов, каждый элемент которого представляет отдельный символ. Строковый литерал имеет следующую форму представления:
"<characters>" ,
где <characters> - это нуль или более символов из множества представимых символов, исключая двойную кавычку ("), наклонную черту влево (\) и символ новой строки. Чтобы использовать символ новой строки в строковом литерале, необходимо напечатать наклонную черту влево, а затем символ новой строки.
Наклонная черта влево вместе с символом новой строки будут проигнорированы компилятором , что позволяет формировать строковые литералы, располагаемые более чем в одной строке. Например, строковый литерал:
"Long strings can be bro\
cken into two pieces."
идентичен строке:
"Long strings can be brocken into two pieces."
Чтобы использовать двойные кавычки или наклонную черту влево внутри строкового литерала, нужно представить их с предшествующей наклонной чертой влево, как показано в следующем примере:
"This is a string literal"
"First \\ Second"
"\"Yes, I do,\" she said."
"The following line shows a null string:"
""
Заметим, что ESC- символы (такие как \\ и \") могут появляться в строковых литералах. Каждый ESC- символ считается одним отдельным символом.
Символы строки запоминаются в отдельных байтах памяти. Символ null (\0) является отметкой конца строки. Каждая строка в программе рассматривается как отдельный об"ект. Если в программе содержатся две идентичные строки, то каждая из них будет храниться в отдельном месте памяти.
Строчные литералы имеют тип char[]. Под этим подразумевается, что строка- это массив, элементы которого имеют тип char. Число элементов в массиве равно числу символов в строчном литерале плюс один, поскольку символ null (отметка конца строки) тоже считается элементом массива.
Идентификаторы
Идентификаторы- это имена переменных, функций и меток, используемых в программе. Идентификатор создается об"явлением соот-
ветствующей ему переменной или функции.После этого его можно использовать в последующих операторах программы. Идентификатор- это последовательность из одной или более букв, цифр или подчерков(_), которая начинается с буквы или подчерка. Допускается любое число символов в идентификаторе, однако только первые 31 символ распознаются компилятором. (Программы, использующие результат
работы компилятора, такие как, линкер, могут распознавать меньшее число символов).
При использовании подчерков в идентификаторе нужно быть осторожным, поскольку идентификаторы, начинающиеся с подчерка могут совпадать (войти в конфликт) с именами "скрытых" системных программ.
Примеры идентификаторов:
temp1
toofpage
skip12
Компилятор Си рассматривает буквы верхнего и нижнего регистров как различные символы. Поэтому можно создать отдельные независимые идентификаторы, которые совпадают орфографически, но различаются большими и малыми буквами. Например, каждый из следующих идентификаторов является уникальным:
add
ADD
Add
aDD
Компилятор Си не допускает идентификаторов, которые имеют ту же самую орфографию, что и ключевые слова. Ключевые слова описаны в следующем раздела
Замечание:
По сравнению с компилятором, сборщик может в большей степени ограничивать количество и тип символов для глобальных идентификаторов, и в отличие от компилятора не делать различия между большими и малыми буквами. (Подробнее смотри руководство по пакету MSC).
Ключевые слова
Ключевые слова- это предопределенные идентификаторы, которые имеют специальное значение для компилятора Си. Их можно использовать только так как они определены. Имена об"ектов программы не могут совпадать с названиями ключевых слов.
Список ключевых слов:
auto double int struct
break else long switch
case enum register typedef
char extern return union
const float short unsigned
continue for signed void
default goto sizeof while
do if static volatile
Ключевые слова не могут быть переопределены. Тем не менее, они могут быть названы другим текстом, но тогда перед компиляцией они должны быть заменены посредством препроцессора на соответствующие ключевые слова.
Ключевые слова const и volatile зарезервированы для будущего использования.
Следующие идентификаторы могут быть ключевыми словами для некоторых приложений:
cdecl
far
fortran
huge
near
pascal
Комментарии
Комментарий- это последовательность символов, которая воспринимается компилятором как отдельный пробельный символ или, другими словами, игнорируется.
Комментарий имеет следующую форму представления:
/*<characters>*/,
где <characters> может быть любой комбинацией символов из множества представимых символов, включая символы новой строки, но исключая комбинацию */. Это означает, что комментарии могут занимать более одной строки, но не могут быть вложенными.
Комментарии допускаются везде, где разрешены пробельные символы. Компилятор игнорирует символы комментария, в частности, в комментариях допускается запись ключевых слов и зто не приведет к ошибке. Так как компилятор рассматривает комментарий как символ пробела, то комментарии не могут появляться внутри лексем.
Следующие примеры иллюстрируют некоторые комментарии:
/* Comments can separate and document
lines of a program. */
/* Comments can contain keywords such as for
and while */
/*******************************************
Comments can occupy several lines. *******************************************/
Так как комментарии не могут содержать вложенных комментариев, то следующий пример будет ошибочным:
/* You cannot/* nest */ comments */
Компилятор распознает первую комбинацию */ после слова nest как конец комментария. Затем, компилятор попытается обрабатывать оставшийся текст и выработает сообщение об ошибке. Чтобы обойти
компиляцию комментариев больших размеров, нужно использовать директиву #if препроцессора.
Лексемы
Когда компилятор обрабатывает программу, он разбивает программу на группы символов, называемых лексемами. Лексема- это единица текста программы, которая имеет определенный смысл для компилятора и которая не может быть разбита в дальнейшем. Операции, константы, идентификаторы и ключевые слова, описанные в этом разделе,являются примерами лексем. Знаки пунктуации, такие как квадратные скобки ([]), фигурные скобки ({}), угловые скобки (<>), круглые скобки и запятые, также являются лексемами. Границы лексем определяются пробельными символами и другими лексемами, такими как операции и знаки пунктуации. Чтобы предупредить неправильную работу компилятора, запрещаются пробельные символы между символами идентификаторов, операциями, состоящими из нескольких символов и символами ключевых слов.
Когда компилятор выделяет отдельную лексему, он последовательно об"единяет столько символов, сколько возможно, прежде чем перейти к обработке следующей лексемы. Поэтому лексемы, не разделенные пробельными символами, могут быть проинтерпретированы неверно.
Например, рассмотрим следующее выражение:
i+++j
В этом примере компилятор вначале создает из трех знаков плюс самую длинную из возможных операций (++), а затем обработает оставшийся знак +, как операцию сложения (+). Выражение проинтерпретируется как (i++)+(j), а не как (i)+(++j). В таких случаях необходимо использовать пробельные символы или круглые скобки, чтобы однозначно определить ситуацию.
ИСХОДНЫЕ ТЕКСТЫ ПРИМЕРОВ
// Программа VAR.CPP, иллюстрирующая простые переменные
#include <iostream.h>
int main()
{
int i, j = 2;
double x, y = 355.0 / 113;
i = 3 * j;
cout << "i = " << i << endl
<< "j = " << j << endl;
x = 2 * y;
x = x * x;
cout << "y = " << y << endl
<< "x = " << x << endl;
return 0;
}
/*
Результаты:
i = 6
j = 2
y = 3.141593
x = 39.4784
*/
// Программа CONST1.CPP, иллюстрирующая константы
#include <iostream.h>
#define SEC_IN_MIN 60
#define MIN_IN_HOUR 60
int main()
{
long hours, minutes, seconds;
long totalSec;
cout << "Введите часы: ";
cin >> hours;
cout << "Введите минуты: ";
cin >> minutes;
cout << "Введите секунды: ";
cin >> seconds;
totalSec = ((hours * MIN_IN_HOUR + minutes) *
SEC_IN_MIN) + seconds;
cout << endl << totalSec << " секунд прошло с полуночи" << endl;
return 0;
}
/* Тест и результаты:
Введите часы: 10
Введите минуты: 0
Введите секунды: 0
36000 секунд прошло сполуночи
*/
// Программа CONST2.CPP, иллюстрирующая формальные константы
#include <iostream.h>
const int SEC_IN_MIN = 60; // глобальная константа
int main()
{
const int MIN_IN_HOUR = 60; // локальная константа
long hours, minutes, seconds;
long totalSec;
cout << "Введите часы: ";
cin >> hours;
cout << "Введите минуты: ";
cin >> minutes;
cout << "Введите секунды: ";
cin >> seconds;
totalSec = ((hours * MIN_IN_HOUR + minutes) *
SEC_IN_MIN) + seconds;
cout << endl << endl << totalSec << " секунд прошло с полуночи" << endl;
return 0;
}
/* Тест и результаты:
Введите часы: 1
Введите минуты: 10
Введите секунды: 20
4220 секунд прошло с полуночи
*/
// Программа OPER1.CPP, иллюстрирующая простые математические операции
#include <iostream.h>
int main()
{
int int1, int2;
long long1, long2, long3, long4, long5;
float x, y, real1, real2, real3, real4;
cout << endl << "Введите первое целое число: ";
cin >> int1;
cout << "Введите второе целое число: ";
cin >> int2;
cout << endl;
long1 = int1 + int2;
long2 = int1 - int2;
long3 = int1 * int2;
long4 = int1 / int2;
long5 = int1 % int2;
cout << int1 << " + " << int2 << " = " << long1 << endl;
cout << int1 << " - " << int2 << " = " << long2 << endl;
cout << int1 << " * " << int2 << " = " << long3 << endl;
cout << int1 << " / " << int2 << " = " << long4 << endl;
cout << int1 << " % " << int2 << " = " << long5 << endl;
cout << endl << endl;
cout << "Веедите первое вещественное число: ";
cin >> x;
cout << "Введите второе вещественное число: ";
cin >> y;
cout << endl;
real1 = x + y;
real2 = x - y;
real3 = x * y;
real4 = x / y;
cout << x << " + " << y << " = " << real1 << endl;
cout << x << " - " << y << " = " << real2 << endl;
cout << x << " * " << y << " = " << real3 << endl;
cout << x << " / " << y << " = " << real4 << endl;
cout << endl << endl;
return 0;
}
/* Тест и результаты:
Введите первое целое число: 10
Введите второе целое число: 5
10 + 5 = 15
10 - 5 = 5
10 * 5 = 50
10 / 5 = 2
10 % 5 = 0
Введите первое вещественное число: 1.25
Введите второе вещественное число: 2.58
1.25 + 2.58 = 3.83
1.25 - 2.58 = -1.33
1.25 * 2.58 = 3.225
1.25 / 2.58 = 0.484496
*/
//Демонстрация операций инкремента и декремента см. в программе OPER2.CPP
// Программа SIZEOF.CPP, которая возвращает размеры данных, используя
// для этого операцию sizeof() с переменными и типами данных.
#include <iostream.h>
int main()
{
short int aShort;
int anInt;
long aLong;
char aChar;
float aReal;
cout << "Таблица 1. Размеры памяти для переменных" << endl
<< endl;
cout << " Тип данных Используемая " << endl;
cout << " память (в байтах)" << endl;
cout << "------------------ -----------" << endl;
cout << " short int " << sizeof(aShort) << endl;
cout << " integer " << sizeof(anInt) << endl;
cout << " long integer " << sizeof(aLong) << endl;
cout << " character " << sizeof(aChar) << endl;
cout << " float " << sizeof(aReal) << endl;
cout << endl << endl << endl;
cout << "Таблица 2. Размеры памяти для типов данных" << endl
<< endl;
cout << " Тип данных Используемая" << endl;
cout << " память (в байтах)" << endl;
cout << "------------------ -----------" << endl;
cout << " short int " << sizeof(short int) << endl;
cout << " integer " << sizeof(int) << endl;
cout << " long integer " << sizeof(long) << endl;
cout << " character " << sizeof(char) << endl;
cout << " float " << sizeof(float) << endl;
cout << endl << endl << endl;
return 0;
}
/* Результаты:
Таблица 1. Размеры памяти для переменных"
Тип данных Используемая
память (в байтах)
------------------ -----------
short int 2
integer 2
long integer 4
character 1
float 4
Таблица 2. Размеры памяти для типов данных
Тип данных Используемая
память (в байтах)
------------------ -----------
short int 2
integer 2
long integer 4
character 1
float 4
*/
// Простая программа TYPECAST.CPP, демонстрирующая приведение типа
#include <iostream.h>
int main()
{
short shortInt1, shortInt2;
unsigned short aByte;
int anInt;
long aLong;
char aChar;
float aReal;
// присваиваются значения
shortInt1 = 10;
shortInt2 = 6;
// действия выполняются без приведения типа
aByte = shortInt1 + shortInt2;
anInt = shortInt1 - shortInt2;
aLong = shortInt1 * shortInt2;
aChar = aLong + 5; // автоматическое преобразование
// в символьный тип
aReal = shortInt1 * shortInt2 + 0.5;
cout << "shortInt1 = " << shortInt1 << endl
<< "shortInt2 = " << shortInt2 << endl
<< "aByte = " << aByte << endl
<< "anInt = " << anInt << endl
<< "aLong = " << aLong << endl
<< "aChar is " << aChar << endl
<< "aReal = " << aReal << endl << endl << endl;
// дейтсвия выполняются с приведением типа
aByte = (unsigned short) (shortInt1 + shortInt2);
anInt = (int) (shortInt1 - shortInt2);
aLong = (long) (shortInt1 * shortInt2);
aChar = (unsigned char) (aLong + 5);
aReal = (float) (shortInt1 * shortInt2 + 0.5);
cout << "shortInt1 = " << shortInt1 << endl
<< "shortInt2 = " << shortInt2 << endl
<< "aByte = " << aByte << endl
<< "anInt = " << anInt << endl
<< "aLong = " << aLong << endl
<< "aChar is " << aChar << endl
<< "aReal = " << aReal << endl << endl << endl;
return 0;
}
/* Результаты:
shortInt1 = 10
shortInt2 = 6
aByte = 16
anInt = 4
aLong = 60
aChar is A
aReal = 60.5
shortInt1 = 10
shortInt2 = 6
aByte = 16
anInt = 4
aLong = 60
aChar is A
aReal = 60.5
*/
/* *** ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ***
Существуют ли особые соглашения о присвоении имен идентификаторам?
Существует несколько стилей, которые стали популярными в последние
годы. Стиль, который используется в наших занятиях, требует начинать
имя переменной с символа, набранного в нижнем регистре. Если идентифи-
катор состоит из нескольких слов, как, например, numberOfElements,
набирайте первый символ каждого последующего слова в верхнем реги-
стре.
Как реагирует компилятор, если вы объявляете переменную, но никогда не
присваиваете ей значения?
Компилятор выдает предупреждение, что на переменную нет ссылок.
Каково булево выражение для проверки того, что значение переменной i
находится в заданном диапазоне значений (например, определяемом пере-
менными lowVal и hiVal)?
Выражением, которое определяет, находится ли значение переменной i
в некотором диапазоне, является (i >= lowVal && i <= hiVal).