Ремонт и юстировка лабораторных весов
Продолжительность службы и исправность весов зависят от правильной эксплуатации, от точного выполнения графиков технического надзора, а также от качества выполненного ремонта.
Технический надзор за лабораторными весами и профилактические мероприятия включают:
- разборку и сборку весов, очистку от грязи, удаление ржавчины со всех деталей весов (призм, подушек, серег, колец и др.), крепление колонок, стоек и ослабленных винтов, шурупов, болтов, и серег;
- замену недостающих или поврежденных деталей (шпилек, шурупов, отвесов, уровней, соединительных цепей, колец, щечек, гиредержателей, регуляторов тары);
- исправление деревянных витрин и ограждений;
- окраску механизмов весов для предохранения от коррозии;
- правильную установку весов.
Неисправные и своевременно неповеренные приборы, а также приборы, вызывающие сомнение в правильности показаний, подлежат изъятию из применения, а затем соответственно — ремонту, регулировке и поверке.
В поверочных лабораториях наряду с поверкой производят регулировку, юстировку весов, а также устранение в них мелких неисправностей, выявленных при поверке.
Различают три категории ремонта весов: текущий, средний и капитальный.
Текущий ремонт включает:
- разборку весов, промывку и очистку деталей от грязи и ржавчины;
- шлифовку призм, серег и подушек;
- установку новой пробки для поверительного клейма;
- окраску;
- поверку образцовыми гирями и регулировку; клеймение.
Средний ремонт кроме работ, производимых при текущем ремонте, включает:
- отжиг, заточку и закалку призм, серег и подушек; укрепление рычагов, рам, площадок;
- изготовление вспомогательных деталей (болтов, шпилек, отвеса, угольников, оковок);
- частичную (не более 40 % от общего количества) замену подушек, серег и призм новыми;
- капитальный ремонт кроме работ текущего и среднего ремонта включает:
а) частичную (более 40 % от общего количества) или полную замену подушек, серег и призм новыми;
б) изготовление новых металлических деталей (до 75 % от общего их количества в весах).
Требования к помещениям, в которых производится ремонт, зависят от вида и класса точности ремонтируемых в них весов и гирь от объема ремонта.
Особо высокие требования предъявляются к помещениям, где производится юстировка лабораторных весов 1-го разряда и 1-го класса.
Юстировку таких весов разрешается производить только в специально оборудованном помещении, полностью изолированном от рабочих помещений.
Юстировка весов более низких разрядов и классов осуществляется в обычных слесарно-сборочных мастерских на прочных устойчивых верстаках, на которые устанавливают выверенные по уровню металлические плиты.
Для ремонта весов необходимо иметь следующее оборудование и инструменты:
- сверлильный станок с патронами для сверления отверстий до 12 мм;
- слесарный верстак с параллельными тисками;
- установочные плиты с регулируемыми ножками для весов настольных обыкновенных, циферблатных и неравноплечих передвижных;
- микрометр гладкий от 0 до 25 мм, штангенциркуль от 0 до 200 мм, линейку 500 мм;
- разметочную плиту 400Х400 мм;
- точило диаметром до 250 мм;
- шлифовальные бруски;
- верстак для ручной обработки дерева;
- рубанок, фуганок;
- комплект слесарного инструмента;
- резьбовой набор;
- набор сверл от 0,5 до 12 мм;
- образцовые весы и гири согласно перечню поверочного оборудования.
Ремонт весов на месте эксплуатации осуществляет передвижная весоремонтная мастерская. Для хранения весов, поступивших в ремонт и вышедших из ремонта, отводится помещение, оборудованное стеллажами. Весы, вышедшие из ремонта, хранятся отдельно от весов, поступивших в ремонт.
При ремонте весов 4-го класса и образцовых IV разряда необходимо:
- очистить весы от загрязнения и коррозии.
Примечание - Весы очищают от грязи и ржавчины ветошью и керосином и в необходимых случаях применяют мелкозернистую шлифбумагу или шлифполотно. Категорически воспрещается удалять ржавчину с ответственных деталей весов наждачной бумагой, так как такой способ обработки искажает показания весов;
- тщательно осмотреть все детали, проверить твердость подушек, призм и щечек и заменить непригодные;
- произвести предварительную юстировку;
- разобрать весы и восстановить внешнюю отделку деталей;
- собрать весы и произвести окончательную юстировку;
- сдать весы поверителю на поверку.
Чаще всего при ремонте технических весов приходится заменять призмы, подушки, стрелки, иногда заменяют чашки.
Рисунок 12.18 - Коромысло весов 4-го класса
На рисунке 12.18 изображено коромысло весов 4-го класса с опорной призмой О и двумя грузоприемными призмами А и В.
Рисунок 12.19 - Приспособление для установки призм
Приспособление для установки призм, которое часто называют параллелью, показано на рисунке 12.19. На верхней тщательно отшлифованной поверхности нанесены риски. Риска 2 предназначена для установки в нее опорной призмы коромысла, а риски 1 служат для выверки правильного размера плеч и параллельности призм.
Приспособление используется также для выверки правильности расположения призм относительно оси Z . Для этого на отшлифованную поверхность приспособления ставят плоскопараллельную плитку 3, относительно нижней поверхности которой и выверяют на просвет правильность расположения призм. Полное совпадение вершины призмы с нижней поверхностью плитки указывает на правильность ее установки.
После установки призм приступают к предварительной юстировке весов. Юстировку весов следует производить на горизонтальных верстаках, не подверженных сотрясениям или вибрациям, вызываемым работой станков и другого оборудования. Сначала производят юстировку только коромысла весов, для чего необходимы специальные серьги и парные грузы.
Специальные серьги состоят из рамки, в верхней части которой закреплены подушки и закаленные вкладыши, а в нижней — запрессован валик с тремя кольцеобразными выточками по середине и по краям валика.
Юстировку коромысла весов выполняют следующим образом. Установив по имеющемуся на колонке отвесу станину весов с колонкой и коромыслом, подвешивают на грузоприемные призмы специальные серьги и приводят в равновесие коромысло с помощью регуляторов тары. Затем подвешивают на срединные углубления серег парные грузы соответствующие предельной нагрузке весов. Стрелка при этом занимает какое-то положение равновесия.
Для того, чтобы определить чувствительность весов, сначала к одному, потом к другому грузу добавляют гирю-допуск. Конец стрелки должен отклониться при этом не менее чем на одно деление шкалы.
Если этого не произошло, то следует проверить зазор между вершиной опорной призмы и линией, проходящей через вершины грузоприемных призм. При малой чувствительности (большом зазоре) следует заменить опорную призму на более высокую и вновь определить чувствительность. Если чувствительность окажется слишком велика, то нужно заменить опорную призму на более низкую.
В том случае, если зазор между вершинами опорной и грузоприемной призм выдержан правильно, а чувствительность все же несколько мала, необходимо заменить гайку, крепящую стрелку, на более тяжелую или поставить более легкую стрелку, а иногда заменить и гайку, и стрелку. При излишней чувствительности ставят более легкую гайку или более тяжелую стрелку.
Регулируя чувствительность, следует наблюдать за характером колебаний стрелки весов. Колебания должны быть плавными затухающими; при каждом отклонении стрелки затухание не должно быть больше 0,5 деления шкалы.
Достигнув необходимой чувствительности при предельной нагрузке, устраняют непостоянство показаний весов и неравноплечесть коромысла. Для этого на середине риски специальных серег помещают грузы, соответствующие 0,1 части предельной нагрузки весов, открывают изолир и наблюдают за колебаниями стрелки. Сделав несколько колебаний, стрелка должна занять определенное положение. Затем открывают и закрывают еще три-четыре раза изолир и наблюдают за тем, чтобы каждый раз положения равновесия не менялось.
Изменение показаний при этом указывает на неисправность работы механизма изолира. Большей частью эта неисправность проявляется в том, что при подъеме и опускании проворачивается шток, несущий обойму с опорными подушками, в результате чего призма становится каждый раз в новое положение. Устраняют это явление путем регулировки зазоров между направляющими штифтами штока и прорезью, в которой они передвигаются. Регулируют работу изолира так, чтобы изменения показаний весов не превышали установленных допусков. Затем проверяют положение равновесия ненагруженного коромысла и вновь подвешивают к серьгам парные грузы, соответствующие 0,1 части предельной нагрузки. Один такой груз подвешивают на среднее углубление левой серьги, а второй — сначала на одно а затем на другое крайнее углубление правой серьги При этом:
- грузик-допуск приводит весы в равновесие или отклоняет в противоположную сторону, т. е. весы верны;
- грузик-допуск не приводит весы в равновесие, причем наблюдается следующее, в обоих положениях груза на серьге перевесил правый груз, в обоих положениях перевесил левый груз, где:
1) в первом положении перевесил правый груз, а во втором — левый;
2) в первом положении перевесил левый груз, а во втором — правый.
Все это является следствием неравенства плеч или неправильного расположения правой призмы по отношению к левой призме.
Правильность показаний весов можно восстановить подточкой призмы: - в первых двух случаях надо подточить по всей длине её вершину, а в двух других - призму переточить так, чтобы её вершина была параллельна вершинам опорной и левой грузоприёмных призм, а плечи коромысла одинаковы.
То же наблюдается и при неправильном расположении левой призмы, а также в том случае, если призмы будут параллельны друг другу, но не перпендикулярны к плоскости коромысла.
Если разница в плечах большая, призму не перетачивают, а выправляют гнездо и ставят призму в надлежащее положение. Необходимость этого вызвана тем, что при каждой переточке для увеличения плеча l на ∆l увеличивается зазор между вершинами опорной и грузоприемной призмы и снижается чувствительность весов.
Переточку весов производят на вращающихся карборундовых кругах или брусках и притирах. Для удобства переточки применяют оправку (рисунок 12.20), которая состоит из рамки 2, гайки 3 и винта 1, с помощью которого призму 4 зажимают в направляющих рамки 2.
Рисунок 12.20 – Оправка для переточки весов
После юстировки коромысла приступают к юстировке собранных весов при предельной нагрузке. Грузы, равные предельной нагрузке, кладут на чашки весов и определяют погрешность и чувствительность собранных весов.
Чувствительность определяют следующим образом. Отклонив коромысло до упора в одну сторону, и положив на противоположный груз гирю-допуск, необходимо осторожно опустить коромысло, придерживая его пальцами. При этом весы должны прийти в равновесие или отклониться в противоположную сторону. Затем испытание следует повторить, отклонив коромысло в противоположную сторону и перенеся груз-допуск на другой груз. При этом весы должны прийти в равновесие.
Если этого не произойдет, то необходимо проверить твердость призм и соприкасающихся с ними деталей, перекалить мягкие детали, и вновь отъюстировать весы при 0,1 части предельной нагрузки. Если полностью нагруженные весы при наложении допуска не приходят в равновесие, то это значит, что весы находятся в безразличном равновесии, т. е. центр тяжести совпадает с вершиной опорной призмы. Для исправления этого следует сместить центр тяжести ниже точки опоры.
Проведя предварительную юстировку весов, производят их окраску. Полученные из окраски детали тщательно протирают, а затем собирают весы.
Собранные весы необходимо оттарировать так, чтобы тарировочные грузки находились на середине стержней. Иногда необходимо заменять один из грузков или стержней на более тяжелый. В случае необходимости производят окончательную юстировку собранных весов.
Если предварительная юстировка весов была проведена тщательно, то окончательная юстировка сводится к незначительной переточке призм на карборундовых брусках без выколачивания их из гнезда. После окончания юстировки весы передают на поверку. Приемы юстировки весов 1, 2 и 3-го классов и образцовых весов I, II и III разрядов от приемов юстировки весов 4-го класса отличаются тем, что регулировка плеч производится не переточкой призм, а передвижением кареток, а чувствительность регулируют не заменой деталей, а перемещением специальных грузов. При юстировке весов 1—3-го классов и I—III разрядов используют те же приемы, но проводят ее по более жестким допускам.
Следует помнить:
- при юстировке весов нельзя долго держать коромысло в руках, так как достаточно одному плечу нагреться на 0,3 °С больше, чем другому, чтобы погрешность весов вышла из допускаемых пределов;
- затягивать регулировочные винты в каретках необходимо с равным усилием и без перенапряжения, так как затянутые с равным усилием винты изменяют натяжение кареток, и показания весов изменяются;
- отъюстировав весы при 0,1 части предельной нагрузки, необходимо сделать перерыв, после которого снова проверить показания весов и, убедившись в их постоянстве, продолжать юстировку при предельной нагрузке;
- рекомендуется вести одновременно юстировку нескольких весов с тем, чтобы в перерывы, необходимые для «отдыха» одних весов, юстировать другие;
- поверку весов при юстировке проводят в такой же последовательности, как и при выпуске из производства, эксплуатации или ремонте