Статические данные-члены класса
Члены класса могут быть объявлены с модификатором static. Статический член класса может рассматриваться как глобальная переменная или функция, доступная только в пределах класса.
Данное-член класса, определенное с модификатором static, разделяется всеми представителями этого класса, так как существует только один экземпляр этой переменной. Память под статические данные-члены выделяется, даже если нет никаких представителей класса. Поэтому класс должен не только объявлять статические данные-члены, но и определять их.
Пример 5.
class Any
{
public:
Any();
static intcount;
};
intAny::count=0;
К статическим данным-членам, объявленным в разделе public класса, рекомендуется обращаться с помощью следующей конструкции:
<имя_класса>::<данное_член>
Эта форма обращения отражает тот факт, что соответствующее данное-член является единственным для всего класса.
Если статические данные-члены объявлены как закрытые, то доступ к ним можно получить с помощью обычных функций-членов. Доступ к статическим данным-членам с помощью обычных функций-членов ничем не отличается от доступа к другим данным-членам, но для этого необходимо создать хотя бы один объект данного класса. В связи со сказанным выше, можно дать следующие рекомендации:
1. Применяйте статические данные-члены для совместного использования данных несколькими объектами класса;
2. Ограничьте доступ к статическим данным-членам, объявив их в разделе protected или private.
Пример 6.
Файл Dot.h
class Dot
{
static int count;// объявление статического данного-члена – счётчика объектов
charname;
int x, y;
public:
Dot (char Name) {name=Name; x=0; y=0; count++;}
~Dot() {count--;}
void PrintCount(); // функция выводит количество существующих объектов
};
Файл Dot.cpp
#include "Dot.h"
voidDot::PrintCount()
{
charS[30];
CharToOem("В памяти существует ", S);
cout<<S<<count;
CharToOem(" объекта типа Dot\n", S);
cout<<S;
}
Файл Main.cpp
#include "Dot.h"
int Dot::count=0; // инициализация статического данного-члена
intmain()
{
Dot A('A'), B('B'), C('C');
A.PrintCount();
cout<<Dot::count<<'\n'; // ошибка: данное-член count недоступен
}
В этом примере статическое данное-член count содержит количество существующих объектов. Инициализация данного-члена count осуществляется перед выполнением программы и созданием объектов в файле основной программы с помощью оператора: void Dot::PrintCount()
Обратите внимание, что обращение к этому члену класса в функции main() в операторе cout<<Dot::count<<'\n'; приводит к ошибке, поскольку данное-член класса count объявлено как закрытое и является недоступным за пределами класса.
При выполнении программа выводит на экран:
В памяти существует 3 объекта типа Dot
Корректный учёт количества существующих объектов достигается двумя действиями: каждый конструктор, (в том числе и конструктор копирования) увеличивает счётчик на единицу, деструктор – уменьшает на единицу. Поскольку конструктор вызывается при создании каждого объекта, а деструктор – при уничтожении, то данное-член count будет содержать количество существующих объектов независимо от того каким образом и в какой области определения создан или уничтожен объект.
Статические функции-члены класса
Особенностью использования статических функций-членов является то, что они также определены в единственном экземпляре и не являются безраздельной собственностью какого-то представителя класса. В связи с этим им не передается указатель this. Эта особенность статических функций-членов используется при написании функций-обработчиков прерываний и callback-функций (при программировании для Windows).
Из сказанного выше вытекает несколько важных следствий:
1. статическая функция-член может вызываться независимо от того, существует или нет какой-либо представитель класса;
2. статическая функция-член может манипулировать только статическими данными-членами класса и вызывать только другие статические функции-члены класса;
3. статическая функция-член не может быть объявлена с модификатором virtual.
Пример 7.
Файл Dot.h
class Dot
{
intx,y;
static int count;
public:
Dot () {x=0; y=0; count++;}
~Dot() {count--;}
static int GetCount() {return count;}
void PrintCount();
};
Файл Dot.cpp
#include "Dot.h"
voidDot::PrintCount()
{
charT[30];
CharToOem("В памяти существует ", T);
cout<<T<<count;
CharToOem(" объекта типа Dot\n", T);
cout<<T;
}
Файл Main.cpp
#include "Dot.h"
int Dot::count=0; // инициализация статического данного-члена
intmain()
{
charS[25];
CharToOem("Сейчас есть объектов: ", S);
cout<<S<<Dot:: GetCount()<<'\n';
Dot A, B, C;
A.PrintCount();
cout<<Dot:: GetCount()<<'\n';
}