Использование указателей на функции-члены класса

Можно определить указатель на функцию-член класса. Синтаксис определения следующий:

<возвр_тип> (<имя_класса>::*<имя_указателя>) (< параметры>);

Например:

void (T::*funcPtr) (int x, int у);

Таким образом, синтаксис определения указателя на функцию-член класса отличается от объявления указателя на обычную функцию тем, что в круглых скобках указывается имя класса, отделенное от имени указателя оператором расширения области видимости, а само имя указателя предваряется звездочкой. Эта звездочка должна напомнить программисту, что при использовании такой указатель должен разыменовываться (в отличие от указателя на обычную функцию).

Например: this->*funcPtr(x, y);

или

*this.*funcPtr(x, y);

Указателю на функцию-член класса передается скрытый указатель this (иначе ему нельзя было бы присвоить значение адреса некоторой функции-члена класса).

Следующий пример демонстрирует использование указателей на функцию-член.

class T

{

int a;

public:

T(int A): a(A){}

void MembFunc() {printf("Hello!");}

void CallMembFunc(void (T::*funcPtr)())

{

this->*funcPtr();

}

};

int main()

{

void (T::*funcPtr)()=&T::MembFunc;

T ob(2000);

ob.CallMembFunc(funcPtr);

}

C++ накладывает определенные ограничения на использование указателей на функции-члены класса:

o указатель на функцию-член класса не может ссылаться на статическую функцию-член класса (так как ей не передается указатель this);

o указатель на функцию-член класса не может быть преобразован в указатель на обычную функцию, не являющуюся членом какого-нибудь класса (по той же причине).

Массивы объектов класса

Из объектов класса, как и из обычных переменных, можно строить массивы. Синтаксис объявления массива объектов аналогичен синтаксису объявления массивов обычных переменных. Например, следующее объявление создает массив из 10 элементов, которые являются объектами класса AnyClass:

AnyClass obArr[10];

Однако для того, чтобы компилятор смог создать этот массив, он должен использовать конструктор по умолчанию объектов класса. В отношении конструктора по умолчанию действуют перечисленные нами ранее правила. Рекомендуем не полагаться на то, что компилятор сам создаст конструктор по умолчанию, и всегда при объявлении массива объектов некоторого класса включать в этот класс конструктор по умолчанию.

Доступ к элементам массива также аналогичен доступу к массивам переменных любого другого типа. Например:

#include <iostream.h>

class AnyClass

{

int a;

public:

AnyClass(int n){a=n;}

int GetA(){return a;}

};

int main()

{

//Объявление и инициализация массива объектов

AnyClass obArr[5]={13, 17, 21, 23, 27};

int i;

for(i=0;i<5;i++)

{

//Обращение к элементам массива

cout<<obArr[i].GetA()<<' ';

}

}

Эта программа выводит на экран проинициализированные значения массива объектов obArr. Фактически, примененный здесь синтаксис инициализации массива является сокращенной формой следующей конструкции:

AnyClass obArr[5] = {AnyClass(13), AnyClass(17), AnyClass(21),

AnyClass(23), AnyClass(27)};

К сожалению, ею можно воспользоваться только при инициализации массивов объектов, конструктор которых содержит только один параметр. При инициализации массивов объектов с конструктором, содержащим несколько параметров, приходится использовать полную (или длинную) форму конструкции.

В следующем примере создается двумерный массив объектов, конструктор которого содержит два параметра.

#include <iostream.h>

class Coord

{

int x, у;

public:

Coord(int X, int Y){x=X; у=Y;}

int GetX(){return x;}

int GetY(){return y;}

};

int main()

{

Coord coordArr[4][2] ={Coord(3,4), Coord(5,6),

Coord(7,8), Coord(9,10),

Coord(ll,12), Coord(13,14),

Coord(15,16), Coord(17,18)};

int i, j;

for(i=0; i<4;i++)

{

for(j=0; j<2; j++)

{

cout<<coordArr[i][j].GetX()<<' ';

cout<<coordArr[i][j].GetY()<<' ';

}

cout<<endl;

}

}

Использование указателей для доступа к объектам массива совершенно аналогично их использованию для обычных переменных и структур. Арифметика указателей также аналогична. Инкрементирование указателя приводит к тому, что он указывает на следующий объект массива, декрементирование − к тому, что он указывает на предыдущий объект массива. Рассмотрим пример:

#include <iostream.h>

class Coord

{

int x, у;

public:

Coord(int X, int Y){x=X; у=Y;}

int GetX(){return x;}

int GetY(){return y;}

}

int main()

{

Coord obArr[4][2]={Coord(3,4), Coord(5,6),

Coord(7,8), Coord(9,10),

Coord(11,12), Coord(13,14),

Coord(15,16), Coord(17,18)};

int i;

Coord *ptr;

ptr=obArr; //Инициализация указателя адресом массива

for(i=0; i<4; i++)

{

cout<<ptr->GetX()<<' ';

cout<<ptr->GetY()<<"\n";

ptr++; //Переход на следующий объект

}

}

Эта программа выводит на экран в каждой строке значения переменных х и у текущего элемента массива объектов.

Массивы объектов классов могут располагаться в куче. Например:

#include <iostream.h>

class Coord

{

int x, у;

public:

Coord(int X, int Y){x=X; у=Y;}

Coord(){x=0; у=0;}

int GetX() {return x;}

int GetY() {return y;}

};

intmain()

{

int i;

Coord *ptr;

ptr = new Coord[6]; //Создание массива объектов в куче

for (i=0; i<6; i++ )

{

cout<<ptr->GetX()<<' ';

cout<<ptr->GetY()<<"\n";

ptr++ ; //Переход на следующий объект

}

cout<<"\n";

delete[] ptr; //Удаление массива объектов из кучи

}

Следует обратить внимание, что для удаления массива объектов используется форма оператора deleteс квадратными скобками.

Наши рекомендации